|
конспект по общей психологии В.В. Петухов. Общая психология. Клод ЛевиСтросс
24 Психология воли
Волевой процесс, по Вундту – это есть аффект сам по себе, с проистекающим из него конечным результатом.
Волевой процесс, Вундт, характеризует не так, как мы сейчас. Здесь изначально нет никакой борьбы. Здесь волевой процесс, как бы вытекает из аффективного, хотя данный процесс становится более сложным.
Поскольку по Вундту, принято различать субъективное и объективное, то и волевой мотив имеет 2 аспекта: соответствующее представление будет названо основанием мотива. Связанное с ним чувство – есть побудительная причина воли.
Вундт допускает здесь примеры, связанные с поведением животных. Например, что для голодного животного, вид добычи – это основание мотива, а чувство голода (дискомфорта) – это побудительная причина.
Итак, мотив слагается из представлений и чувств.
Далее, Вундт рассуждает, что волевые процессы, также можно подразделять на простые и сложные.
Простой процесс, имеет один мотив и соответствующее действие, будет названо импульсивным. Процесс с одним мотивом – суть импульсивное действие. А если мотивов 2 и более, то процесс становится сложным или точнее он становится произвольным действием, которому предшествует борьба мотивов. Вот это, наверное, и есть та воля, которая по крайней мере, нечто близкое к ней, та воля, которую мы изучаем сегодня.
Развитие воли – есть, фактически, превращение простых процессов, в сложные.
Добрынин Николай Федорович (18.5.1890, Бобруйск, Белоруссия – 18.3.1981, Москва) – психолог; д-р психологических наук (1937), проф., зав. каф. психологии (1941–66).
Понимание произвольности по Выготскому, более гуманно. Иногда нам ставят цель и говорят: - «достигай цель, совершай усилия, терпи». Выготский же говорит, что перед тем как ставить человеку цель, нужно сначала оснастить его средствами и если эти средства освоены, то произвольность появляется как артефакт (как искусственно созданное свойство).
Наличие произвольной и волевой регуляции, для некоторых исследователей – это различие является принципиальным. Произвольная регуляция, характеризуется естественно данной потребности, т.е. никакой необходимости в дополнительном побуждении к действию здесь нет. Потребность - дана натурально, но есть необходимость задержать ее реализацию – это произвольность. Напротив, же волевая, предполагает, что побуждение к действию не подкреплено естественно. Побуждение к действию недостаточно. Подобного рода проблемы, конечно же возникают у сложного субъекта, у которого несколько мотивов (по крайней мере 2). Так человек может представлять себе необходимость действия, но не испытывать желания и стремления к его совершению. Тогда волевая регуляция как раз и состоит, в том, чтобы создать дополнительную мотивацию. Как сказал Вундт, создать побудительную причину воли. Придать этому действию новый смысл, например. И вот этот поиск дополнительных побуждений и будет означать переход к волевой регуляции. Мы подошли к проблеме выбора (морального, нравственного выбора). Как не ошибиться в том, чтобы совершить его верно. Именно здесь психология встречается с этикой. Иногда привлекают понятие ценности (моральной). Основанием для адекватного, личностного решения, является культурная норма, подлинная, а не мнимая моральная ценность.
Джеймс говорил, что не нужно рассуждать научно, о проблемах духовного я. Нужно правильно понимать ограничения науки в этой области. Принятие решений, изучается не сколько в психологии личности, сколько в психологии познания (когнитивной).
https://www.psychologos.ru/articles/view/metod-kelli#::text=Келли%20полагал%2C%20что%20люди%20воспринимают,использует%20для%20интерпретации%20жизненного%20опыта.
Личностный конструкт — оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства. Термин, предложенный в психологии личности Дж. Келли, для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их к тем реалиям, из которых состоит этот мир». Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения.
Личностный конструкт — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или истолковать, объяснить или предсказать свой опыт в терминах схожести и контраста (например, «хороший-плохой»). Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов. Начиналась как методика диагностическая, а затем стала набором терапевтических приемов. Связанная с его основным понятием: персональный познавательный конструктор.
Методика имеет несколько названий и возможно эти названия связаны с тремя этапами ее проведения:
Заполнение репертуара типовых социальных ролей. Нашему испытуемому мы предъявляем набор или репертуар, более или менее привычных социальных позиций (ролей). Он сам, его родители, члены семьи, друг детства, любимый учитель, человек, которого я уважаю или наоборот и т.д. Всего таких ролей порядка 30. Испытуемому предлагается сделать следующее: нужно из своего индивидуального опыта подобрать к этим ролям, конкретных людей. Иногда это очевидно, а иногда необходимо подумать. Это и будут те люди, которые далее испытуемому нужно будет как-то оценить. Составление триад и выделение первичных критериев оценки. Экспериментатор может составить материал заранее, суть состоит в следующем: эти репертуарные роли, а для испытуемого конкретные люди, теперь разделяются по триадам (по тройкам). Группируются они таким образом, чтобы каждая триада, была посвящена какой-то определенной теме. Например, семейная (я, мама, папа) и т.д. Из примерно 10-12. Далее испытуемому предлагается объединить 2х людей в каждой триаде и назвать признак. Например, эти 2е общительные, вежливые и т.д. Признаки могут быть самыми разными, из называет сам испытуемый. 3его надо отличить от первых 2х и назвать противоположный признак. Они общительные, а он замкнутый, они вежливые, а он груб и т.д. Эти признаки и будут называться первичные критерии оценки, их выделил сам испытуемый. Заметим, в каждой триаде, могут быть разные комбинации, даже одни и те же люди. Составление матричных структур и выделение персональных когнитивных (познавательных) конструктов. Третий этап касается обработки результатов. Для каждого испытуемого, составляется, так называемая матрица ответов, где по столбцам помещаются репертуарные роли, а по строчкам первичные критерии оценки. А далее отмечается, что для того или иного человека, какой критерий был использован или нет. Может оказаться так, что какие-то строчки, не то чтобы могут совпасть полностью по последовательности «да» и «нет» (+и-), но с определенной вероятностью практически совпадать. Для самого экспериментатора это будет означать, что данные критерии оценки входят в одну группу (фактор). Для психолога, такой результат, будет называется персональный познавательный конструкт.
У человека с высокой когнитивной сложностью, мир разнороден, многообразен. Взгляд на мир (и чувствительности), даже восприятие более дифференцирован. Не редко связана с высокой чувствительностью. Высокая когнитивная сложность, связана с определенным когнитивным стилем. Это способ восприятия объекта или ситуации. И если различать грубо, то когнитивных стилей, можно выделить по крайней мере 2. Первый именуется глобальный стиль (зависимый от контекста, поля, окружающего фона). Человеку довольно трудно различать детали объекта. Он воспринимает его как единое целое. Второй – это дифференцированный (независимым от контекста, поля). Человек, который различает детали, который может, как бы расчленять объект на части, анализировать его. Высокая когнитивная сложность будет связана с дифференцированным стилем, она же обычно связана с высоким развитием творческих способностей. Ведь решение творческой задачи, подразумевает собой выделение малозаметных деталей (скрытых, латентных). И если у испытуемого есть такая возможность - это служит признаком высокой когнитивной сложности. У такого человека, есть возможность различать и многое другое. Такой человек более способен к эмпатии, он различает самого человека от своего отношения к нему, именно такому человеку более доступны и ясны мысли и чувства другого, а значит и свои собственные. Не редко высокая или низкая когнитивная сложность связана с воспитанием, с освоенной профессией. Авторитарное воспитание, приводит к низкой когнитивной сложности (глобальному когнитивному стилю).
Не бывает свойств однозначно положительными и отрицательными. У человека с высокой когнитивной сложностью есть свои трудности. Это и есть трудности в принятии решения. Если мир разнороден, если внутренних категорий для оценки мира много (хотя бы несколько), то конечно возникает проблема выбора. Когда есть проблемы внутреннего выбора (варианты фактически равнозначны), то тогда, адекватно применение внешнего средства, для принятие волевого решения (жребий, бросание монет). И тогда внешнее средство, становится основанием для принятия решения. Здесь есть очень важное условие адекватности такого средства: альтернативы должны быть равнозначны. Это как бы преодоление нерешительности, когда решение нужно принимать. Принятие такого решения конечно связана с редукцией – снижение когнитивной сложности. Бывает необходимо на какое-то время, как бы закрыть себе глаза, на некоторые детали ситуации, для того, что принять решение, иначе оно может так и не случится. Но основание все-таки должно быть внутренним, поскольку мы сейчас говорим о внутренней сфере субъекта и о его собственных проблемах в принятии решения. https://4brain.ru/blog/каузальная-атрибуция/
Притча:
Девушка попадает в плен к жестокому царю. Царь принуждает ее выйти за него замуж. Но царь решил сыграть в игру, сказав девушке, что ее судьбу решит жребий.
Он решил пройтись с девушкой по своему замечательному, зеленому парку. Дорожки в этом парке посыпаны галькой: черными и белыми камешками. Царь договаривается с девушкой об условиях игры, что необходимо 2 камня: черный и белый и положить их в коробку. Теперь все решит жребий: девушка, не глядя должна вытащить один из камней. Если это будет черный, то она будет вынуждена выйти замуж, а если белый, то она свободна.
Тогда девушка замечает, что царь кладет в корочку 2 черных камня. Это тупик. Какой камень не вытащи – исход будет негативный. Ей можно оглянуться назад, в свое прошлое, там игра. Как тут можно сыграть? Можно уличить царя в нечестности. Но играть здесь бессмысленно. Царь рассердиться и может настоять на замужестве без всякого жребия. Поэтому девушка принимает тупик как таковой: она рассматривает и принимает настоящую ситуацию.
В любой ситуации есть фигура и фон. Обычно человек обращает внимание на фигуру и все его внимание сосредоточено на ней. И в этом его беда, а решение проблемы, обычно, находится в фоне. Фигуру надо просто отважиться «выбросить».
Девушка опускает руку в коробку, достает камень и бросает его как можно дальше. Царь недоумевая спрашивает девушку, какой камень она выбросила. Но девушка ответила, что не знает, но можно заглянуть в коробку и посмотреть какой остался.
Мораль: фигуру надо выбросить и посмотреть на фон.
|
|
|