конспект по общей психологии В.В. Петухов. Общая психология. Клод ЛевиСтросс
Скачать 0.88 Mb.
|
23 Виды эмоцийСимонов (стр.22). Формула возникновения эмоций. Эмоция (по Симонову) – является как бы следствием 2х факторов. 1й – это потребность. Любая эмоция, может быть определена, как переживание, отражение актуального состояния потребности, как правило еще неудовлетворенной.2й – касается оценки. Различие между той информации, которая необходима для удовлетворения потребности и той, которая имеется реальной. Вот эта рассогласование между требуемой и реальной как раз и оценивает эмоция. Если информации недостаточно, то эмоция отрицательна. Если ее достаточно или ее в избытке (достатке), то положительна. Это по Симонову. Вот событие произошло, и оно было оценено эмоцией. Но оно ушло в прошлое, если мы говорим об оценке прошлых (состоявшихся событий), то функции эмоций. Рядом с организующей функцией эмоции, которая выделяется всегда, появляется как бы ее антипод – дезоганизующая функция (сильные, природные эмоции). Которые как правило, мы называем аффектами, могут разрушить деятельность. Так все-таки, какую функцию выполняет эмоция? Эмоция в принципе, всегда организует (активирует, побуждает), т.е. готовит к действию. Но, дело в том, что эмоции могут протекать на разных уровнях: природном, социальном и личностном. Когда рассматривают случаи дезорганизации деятельности, обычно имеют в виду следующее: здесь речь идет о сильных природных эмоция (аффектах), к примеру, эмоции, которые возникают в случаях жизненной опасности. Если это так, т.е. организует и пытается защитить себя организм в ситуации жизненной опасности, то остальные уровни, например, социальный и выше личностный, могут разрушаться. И здесь наблюдает дезорганизация деятельности. В экстремальных ситуациях, человек редуцируется к животному и защищает себя, под час теряя контроль и возможности продолжать разумную деятельность. https://www.litmir.me/br/?b=238724&p=1 https://www.psychology-online.net/articles/doc-1987.html https://anna-kulik.ru/3833 К. Юнг считал, что если эмоция сильна (тревожит, привлекает внимание, навязчива), то это означает, что она символизирует близость некой архетипической личностной проблемы. Современные варианты свободного ассоциирования таковы: если Юнг предлагал разделять травмирующую ситуацию или воспоминания о ней на детали и каждую деталь прорабатывать путем свободного ассоциирования, то сегодня поступают иначе. Сегодня эти детали, фиксируют в виду отдельных слов и помещают эти среди других (нейтральных). И тогда человек нужно сразу же отвечать, первые, пришедшие в голову словом, на каждое ключевое. Если ассоциация типовая (стол-стул, книга-тетрадь, доска-шкаф и т.д.), то здесь речевая активность не нарушена. А если есть задержка или скажем, не типовая ассоциация, то есть аффективный след (травмирующая ситуация). Своей речевой активностью, человек (носитель аффекта) может овладеть, ведь аффективный след амбивалентен: он раскрывается и скрывается субъектом. И тогда есть еще одно замечание: если аффект подавлен в речи, то он проявится в другой активности – в моторной активности. Может быть нарушение в движении. http://alexbabikov.ru/?p=151 - методика сопряженных (выполняемых одновременно) моторных реакций (А.Р. Лурия). Берется тот человек, который овладел своей речью, но теперь испытуемому предлагается и отвечать на заданные ассоциации, и одновременно выполнять определенное типовое движение (сжатие рукой резиновой груши или наживать на кнопку). Тогда, подтвержденный экспериментами факт состоит в том, что если аффективный след не проявляется в речи, то он разрушает вторую – моторную. А.Р. Лурия предупреждал, что если такой метод используется в юридической практике, то для следственной работы он, пожалуй, необходим, а вот для суда, он не имеет силы. У судьи нет права, вынести решение на основе данного прибора. Почему? Потому что аффективный след, у тревожного человека может быть связан как с реальным событием, так с представлением об этом событии. Гарантии о том, что это действительно было – нет. Невротический аспект тревоги, наиболее интересен психологической практике (психотерапии). Тревожность – это изначально, тот материал, который интересует классиков психоанализа. Первый исследователем тревожности был З. Фрейд. Самый главный источник тревоги, по Фрейду, в раннем детстве. Но когда Фрейд говорит о взрослом человеке, он может уточнить источники этой тревоги (книга Страх). Последствия выражения фрустрации. Тамара Дембо — американский психолог, ученица Курта Левина, профессор и почётный доктор Университета Кларка. https://studfile.net/preview/5132807/page:36/ https://psyjournals.ru/files/72846/spio_4_2014_sobkin.pdf https://www.scriru.com/13/55124451996.php Класс собственных эмоций, наиболее многочислен. У Рубинштейна, тоже не получилось полной строгости. Всегда есть такие эмоции, которые как бы выпадают за пределы классификаций. Рубинштейн, включает в свой перечень, такое понятие, как страсть. Страсть – это уже не просто ситуативно-предметное переживание, а это некое устойчивое эмоциональное состояние, связанное с волевой сферой. Леонтьев показывает различие эмоций и чувств такими примерами: Мать рассердилась на ребенка и это ситуативная эмоция, но в это же время она продолжает любить своего ребенка. Любовь к ребенку – это чувство. Чувства – социокультурны, но всегда личностно значимы. Примеры чувств: это любовь к родине, к другому человеку. Чувства горя по ушедшему близкому. Все эти чувства объединяются одной важной особенностью: поскольку чувства уже вне ситуативные, т.е. нет ситуации, которые породили чувства, то у чувств должно быть иное закрепление. Тогда мы догадываемся, что к примеру чувство любви к родине, всегда подкреплено какой-то символикой: флаг, герб, гимн. Чувства, в отличии от аффектов – это уже высшие психические функции по Выготскому. Не редко бывает так, что для развития чувства, сначала средства должны быть внешними, а позже они могут стать внутренними, представлениями, мыслями. Создаются чувства, как правило, из материала аффекта, из натурального материала. Это овладение своей природной аффективной сферой. Когда человек уходит (рассуждения Мамардашвили), то не даром в любой вере, есть определенные дни, когда предписано испытывать чувство горя и печали, по ушедшему человеку. Когда ушел близкий человек – это конечно травмирующая ситуация, она оставить и аффект (аффективный след), она конечно вызывает сильные эмоции, но дело в том, что эмоции ситуативные. Ситуации, могут меняться каждую минуту. Если мы живем лишь на уровне собственных эмоций, то мы не можем пережить чувства (чувства горя). И тогда нам надо помочь, управлять своим человеческим чувством, высшей психической функцией. И плакальщица на похоронах – есть ни на что иное, как живой культурный предмет, как средство управления чувством. Человек начинается с плача по умершему. Невротик, хочет, но не может (бессилен) испытать чувства. Он не может пережить чувства. И тогда что он переживает? Если не можешь создать чувство и пережить его, то вынужден испытывать аффект (вгонять себя в аффект). Анри-Луи Бергсон — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс, член Французской академии. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены» Терапия поведения, причин и процесса. На каждой из этих ступеней, отношения к эмоциям, является качественно разным, да и сами эмоции меняются. - Первая ступень - это терапия поведения, бихевиоризм, как классический, а затем и современный. Здесь эмоции, рассматриваются прежде всего с точки зрения своей интенсивности. Ведь мы знаем, что эмоции должны готовить к действию и сильная эмоция активирует (мобилизует) организм к двигательной активности. Не важно какая эмоция, подкрепление может быть, как положительным, так и отрицательным. Иное дело, если терапевт поведения, берется скорректировать какой-то негативный симптом своего пациента. Например, снять его тревожность. Тогда напомню, что бихевиоральный терапевт, поступает так: он не ищет причины симптома, но путем научения делает так, что симптом снимается (исчезает или снимается излишняя эмоциональная чувствительность). Он учит управлять своими эмоциями. Он имеет на это право потому, что он обращается не к личности, а к социальному индивиду. Социальный индивид должен владеть своими эмоциями, он должен уметь их сдерживать. Сдерживать через тело, управляя прежде всего телесными проявлениями эмоций. - Вторая ступень – терапия причин. Здесь происходит прежде всего, качественный переход в отношении к эмоциям. Аналитическая терапия, в лице своих представителей (Фрейд, Юнг), не раз подчеркивала особую ценность эмоций, их особую значимость. Теперь за эмоцией можно выделять смысл, ее причину, мотив. На данной ступени, терапевт начинает работать с личностью. Личностью не полной, больной, с пациентом психиатра. Пьер Жане, описал явление, которое называется страх действия. Здесь происходит парадоксальное явление: эмоция должна готовить, а здесь она наоборот – пресекает его. Стоит подумать, о каком-то приятном путешествии, как непременно придет в голову, что по дороге что-то произойдет ужасное и от путешествия надо отказаться. Представляешь какого-то человека, начинаешь боятся нанести ему вред. Доходит до того, что человек пытается замолчать, потому что каждое его слово может принести негативные последствия ему или другим. Жане замечает, что, наверное, у этого явления есть объяснения и какая-то функция. Другие называли данный феноменом – страхом неуспеха. Эмоции такого пациента, уже амбивалентны. И поэтому страх действия, тоже двузначен. У него все-таки есть позитивная сторона: это прекращение нежелательного действия. Если бы представили какую-то модель личностного роста, где решение личностной проблемы – это путь вверх, а ее не решение – это падение вниз, так вот страх действия – это возможность задержаться на том состоянии, котором есть, но именно в этом негативный аспект. Страх действия – есть препятствие к решению личностной проблемы. И Жане будет говорить, как некоторые люди, которые испытывают печаль и меланхолию, связанную со страхом действия, культивируется, становится некой нормой социального поведения. Жане предупреждает, что такое культивирование вредно, этот страх следует преодолевать. Это означает что эмоция (негативная), должна быть полностью выявлена. На этом будет настаивать любой представитель терапии причин. Бихевиорист учил сдерживать эмоции, а психоаналитик начинает помогать выявлять их. Потому что он уже работает с личностью. Вильгельм Райх — австрийский и американский психолог, неофрейдист, один из основоположников американской школы психоанализа, единственный из учеников Фрейдa, развивавший возможности радикальной социальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Так что значит распускать защитный панцирь? Значит высвобождать даже негативную эмоцию. Потому что если такую эмоцию сдерживать, то это будет источником новых патогенных симптомов. Райх сказал о том, что если не выявить негативных эмоций, то не появятся позитивные. Не бойся негативных эмоций их надо пройти, а за ними появятся позитивные. - Третья ступень – это терапия процесса. Связанная для нас с гуманистической психологией и с полно-развитой личностью. Где как бы продолжается ее развитие, теперь ее движение вверх. Эмоции меняют свое качества. Здесь все меньше негативных эмоций и даже если это негативные эмоции, то они уже связаны не с телесными нарушениями и выражения, а сознательными переживаниями. Это сознаваемые эмоции, которые быть может ранее человек не замечал. Очень важно, что здесь начинается не анализ эмоций, а понимание эмоций как таковых. Без их оценки, понимание где анализ излишен, т.е. не приносит ничего нового. Появляется интерес к эмоциям другого человека (эмпатия, сопереживание). Сопережить – это как бы побыть в внутреннем мире другого, не теряя дистанции. Я не стал другим, я понимаю другого. И понимая другого, я понимаю себя. Это способствует осмыслению эмоций. Абрахам Маслоу, когда перечисляет 15 характеристик самоактуализирующейся личности. 13ой характеристикой в этом списке, является философское чувство юмора, к окружающим людям и прежде всего к самому себе. |