Главная страница
Навигация по странице:

  • Борьба за ресурсы, собственность и экологию

  • Стремление к изменению статуса местных элит

  • Изменение системы разделения труда

  • 3. Динамика и типология этнонациональных конфликтов

  • 4. Формы протекания и способы урегулирования этнонациональных конфликтов

  • 5. Правовые основы предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в Российской Федерации

  • Конфликт. зеленков+конфликт. Конфликтология


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеКонфликтология
    АнкорКонфликт
    Дата27.04.2023
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлазеленков+конфликт.pdf
    ТипКнига
    #1093417
    страница10 из 17
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17
    Территориальные споры. Как мы уже отмечали, в современном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые
    146
    проживают в границах более чем 200 государств. Поэтому территориальные споры, как правило, связаны с воссоединением раздробленных в прошлом этносов или размежеванием различных этносов, проживающих на одной территории в одном государстве. Их источник — внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящим у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример — ситуации в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии. Наиболее часто повторяемые на практике причины территориальных споров следующие: требования изменения границ между национально-
    государственными образованиями (около 2/3 всех конфликтов);
    требования пересмотра границ – притязания на переход под новую
    государственную юрисдикцию целых национально-территориальных
    единиц; требования создания (или воссоздания) национальных
    образований, автономий или районов, а также федерализации
    полиэтнических национально-государственных образований;
    территориальные претензии; депортация и репатриация.
    Конечной целью территориальных этнических конфликтов
    является либо получение автономии, либо завоевание полной
    политической независимости. И то и другое — это разные проявления сепаратизма. Сепаратизм — это политическое движение, целью которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства или предоставление части территории страны широкой автономии.
    Сепаратизм сегодня создает немало сложных и острых проблем в жизни как развитых (Канада, Испания и др.), так и развивающихся (Индия, Пакистан, Ирак, многие африканские государства) стран. Он ведет к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и этнонациональных конфликтов. В большей степени эта проблема присуща исламским странам. А в странах центрально-азиатского и кавказского регионов, сепаратизм зачастую принимает наиболее уродливую и самую болезненную форму.
    Причиной тому могут быть нарушения прав народов, национальных,
    147
    расовых и религиозных групп (меньшинств), национальные черты характера – «горячая кровь» или особенности исторического развития, но одной из основных причин является выгодное геополитическое положение стран этих регионов.
    Большинство сепаратистских движений в мусульманском мире за последние десятилетия возглавили лидеры радикального исламистского толка. Примерами тому являются ливанская
    «Хезболлах», палестинский «Исламский джихад», действующие в
    Джамму и Кашмире «Хезбул Муджахедин», «Лашкар-и-Тойба»,
    «Джаиш-и-Мохаммед», филиппинские «Абу Сайяф» и Фронт освобождения Моро, RSM в Мьянме. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок. Сегодня более 600 национальных движений претендуют на создание собственного государства. Во второй половине XX в. в мире было 53 основных очага сепаратизма, занимающих территорию в 12,7 млн. км² с населением в 220 млн. человек. В 20 очагах конфликты носили вооруженный характер, что особенно было характерно для Азии.
    В научной литературе выделяют несколько разновидностей сепаратизма. Так, С. Метелев предлагает шесть региональных разновидностей сепаратизма, сложившихся на четырех континентах
    (в Австралии на сегодняшний день сепаратистских движений пока не зафиксировано).
    1. Западно-европейская разновидность сепаратизма
    (например, Северная Ирландия, Страна Басков, Каталония, Корсика,
    Фландрия и Валлония, Фарерские острова, Северный Кипр) характеризуется преобладанием этно-конфессионального и социально-экономического факторов. Как правило, целью западно- европейских сепаратистов является не создание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих ныне государственных границ. Основная часть населения (как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма) чаще всего без эйфории воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования. Прагматическая оценка трудностей перехода к собственной государственности превалирует над эмоциями. Осознание своей малой родины как части единой Европы выработало у европейцев комплексную идентичность. Так, например,
    148
    у жителей Барселоны каталонская идентичность уживается вместе с испанской и европейской.
    2. Восточно-европейская разновидность сепаратизма
    (например, Чечня, Дагестан, Приднестровье, Гагаузия, Крым, Косово,
    Македония, Республика Сербская в Боснии, Трансильвания) охватывает бывшие социалистические страны Восточной и
    Центральной Европы и включает Россию и другие новые государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР (кроме 4 мусульманских республик Средней Азии). Эта разновидность отличается от западноевропейской недавней актуализацией основных очагов сепаратизма (конец 80-х гг. ХХ в.) и стремлением сепаратистских движений к полной независимости, а не к автономии.
    В Восточной Европе существует целый ряд всемирно непризнанных государств, имеющих, тем не менее, все атрибуты государственности: Чечня (до 1999 г.), Абхазия, Южная Осетия,
    Приднестровская Молдавская Республика, Косово, Республика
    Сербская в Боснии. Эти территориально-политические образования, имея регулярные вооруженные формирования, уверенно контролируют свою территорию, здесь действуют самопровозглашенные конституции, существуют органы исполнительной и судебной власти, проводятся парламентские выборы. В Восточной Европе уровень терпимости по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам во много раз ниже, чем на Западе. Развитие языка и культуры меньшинств воспринимается как вызов доминирующей нации. Это приводит к дополнительным напряжениям в общественно-политической жизни восточно-европейских государств. Для восточно-европейских очагов конфликтов характерна повышенная активность, которая часто приводит к большим жертвам среди противостоящих вооруженных формирований и мирного населения. Особенно этим отличаются конфликты, локализованные на Кавказе и в бывшей Югославии.
    3. Ближневосточная (исламская) разновидность (например,
    Курдистан, Горный Бадахшан в Таджикистане, пакистанская провинция Белуджистан, Южный Йемен, область Читтагонг в
    Бангладеш, очаги сепаратизма на севере Афганистана и на юге
    Алжира) господствует в исламских странах Ближнего и Среднего
    Востока, Северной Африки, Средней и Южной Азии. Для этого типа сепаратизма характерна принадлежность любых противостоящих
    149
    сторон к одному религиозно-культурному фундаменту – исламу. При этом решающее значение имеет фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своих единоверцев.
    На территории исламской цивилизации сильна роль религии и религиозного права – шариата. Здесь нет такого разнообразия этносов, как в тропической Африке или Индостане. Тем не менее,
    «температура» очагов сепаратизма исламской региональной разновидности очень высока. Типичным случаем является очаг сепаратизма в Курдистане, разделенным между Турцией, Ираном,
    Ираком и Сирией. Лидеры курдского национального движения вооруженным путем добиваются создания на территории Курдистана независимого государства.
    4. Азиатская разновидность (например, индийские штаты
    Джамму и Кашмир, Пенджаб, Наголенд, Ассам, северная Шри-Ланка, области Карен и Шах в Мьянме (Бирма), южные Филиппины,
    Восточный Тимор и Ирман-Джая (западная часть Новой Гвинеи) в
    Индонезии, Тибет и Синьцзян (Уйгуристан) в Китае).
    Распространение этой разновидности сепаратизма ограничено
    Восточной, Юго-Восточной, Южной Азией. Конфликты имеют корни в доколониальных временах, но возродились после получения странами государственной независимости.
    Во многих конфликтах азиатской географической разновидности сильна роль конфессионального самосознания. Перед многими государствами региона стоят международные экономические проблемы. В странах с невысокими душевыми доходами (Индия, Шри-Ланка, Мьянма) риск сепаратизма для национальных окраин максимален. Очаги конфликтов этой разновидности отличаются большим количеством жертв, в том числе и среди мирного населения.
    5. Африканская разновидность (например, Южный Судан, провинция Кабинда в Анголе, Северное Сомали, Коморские острова, провинция Квазу-Наталь в ЮАР, Нигерия, Руанда и Бурунди). Во многом этой разновидности соответствует все то, что было сказано в отношении азиатской. Отличия в несколько более позднем достижении странами региона государственной независимости и, соответственно, в более поздней актуализации очагов конфликтов, произошедшей, как правило, после ухода с континента колониальных
    150
    держав. Кроме того, в Африке отмечается меньшая, чем в Азии, организованность сепаратистских движений, сказывающаяся на их активности. Этот факт объясняется тем, что большинство африканских этносов до сих пор находится на племенной стадии развития. Здесь обычна межплеменная вражда, препятствующая созданию крупных этнических группировок, которые могли бы выдвинуть сепаратистские требования.
    Силой,
    способной актуализировать проблему неурегулированности противоречий африканского континента, является крайне пестрый этнический состав большинства африканских государств. Колониальная структура Африки создавалась в свое время без учета этнических, экономических и культурных связей ее районов. Границы также носят случайный характер, иногда они даже проведены по линейке. В нынешний период, когда во всем мире происходит всплеск национального самосознания, Африка не остается в стороне. Все чаще выдвигаются требования пересмотра несправедливых границ, разделивших на части единые и родственные этносы. Так, в частности, межэтнические столкновения между племенами хуту и тутси в
    Руанде и Бурунди, многолетняя гражданская война в
    Демократической Республике Конго (бывший Заир), ожесточенные столкновения в Либерии, Сьерра-Леоне стали символами ничем не оправданной, поистине животной жестокости, только в Руанде унесшей более полутора миллионов жизней.
    6. Американская разновидность (например, канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас, самоуправляющаяся территория Дании Гренландия, остров Невис в составе Федерации
    Сен-Китс и Невис). Прежде сепаратистские настроения на континенте имели большое распространение. Именно они привели к распаду
    Великой Колумбии (1830 г.) и Соединенных провинций Центральной
    Америки (1838–1839 гг.), выделению Уругвая из состава Аргентины
    (1828 г.) и Панамы из Колумбии (1903 г.). Да и гражданскую войну в
    США (1861–1865 гг.) можно рассматривать как неудавшуюся попытку выхода группы южных штатов, образовавших суверенную конфедерацию, из состава единого государства. Ныне же американский регион определяется наименьшим по сравнению с другими частями планеты распространением сепаратизма (всего 4 ярко выраженных очага напряженности).
    151

    По мнению Теда Роберта Гарра, руководителя Центра
    Международного развития и конфликтологии при Мэрилендском университете можно выделить несколько универсальных признаков
    (факторов), по которым можно предсказать скорое начало территориального спора за независимость.
    Фактор 1. Группа, относящаяся к этническим или религиозным меньшинствам, требует большей автономии, чем она имеет в настоящий момент.
    Фактор 2. Риск начала военных действий повышается почти на 60% в том случае, если меньшинство некогда имело собственную государственность. Не имеет значения, когда и где существовало это государственное образование, каким образом оно было создано, какая форма правления использовалась, и по каким причинам оно утратило независимость (например, жители канадской провинции Квебек, которые являются потомками французских колонистов, требуют независимости, объясняя это тем, что некогда Канада была французской колонией). Еще более опасно, если утрата независимости произошла в относительно недавнем прошлом.
    Фактор 3. Чем выше организованность групп, выступающих за независимость, тем больше шансов, что они начнут вооруженную борьбу. Риск увеличивается на 83% по сравнению с плохо организованными сепаратистами
    (например,
    желание самоопределиться не было подкреплено созданием мощных административных структур католическими жителями Северной
    Ирландии, входящей в состав протестантской Великобритании.
    Несмотря на то, что католики смогли создать несколько мощных террористических групп, единый организационный центр, представляющий интересы большей части населения, создан не был).
    Фактор 4. Чем лучше в регионе, претендующем на самоопределение, обстоит дело с инфраструктурой и информационными технологиями, тем больше шансов, что начнутся конфликтные действия. Вооруженные группы сепаратистов могут координировать свои действия лишь с помощью телефонов, радиостанций и т.д. Если определенная этническая группа находится в юрисдикции одного государства и проживает на компактной территории, то фактор связи особой роли не играет. Но его значение возрастает многократно, если этническая или религиозная группа
    «поделена» между двумя или более государствами (так, например,
    152
    произошло с албанцами, «разделенными» между Сербией, Албанией и Македонией, басками во Франции и Испании, лезгинами в России и
    Азербайджане, чеченцами в России и Грузии и т.д.).
    Фактор 5. Чем выше уровень рождаемости в этнической или религиозной группе, тем более она склонна начинать войну за самоопределение.
    Фактор 6. Чем меньше та или иная этническая или религиозная группа страдала от репрессий и дискриминации со стороны центрального правительства, тем больше шансов, что она начет борьбу за самоопределение. Любопытно, что большинство групп, выступающих за самоопределение, ныне действуют в демократических государствах. Более того, разговоры о независимости начинались лишь после того, как страна меняла форму правления на демократическую.
    Фактор 7. Начало конфликтных действий значительно более вероятно, если некогда представители этой религиозной или этнической группы уже вели подобную борьбу.
    Н. Самбанис, сотрудник Всемирного Банка, автор доклада
    «Имеют ли общие причины этнические и неэтнические гражданские
    войны?», пришел к выводу, что риск начала этнического конфликта возрастает, если в соседнем государстве наблюдается серьезный внутренний конфликт или идет война. Однако, чем демократичней и либеральней страны-соседи, тем меньше шансов начала подобного кровопролития.
    Борьба за ресурсы, собственность и экологию. Наличие ресурсов также способно оказывать воздействие на состояние межэтнических отношений, провоцируя их обострение. Чаще всего это выражается в борьбе этносов за владение материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Так, столкновения в 90-х гг. ХХ в. между киргизскими и таджикскими скотоводами были из-за тер- риториального дележа пастбищ и источников воды. Они обходились без гибели людей, но неуступчивость и отказ от поиска компромиссов впоследствии оборачивались трагедиями. Гражданская война в Ливии, начавшаяся в начале 2011 г. также имеет своей целью получение контроля над запасами нефти в государстве. При возникновении подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование
    153
    земли и природных ресурсов (до 30-40% коренного населения считает естественным получение преимуществ перед другими народами, населяющими государство). В этом случае, как показывает мировая практика, подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку передел собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма такого противостояния.
    В советскую эпоху во многих регионах СССР существенно обострилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономической целесообразности разрушалась традиционная система природополь- зования, и в частности землепользования, что непосредственно изменило образ жизни этносов во многих республиках и регионах.
    Так, например, строительство Каракумского канала привело сначала к обмелению крупнейших рек этого региона – Амударьи и Сырдарьи, а затем к фактическому исчезновению Аральского моря. Разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушила природную среду обитания народов Крайнего Севера и Сибири, но и привела к значительному сокращению поголовья оленей, превратила оленеводство в убыточную отрасль хозяйства. Все это закономерно стимулировало этноцентробежные тенденции, национальный и региональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.
    Стремление к изменению статуса местных элит.
    Статусные конфликты имеют своей целью изменение политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты. Чаще всего этнонациональные конфликты такого рода возникают в переходных обществах, в условиях которых они представляют собой эффективный способ отвода социального взрыва в русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что в условиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки для различного рода экономических, социально- политических противостояний и конфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основе этнонациональных конфликтов этого типа лежат процессы модернизации и интеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и
    154
    основными этносами. Вследствие представлений о самодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинают претендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.
    Л. Дробижева считает, что в основе межэтнической напряженности в постсоветской России лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов СССР. Вследствие этого в престижных профессиях нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими, у многих народов формировались свои ценности и представления, не совпадавшие с ценностями и представлениями русских в этих республиках (русские ехали в республики помогать, поэтому чувствовали себя по статусу выше, чем титульные народы).
    В неустойчивой обстановке переходного периода от тоталита- ризма к демократии привилегированные слои основных этнополитических групп автономий активно стимулируют изменения системы этносоциальной стратификации.Эти изменения несут в себе определенные издержки, так как этнические элиты, формирующие и определяющие интересы своих последователей, придают узкокорпоративным интересам этническую окраску. Одновременно идет поиск этносами своего места в новой экономической модели общества, что способствует самовыражению и самоутверждению этносов (например, конфликт в Чечне).
    Изменение системы разделения труда. Как показывает историческая практика в большинстве полиэтнических государств ес- тественным образом складывается система разделения труда между этническими группами. А поскольку различные сферы приложения труда дают разные доходы, между этносами, естественно, складывается негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях – первый признак назревающего конфликта. По данным социологических опросов, проведенных российским Левада-центром в августе 2005 г., 46% опрошенных считали, что русские живут беднее, чем представители других народов. 37% согласились с суждением, что во многих бедах России виновны люди «нерусских» национальностей (в 2004 г. количество таких людей составило 42%).
    155

    45% считали, что национальные меньшинства имеют слишком много власти в России, а 44% находили полезным ограничить влияние евреев в политике, бизнесе, образовании, шоу-бизнесе и т.д.
    В то же время распавшиеся государства обычно остаются традиционными обществами, характеризующимися слабым разделением труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производств с большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениями личной зависимости, низким доходом на душу населения и традиционными нормами и ценностями в культуре. В силу этих причин представители других этносов, занимающие элитное положение в обществе и занятые в сфере управления, экономики и политики, вызывают у первых чувство этнической неприязни и непроизвольно (своей квалификацией, уровнем образования и доходами) становятся стимуляторами разжигания межэтнической розни. По этой же причине могут возникать конфликты и внутри одного этноса, связанные с борьбой кланов и субэтносов.
    Историческая память. Немаловажным детерминирующим фактором этнонациональных конфликтов может выступать историческая память народов, сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.
    Наиболее ярким примером здесь можно назвать вновь вспыхнувший сегодня этнический конфликт между Арменией и Турцией по поводу трагических событий 1915 г., когда безвинно погибло более 200 000 тыс. армян.
    Таким образом, причин современных этнонациональных конфликтов достаточно много и лежат они в различных сферах взаимоотношений этнических общностей. При этом характер развертывания этнонациональных конфликтов, как правило, происходит по единому алгоритму: пострадавший этнос требует
    восстановления справедливости (частенько с перехлестом), а
    гарантия ее установления – собственная государственность в той
    или иной форме.
    156

    Проведенный конфликтологами анализ современных этнонациональных конфликтов показывает, они имеют определенные
    особенности.
    Во-первых, все этнонациональные конфликты носят
    комплексный, сложносоставной характер. Поскольку их сущность определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Для того чтобы этнический кризис «созрел», этнос должен чувствовать себя дискриминированным по социально-экономическим (низкий уровень доходов, преобладание непрестижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции и т.д.) показателям.
    Во-вторых, этнонациональные конфликты проходят в обстановке высокого накала эмоций, страстей, проявления
    иррациональных сторон человеческой природы.
    В-третьих, большинство из крупных этнонациональных конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: «Наши предки всегда здесь
    жили!».
    В-четвертых, этнонациональные конфликты характеризуются
    высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности
    (культура, язык, быт, обычаи, религия) составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.
    В-пятых, этнонациональные конфликты носят «хронический»
    характер, они не имеют окончательного разрешения, ибо межэтнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.
    Таким образом, межнациональные (межэтнические) отношения сами по себе конфликтогенны. Когда же к этому прибавляются политические ошибки власти, их взрывной потенциал возрастает многократно и порождает этнонациональных конфликт.
    157

    3. Динамика и типология этнонациональных конфликтов
    На практике любой этнонациональный конфликт имеет динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности).
    Согласно данным современной этнической конфликтологии, динамика этнонационального конфликта состоит, как правило, из четырех фаз: латентный период, проявление конфликта, активное
    течение конфликта, последствия конфликта.
    1. Латентный период. В период зарождения конфликтной ситуации на стадии скрытой (тлеющей) напряженности выдвигаются требования к другой этнической группе, национально-патриотиче- ские и особенно национально-радикальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям «чуждой» культуры. Для этой стадии основным становится состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных – профес- сиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличении социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожими стереотипами поведения. Начинают также вырабатываться четкие и твердые притязания и позиции, которые находят выражение в программных документах и декларациях этих движений. Противоречия еще не осознаются, но сравнение между группами делается преимущественно в пользу своей. По данным социологических опросов, проведенных российским Левада-центром в августе 2005 г.,
    50% россиян выступали за ограничение проживания на территории
    России выходцев с Кавказа (в 2004-м — 46%), китайцев — 46%
    (соответственно — 39%), вьетнамцев — 42% (39%), выходцев их бывших среднеазиатских республик СССР — 31% (31%), цыган —
    30% (32%), евреев — 18% (15%), украинцев — 8% (в 2004 г. — 8%).
    В целом 11% выступали за ограничение прав проживания всех наций, кроме русской (в 2004 — 14%). И лишь 5% затруднились ответить.
    Необходимо отметить, что латентный период конфликта иногда так и остается латентным и не переходит в следующую стадию своего развития. Целый ряд кавказских конфликтов остался
    158
    на уровне латентных: между кабардинцами и балкарцами в
    Кабардино-Балкарии, карачаевцами и черкесами в Карачаево-
    Черкесии, грузинами и азербайджанцами в Квемо-Картли, грузинами и армянами в Самцхе-Джавахети, русским населением Дона, Кубани,
    Ставрополья.
    2. Проявление конфликта. На этой стадии происходит созревание конфликтной ситуации путем осознания и эмоционального вызревания конфликта, нарастания этнической напряженности. Начало второй фазы можно определить по целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений в
    злонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-
    либо этнической группой; требования чрезвычайных мер для защиты
    угнетаемых этнических групп или этнических меньшинств; начало
    этнической миграции. По мере развития конфликтной ситуации состояние отчуждения перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Стороны осознают несовместимость своих интересов, причем у низкостатусного этнического меньшинства это проявляется как «пережитая историческая несправедливость» и вызывает желание восстановить справедливость. Этнос сплачивается вокруг идеи «отмщения». На этой стадии также происходят попытки перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. Этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу. Стадия очень длительная (многолетняя), например, со времени изгнания евреев из Земли Обетованной прошли многие столетия, но именно этот факт явился обоснованием их многолетней борьбы за возвращение на свою Родину; в наше время в Татарстане отмечаются дни памяти жертв захвата Казани войсками Ивана
    Грозного в 1552 г.
    Следует отметить, что стадия проявления конфликта не всегда переходит в его активное течение. Так, целый ряд межэтнических конфликтов начала 1990-х гг. в Дагестане (аварско-чеченский,
    159
    кумыкско-аварский, лакско-кумыкский, противоборство русских и горских переселенцев в Кизлярском районе, конфликт между салафитами и тарикатистами) сопровождался насилием, однако, эти столкновения не переросли в активную фазу и к концу 90-х гг. ХХ в. перешли в разряд латентных.
    3. Активное течение конфликта. На этой стадии этническая группа, как правило, прибегает к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания. Как уже отмечалось, переход от стадии проявления конфликта к его активному течению происходит, к счастью, далеко не всегда. Необходимым условием здесь служит нестабильность высокостатусного этноса. Так, например, именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, настали самые удобные моменты для отмщения за предыдущие действия
    (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и т.д.). Стадия имеет тенденцию к эскалации — от массовых ненасильственных действий (митинги и т.д.) к столкновениям и военным действиям. По мере накопления жертв и потерь, конфликт на этой стадии становится все менее управляемым и цивилизованно разрешимым. В ходе этой стадии жизненно необходимы меры по его скорейшему ослаблению и умиротворению: посредничество, консультирование, переговорный процесс и т.п., нацеленные на достижение национального консенсуса или, по крайней мере, компромисса.
    4. Последствия конфликта. Результативность процесса урегулирования конфликта является показателем того, в какой мере приведены в действие демократические и гуманистические способы его урегулирования и разрешения. В полной ли мере удалось нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления участников конфликта и помочь каждому из них перейти от жесткого или даже насильственного противодействия национальных общностей и их представителей к эффективному и согласованному взаимодействию с ними ради совместного удовлетворения коренных потребностей и интересов всех участников возникшей межэтнической коллизии.
    Однако, как показывает мировая практика, после активного течения конфликта стороны возвращаются к стадии латентного состояния. Связано это с тем, что в реальной жизни гораздо чаще встречается нейтрализация этнического конфликта, а не его
    160
    урегулирование. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что один из этносов не сможет набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями (как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, формирование правительства в Бельгии), не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т.п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистки настроенные деятели в их рядах.
    В современной научной и учебной литературе можно встретить множество различных классификаций этнонациональных конфликтов. Связано это с тем, что их возникновение, предмет, процесс протекания определяются многими факторами.
    Так, исходя из характера действий конфликтующих
    сторон, Э. Паин и А. Попов разделили этнонациональные конфликты на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей;
    конфликты действий.
    Конфликт стереотипов подразумевает такой характер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы» (с этого, например, начинался армяно-азербайджанский конфликт).
    Конфликт идей характеризуется наличием выдвижения тех или иных притязаний. В этом случае начинает обосновываться
    «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельную государственность (например, как это было в Эстонии, Литве,
    Грузии, Татарстане и других республиках СССР) или на территорию
    (например, как это было в Армении и Азербайджане, Северной
    Осетии и Ингушетии).
    161

    Конфликт действий означает проведение практических мероприятий по отстаиванию своих интересов — митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.
    Другой тип классификации этнонациональных конфликтов –
    по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами.
    В этом случае выделяются:
    Статусно-институциональные этнонациональные конфликты, возникающие в результате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе.
    В этом случае происходит борьба этнических групп за конфедеративную форму устройства государства или за создание своих национальных образований в составе федерации (например, это было характерно для части союзных республик СССР, желавших конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий СССР (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик).
    Этнотерриториальный тип конфликта предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом ос- паривается право другого этноса проживать на спорной территории.
    Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).
    Социально-экономический тип конфликта возникает на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.
    Межгрупповой тип конфликта имеет два вида: конфликты
    между этнической группой и государством (например, Абхазия и
    Южная Осетия, до создания самопровозглашенных государств, с
    Грузией) и конфликты между этническими группами (например, погромы турок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии).
    Культурно-языковой тип конфликта возникает на основе требований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной
    162
    или общественной жизни (например, страны Балтии по отношению к русскому языку).
    Одной из часто применяемых типологизаций этнонациональных конфликтов является их классификация по
    способам применения силы конфликтующими сторонами – отнесение их к вооруженным или невооруженным.
    Вооруженные конфликты (насильственные) делятся на:
    региональные войны– вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения
    (Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский,
    Приднестровский, Чеченский конфликты);
    краткосрочные вооруженные столкновения– продолжаются несколько дней и сопровождатся жертвами (столкновения в Фергане,
    Оше, Осетино-Ингушское противоборство и др.). Такие столкновения часто называют «конфликтами-бунтами», «конфликтами-погромами»,
    «конфликтами неуправляемых эмоций».
    Невооруженные конфликты бывают следующих видов:
    институциональные – в противоречие входят нормы конституций, законодательства, реализующие концепции конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается межэтническими конфликтами. Пример – Татарстан середины 90-х гг. ХХ в. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;
    манифестирующие – митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского неповиновения. Основные субъекты: массы людей;
    идеологические– конфликт идеологий. Основные субъекты: представители политической, научной, художественно-творческой элиты.
    Если взять за основание классификации территорию
    проживания, наличие или отсутствие государственных или
    административных границ, то можно выделить следующие типы этнонациональных конфликтов: межгосударственные (внешние)
    конфликты; региональные конфликты между различными этносами, разделенными общей административной (внутрифедеральной) гра- ницей в рамках единого государства; конфликт между Центром и
    регионом (например, субъектом Федерации). Такой конфликт является внутригосударственным, но с позиции региона или субъекта
    163

    Федерации он может рассматриваться как внешний, если субъект стремится к полной государственной независимости (например, российские федеральные органы власти считают Чеченскую войну внутрироссийским конфликтом, а чеченские сепаратисты – как внешнюю агрессию России против независимой Республики
    Ичкерия); местные конфликты – между различными этническими образованиями, проживающими в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области, субъекте Федерации).
    Таким образом, приведенные типологии, как и все другие, имеют достаточно условный характер, поскольку любой этнонациональный конфликт одновременно соединяет в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует не только устанавливать основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.
    4. Формы протекания и способы урегулирования
    этнонациональных конфликтов
    Урегулирование этнонациональных конфликтов требует создания приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимноудовлетворяющих их интересов. С целью недопущения и урегулирования этнонациональных конфликтов во многих странах мира уже многие десятилетия существуют специальные службы.
    Например, в США начиная с 50-х гг. ХХ в. анализ этнических конфликтов организован в рамках Службы общинных отношений. В
    России конфликтологические аналитические центры и исследовательские группы возникли только на рубеже 90-х гг. прошлого века. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
    Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать на- личие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний.
    Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
    164

    Во-вторых, обязательным условием в урегулировании кон- фликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.
    В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
    Результаты научных исследований показывают, что основные действия по нейтрализации конфронтационных устремлений участников этнонациональных конфликтов, как правило, укладываются в рамки некоторых общих правил.В их числе:
    легитимация конфликта (официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении);
    институциализация конфликта (выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения); перевод конфликта в юридическую плоскость; введение
    института посредничества при организации переговорного
    процесса; информационное обеспечение урегулирования конфликта
    (т.е. открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).
    Опыт урегулирования этнонациональных конфликтов учит, что конечные результаты их урегулирования можно объединить в три группы.
    Первая из них предполагает полную победу одной стороны
    над другой, разрешение конфликтной ситуации с позиции силы.
    Именно на такой результат этнонационального конфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних фазах конфликта.
    Однако история этнонациональных конфликтов XX в. учит, что большинство из них так и не были урегулированы, несмотря на си- ловое давление и победу одной стороны над другой. Они только перешли в латентную фазу и могут актуализироваться в любой момент. Связано это с тем, что у побежденной стороны, как правило,
    165
    остается чувство национальной обиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и через значительный проме- жуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой
    (например, Турция-Армения).
    Вторым вариантом разрешения актуализированного этнонационального конфликта является взаимное поражение
    конфликтующих сторон. Такой результат возникает, когда обе стороны истощили свои силы в борьбе, и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы над другой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращаться к посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, не удовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт таким способом, то он практически переходит в латентное состояние, при котором стороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способ разрешения конфликта также имеет высокую вероятность его последующей актуализации (например, Нагорный Карабах).
    Третья группа способов разрешения конфликта предполагает, что он может заканчиваться взаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам и установления конструктивного взаимодействия. Такой исход становится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивному разрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонам возможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общих проблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной, поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. При этом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время
    (например, Чеченская республика).
    Как мы отмечали выше, этнонациональный конфликт имеет свои фазы протекания, для каждой из которых характерны присущие только им приемы и способы урегулирования.
    В течение латентного периода (первой фазы) для предотвращения конфликта, прежде всего, следует: добиться
    практической реализации принципа гражданского равноправия, все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность для получения гражданства; в новых национально-
    166

    государственных образованиях начинать свою деятельность с
    нулевого варианта гражданства; проводить политику социально-
    экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп,
    а особенно подвергшихся ранее дискриминации; реализовывать
    принципы федерализма равным образом для всех этнических групп.
    В течение второй фазы – проявления конфликта, для снятия этнической напряженности в этот период необходимо: создавать
    этнически нейтральные подразделения полиции и армии с
    определением их четких функций и полномочий в конфликтных
    действиях; организовать подачу и изложение точной и
    непредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой
    информации; осуществлять особый контроль за сохранностью и
    движением оружия; максимально строго преследовать по закону
    организаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным
    исполнением приговоров.
    В фазе активного течения конфликта главной задачей явля- ется максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимо принять следующие меры: удаление из зоны конфликта,
    арест или временное задержание сторонников экстремистских
    методов разрешения конфликта; предотвращение раскола по
    этническому признаку в государственных и силовых структурах,
    обеспечивающих общественный порядок; введение особого контроля
    за средствами связи и объективностью средств массовой
    информации; создание механизма прекращения боевых действий и
    начало переговорного процесса; проведение комплекса мер по
    сведению к минимуму количества человеческих жертв и
    материального ущерба (отвод вооруженных формирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенных пунктов и городов); предотвращение мародерства и военных преступлений.
    Фаза устранения последствий конфликтных действий и
    примирения конфликтующих сторон должна включать следующие мероприятия: объявление общей оценки последствий конфликта и
    программы (плана) воссоздания единства гражданского общества
    на условиях национального примирения; придание
    восстановительному процессу этнически нейтрального характера
    (освобождение заложников, возврат беженцев, ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания); недопущение героизации террористов и
    167

    экстремистов во избежание превращения их в политических
    лидеров; общественный диалог всех этнических групп для
    реформирования общества; отказ от драматизации конфликта и
    недопущение его фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы
    последующие поколения не могли возродить вновь «дух конфликта».
    Кроме того, все перечисленные способы и методы урегулирования этнонациональных конфликтов в каждой из фаз их развития могут быть дополнены методами ослабления и торможения эскалации этнонациональных конфликтов.К такому типу методов можно отнести: метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означает отделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп от других, более склонных к компромиссам и переговорам; применение широкого спектра санкций
    экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного применения силы органами охраны общественного порядка; перерыв конфликтас целью изменения его эмоционального фона, снижения накала страстей, ослабления консолидации сил в обществе; прагматизация переговорного
    процессапутем разделения глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным;
    оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат; организационно-
    политическая и разъяснительная работа; налаживание диалога
    противостоящих сторон, как правило, с участием нейтральной стороны; организация взаимовыгодного предпринимательства: строительство совместных предприятий, создание свободных экономических зон, зон совместной торговли, налаживание полнокровного экономического сотрудничества;
    создание
    инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма,
    спорта и др.
    Таким образом, урегулирование и прекращение этнонациональных конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства. Они не просто задерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всю
    168
    его ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу для будущих конфликтов других поколений.
    169

    5. Правовые основы предупреждения и разрешения
    этнонациональных конфликтов в Российской Федерации
    Правовую базу предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в Российской Федерации формирует
    Основной закон – Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
    Для предупреждения, регулирования и разрешения этнонациональных конфликтов
    Конституция РФ закрепляет основные правовые нормы и положения.
    В частности, ст. 3 закрепляет, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно...».
    Ст. 19 (ч. 2) гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от ... расы, национальности, языка, происхождения ... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку ... расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
    Ст. 26 определяет, что «1. Каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2.
    Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
    Ст. 29 (ч. 2) запрещает «пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
    Ст. 72 (ч. 1 б) обеспечивает защиту «прав национальных меньшинств», а ст. 102 (ч. 1 а) относит к ведению Совета Федерации
    «утверждение изменения границ между субъектами Российской
    Федерации».
    Данные нормы права дают основание утверждать, что предупреждение и разрешение конфликтов между этническими группами, народами, расами имеют правовую базу регулирования, независимо от причины их появления.
    170

    Ответственность за разжигание этнонациональных конфликтов установлена законодательством Российской Федерации, а именно Уголовным кодексом РФ, который осуществляет охранительную функцию, защищая установленные Конституцией РФ национальные, этнические, расовые ценности и связанные с ними общественные отношения.
    Так, в ст. 282 (ч. 1) УК РФ определено, что «действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности... наказываются штрафом от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда..., либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет». В ч. 2 наказанием является лишение свободы на срок от трех до пяти лет, так как оно устанавливается за более тяжкую категорию преступления, совершенного в данной области отношений.
    Ст. 357 УК РФ входит в гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества». Эта статья играет немаловажную роль в разрешении этнонациональных конфликтов, так как в ней устанавливается, что «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, – наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы».
    Таким образом, в России сегодня создана необходимая правовая основа для предупреждения и урегулирования этнонациональных конфликтов. Однако необходимо помнить, что регулирование этнонациональных конфликтов в различных сферах деятельности общества осуществляется не только перечисленными нормативными актами, но и общепризнанными принципами и нормами международного права, правом субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и т.д.
    171

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17


    написать администратору сайта