Главная страница
Навигация по странице:

  • Учебные вопросы

  • 1. Понятие этноса и нации

  • 2. Структура и содержание этнонациональных конфликтов

  • Конфликт. зеленков+конфликт. Конфликтология


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеКонфликтология
    АнкорКонфликт
    Дата27.04.2023
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлазеленков+конфликт.pdf
    ТипКнига
    #1093417
    страница9 из 17
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17
    Глава 7. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
    И ЕГО СПЕЦИФИКА
    Стремление к расовой интеграции
    возрастает прямо пропорционально
    расстоянию от места интеграции
    (Симмонс)
    Учебные вопросы:
    1. Понятие «этноса» и «нации».
    2. Структура и содержание этнонациональных конфликтов.
    3. Динамика и типология этнонациональных конфликтов.
    4.
    Формы протекания и способы урегулирования
    этнонациональных конфликтов.
    5. Правовые основы предупреждения и разрешения
    этнонациональных конфликтов в Российской Федерации.
    1. Понятие этноса и нации
    Одна из фундаментальных биологических потребностей человека – потребность принадлежности к какой-либо общности – расовой, семейной, родовой и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Самоидентификация «Я – русский» или «Я – немец» – это выражение глубинной потребности человека быть частью одной из наиболее устойчивых социальных общностей – этноса. Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, работать или не работать в коллективе, иметь или не иметь ту или иную профессию, но в любом случае он не перестает быть представителем определенного этноса.
    По мере своего развития этносы вступают между собой в отношения, которые называются межэтническими. Однако история человечества показывает, что эти отношения очень часто далеки от идеальных. По оценкам организации «Инициатива за разрешение этнических конфликтов» (ENCOR) этнические конфликты сегодня
    132
    тлеют, по крайней мере, в 43 странах мира. По данным
    Стокгольмского международного института по исследованию актуальным проблем мира две трети острых социальных конфликтов в 90-х гг. XX в. являлись межэтническими. Более 100 млн. человек погибло в них в ХХ столетии. По подсчетам директора Института
    Мира в Осло Д. Смита, две трети войн только за вторую половину 90- х гг. прошлого века связаны с этническими конфликтами, субъектами которых выступали этносы или нации.
    Большинство людей смутно представляют себе, что такое этнонациональный конфликт и как он может их затронуть находясь за много километров от их местоположения. Однако нельзя забывать, что медленно тлеющие конфликты нередко вспыхивают актами террора и войнами. Как это было не раз в России, Испании, Франции,
    Шри-Ланке, Эритрее, Бутане, Турции, Гватемале, Кашмире и во многих других «горячих» точках мира.
    На протяжении всей истории человечества численность населения постоянно растет. В настоящее время гг.ой прирост населения составляет около 90 млн. человек. Сегодня в мире проживает более 6,75 млрд. чел., которые неравномерно размещены по Земному шару. Около 70% населения проживает на 7% территории земной суши. Около половины всей обитаемой суши имеет среднюю плотность населения менее 5 чел. на кв. км; 15% территории суши – это области совершенно не освоенные людьми.
    Необходимо также отметить, что в мире наблюдается постоянный процесс перемещения населения или миграция. В настоящее время главными очагами миграции являются США, Латинская Америка,
    Австралия и Россия.
    Проблема численности народонаселения всегда волновала любое государство. Но особенно она волнует мировые державы. 27 апреля 1974 г. в основные ведомства США — Министерство обороны, ЦРУ, Министерство сельского хозяйства, Агентство международного развития — был послан запрос, подписанный госсекретарем Генри Киссинджером, в котором говорилось:
    «Президент распорядился изучить влияние роста мирового народонаселения на безопасность США и соблюдение наших международных интересов». В результате появился документ NSSM-
    200 (National Security Study Memorandum). Он был составлен Советом по национальной безопасности, возглавляемым президентом США
    133

    (тогда это был Ричард Никсон). 26 ноября 1975 г. Меморандум стал руководством к действию в области американской внешней политики. Сущность этого документа раскрывается следующими положениями: «Притом, что население США составляет 6% от мирового, мы потребляем около трети природных ресурсов, — констатировалось там. — В последние десятилетия Соединенные
    Штаты все больше зависят от импорта полезных ископаемых из развивающихся стран, и эта тенденция, судя по всему, продолжится.
    Поэтому США все больше заинтересованы в поддержании политической, экономической и социальной стабильности в странах- поставщиках… Поскольку, снижая рождаемость, мы можем улучшить перспективы такой стабильности, — политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США. … Быстрый рост населения в развивающихся странах наносит ущерб их внутренней стабильности и отношениям с теми странами, в развитии которых США заинтересованы, создавая, таким образом, политические проблемы или даже угрозу национальной безопасности США». Как показывает мировой опыт этот документ в большей части реализован на практике. Особенно в странах Европы и в России.
    Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя более 5000 различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.), которые объединились и составили более
    200, в основном, полиэтнических государств. Например, только в
    Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, в Индонезии их насчитывается более 350, население Африки включает в себя 300–500 народов (этносов), из них в Нигерии официально живет 200 народов, в Кении – более 70.
    Эта пестрота этнической структуры, собранная на одной территории, как правило, в пределах одного государства, порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, которые, в итоге, детерминируют конфликты в отношениях между этническими группами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франко-канадцы в Канаде), другие резко обострились в последние 15-20 лет (бывшие республики
    СССР, Югославия, ряд стран Африки).
    134

    Россия, имеющая в своем составе более 160 национальностей, также тяжело страдает от проблем межнациональных отношений. Вот далеко не полный перечень этнических конфликтов начала XXI в.:
    Северный Кавказ, Москва (Ясенево – апрель 2001 г., Царицыно – октябрь 2001 г., Манежная площадь декабрь 2010 г.), Углич и
    Красноармейск (лето 2002 г.), Чистоозерье Курганской области (май
    2002 г.), с. Яндыки (август 2005 г.), Сальск (июнь 2006 г.), Кондопога
    (август-сентябрь 2006 г.) и др.
    Для того чтобы найти истоки этих конфликтов необходимо раскрыть сущность понятий «этнос» и «нация». Однако здесь необходимо отметить, что в этом вопросе имеется определенная сложность, связанная с тем, что в науке сегодня не существует общеобязательного набора компонентов, которые с достаточной необходимостью формировали бы природу этноса или нации. Кроме того, отдельные отечественные и зарубежные ученые категории
    «этнос» и «нация» используют как родственные, взаимозаменяющие друг друга понятия.
    Само слово «этнос» (ethnos), пишут А. Садохин и Т.
    Грушевицкая, появилось в Древней Греции, где имело несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники и т.д. Позже, в связи с латинизацией, появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое использовалось в библейских текстах в смысле «языческий»,
    «нехристианский». И лишь в XIX в. этот термин стал применяться в научной литературе в значении «народ». Во многом это заслуга немецкого этнолога А. Бастиана, который рассматривал понятие
    «народный» и «этнический» как синонимы, а под понятием
    «этнический» подразумевал культурно-специфический облик народа.
    Не вдаваясь далее в полемику, и перечисление имеющихся определений укажем, что в универсальном смысле этнос (греч. ethnos — группа, племя, народ) — исторически возникшая устойчивая социальная группа людей, представленная племенем, народностью, нацией. Основным условием возникновения этноса является общность: самосознания — сознания своего единства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; и культуры (обычаев и традиций). Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении.
    Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более
    135
    устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии).
    Д. Горовиц, например, полагает, что нации и государства выросли из этнических сообществ.Ю. Бромлей определяет этнос как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание), фиксированном в самоназвании
    (этнониме). При этом в качестве типов этносов, для соответствующих эпох, выделяются племя, народность, нация.
    Одной из наиболее интересных гипотез, описывающих процессы появления этноса, является концепция этногенеза Л.
    Гумилева. Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополям), которое имеет физическую природу и характеризуется единой частотой колебания.
    Пассионарии (пассионарий — активный человек, стремящийся к обновлению, развитию, лидерству) тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Более того, пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и при встрече с другими этносами. Если колебания их этнических полей совпадут или будут гармоничны, этносы будут доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью, неосознанным чувством расположения. Если нет — контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».
    Наряду с понятием «этноса» для характеристики отношений между народами широко используется понятие «нация». Нация — тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической
    жизни, культуры и
    характера, развития национального
    самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей
    136
    системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
    В мировой практике понятие «нация» означает союз граждан одного государства. В этом смысле данное слово используется, например, в названии – Организация Объединенных Наций. ООН — это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а именно суверенных государств, которые принято называть национальными потому что, как правило, государства
    Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов.
    Поэтому, определяя соотношение понятий «этнос» и «нация», многие ученые исходят из того, что нация – это этнос, обретший
    свою государственность.
    Только при этом обязательно подчеркивается, что границы между государствами никогда точно не совпадали с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносы вообще часто оказывались разделенными границами государств (поляки, армяне, русские и др.).
    В то же время практика образования крупных государств диктовала необходимость объединения множества этносов под одну государственную «крышу» (например, при создании
    Социалистической Федеративной Республики Югославии, состоявшей из шести республик, основным критерием их образования был этнический состав населения: в Боснии и
    Герцеговине боснийцы-мусульмане составляли 43,7% населения, сербы — 31,4%, хорваты — 17,3%; в Черногории проживало 61,5% черногорцев, в Хорватии 77,9 % составляли хорваты, в Сербии 65,8 %
    — сербы, это с автономными краями: Воеводина, Косово и Метохия, без них же в Сербии сербы составляли 87,3 %; в Словении словенцев
    — 87,6 %, Таким образом, в каждой из республик проживали и представители титульных национальностей, и значительное количество других этносов; американцы (граждане США) – это одна нация, хотя этносов в ней перемешано видимо-невидимо, французы – это нормандцы, бретонцы, гасконцы, пикардийцы, овернцы, бургундцы и др.).
    Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Б. Андерсона, были латиноамериканские,
    137
    сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция.
    Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного
    «подданства французской короны». Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930–50 гг..
    Основоположниками теории нации являются:
    И. Фихте (1762–1814), который делил нации на
    «нормальные» и «дикие», неспособные к «духовному творчеству».
    Э. Ренан (1823–1892), который считал, что суть нации есть ее
    «дух», который складывается из «общей славной истории» и
    «желания жить вместе». Общность территории, язык, экономические связи, считал он – второстепенны. Типы этнических общностей, по
    Ренану, не дифференцируются и называются «Nation». В отличие от
    И.Фихте, он был противником расизма и шовинизма.
    М. Вебер (1864–1920), который критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американских наций.
    К. Маркс (1818–1883), который делил этносы на стадиальные типы – племена, народности, нации, на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям. Согласно его теории, нация – особая форма этнической общности людей, присущая буржуазной эпохе (капиталистической формации).
    В. Ленин (1870–1924), который выделил 5 признаков нации – общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи. При этом экономический фактор он считал доминирующим в определении нации.
    Таким образом, понятие «нация», в отличие от «этноса» в большинстве случаев истолковывается учеными как политический феномен, при этом их существенные различия особенно актуальны для полиэтничных государств. Однако несмотря на различное понимание терминов «этнос» и «нация», понятия «национальный конфликт», «этнонациональный конфликт», «этнический конфликт»,
    «межэтнический конфликт» в научной и учебной литературе, как правило, используются как синонимы.
    2. Структура и содержание этнонациональных конфликтов
    138

    Любой этнонациональный конфликт начинается с этнической
    напряженности, особого психического состояния этнической общ- ности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. Степень накала этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними.
    В дальнейшем этническая напряженность в свою очередь приводит к возрастанию напряженности коммуникативных процессов между представителями различных этносов. Как результат возникает конфликтная ситуация, затрудняется информационное общение и усиливается убежденность этносов во взаимной несовместимости. В этих условиях любое действие одной стороны вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников – этнонациональным конфликтом.
    Необходимо отметить, что к этнонациональным конфликтам относятся не любые экономические, культурные или социальные трения между различными этническими группами, а только те, которые происходят под влиянием этнического национализма и возглавляются его политическими руководителями. Американский исследователь Р. Липшуц отмечает: «То, что стало называться этническим конфликтом, не более и не менее чем борьба за государственную власть. А потому методы, которые используются участниками этнических или конфессиональных движений, не слишком отличаются от методов, используемых остальными, кто оказался вовлеченным в такую борьбу, в различных местах и в различное время».
    Таким образом, этнонациональный конфликт (этнический, межнациональный) — это организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления и даже гражданские войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.
    139

    Исторические сведения о генезисе народов говорят нам о том, что этнонациональные конфликты появились на свет с момента образования на Земле первых этносов. Так, в частности, древние письменные источники оставили нам немало свидетельств о крупнейших этнических конфликтах. Трагическая история депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н.э. и повторявшаяся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в Северо-Западном Китае и т.д.
    На протяжении второй половины ХХ в. в мире было отмечено более 300 этнических конфликтов, которые периодически переходили в стадию насилия. По оценкам ООН внутригосударственные, в том числе и этнические конфликты, унесли больше жизней, чем
    «классические» войны. «Термин этнический конфликт, – пишет американский конфликтолог М. Маршалл, – стал эвфемизмом
    (терминологическим заменителем) для внутригосударственных конфликтов, которые мы не можем объяснить или понять.
    Этнический конфликт стал словесным ковриком, о который мы вытираем грязь и мусор политических отношений в мире, которые упорно отказывают нам в том, чтобы быть понятыми».
    Предмет этнонационального конфликта – это конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических общностей. Однако, как показывает практика, нередко первопричина конфликта теряется в ходе его динамики в силу своей комплексности или же оттесняется другими причинами на второй план.
    Механизм этнонационального конфликта, считает И. Филин, лежит в сфере обыденной этнопсихологии и связан с действием одного из базовых социально-психологических механизмов человеческого сознания – формированием и укоренением в психике
    представителей той или иной этнической общности
    противопоставления «мы – они», т.е. осознание себя как
    определенной особой группы «мы» через противопоставление
    представителям другой группы – «они». Основу антитезы «мы – они» составляет один или несколько наиболее ярко выраженных внешних признаков, характерных для «них» в отличие от «нас» (иная внешность, черты лица, темперамент), или совокупность социокультурных и религиозных признаков (иной язык, обычаи,
    140
    культура, иные боги, праздники, религиозные обряды и др.), или отличия образа жизни, уклада экономики. В нормальной, естественной ситуации через противопоставление «мы – они» идет развитие национального самосознания. Но если возникает ситуация угрозы, дестабилизации, то развитие национального самосознания может пойти по пути абсолютизации и сверхценности собственного этноса (нации). Существует крылатая фраза: «Националисты не могут быть довольны до тех пор, пока не найдут кого-нибудь, кто их обидит».
    И тут на повестку дня выходит такое понятие, как
    национализм – гипертрофированное, искаженное нетерпимостью, извращенное выражение национального чувства, которое основано на естественном осознании принадлежности отдельных людей и групп общества к одной нации. Немецкий политолог Э. Ян считает, что национализм сравнительно молод, он появился на рубеже XVIII–XIX вв., в период возникновения демократических движений, когда народы конституировались в нации. По мнению Э. Смита, национализм не является столь же органически присущим человеку, как его индивидуализм или привязанность семье, а впервые идеал национализма сложился в период Великой Французской революции.
    Национализм – это идеология, основанная на убеждении, что
    народ, обладающий такими общими свойствами, как язык, религия
    или этничность, составляет особую политическую общность.
    Национализм выражает специфическое взаимоотношение между этносами, при котором запросы одного этноса по воспроизводству и укреплению своих культурных традиций и ценностей принимают форму экспансии, настойчивого навязывания их другому этносу.
    Поэтому последний воспринимает такие запросы как ущемление его собственных этнокультурных устремлений, требующих в этой связи своей защиты. Например, межнациональный конфликт в
    Приднестровье осознавался как борьба против «румынизации», и это объединило русских, украинцев и молдаван Приднестровья, которых поддержали и гагаузы. В Северной Осетии конфликт по поводу
    Пригородного района проходил под лозунгом недопущения ингушского доминирования на этой территории, что объединило местных осетин и русских казаков. Ингуши воспринимали конфликт как сопротивление осетин их справедливым попыткам вернуться на
    141
    земли предков, и потому их поддержал исторически, по языку и культуре, близкий народ – чеченцы.
    Политологи объясняют явление национализма усилением общей тенденции к суверенизации больших и малых этнических общностей с целью создания своих независимых государств, растущей нетерпимостью к национальным меньшинствам, усилением ксенофобии, жертвами которой становятся в первую очередь беженцы, переселенцы и рабочие-иностранцы. Отмечается также все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений, которая сегодня все больше набирает обороты.
    Национализм, таким образом, выступает основой
    этнонационального конфликта, и везде, где он составляет ведущий
    мотив конфликтного поведения, мы имеем дело с этнонациональным
    конфликтом в собственном смысле.
    Формы проявления национализма могут быть разными. Это может быть шовинизм – высокомерное отношение одной, «великой» нации по отношению к другой – «малой», что ставит последнюю в униженное положение и тем самым создает основу для, так или иначе, выражаемого презрительного отношения к ее представителям
    (например, отношения татар и башкир в России). Но это может быть и национализм одной «великой» нации к другой или одной «малой» нации по отношению к другой, ей равной, когда притязания и давление нации переходят некоторый допустимый предел, нарушающий гармонию в ее взаимоотношениях с другими нациями и воспринимаемый ими как нарушение их прав и возможностей жизнеобеспечения (например, положения курдов в Турции и Ираке).
    А может быть и геноцид — действия, совершаемые одной нацией с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо другую национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую (например, немцы-фашисты по отношению к евреям и цыганам во время Второй мировой войны, грузины – к осетинам во время пятидневного конфликта в августе 2008 г., турки к армянам в 1915 г. и др.).
    Субъектами этнонациональных конфликтов выступают: раздираемые определенными противоречиями этносы; национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы,
    142
    не являющиеся элементами ее основы); многонациональные образования и входящие в них национальные группы; национальные государства; национальные элиты; национальные движения и др.
    По своим пространственным масштабам этнонациональные конфликты могут быть
    локальными, субрегиональными,
    региональными и глобальными. По уровню национальных противоречий они подразделяются на
    внутриличностные,
    межличностные, межгрупповые и межгосударственные.
    Практика показывает, что природа любого этнонационального конфликта всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов. В конфликтологии существуют два подхода к определению причин этнонационального конфликта:
    сущностный и
    функциональный. Сторонники
    сущностного подходасчитают связь между конфликтом и феноменом этничности сущностной, т.е. причиной конфликтов являются
    этнические различия. Сторонники функционального подходасчитают, что связь между конфликтом и этничностью сугубо функциональна
    (этничность не создает конфликты, а выступает формой их проявления). По существу конфликт есть способ разрешения
    противоречий, следовательно, нужно смотреть именно на эти противоречия.
    Мировой опыт учит, что возникновение этнонациональных конфликтов обусловлено несовместимостью интересов и конкуренцией в деятельности этнических групп. Это проявляется в основном на субъективном уровне и выражается в неудовлетворенности жизнью в социуме из-за отсутствия возможностей реализации ценностей, интересов, потребностей субъектов полиэтнического социума. Постепенно происходит аккумуляция потенциала этнической напряженности, которая усугубляется неадекватным или несвоевременным реагированием не нее со стороны органов управления. Например, в работах М.
    Бейссинджера аргументированно доказано, что большинство открытых межэтнических конфликтов и проявлений насилия как в
    СССР периода перестройки, так и в постсоветских государствах связано со стремлением утвердить новую государственность для тех этнических групп, которые ей не обладали или обладали в ограниченной степени (псевдосамостоятельные союзные республики). Это стремление отражало, в первую очередь, интересы
    143
    местных этнополитических элит, сложившихся в период (а отчасти и под влиянием) Советской власти, и этими же элитами артикулировалось и пропагандировалось.
    В то же время Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что в основе большинства современных этнонациональных конфликтов лежат три главные проблемы.
    Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов.
    Она даёт возможность всем обществам приобщиться к достижениям технологий, радикально меняет экономические структуры, превращает мир в единую коммуникационную систему. Но вместе с тем, она порождает у многих людей естественные опасения утратить свои исторические корни – национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Эти чувства вызывают иногда неприязнь к носителям иных этнических и религиозных ценностей.
    Во-вторых, вследствие глобализации в некоторых национальных государствах нарастают внутренние противоречия.
    Государственные границы становятся более прозрачными. Через них в общество проникают не только блага цивилизации, но и многие общемировые угрозы. Прежние механизмы безопасности, основанные исключительно на защите внешних рубежей страны, военном сдерживании уже недостаточно эффективны в борьбе с такими явлениями, как международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков и торговля людьми. Масштабный процесс нового «переселения народов», с одной стороны, обостряет проблему нелегальной миграции. С другой стороны, он ведёт к размыванию прежней мононациональной основы многих государств мира.
    В современных этнически многообразных обществах оказывается гораздо труднее найти стержни, консолидирующие государство и общество, при этом, не отступая от принципов, на которых создавались национальные государства. Во многих странах мира активизируются разного рода национальные движения и партии,
    «играющие» на этнической тематике. Политики, призывающие к принятию ограничительных мер в отношении национальных меньшинств, к мигрантам, кое-где собирают значительную часть голосов на выборах, усиливая межнациональное напряжение в обществах. Недаром говорят: «Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность». Следует также
    144
    добавить, что ряд современных государств, в силу внутреннего межэтнического напряжения, уже длительное время находятся в состоянии полураспада.
    В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов питает нерешённость социально-экономических проблем. Явным стал дисбаланс в развитии различных регионов мира, неравномерность социального положения людей даже внутри одного общества.
    Бедность, безработица, ограниченный доступ к ресурсам, социальная неустроенность, низкий уровень грамотности порождают жёсткий ответ. Правильно было подмечено, что «Ненависть – это гнев бедных». На планете около восьмисот миллионов голодных, более миллиарда – пятая часть – живет менее чем на один доллар в день. А огромные богатства в руках только лишь двадцати процентов населения. Вот отсюда этот гнев и возникает. В современном мире он принимает острые конфликтные формы — от экстремистских действий до террористических актов в отношении представителей других народов.
    Проведенный учеными-конфликтологами сравнительный анализ межнациональной напряженности в Прибалтике, на Украине, в Приднестровье, на Кавказе, в республиках Закавказья и Средней
    Азии, а также в различных регионах Российской Федерации свидетельствует о доминирующей роли политики во всех этих конфликтных ситуациях. Роль политического фактора явилась во многом преобладающей как при их возникновении и развитии, так и в процессе урегулирования. Например, Т. Резникова выделяет следующие политические причины возникновения межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве:
    стремление к самоутверждению национальных элит стран
    СНГ и Прибалтики — в результате происходит методичное вытеснение русского и «русскоязычного» населения из сферы управления, экономики и культуры;
    существование большого количества исторически
    сложившихся межнациональных споров между народами (армяне и азербайджанцы, грузины и абхазы, русские и некоторые коренные народы Северного Кавказа) — при этом, способный урегулировать их центр (союзное правительство) отсутствует;
    произвольный характер границ между бывшими союзными
    республиками и новыми независимыми государствами (в Средней
    145

    Азии, между Россией и Украиной (Крым, восток Украины) и др.), провоцирующий территориальные споры;
    незавершенность процесса формирования нации у некоторых
    из народов, образующих новые независимые государства (конфликты между племенными группировками в Таджикистане, между выходцами из различных жусов в Казахстане, между жителями
    Востока и Запада Украины).
    В научной литературе можно найти и другие точки зрения на причины этнонациональных конфликтов. Так Л. Дробижева выделяет функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе. А. Ямсков
    определяет этнический конфликт через описание коллективных действий, в основе которых — неприятие ранее сложившегося этнического неравенства или ущемление своих интересов со стороны представителей другой этнической группы. В. Тишков рассматривает межэтнический конфликт как гражданскую, политическую или вооруженную форму противоборства в котором одна из сторон мобилизуется, действует, или страдает по признаку этнических различий. По его мнению, другого определения дать невозможно, потому что этнический конфликт в «чистом виде» вычленить нельзя.
    Такой же точки зрения придерживаются и некоторые западные ученые.
    Таким образом, в широком смысле причинами этнических конфликтов являются
    углубление и неурегулированность
    противоречий в отношениях между социальными группами,
    фиксируемые в сознании этноса. При этом все причины этнонациональных конфликтов можно разделить на главные и
    второстепенные. В качестве главных причин чаще всего выступают
    территориальные споры; этнодемографические, социально-
    экономические и культурно-языковые разногласия; миграции и
    перемещения; историческая память; стремление к
    самоопределению; борьба за материальные ресурсы или их
    перераспределение; претензии на власть национальных элит;
    конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.
    Рассмотрим некоторые из них подробнее.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17


    написать администратору сайта