конспект по общей психологии В.В. Петухов. Общая психология. Клод ЛевиСтросс
Скачать 0.88 Mb.
|
25 Волевая регуляцияПессимизм интеллекта, но оптимизм воли. Т.е. если интеллектуально подходить к ситуации, то может оказаться так, что решение вообще не будет принято, так сказать, пессимистический вывод. Но воля или решимость позволяет продолжать действие, совершить поступок. Анализ конфликтных ситуаций или проблемных ситуаций, поведения субъекта при встрече с препятствием, мотивационные конфликты, изучались прежде всего в гештальт психологии. Характер преобразований, выполняемых субъектом, будет далеко не одинаков и будет зависеть от того, на каком этапе развития личности находится субъект. Напоминание про терапии: Терапия поведения, причин и процесса. В бихевиоризме, понятие воли стремятся не использовать вообще. В классическом бихевиоризме, принципиально нет такого понятие, потому что волевая регуляция связана с внутренней активностью. А в необихевиоризме, также стараются не подчеркивать понятие воли, а выражаются так, что эффективность научения гарантируется и без внутренних усилий. Т.е. эффект научения будет, даже если воздействие оказываемое на субъекта, не осознается им. Даже если у него нет внутренней активности и воздействие оказывается только внешне. Если воздействие сознается субъектом, если он имеет намерение, совпадающее по содержанию с воздействием и сознает, то эффект научения будет более продуктивной. Именно на этой ступени, мы упоминаем У. Джеймса. Он относится к психологии сознания. Но он не раз обращается именно к телесному поведению. Он говорил, что, научившись управлять телом, овладеешь психическими состояниями. Нечто подобное происходит и здесь. Здесь суть состоит не только в поведении, но в сознании его факторов. Джеймс замечает, что воспитание и развитие воли, конечно связано с выполнением определенных действий (бессмысленных). В терапии поведения, вообще не принято говорить о смысле действия. Занятие может быть бессмысленным. Потому что воля, по Джеймсу, сама является источником движения, она определяется, как бы, из нее самой. Ее нельзя объяснить никакими другими причинами. (пример с лягушками). Упражнение для воспитания воли. Если мы хотим достичь каких-то результатов в деле развития собственной воли, то нам надо выбрать какой-то заведомо бессмысленное для нас занятие и выполнять его по 5 минут каждый день в течении недели. Например, взять коробочку спичек и в течении 5ти минут выполнять действие: открыл, по одной спичке выложить все спички на стол. Закрыл коробку. Открыл коробку. По одной спичке положил обратно. Так 5 минут. Спустя 5 минут сразу же, надо взять лист бумаги и перечислить все то, что делает это занятие для вас совершенно бессмысленным или все то что помешало выполнению этому занятию. Если упражнение продолжается далее, то Джеймс говорит (он как бихевиоральный терапевт, заранее гарантирует результат). На второй, третий день, этих факторов станет больше. На четвертый, пятый, возрастание прекратиться. И тогда на шестой день можно сделать следующее: взять список и сгруппировать эти факторы по темам (содержанию), по личному усмотрению. Потом показать себе и сказать, что, это мой индивидуальный портрет как безвольного человека. – Это мешает развитию моей воли. По истечению седьмого дня, произойдут существенные внутренние изменения в волевой сфере, а также мотивационной. Мы находимся пока, на степени терапии поведения. Там нельзя требовать от субъекта полного осознания мотива. Здесь, человек как личность еще ребенок. Как же можно управлять, в данном случае, эффективностью его действий? (эксперимент волевой регуляции поведения, Мануленко) https://livrezonpublisher.com/publication/razvitie-voli-u-doshkolyat Это как раз тот случай, когда мы уже можем использовать слово смысл. Мы можем не требовать от субъекта, чтобы тот полностью осознавал свои мотивы, а, следовательно, и смыслы, которые они образуют. (Из эксперимента) Если вы хотите повлиять на эффективность действия, включите это действие в ведущую деятельность субъекта. Детей разного возраста, от 3 до 6 лет, просили, как можно дольше стоять по стойке смирно. Фиксировали сколько простоит. Стояли сравнительно не долго. А во второй серии, то же самое действие, но наделяли смыслом, т.е. включали в ведущую деятельность – в игру. Игра называлась «фабрика и часовой». Часовой, должен был стоять по стойке смирно, но данном случае, он стоял в определенной роли. И в этом случае, мотив (быть может не до конца осознаваемый, но имеющий побудительную силу, наделял смыслом это смыслом, оно было более продуктивным. Когда человек совершает усилие, но тем не менее, либо он не достигает результатов, либо что еще хуже, достигает противоположный. Конечно, такой человек сталкивается с определенной личностной проблемой. И мы потому переходим к терапии причин, что это не просто любой человек, это пациент психоаналитика. Джеймс говорит о воли, как о центральном понятии для личности и ее развития. А Фрейд, напротив, говорит, что волевое усилие – есть ни что иное, как источник новых симптомов. Субъект хочет снять свой симптом. А волевое усилие его стесняет, вытесняет, подавливает. Это вызывает только тревогу, по Фрейду, вызывает «паралич» воли. Порождает новые трудности в управлении поведения. Потому что в данном случае, сам личностный вопрос и соответствующие ему решения и поставлен вопрос и принято решение – неверно. Неадекватность самой направленности поведения, вот источник трудностей здесь. Это тот самый случай, когда препятствие, порождено самим субъектом. Неверно поставленный вопрос. Как должен быть поставлен личностный вопрос, с точки зрения волевого действия? Он должен предполагать возможность реального выбора. Т.е. это должна быть реальная альтернатива. Если вопрос поставлен правильно, то субъект может обратиться к реальной ситуации. У него появляется важное качество: он принимает реальность как таковую. Именно в источнике конфликта (в его существенных свойствах) находится принцип решения. Пойми конфликт (не переживая его, как фрустрацию), его настоящее содержание – решение находится именно там. Это принцип гештальт психологов. Что значит в самом конфликте принцип его разрешения? Эксперимент с Келлеровскими шимпанзе. Генрих Саулович Альтшуллер — советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗ—ТРТС, автор ТРТЛ. Сказал, что необходимо обострить конфликт, довести противоречие до предела и решение будет найдено. Виктор Франкл – Логотерапия. Не редко человек, начинает неадекватно, не с того уровня. Наши вопросы начинаются с уровня действий: - «что делать?» А надо начинать, говорит Франкл, с другого уровня, если есть препятствие и не знаешь, что делать. Надо начинать с вопроса: - «ради чего?». Т.е. с вопроса, который относится к мотивам. Ради чего происходит то, что уже происходит? Ради чего произошло то, что уже произошло? Тогда Франкл говорит, что, если человек понимает смысл происходящего с ним, он может выдержать любое страдание. Михáй Чиксентмихáйи — американский психолог венгерского происхождения, профессор психологии. http://psy-conf.ru/autotelicheskaya-lichnost-i-potok/ Формально, это чувство самовознаграждения, чисто внешне, напоминает то самое несчастное животное, крысу в экспериментах Олдса, когда ей вживляют чип в центр удовольствие и оно до бесконечности нажимает на ключ, чтобы раздражать себя и получать удовольствие. В результате она погибает. Внешне, здесь тоже самое, это может выполняться до бесконечности. Но совершенно ясно, что в случае этого несчастного животного – путь вниз, а послепроизвольное творческое усилие – ведет наверх к личностному росту. Иногда человек, а иногда общество, говорит, что цель – это счастье. Леонтьев бы сказал, что не надо сдвигать мотив на цель. Потребность, вообще-то говоря, понятие условное. Когда мы выделяем некий перечень потребностей, мы можем встречать с такими, существование которых – сомнений нет. Обычно это биологически значимые нужды. Но бывает так, что в перечень базовых потребностей, попадают и такие, которые не сводятся к каким-либо другим. Смысл понятия потребности прежде всего в том, что это объяснительное понятие. Это попытка разрешить одну из важных проблем в психологии мотивации – это проблема побуждения к деятельности или же к конкретному действию. Мы определяем потребность 2мя характеристиками: первую – объективно, вторая субъективно. Можно было бы сказать, что мотив, еще и аффективно закреплен. Как говорил Вундт, что мотив волевого процесса – это единство представлений и чувств, связанных с этим процессом. Предметное представление – есть основание мотива. А то что относится к чувствам, именуется побудительной причинной, связанной с аффективной сферой. В мотиве можно выделять: - предметный план - аффективный план Хайнц Хекхаузен — немецкий психолог, профессор Рурского университета в Бохуме, занимавшийся проблемой движущих сил поведения человека. Он сказал, что мотив (по его мнению) – это тоже объяснительное понятие и у него есть синонимы. Родственные понятия как: потребность, побуждение, влечение, склонность, иногда стремление. Все эти понятия, объединяются по некоторым признакам (аспектам), их 3: - Динамический Мотив – есть направленность действия, на определенные целевые состояния. - Ценностный Эта направленность имеет определенную субъективную ценность. Именно за этой ценностью, раскрывается нами аффективная окраска мотива, его эмоциональный аспект. - Стремление достичь цель разнообразными средствами Это 3 признака мотива. https://studopedia.org/9-90051.html 2 пути анализа мотивов, зависят от того, где находится этот источник, для исследователя. Где его искать, этот источник движения? Первый путь, состоит в том, что мотив рассматривается как внутренний источник движения, он есть в самом субъекте (Уильям Мак-Дугалл). Второй путь, когда источник движения находится во взаимодействии. Например, в физике – это взаимодействии тел, а в психологии – это субъекта с объектов. Т.е. мотив не внутри, но в данном случае, но и не во вне. Он как бы в контакте возникает, но вынесен за пределы субъекта (Курт Левин). Психология мотивации1) Базовая мотивация является изначальной для анализа. Такой критерий для ее выделения. Базовая – значит не сводимая к чему-то другому, ее также можно именовать первичной. Обычно она считается еще и врожденной субъекту, данная ему по природе. 2) Есть физиологические нужды, врожденность которых не вызывает никаких сомнений, но иногда в этот же перечень базовых потребностей, попадают такие потребности, врожденный источник которых доказать трудно. Т.е. присущий субъекту, по существу. 3) Если есть мотивация базовая (первичная), то есть соответственно производная или вторичная. А что является механизмом ее преобразования? Проблематика базовой мотивации предполагает 3 возможности выделение ее. Эти 3 возможности связаны с конкретными именами (возвращение к типологии индивидуальности). Объяснительная. Основной автор - Уильям Мак-Дугалл. Что он имеет в виду, когда произносит понятие инстинкт? Иногда слово и понятие инстинкта, входит в состав способностей, на ряду понятию интеллект. Интеллект суть то, чему надо учиться, то что формируется при жизни. Инстинкт же напротив, дам врожденно. Он первоначально, то что не обучения. Однако у Мак-Дугалла, инстинкт – это внутренний источник активности. Он предполагает, что действующий организм, конечно рассчитан на связь с окружающей средой. Но тем не менее, у субъекта есть внутренние источники активности. Вот признаки: - спонтанность движения - его целенаправленность - спонтанность изменения поведения. Иными словами, инстинкт – это внутренний источник поведения, изначально данный субъекту. - успокоение инстинктивной потребности, ее редукция при достижении результата. Всякое достижение результата, готовит организм к следующей ситуации. - научаемость. Т.е. изменение поведения при повторении сходных ситуаций. Описательная Терапевтическая Выделение таких мотивов, которые становятся актуальны тогда, когда человек обращается за терапевтической помощью. Программа Мак-Дугалла, оказалась невыполненной до конца. Ему не удалось выделить эмоциональные импульсы для типовых врожденных инстинктов. Например, как пищевой инстинкт, продолжение рода. Конрад Лоренц — выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине. Он говорит, что инстинкт можно изучать, лишь в одном его аспекте для объективного исследования. Это лишь моторный аспект. Лоренц выделяет механизм преобразования инстинкта, который превращает базовые потребности в производные (механизм производства новых потребностей). Механизм описан как запечатление, как прижизненное доопределение инстинкта. Психоанализ – это прежде всего теория личности. Однако, психоаналитики задавались вопросом проблемы первичных мотивов. Эти мотивы иногда также именовались инстинктами, если более точно – первичные влечения. Такими влечениями, по Фрейду, является либидозная энергия. Это и есть тот источник, который позже подвергнется ряду преобразований. Фрейд не только выделяет влечения, он считает сразу же необходимым показать и механизмы их преобразования. 1ое – котексис. |