23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании
Скачать 2.97 Mb.
|
Тема 22. Использование оратором разных типов речи. Техника владения голосом. Стиль и тип речи в ораторском искусстве. Основные виды аргументов По итогам изучения темы ученики должны: знать: типы ораторской речи; владеть: основными правилами аргументации; уметь: отвечать на вопросы. Основные вопросы темы: 1. Какие типы ораторской речи вы знаете? 2. Какие упражнения могут помочь улучшить ораторские качества человека? 3. Что такое аргумент? Виды аргументов. 4. Какие правила надо соблюдать, чтобы аргументы были убедительными и доказательными? 5. Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов. Вступление. Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.). Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления. Уровни ораторского мастерства Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). 1 уровень. Владение материалом («что говорить») Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Композиция речи. Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. 3. Заключение. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. 94 ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом . Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Основная часть — то основное, что хотите сказать, доказать, передать, в чем убедить. В главной части последовательно развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателями. ТЕЗИС — это то основное положение, которое учитель собирается доказывать или защищать. Достояние искусства оратора: «Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением» (Цицерон). Достояние искусства оратора : То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего» — пишет Д. Карнеги ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме. Заключение должно быть кратким и ясным. II уровень. Владение собой (как говорить) Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы. Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора. Техника речи 1. Дикция – это произнесение звуков. 2. Темп – это скорость нашей речи. 3.Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. 4.Голос имеет для оратора большое значение. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Контакт с аудиторией Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим: а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, 95 б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!). Контакт с аудиторией Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт…), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ Основные части, этапы подготовки УСТНОГО публичного выступления: Изобретение мыслей. Расположение. Словесное выражение. Запоминание. Произнесение. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного выступления, наиболее сложная. С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 2. Расположение В публичной речи примеры, факты, аргументы необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: «Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее» (М.М. Сперанский) ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ 5. Произнесение — заключительная часть классической риторики. На вопрос «что является первым в красноречии?» Демосфен ответил : «произнесение», на вопрос «что вторым?», ответил «то же», на вопрос «что третьим?» — ответил — «то же». (Цицерон ). На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. М. М. Сперанский писал; «...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво» ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ КЛАССИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ На последнем этапе — когда вы уже исполнитель — все важно: и одежда, и прическа, и улыбка и т. д Уровни ораторского мастерства III. Образ оратора (кто говорит) 1. Одежда. 2. Положение сидя или стоя. 3. Выражение лица (мимика). 4. Жесты. Образ оратора («кто говорит») При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% – КТО оратор, что он из себя представляет; 30% – КАК оратор говорит; 96 10% – ЧТО он говорит. Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор. 1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. – «Я одеваюсь не для себя, а для других». В одежде должна быть «муха», собирающая внимание на себя. Линии и их смысл. – радость, удовольствие. (Пуговица, часы большие, медальон и т.д. «мягкая волна» – приятное волнение (Оборка на одежде) линии далеко друг от друга – воля, свобода, простор, раздолье, без комплексов Элементы, разлетающиеся от центра (бантик, крестик) «Виктория» – победа, радость, бодрость (воротник) Устойчивость, стабильность. 2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления. 3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.) Кто с улыбкою жизнь встречает, Кто с улыбкой детей пеленает, Кто с улыбкой проблемы решает, Чья улыбка, как луч мудреца, Тот, как солнце, всѐ согревает, Тот улыбкою зло побеждает, Тот великую тайну знает! Суть улыбки – радость Творца. Марианна Озолиня. 4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Словарь жестов, употребляемых при публичной речи. «Раскрытые руки» (руки ладонями вверх) – выражает искренность и открытость «Открытая рука» (ладонь обращена вверх и раскрыта, пальцы вытянуты) «Покрытая рука» (ладонь обращена книзу, движения от себя) – значения «неприятия», «несогласия», «отрицания» Словарь жестов, употребляемых при публичной речи. Сближение кистей рук с полусогнутыми и расставленными пальцами как будто охватывающими мяч – обозначает объединение, сближение. Руки в положении «рисуют шар» – обозначают обобщение, множество. Регулирующие жесты: «Внимание!» – призыв к тишине, «Времени мало!» (указание на запястье, где носят часы) – призыв к вниманию. Словарь жестов, употребляемых при публичной речи. 97 Значение «суть», «главное» передаѐтся жестами: 1) Обращѐнные кверху пальцы руки сближаются «щепоткой»; 2) Указательный палец поднят вверх; 3) Сжатие кисти руки в кулак. Указательные жесты: «на себя», «на адресата» – открытая рука направлена к груди, к аудитории. Помни: Жесты должны быть непроизвольными. Не каждая фраза нуждается в подчѐркивании жестом. Управляйте жестами. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого слова. «Рука – это вытянутый головной мозг». С помощью движений руки, с помощью жестов можно сказать и показать многое. «Владение «языком движений» – это во многом владение вниманием слушателей. Закрытые жесты. Закрытые жесты. Пространственные зоны. Уровни ораторского мастерства Итак, мы рассмотрели три уровня основ красноречия и их составляющие – критерии оценки речи оратора. I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). ОБЪЕКТЫ ВНИМАНИЯ ОРАТОРА ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ Грамотная речь (нормативная). Композиция речи: вступление, основная часть, заключение. Техника речи: дикция, интонация, темп, громкость и четкость голоса. Контакт с аудиторией: зрительный контакт, доброжелательный настрой, вопросы к залу, автобиографический рассказ и отступление от темы. Естественность поведения: поза, жесты, выражение лица. Упражнения. 1. Проверьте свою способность слушать и анализировать. Прослушайте короткий текст один раз и как можно быстрее оцените следующие за ним утверждения как истинные или ложные. Текст Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой-то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно. 1. Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине. 2. Грабитель не требовал денег. 3. Владелец магазина собрал содержимое кассы. 4. В кассе были деньги, но не сказано, сколько. 5. В событиях принимал участие полицейский. 2. Игра в судебное заседание. Из числа учащихся выбираются судья, обвиняемый, обвинитель (прокурор) и защитник (адвокат), остальные — суд присяжных, который должен решить, виновен ли обвиняемый. Возможные обвинения: учащийся бросил на пол обертку от конфеты и отказался подобрать ее, чтобы выбросить в урну; учащийся отказался принять участие в посещении благотворительного концерта; учащийся сделал надпись на стене в подъезде. 98 3. Прочитайте стихотворение, беззвучно артикулируя, выделяя слоги, подчеркивая ритм. В одном и том же ритме прочитайте стихотворение несколько раз, все время, ускоряя темп. Бой (И.Сельвинский) 4. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука: Этот зверь зовется лама. Лама - дочь, И лама - мама. (В.В. Маяковский). Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. (М.Ю. Лермонтов) Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Следите за полетностью звука. 5. Прочитайте отчетливо следующие строчки с повторяющимися звуками, например: Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. (А. С. Пушкин) Тема 23. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи. Типы речевой культуры. Основные вопросы темы: 1. Какие лингвистические особенности разговорной речи вы можете назвать? 2. Место разговорной речи в системе стилей русского литературного языка? 3. Условия функционирования разговорной речи. 4. Типы речевой культуры. По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие разговорной речи, речевой культуры; владеть: навыками речевого общения; уметь: пользоваться возможностями разговорной речи. Упражнения. 1.Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой «прост.» Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка. 2. Запишите данные ниже слова по группам: а) общеупотребительные; б) разговорные; в) просторечные. Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном 99 значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье. Продолжите примерами все группы слов. 3. Прислушайтесь к речи других людей — дома, на улице, в магазине, в транспорте — и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи. 4. Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста): 1) встреча друзей после летнего отдыха; 2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля; 3) о своих музыкальных интересах; 4) о любимом певце, актере. Функциональные стили литературного языка Тип урока: комбинированный. Цели: актуализация знаний по теме ―Стили речи‖; отработка навыков правописания, расширение словарного запаса учащихся; воспитание активной жизненной позиции. Задачи: сообщение теоретических сведений о функциональных стилях литературного языка; выполнение самостоятельной работы; Ход урока I. Орфографическая разминка (записать слова, расставить ударения, подчеркнуть орфограммы, объяснить лексическое значение выделенных слов): Директива, прошляпить, гарантировать, сенсация, приколоться, интервью, инверсия, контингент, библиография, приоритет, эксперимент, неопровержимый, толерантность, препровождать, гипотеза, свершение, молекула, заявление, приватизация, чепуха, морфема. 2. Какие из записанных слов уместны только в непринужденной, неофициальной обстановке? Почему? (Прошляпить, приколоться, чепуха, т.к. эти слова относятся к разговорному стилю.) – Правильно, и сегодня мы поговорим о функциональных стилях литературного. – Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего предприятия на собраниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили. Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках, открытиях пишутся НАУЧНЫМ стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировках, приказы, распоряжения составляются в ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ стиль. Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности. Начнем с разговорного стиля. 100 Он уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но иногда используется и письменная (личный дневник, записка, частное письмо). В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в других, реализуется коммуникативная функция, или функция общения. Основные свойства разговорного стиля: неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, взаимоотношений говорящих. Особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Иногда звуки произносятся неотчетливо или неполно, орфоэпические нормы допускают варианты (Здрасьте, Марь Ванна; договор). Лексика: преобладание конкретных слов (стол, дом), широкое использование слов с эмоционально-оценочной и грубо-просторечной окраской (орел, змея – о человеке, дрыхнуть, вляпаться),опустошенные слова (дело, вещь, штука). Морфология: преобладание глаголов, частое употребление личных местоимений, частиц, отсутствие причастий и деепричастий. Синтаксис: неполные и безличные предложения, свободный порядок слов. – Некоторые из вас подготовили сообщения о других языковых стилях. Внимательно их послушайте, чтобы заполнить итоговую таблицу. IV. Обобщение и систематизация полученных знаний. (Незаполненные таблицы распечатать для каждого ученика.) Стили речи. Сфера применения. Цели общения. Основные виды высказываний. Основные стилевые черты. Разговорный. Быт, семейные, дружеские отношения. Обмен информацией, мыслями с близкими людьми. Беседа, диалог, записка, письмо, СМС. Непринужденность, неофициальность, эмоции, оценочный характер речи. 2. Проверочная работа (цель: отработать умение определять стиль литературного языка). Определите, к какому стилю литературного языка относится каждый отрывок |