конспект по общей психологии В.В. Петухов. Общая психология. Клод ЛевиСтросс
Скачать 0.88 Mb.
|
09-10 Отечественная психологияПётр Гальпе́рин — советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР. Доктор педагогических наук, профессор. Есть проблема выделения, проблема понятия психики. Понятие, как мы знаем по Аристотелю, имеет объем и содержание. Объем – это класс объектов, входящих в понятие. А содержание – это признак понятия, существенный признак, всех данных объектов. Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. Множественность личности есть качественная разнородность составляющих ее субъектов. В психиатрии начала века существовало понятие раздвоения личности, а теперь мы могли бы сказать растроения, а то и более. Показательна в этом смысле работа Ю.М. Лотмана о Пушкине, в которой тот предстает то другом декабристов, то убежденным монархистом, то раскованным Дон Жуаном, то нарочитым сторонником Домостроя. Весьма часто бывает, что такого рода людей — личностей — пытаются свести лишь к определенным их частям, хотя это, пожалуй, характеризует того, кто это делает. Наш же вопрос состоит в том, как и для чего личности быть разнородной. Ответ довольно простой: личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользуемые возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития. Наконец, в-третьих, личность существует только в развитии, и в этом смысле, действительно, не равна самой себе. Ярче других это показано у еще одного литературоведа — М.М. Бахтина в его книге об Ф.М.Достоевском2. Бахтин настаивает на том, что пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-либо моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Приведем два примера из романа «Идиот» Ф.М.Достоевского. Так во второй части этого романа, когда князь Мышкин является уже обладателем большого наследства, к нему приходит компания молодых людей с целью доказать свои права на наследство. Молодые люди заведомо неправы и справедливо изгнаны из высшего общества. На следующий день один из них — бывший боксер Келлер — решает покаяться перед князем и рассказать ему о своей несчастной судьбе. Но проделав все это, по сути исповедовавшись, он вдруг заявляет князю о том, что хочет попросить у князя денег взаймы, точно зная, что никогда не отдаст. И как бы проверяет князя на прочность: «Да, вот такое «Я»—«Оно». Мышкин же, к удивлению, Келлера, отвечает: «А я-то думал, что такое только у меня бывает, а оказывается у многих. Я называю это феноменом двоемыслия. Когда приходит одно, то сразу же появляется и другое, противоположное». Во втором примере подобное замечание делает уже самому Мышкину девушка-аристократка Аглая Епанчина. Она замечает ему: «Вы говорите о людях только правду, а это жестоко». То есть тем самым человеку отказывают в его дальнейшем развитии, вынося окончательный приговор. В конце концов, у развитой, многосторонней, и незавершенной в развитии личности есть главное свойство собранности. Как в известной африканской притче. Девушка, прогуливаясь по рынку (рынок, как нам известно, символ культуры), замечает привлекательного для нее молодого человека, который выглядит собранным джентльменом. Молодой человек уходит с рынка, двигаясь в сторону джунглей (символ природы), и уже на его пороге теряет собранность, и начинает распадаться на части. Досужая мораль притчи, как в Красной Шапочке: предупреждение девушкам о том, что нельзя ходить за всяким привлекательным мужчиной. А подлинный смысл состоит в том, что природа — это всегда части, которые преобразуются, собираются воедино и удерживаются личностью". 11 Психика животныхМы уже говорили ранее, что можем выделять: природного субъекта, социального индивида и личность. Очевидно, что и смыслов, может быть тоже три: Первый, природный, конечно есть у животных. Его обычно называют значимость – это биологический смысл, связанный с существованием организма. Природная нужда – это тоже мотив. Биологические смыслы – это полезно/вредно. Социальный или разумно-сознательный смысл. Это и есть осознания отношения мотива к цели. Это разумный смысл, собственно человеческий, позволяющий осуществлять совместную деятельность. Смысл может объясняться как хорошо/плохо (работать – хорошо, лениться – плохо) Личностный смысл. Мы знаем, что личность, находиться внутри социального индивида, а мы говорим о первобытных людях. Поэтому здесь, личностный смысл и разумный пока совпадают. Мир отражается не в отдельных образах, он отражается целостными-предметными ситуациями. Ведь инсайт – это целостное организация проблемной ситуации, всех ее элементов, которая позволяет обнаружить и устранить основной конфликт. Курт Эрнестович Фабри — советский этолог, основоположник отечественной зоопсихологии. Вот расческа и ножницы – здесь парикмахер. Мы опознаем по орудиям его труда. Вот вкусная булка, здесь результат труда (тут живет пекарь) и т.д. Что есть у человека? Совместность и орудийность взаимосвязаны. Своим орудием труда, я представляю себя, мое место в обществе, связано с разделением труда. Мы нигде не находим этого у животных. Даже если признать, что у них есть социальная иерархия, но с орудийность это никак не связано. Муравьиный улей нельзя считать обществом, потому что это единый организм. Нельзя брать отдельного муравья за единицу измерения. Суть такова: мотив и цель не совпадают, но отношения мотива к цели (смысл), должен быть понятен каждому участнику труда. Мы можем выделять: природного субъекта, социального индивида и личность. Так вот очевидно, что и смыслов может быть тоже 3. 1-ый - природный, конечно есть и у животных. Обычно его не называют смыслом, а значимость – это биологический смысл, связанный с существованием организма. Природная нужда – это тоже мотив и по-видимому образуются смыслы. Когда мы говорим о смыслах о животных, а человек тоже животное, то биологические смыслы — это соответственно: полезно – вредно. Далее идет социальный или разумно-сознательный смысл. Его мы только что определили – это и есть осознание мотива к цели. Это разумный смысл, собственно человеческий, позволяющий осуществлять совместную деятельность. И на этом уровне, смысл может звучать как, что такое хорошо и что такое плохо (работать хорошо, лениться плохо). Личностный смысл – значит связанный с культурой, с соблюдением технологий. Это культурный труд. Уничтожение труда, характеризует социализм. Социализм – враг труда. Трудный труд – у нас ударный, каторжный бессмысленный и заведомо бесполезный. Пациент аналитика говорит: «Чего не пожелается, того никогда не произойдет и все наоборот сбывается» Мир для того уже разделен, на материально-предметный и мыслимый мир. С речью начинается собственно человеческое мышление, а не интеллект животных. Речь – это постоянное обновление языка. |