конспект по общей психологии В.В. Петухов. Общая психология. Клод ЛевиСтросс
Скачать 0.88 Mb.
|
02 Житейская психологияВундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувства (или эмоция) – это всегда отношение к какому-то предмету. Возбуждение или успокоение не само по себе, а то что является чувственной эмоциональной окраской какого-то впечатления. Например, при восприятии цвета. Когда человек чего-то ожидает, например, удар метронома. Ожидание или предвосхищение чего-то вызывает напряжение. Обыденные знания приобретаются интуитивно. Когда произносим слово интуитивно – это слово принято в житейской психологии. Уточняем это определение. Жан Пиаже́ — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию. Речь есть, а понятий нет. Интуиция – это и есть, принятие части за целое. Или обобщение части. Когда мы какой-то объект воспринимаем не полностью, а на основе отдельного аспекта. Одну часть учел, а другую пренебрег. Интуиция – это всегда возможность неверного обобщения. Для того, чтобы воспользоваться житейским знанием, например, воспользоваться какой-то поговоркой как советом – нужно обязательно знать контекст. Нужно воссоздать конкретную ситуацию. Вне ситуации это знание, может привести к ошибке. Уильям Джеймс — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии. Старший брат писателя Генри Джеймса. https://www.livelib.ru/book/1002771980-psihologiya-uilyam-dzhejms Ви́ктор Франкл — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Известен как создатель логотерапии — нового, динамично развивающегося в современном мире направления в экзистенциальной психологии и психотерапии и как основатель третьей венской школы. Логотерапи́я — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века. http://psylib.org.ua/books/franv01/index.htm Парадокса́льная инте́нция — методика, применяемая в психотерапии. Данный метод был разработан австрийским психиатром и психологом Виктором Франклом для своей логотерапии. В рамках данной методики пациенту, имеющему определённую фобию, предлагается противоречивая попытка возжелать то, чего он больше всего боится. https://psyera.ru/3362/metod-paradoksalnoy-intencii-frankla Алекса́ндр Лу́рия — советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР и АПН СССР. Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. 03 Классическая психологияРене́ Дека́рт — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии Есть проблема. Проблема состоит в том: существует ли свобода воли? Если есть проблема, у нее всегда есть 2 решения: негативное и позитивное. Рассмотрим сначала негативное решение: к примеру, кто-то принимает решение, что свободы воли нет. Что это означает для психолога? Это означает, что все поведение человека, вся его активность и поступки и т.д., можно объяснить из внешних причин. Все поступки имеют объяснение. Например, человек добр, потому что он определенной национальности, а другой нет, потому что другой национальности. Можно ввести слово посерьезней, если свободы воли нет, значит возможно полная причинно-следственная или иногда говорят детерминистическое объяснение поведения. Т.е. цепочка объяснения причины действия, никогда не рвется. А это означает, что у изучаемого нами субъекта, нет собственной внутренней активности. Если все объясняется внешними причинами, то он как бы не при чем, он не за что не отвечает и собственной внутренней свободы, у него нет. А если свобода воли есть? То это означает, что человек признает у себя наличие собственной активности. Наличие возможности поступить самостоятельно, по-своему, наперекор внешним обстоятельствам. 2 лягушки попадают в банку со сметаной. Но и в этой среде, не за что держаться, и они обе начинают тонуть. Иными словами, есть 2 субъекта и эти субъекты гибнут. Они находятся в одних и тех же внешних обстоятельствах и эти обстоятельства гибельны. На самом деле, это не 2 лягушки – это 2 субъекта, которые по-разному отвечают на вопрос о свободе воли. И один субъект говорит: - Свободы воли нет! – а это значит, у меня нет никакой активности внутренней. Значит все зависит от внешних обстоятельств, а они гибельны. И тогда, зачем бороться? Она складывает лапки и тонет. А как поступает другая? Она говорит: - свобода воли есть и тогда что делать? Обстоятельства ведь те же самые. Единственное, что можно делать в этих обстоятельствах, это абсолютно без всякого смысла продолжать двигать лапками и тем самым проявлять собственную активность. Волевого смысла в этих действиях нет. И тогда, как мы знаем, совершенно неожиданно для этого субъекта, сметана взбивается в масло. Она что заранее знала, что сметана собьется в масло? Нет! но так произошло. И так спросим: кто из них прав? И как всегда говорим: в жизни каждый прав. Прав и тот, и другой. Кто какое принял решение, такой и получил результат. Каждый оказался прав. Один утонул – потому что для него свободы воли нет. А другой – остался жить, а значит она есть. Познание – это истина, подлинная сущность вещей. И когда мы о чем-то начинаем размышлять, то правила становятся другими. В познании – решимость уже опасна. Почему? К примеру, у вас есть какая-либо гипотеза и вы, без всякой ее проверки делаете свой вывод. Решимость, здесь источник ошибок. И что же тогда является правилом познания? Декарт отвечает – сомнение. Исследователь должен сомневаться. Знания открыл человек. А людям свойственно ошибаться. Что могу представить сознательно, то и изучаю. Сознание – есть условие, в данном случае, научного познания. Познавать можно то, что можно представить понятийно. А значит рассуждать об этом, можно и нужно логически. Любой человек, который занимается наукой, конечно пользуется своим сознанием для исследования. Если сознание целостно, а значит, как предмета науки нет. Нельзя построить теорию сознания. Его нельзя использовать 2 раза, один раз его использовали для построения естественных наук. И никакой науки о сознании быть не может. Нельзя изучать условия того, с помощью чего ты познаешь. Ты уже узнаешь и познаешь эти условия и как же можно стоить науку о них? Это противоречие. Не надо все знать. Потому что это невозможно. Потому что есть границы. Не надо рассматривать человека по частям. Надо взять его как целое. Джон Локк — английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Интроспекция – это изощренная техника, выделять элементы сознания. Выделять каждое впечатление, описать каждый аспект своего переживания. При чем, элементарного, на который мы внимание, в повседневной жизни не обращаем. Метроно́м — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. Психология физиологическая – отрасль психологии, которая изучает физиологические процессы, сопровождающие психическую деятельность. Термин был введен немецким физиологом и психологом Вильгельмом Вундтом, который в 1874 году написал работу под названием «Основания физиологический психологии» http://www.psychologies.ru/glossary/15/psihologiya-fiziologicheskaya/ |