Главная страница
Навигация по странице:

  • ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ СОЦИАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ (базовый курс) МОСКВА–2011

  • Глава 1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА

  • Противоречивость оценок насилия, считает А. Анцупов

  • Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни

  • Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве

  • 2. Характеристика конфликтологии как научной дисциплины

  • Социальная конфликтология

  • Объектом конфликтологии

  • Конфликт

  • Конфликтная модель

  • Конфликт. зеленков+конфликт. Конфликтология


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеКонфликтология
    АнкорКонфликт
    Дата27.04.2023
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлазеленков+конфликт.pdf
    ТипКнига
    #1093417
    страница1 из 17
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
    ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ
    СОЦИАЛЬНАЯ
    КОНФЛИКТОЛОГИЯ
    (базовый курс)

    МОСКВА–2011
    ББК 88.53
    УДК 316
    З–48
    Зеленков, М. Ю. Социальная конфликтология (базовый курс) /
    М. Ю. Зеленков. – М. : Юридический институт МИИТа, 2011 – 272 с.
    В учебном пособии автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляются к изучению социальной конфликтологии в высших учебных заведениях Российской Федерации.
    В пособии отражен опыт изучения теории и практики конфликта, накопленный как в зарубежной, так и отечественной школе, а также ранее подготовленных учебных пособий по данной проблематике.
    При написании работы использован широкий круг оригинальной мировой литературы, а также практика многих государств и международных организаций по предупреждению и урегулированию социальных конфликтов.
    Поскольку данная работа является учебным пособием, подготовленным в соответствии с авторской программой курса «Социальная конфликтология», читаемого в Юридическом институте, то в ней сохранены особенности подхода автора к разработке тем и вопросов. В то же время автор не ставил перед собой задачу систематизации и достаточного освещения всех вопросов, содержащихся в программе курса «Социальная конфликтология» и учитывал многообразие вышедших в свет в последнее время в России учебных пособий и учебников по данной проблеме.
    Книга рассчитана на студентов высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему теории и практики конфликта в обществе.
    Автор: Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук,
    действительный член (академик) Академии военных наук, член-корреспондент
    Академии педагогических и социальных наук, заведующий кафедрой «Общественные
    науки Юридического института МИИТа.
    Рецензент: В. Н. Ремарчук, доктор философских наук, профессор,
    декан факультета гуманитарных наук МГТУ имени Н. В. Баумана.
    Учебное пособие рекомендовано к изданию кафедрой
    «Общественные науки» Юридического института (МИИТа).
    Протокол № 9 от 1 сентября 2011 г.
    2


    Юридический институт МИИТа, 2011
    ПРЕДИСЛОВИЕ
    «Жизнь, которая не испытывает челов.,
    не достойна называться жизнью»
    (Сократ)
    Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие – будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли правильно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и как итог — конфликта. Это, так сказать, алгоритм развертывания конфликта на межличностном уровне, в малых социальных группах.
    Источником же обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, назрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.
    3

    Чтобы найти правильное решение этих дилемм, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
    Задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает из этого процесса пользу для себя. Бизнесмен получает сведения о том, как развивается конкуренция в условиях рынка, работник узнает о методах защиты как своих интересов, так и своей профессиональной группы. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами. А «простому» человеку изучение конфликтов нужно для того, чтобы избавиться от своей
    «простоты» и получить те сведения, без которых невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных общественно-полити-ческих ситуациях.
    4

    Глава 1. КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА
    Дорога, на которой люди соперничают
    друг с другом, узка. Отступить на
    ней один шаг значит на шаг дать
    себе больше простора.
    (Вкус Корней Хун Цзычен)
    Учебные вопросы:
    1. История конфликтологии и эволюция отражения
    конфликта в науке, религии и искусстве.
    2. Характеристика конфликтологии как научной дисциплины.
    1. История конфликтологии и эволюция отражения
    конфликта в науке, религии и искусстве
    В конфликтологическом сообществе считается, что в научно завершенном виде конфликтология оформилась лишь к середине XX в.. Но, как показывает многовековая история человечества, конфликты на многострадальной планете Земля существовали всегда, и общество постоянно пыталось найти ответ на проблему их предупреждения и урегулирования. В истории конфликтологии, как правило, выделяют пять периодов развития.
    Первый период – появление первых научных источников о конфликтах (VI–VII в. до н.э. и примерно до середины XIX в.). В течение этого периода конфликтологические знания формировались и развивались как практические знания людей о видах конфликтов, принципах и правилах поведения в реальных конфликтных взаимодействиях. В этот же период начали накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт стал изучаться в рамках философии, права, психологии, однако не выделялся как самостоятельный предмет изучения.
    Второй период — (середина XIX в. – начало 20-х гг. ХХ в.) – период зарождения, становления и развития конфликтологических теорий и частных отраслей конфликтологии. Это первая «волна» открытых научных публикаций по проблеме конфликта.
    Третий период – (середина 20-х – начало 50-х гг. ХХ в.) изучение конфликта как самостоятельного явления в рамках других
    5
    наук (социальная философия, психология, педагогика, политология и социология). Интенсивность исследования конфликта начала постоянно увеличиваться, однако, к концу периода ситуация резко изменилась и характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с периодом Второй мировой войны и обстановкой в гуманитарной науке в это время в целом.
    Четвёртый период – (середина 50-х – середина 80-х гг. ХХ в.)
    – период расцвета конфликтологической науки, когда ежегодно публикуются научные работы по проблеме конфликта, защищаются первые диссертации, появляются первые междисциплинарные исследования и конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку.
    Ее предметом становится объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории «конфликт».
    Пятый период – (конец 80-х гг. – настоящее время). В этот период происходит постоянное увеличение ежегодного количества научных публикаций по проблемам конфликтологии, создаются конфликтологические центры, региональные и международные группы по исследованию и урегулированию конфликтов в социуме.
    Первые попытки научного осмысления конфликтного проявления homo sapiens – человеком разумным можно найти в философских трудах, появившихся на свет еще в глубокой древности.
    Древневосточные и Античные философы рассматривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут общественной жизни.
    Например, Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и непохожесть людей.
    Аристотель полагал, что человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а также в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
    6

    Однако уже в древности толкование конфликта в научной среде было неоднозначным. Анализ трактатов того времени, проведенный А. Анцуповым и А. Шипиловым, показывает, что среди философов, например, не было единства относительно функций конфликта в обществе. Так, древнегреческий философ Гераклит
    (конец VI — начало V вв. до н.э.) считал, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен, и в силу этого — не может получить отрицательной или положительной оценки. В то же время только отрицательно оценивали конфликты (в основном социальные) такие философы, как Платон (428 — 348 гг. до н.э.) и Геродот (490 — 425 гг. до н.э.). Правда, сам термин
    «конфликт» при этом в ученой среде еще не употреблялся. Чаще философы употребляли термин «насилие», но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет лишь ее часть. Дальнейшее развитие теория насилия получила в трудах
    Цицерона (106 — 43 гг. до н.э.), который в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне».
    С наступлением новой эры развития человеческой цивилизации конфликтологическая мысль была направлена на обоснование необходимости бесконфликтного взаимодействия религии и общества. Особенно это стало заметно в Средние в.. Так, в частности Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345 — 430 гг.) обосновал единство человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположной и неразделимой сферах. В работе «О граде божьем» он определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель. Т.е. гипотетически, в случае удовлетворения всех потребностей индивида, он не должен конфликтовать. При этом стоит отметить, что сегодня многие конфликтологи считают, что его рассуждения о войне и мире звучат вполне современно: «... Тe, которые нарушают мир, не ненавидят
    его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их
    желаниям».
    Когда в мире утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. По этому поводу
    7

    Эразм Роттердамский (1469–1536) замечал: «Наибольшим абсурдом
    является то, что Христос присутствует в обоих лагерях, как будто
    сам с собой ведет борьбу».
    В эпоху Возрождения и Реформации очень содержательную попытку системного анализа конфликтов (преимущественно социальных) сделал Николло Макиавелли (1469–1527 гг.) в трактате
    «Государь». Он считал конфликт универсальным признаком общества и объяснял это природной порочностью человека. А
    Фрэнсис Бэкон (1561–1626) впервые представил анализ причин социальных конфликтов.
    С наступлением эпохи Просвещения и Нового времени интерес к теории конфликта среди ученых возрос. Уже ни у кого не возникало сомнений в том, что это явление присуще всему обществу и носит социальный характер. Это доказала и работа Адама Смита
    «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г), в которой впервые конфликт был рассмотрен как социальное явление.
    В ней была также высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции. В дальнейшем о противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые стали размышлять все больше и больше (Ж.-
    Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, В. Соловьев, И. Бердяев и др.). В ходе научного обсуждения выявилось два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые ученые определили как пессимистический и оптимистический.
    Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс (1588–1679) в своей книге
    «Левиафан» (1651). «Человек, – полагал он, – по своей естественной
    природе является существом эгоистическим, завистливым и
    ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого
    общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это
    состояние стало для людей непереносимым, они заключили между
    собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою
    огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища
    Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды».
    Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс
    8
    не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.
    Оптимистический подход представил обществу французский философ Жан-Жак Руссо (1712–1778), который в отличие отГоббса считал, что человек по своей природе добр, миролюбив, создан для счастья. «Источником конфликтов в современном обществе, по его
    мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и пред-
    рассудки людей и прежде всего их приверженность частной соб-
    ственности. Важнейшим инструментом восстановления
    естественных для людей отношений мира и согласия должно стать
    создаваемое ими по взаимному договору демократическое
    государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные,
    воспитательные средства, которые в наибольшей степени
    соответствуют сущности челов.».
    В XIX – XX вв. дальнейшее развитие теории конфликта было направлено на обоснование его психологических и социологических основ, а также осуществлялся переход от теоретического описания конфликта к практической работе с ними. С точки зрения психологии большой вклад в исследование конфликтных ситуаций внес Зигмунд
    Фрейд (1856–1939 гг.). Он пришел к выводу, что главным
    источником психических расстройств и стрессов является
    изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт
    между сознательным и бессознательным, между смутными
    влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и
    правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.
    В то же время Альфред Адлер в противовес З. Фрейду утверждал, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо.
    Карл Юнг, также отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или внутрь самой личности.
    Социологи, в лице Георга Зиммеля, разрабатывали теорию конфликта, исходя из его социальной значимости и позитивной ценности как стимулирующего средства и фактора. Г. Зиммель даже ввел в научный оборот термин «социология конфликта». В итоге в начале XX в. конфликт окончательно был признан нормальным
    9
    социальным явлением. При этом указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые порождают конфликты.
    В середине ХХ в. результаты исследований психологического поведения людей в конфликтах и социологии конфликта постепенно все больше стали применяться в практике разрешения реальных конфликтов и в обучении искусству управления конфликтами. Были разработаны специальные программы и методики: психологического
    тренинга, нацеленного на обучение конструктивному поведению в условиях конфликтной ситуации (Горовиц и Бордман), методика
    постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности
    (ПОИР), предназначенная для снижения конфликтности в международных отношениях (Ч. Освуд), переговорные методики
    разрешения конфликта (Дж. Скотт, Д. Дэна, Г. Келман, Т. Крум и др.), Гарвардский метод принципиальных переговоров (Р. Фишер и У.
    Юри), методика переговоров с участием посредников медиаторов
    (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.) и др. Создание эффективных методов медиации проведения переговоров с помощью медиаторов привело в 1970–1980-х гг. к тому, что появились специалисты-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного процесса.
    Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо отметить, что в конфликтологической литературе есть два мнения на этот счет. Так, по мнению Б. Хасан и П. Сергоманова, следует начинать период самостоятельности конфликтологии с работы Г.
    Зиммеля «Конфликт современной культуры» (1918). В этой книге Г.
    Зиммелем впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания. Г. Зимель писал: «Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух, в свою очередь, поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры. Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками,
    10
    противящимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему сознанию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых культурных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверждением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти». Другая группа ученых за точку отсчета берет работы Р. Дарендорфа и Л. Козера (50–60-е гг. ХХ в.), в которых конфликт приобрел более определенное описание, а его существование в социальном пространстве встраивалось в более строгие рамки.
    В 70–90-е гг. ХХ в. в западных исследованиях конфликта определились два основных направления: первое – распространено в
    Западной Европе (Франция, Голландия, Италия, Испания) и связано с изучением самих конфликтов; второе – распространено в США и связано с изучением мира и согласия.
    1986 г. был объявлен ООН годом мира. В связи с этим в
    Австралии был создан первый Международный центр разрешения конфликтов, ведущий практическую работу по улаживанию конфликтов и обучению этому искусству. Сегодня конфликтологические центры с аналогичными задачами работают во многих странах мира.
    В 1990-х гг. в нашу страну также вошла практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-
    Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов.
    В то же время стоит отметить, что, по мнению А. Анцупова, научное изучение конфликтов в России началось только в 20-е гг. XX в. При этом, несмотря на то, что отечественные мыслители испытывали существенное влияние зарубежных течений, они смогли в своих трудах отразить своеобразие российского общества начала
    XX в. П. Лавров и Н. Михайловский, представители так называемого
    11
    субъективного идеализма, главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с другими людьми. Отсюда ими выводилась необходимость предотвращать конфликты между личностью и обществом. Авторами утверждалось, что прогрессу способствует не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей.
    Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – М.Бакунина, П.Кропоткина
    П.Ткачева. Заметный вклад в область конфликтологического знания внес Питирим Сорокин, ставший выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. По его словам, «конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».
    В 20-е гг. ХХ в. отмечается появление первых отечественных работ, в которых проблема конфликта впервые выделялась как самостоятельная (К. Тахтарев, В. Бехтерев, А. Звоницкая, Л.
    Карсавин). В 1924 г. была опубликована работа П. Гриффина и М.
    Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в организациях, носившая в большей степени психологический характер. Однако по политическим причинам в последующие гг. произошло реальное уничтожение отечественной конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества. Как результат в период с 1924 по 1989 гг. конфликтологические исследования в СССР были серьезно зависимы от господствующей идеологии.
    В
    современной
    России самостоятельные конфликтологические исследования стали проводиться только с конца 1990-х гг. Однако, несмотря на это, у нас в стране уже сегодня существуют десятки кафедр конфликтологии, ассоциации конфликтологов – общественные организации, издаются журналы –
    «Социальный конфликт», «Конфликт и консенсус», «Российская конфликтология». Среди наших российских ученых-теоретиков и практиков конфликтологии можно отметить Ф. Бородкина, Н. Коряк,
    Н. Гришину, А. Здравомыслова, В. Кудрявцева, А. Кармина, А.
    Дмитриева, А. Зайцева, Э. Уткина, А. Анцупова, А. Шипилова, Е.
    Степанова, А. Стребкова и др.
    12

    Таким образом, подводя итог рассмотрению эволюции зарубежных и отечественных научных воззрений на конфликт, мы можем сказать, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества всегда было неоднозначным.
    Противоречивость оценок насилия, считает А. Анцупов,
    свойственна и для религиозных учений. Например, в христианстве
    отношение к конфликтам противоречиво, а в некоторых аспектах вовсе неразрешимо. В частности, противоречивое отношение к насилию содержат книги Ветхого и Нового Заветов. С одной стороны, проповедуется ненасилие (подставь вторую щеку), с другой в книге «Исход» мы встречаем определение Бога как «мужа брани».
    Воззвание же к богу приносит победу в сражениях. Согласно
    результатам контент-анализа текста Библии, проведенного
    Анцуповым, Калаевым и Шипиловым, из 12407 понятий и категорий
    1909 отражают проблему насилия (15.39%). Наиболее часто
    употребляемая в группе «насилие» категория — это категория
    «наказание» и производные от нее (25.9%). Призывы убить, убивать
    составляют 20.8% группы «насилие», ненависть и злоба — 13.3%.
    Среди категорий группы «мир и согласие» наиболее часто
    употребляется группа слов со значением «помощь, поддержка» —
    26%.
    По поводу конфликтов в христианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал: «Что касается церкви, она
    исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся;
    оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго
    увещевания, как учит апостол. Если же еретик и после этого
    продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение,
    заботится о спасении других, устраняет его из церкви посредством
    отлучения, а затем, предает его светскому судье, чтобы он
    устранил его из мира посредством смерти.... Если бы и все грешники
    были истреблены подобным образом, это не было бы противно
    ведениям Божьим...».
    Анализ священных книг другой мировой религии — ислам
    показывает, что в вопросе о сущности конфликтов она также противоречива. Суть исламской концепции мирового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха и изложена в Коране:«А если пожелал твой Господь,
    то Он сделал бы людей народом единым. А они не перестают
    13

    разноголосить». В Священной Книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо всегда помнить об учении Аллаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостратегического пространства ислама. Это связано с тем, что для мусульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль-ислам» — обитель ислама и «дар аль-харб» — обитель войны, мир неверных.
    Буддизм и индуизм в этом смысле более последовательны и не приемлют насилие. В классическом буддизме нет даже такого понятия – «зло» (Сатана). Только в последнее время многочисленные межрелигиозные конфликты побудили приверженцев буддизма заговорить о насилии.
    Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни
    человека и общества, во все времена находил свое место и в
    искусстве. Искусство — это «зеркало человеческой души» и, пусть не всегда прямое, но зеркало человеческой истории, также запечатлело в своем содержании конфликты и отношение к ним.
    Курьезен, но показателен такой факт: в 1948–1952 гг. в советском
    журнале «Театр» шла масштабная дискуссия о целесообразности
    рассмотрения конфликта в художественном произведении.
    Результат дискуссии — своеобразный лозунг — «Конфликту быть!»
    Отразилась проблема конфликта и в народном творчестве
    в форме многочисленных поговорок и фразеологизмов. В словаре В.
    Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. При подсчете количества пословиц,
    идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные
    конфликтные ситуации и противоречия, А. Анцуповым и А.
    Шипиловым в качестве ключевых слов были взяты следующие — мир,
    согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше
    700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели
    ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7%
    — «драка»; 6,6% — «брань». Частое использование ключевого слова
    «драка», считают ученые, свидетельствует о том, что на обыденном уровне для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия, которые считались наиболее эффективными: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»;
    14

    «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и
    руками» (т. е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»;
    «Больше дерутся, так смирнее живут» и т.д. Общий анализ русских пословиц и поговорок позволил конфликтологам установить, что в целом в 40.5% пословиц и поговорок насилие одобряется, а в
    43.2% одобряется согласие. Исходя из этого, можно сказать, что опыт народа приблизительно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в решении конфликта.
    Таким образом, можно с полной уверенностью сделать вывод, что и наука, и религия и, искусство, и народный фольклор придавали проблеме конфликта очень важное значение. Однако, только начиная со второй половины ХХ в., когда на Западе появился целый ряд работ, посвященных анализу конфликтов, можно говорить о конфликтологии как о самостоятельной области знания.
    2. Характеристика конфликтологии
    как научной дисциплины
    В трудах А. Кармина отмечено, что слово «конфликтология» пришло в русский язык из латыни. Это одно из международных слов, которые радуют переводчиков, — они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке, считает А. Вишневская, слово
    конфликт стало употребляться с XIX в.. В классическом Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. А современный Толковый словарь русского языка С. Ожегова не только содержит это слово, но и поясняет его примерами, из которых видно, что в ХХ в. оно имело очень широкую область применения: семейный конфликт, вооруженный конфликт на границе, конфликт с сослуживцами, конфликтная комиссия. В латинском языке (conflictus) означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово конфликт толкуется как столкновение, серьезное разногласие, спор.
    Этимология слова «конфликтология» состоит из двух составляющих:
    конфликт — «столкновение» и логос – «слово, знание, учение» и в комплексном переводе может означать — знание о конфликтах,
    конфликтных ситуациях.
    Конфликтология — комплексная научная дисциплина, изучающая природу, сущность, причины возникновения конфликтов,
    15
    закономерности их функционирования и развития, пути преодоления конфликтов.
    Социальная конфликтология — изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т.п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т.п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.
    Объектом конфликтологии являются социальные противоречия и социальные конфликты в самых разнообразных своих проявлениях во всех сферах жизнедеятельности общества.
    Предметом конфликтологии является изучение природы, причин, механизмов действия конфликтов в обществе, а также разработка технологий их выявления, отслеживания и урегулирования или разрешения. Это могут быть: конфликты как стороны общественных противоречий; конфликтные ситуации, социальные напряженности,
    социальные депривации; прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.; причины, условия, поводы конфликтов; стороны конфликтов
    (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты и т.п.); основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные и т.п.); основные типы предметных конфликтов в обществе (экономические, политические и т.п.); конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развитие…) и т.д.
    Итак, мы подошли к определению самого основного понятия в данной науке: определению категорий «конфликт» и «социальный конфликт». Однако вначале отметим, что у современных конфликтологов нет единства в определении понятия «конфликт» и
    «социальный конфликт». Кроме того, очень часто в литературе понятие «конфликт» и «социальный конфликт» употребляются как синонимы.
    Один из родоначальников социальной конфликтологии Л.
    Козер определяет социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.
    16

    А. Дмитриев под социальным конфликтомпонимает тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
    Ю. Запрудский считает, что социальный конфликтэто явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
    Согласно А. Здравомыслову, конфликтэто важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
    Вместе с тем все эти подходы, по мнению Б. Хасан, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте: во-первых, как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма; во-
    вторых, как о явлении, имеющем однозначно линейный характер
    (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).
    Исходя из этого, в дальнейшем будем придерживаться следующих толкований категорий «конфликт» и «социальный конфликт».
    Конфликт – активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
    Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются осознанные несовместимые потребности, интересы и ценности.
    Конфликтология как междисциплинарная наука самым тесным образом связана с другими науками, причем эта связь двусторонняя: с одной стороны, конфликтология черпает из этих
    17
    наук методологические и теоретические основы, с другой, конфликтология способствует выработке технологий разрешения конфликтов в системе этих наук. В их числе: философия — выступает как методология конфликтологии, в первую очередь, философские исследования противоречий и конфликта, законы и категории философии; политология — проблема власти, овладение которой — всегда, как правило, конфликт между партиями, движениями или личностями; право — основная проблема, возникающая на стыке этих дисциплин — противоречия, возникающие между законом и личностью вследствие неисполнения закона либо государством, либо личностью; социология — изучая проблемы социума и общества в целом, она самым тесным образом сталкивается с конфликтами, а ее методологическая база служит
    фундаментом конфликтологических исследований. Всего конфликтология взаимодействует с 11-ю науками. При этом 70% этого взаимодействия приходится на политологию и социологию.
    Первые попытки создать
    социологическую теорию
    совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ в.. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера
    «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления. Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:
    глубина конфликта между господствующим и подчиненным
    классом прямо пропорциональна неравномерности распределения в
    системе дефицитных ресурсов;
    вероятность сомнений подчиненных классов в
    справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем
    выше порог осознания ими собственных интересов;
    открытый конфликт между господствующим и
    подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание
    последним незаконности распределения ресурсов;
    поляризация противостоящих классов будет тем сильнее,
    чем более развита структура политического руководства, которая,
    в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов
    коллектива;
    18

    степень
    насильственности
    конфликта
    прямо
    пропорциональна степени поляризации господствующих классов;
    уровень насильственности конфликта определяет уровень
    структурных изменений системы и степень перераспределения
    недостающих ресурсов.
    В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. В 1908 г. работа немецкого социолога Г. Зиммеля «Социология» ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта —
    функциональной теории конфликта. Исследуя функции конфликта,
    Г. Зиммель предложил широко распространенную в настоящее время идею о его позитивном значении при наличии соответствующих условий. В конфликте, по мнению Г. Зиммеля, отражаются два важнейших типа социальных связей:
    противостояние
    и
    объединение. Согласно теории Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения и развития конфликтов изначально присущая людям агрессивность, априорный инстинкт борьбы, первичная потребность во враждебности. Формы проявления агрессивности ограничены общественными нормами.
    В середине ХХ в. появились новые теории конфликта. Теория
    структурного функционализма была сформулирована и обоснована Т
    Парсонсом в работе «О структуре социального действия» (1937 г.).
    Он рассматривал конфликт не как следствие, а как причину дестабилизации общества, как социальную аномалию. По Т.
    Парсонсу конфликт дисфункционален, деструктивен и разрушителен.
    Поэтому Парсонс даже не использует термин «конфликт», вместо него в его теории работает категория «напряженность». Теория
    позитивно-функционального конфликта стала основой книги Л.
    Козера «Функции социального конфликта» (1956 г.), в которой автор обосновал положительную роль конфликта. По мнению Л. Козера,
    борьба между группами способствует разряжению напряжения,
    выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга,
    конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого
    конфликт должен быть управляем. В разработке своей теории Козер исходил, прежде всего, из идей Зиммеля и Маркса. Себя он считал социалистом и радикалом, а Маркса назвал классическим теоретиком конфликта. Исходным материалом для Козера послужил критический
    19
    анализ противоречий, социального неравенства, власти, содержащийся в трудах Зиммеля и Маркса.
    Теория конфликта строится Козером на критике концепции структурно-функционального анализа Парсонса. Но Козер выступает не против стабильности и социального порядка, а против методологического подхода к обществу, игнорирующего противоречия, столкновения интересов, конфликтный характер властных отношений. Л. Козер отмечает: «Обществу присуще
    фатально неизбежное социальное неравенство, вечная
    психологическая неудовлетворенность членов общества и
    проистекающая отсюда напряженность между индивидами и
    группами, обусловленная их чувственно-эмоциональной, психической
    расстроенностью, от случая к случаю разряжающаяся в их
    взаимных коллизиях. Поэтому социальный конфликт сводится к
    напряженности между тем, чт.е., и тем, что должно быть в
    соответствии с чувствами известных групп и индивидов.
    Постоянным источником и причиной современных социальных
    конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных,
    но и политических, ресурсов власти, престижа, которые
    существуют в любом обществе, поэтому пока существует
    общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль
    будет играть борьба людей за власть, престиж, уважение».
    Появление работ Зиммеля, Парсонса, Козера окончательно доказали, что социальные конфликты в обществе могут выполнять двоякого рода функции: и негативные (деструктивные), и позитивные
    (конструктивные). Согласно М. Дойчу — автору одного из самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов, деструктивным конфликт является в том случае, «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли».
    Если же все участники удовлетворены — конфликт конструктивен.
    К важнейшим негативнымфункциям конфликта относятся:
    ухудшение социального климата, снижение производительности
    труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
    неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими
    сторонами друг друга; снижение процесса сотрудничества между
    конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него; дух
    конфронтации, затягивающий людей в борьбу, и заставляющий их
    стремиться к победе во что бы то ни стало, чем к решению
    20

    реальных проблем и преодолению разногласий; материальные и
    эмоциональные затраты на разрешение конфликта и др.
    Главными позитивными функциями социального конфликта являются: конфликт не дает сложившейся системе отношений
    застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию,
    открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;
    он играет коммуникативно-информационную и связующую роль,
    поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга
    (в возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются
    незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются
    условия для оценки людей по их моральным качествам – стойкости,
    мужеству и т.д., для выдвижения и формирования лидеров);
    конфликт способствует структурированию социальных групп,
    созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;
    он снимает синдром покорности, стимулирует активность людей,
    развитие личности, рост у индивидов чувства ответственности,
    осознание ими своей значимости; развязывание конфликта снимает
    подспудную напряженность и дает ей выход (как выхлопной клапан);
    конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно
    даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять
    состояние дел), а также способствует созданию новых форм и
    социальных институтов (т.е. функция нормотворчества).
    В начале 60-х гг. XX в. американский социолог К. Боулдинг
    предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте —
    «общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта — статическую и динамическую. Статическая модель
    подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними.
    Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.
    В конце 60-х гг. XX в. немецкий социолог и философ Р.
    Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием
    «Конфликтная модель
    общества». Она зафиксирована в основном труде ученого — «Класс
    и классовый конфликт в индустриальном обществе». «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования,
    21
    писал Р. Дарендорф, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники».
    Если Л. Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предложил
    окончательно отказаться от позитивистской
    методологии в форме структурно-функционального анализа. Он писал: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами». Конфликт, считает Р.
    Дарендорф, рождается вследствие сопротивления давлению и господству одной силы над другой. Таким образом, основная причина конфликта отношения господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в социальной структуре общества. Поскольку социальное неравенство существует в любом обществе, то и конфликты – неизбежный спутник взаимодействия социальных групп.
    Помимо приведенных нами теорий и концепций, существуют и другие. Если все имеющиеся в различных науках концепции социального конфликта обобщить и сгруппировать, то сегодня можно говорить о следующих концепциях: социально-биологическая, утверждающая, что конфликт присущ человеку, как и всем животным
    (Ч. Дарвин, Г. Спенсер, У. Самнер); социально-психологическая, объясняющая конфликт посредством теории напряженности (З.
    Фрейд, К. Лоренц, К. Левин); теория насилия, утверждающая, что социальный конфликт воспроизводится обществами с определенной социальной структурой (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао
    Цзедун); структурного функционализма, рассматривающая конфликт как искажение, аномалию социальной действительности (Т. Парсонс,
    Э. Мэйо); диалектическая концепция, утверждающая, что конфликт функционален для социальных систем, созидателен (Л. Козер, Р.
    Дарендорф, К. Боулдинг).
    Характеристика науки предусматривает также выделение ее
    закономерностей и категорий. Категорииэто основные наиболее
    общие, фундаментальные понятия науки, отражающие
    22

    существенные стороны ее предмета. Конфликтология оперирует теми категориями, которые объективно отражают реальные конфликты и все, что происходит в процессе их развертывания. В качестве таких базовых категорий принимаются: конфликт;
    социальное противоречие; социальная напряженность;
    противоположные общественные интересы, цели, ценности;
    субъекты конфликта; объект (предмет) конфликта; структура и
    динамика конфликта, последняя, в свою очередь, включает:
    возникновение, развитие, регулирование, управление конфликтом и др. Теория и практика показывают, что поскольку эта наука занимается исследованием конфликтов, причин их возникновения, динамики протекания и путей урегулирования, то именно эти проблемы должны отражаться и в ее закономерностях.
    Следовательно, можно с большой степенью уверенности утверждать, что систему законов (закономерностей) конфликтологии составляют закономерности возникновения, динамики и урегулирования конфликтов в различных сферах общества.
    В заключение остановимся на функциях конфликтологии, которые вытекают из ее теоретико-прикладного характера. Следует отметить следующие функции конфликтологии:
    теоретико-познавательная — разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии, вклад в развитие социальных наук;
    аналитическая — исследование в рамках теории среднего уровня обогащает социальные исследования и политологические знания о механизмах общественных процессов;
    конструктивная — поиск наиболее приемлемых приемов урегулирования и разрешения конфликтов;
    прогностическо-управленческая — изучение конфликтов на эмпирическом уровне в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и методы управления ими.
    Таким образом, существенной особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных социальных дисциплин.
    23

    24

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


    написать администратору сайта