Главная страница
Навигация по странице:

  • По итогам изучения темы ученики должны: знать

  • 1. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации

  • 2. Подготовьте устное выступление на 2-3 минуты по одной из предложенных тем.

  • Творческие работы Задача

  • Вот примерно такой разговор вы могли услышать на кухне... РАЗГОВОР ТРЕХ КАСТРЮЛЬ

  • Составление устного разговора двух сумок (импровизация учеников).

  • Тема 19. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления

  • Упражнение 1. Цель урока

  • Херлуфа Бидструпа

  • «Начинающий художник». 81 Первый этап работы (подготовительный).

  • Картинка 3.

  • Картинка 6.

  • Картинка 10.

  • Образец рассказов мальчика и девочки. Боря

  • Достоинство обоих рассказов

  • Цель анализа текста: как ученики готовили речь. Выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и

  • Упражнение 2. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей: Образец

  • Упражнение 3. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы: Образец

  • Упражнение 4. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух

  • 23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании


    Скачать 2.97 Mb.
    НазваниеКонкурс Инноватика в образовании
    Дата07.11.2022
    Размер2.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла23 Мальцева В.А.,Иванова И.В..pdf
    ТипКонкурс
    #774678
    страница10 из 20
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20
    Тема 18. Логические формы изложения. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск
    материала, начало, развертывание и завершение речи
    Основные вопросы темы:
    1. Какие логические формы изложения вы знаете?
    2. С чего начинается подготовка публичной речи?
    3. Расскажите о каждом этапе подготовки публичной речи.
    По итогам изучения темы ученики должны:
    знать: понятие публичной речи, этапы публичного выступления;
    владеть: навыками подготовки публичного выступления;
    уметь: готовить публичное выступление.
    Логика — одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней
    Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого — начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в корне изменившая сам стиль ее рассуждений и ее методы и придавшая этой науке как бы второе дыхание.
    Упражнения.
    1. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл и придумайте короткие рекомендации
    начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки:
    Образец: Речь вести — не лапти плести. — Любое устное выступление должно быть
    подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки — это
    только кажется, что выступать легко. Правильно говорит русская поговорка: речь вести — не
    лапти плести.
    1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Шумом праву не быть. 6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 7. Говорить не думая — что стрелять не целясь.
    8. Оговорка — не обида. 9. Живое слово дороже мертвой буквы.

    78
    2. Подготовьте устное выступление на 2-3 минуты по одной из предложенных тем.
    Хорошо ли жить в большом городе?
    Природа и человек.
    Беспризорные животные: что с ними делать?
    Что такое «права человека»?
    Надо ли девушке быть «крутой»?
    Курение: польза или вред?
    Должен ли каждый человек заниматься спортом?
    Зависит ли наше будущее от нашей учебы?
    Может ли человечество обойтись без оружия?
    Можно ли прожить день без музыки?
    Нужно ли человеку много денег?
    Мобильный телефон – игрушка для взрослых или ..?
    Что самое главное при выборе профессии?
    Творческие работы
    Задача: логические формы изложения.
    Учебная задача урока: подготовка речи
    Средства и способы: начало, развертывание и завершение речи, демонстрация конкретных предметов, наблюдение, импровизация, словесное описание, выразительное чтение.
    1. Наш сегодняшний урок мы попробуем начать не совсем обычно. Я вам предлагаю пофантазировать, представить себе, что вдруг вы стали понимать язык окружающих вас вещей.
    Вы стали слышать их разговоры.
    Вот примерно такой разговор вы могли услышать на кухне...
    РАЗГОВОР ТРЕХ КАСТРЮЛЬ
    – Здравствуйте! Уф, как у вас тут жарко!
    – Ой, смотрите-ка, кого это к нам поставили?
    – Надо же, какая вся чистенькая да свеженькая, и цветочек синенький, как у меня был.
    – Поди из магазина?
    – Да она вообще ни на что не годится, разве можно в ней варить щи или уху? Ей только на выставку!
    – В ней только воду кипятить можно, и то разбрызгает по плите.
    – Перестаньте громыхать своими крышками! Ведь когда-то и в вас ничего не могли варить, сколько молока из вас поубегало. А она такая маленькая да чистенькая, потому что в ней кашку для малыша будут варить.
    II. Беседа.
    Учитель. Чей разговор вы услышали?
    Ученики. Говорили кастрюли.
    Учитель. Как вы догадались?
    Эти кастрюли – герои чьих-то творческих работ. А нашими героями будут эти две сумки.
    (Демонстрирует две сумки.) Единственное «волшебное» условие – думайте и говорите устами сумок, как будто это живые существа.
    Составление устного разговора двух сумок (импровизация учеников).
    Учителю необходимо выслушать два варианта и подвести учеников к тому, что для составления рассказа нужно очень внимательно наблюдать за «говорящими» предметами, выявить их внешние признаки, понять их »жизнь» и т.д.
    IV. Наблюдение:

    79
    – выявление общих признаков;
    – выявление внешних различий.
    Учитель.
    - Что общего? (Ручки, можно туда что-то положить, закрываются.)
    - Чем различаются? (Главное различие: одна – дамская сумочка, другая – дорожная сумка.)
    Результат наблюдений.
    1. Дамская сумочка: маленькая; черная; золотистый ободок; замочек в виде шарика; напоминает чемоданчик; изящные ручки с золотыми полосками; внутри два отдела; длинный тонкий ремешок; красивая, почти новая; украшает хозяйку; внутрь можно положить не много: носовой платок, губную помаду, зеркальце.
    2. Дорожная сумка: большая; рыжая; бесформенная; большие, крепкие ручки; много замков-молний; внутри много отделов; потерта в некоторых местах; старая; внизу ножка сломана; грязное дно.
    V. Выявление на основе внешних признаков характеров персонажей и событий предполагаемой жизни.
    Учитель. Куда ходят с такой сумкой?
    Где она может находиться?
    1. Дамская сумочка: а) в театр, кино; б) в руках, на коленях.
    2. Дорожная сумка: а) на вокзал, в поезд, самолет; б) на земле, на полке, в багажном отделении.
    VI. Композиция речи.
    Выбор основы речи. Ученики предлагают ситуации, места встречи персонажей.
    Вывод: Текст должен быть составлен так, чтобы в нем можно было узнать именно эти сумки, увидеть «характер» каждой из разговора между ними.
    Тема 19. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
    Словесное оформление публичного выступления
    Основные вопросы темы:

    80 1. Назовите основные правила, которыми следует руководствоваться при подготовке выступления?
    2. Какими способами говорящий может обеспечить контакт со слушающими?
    3. Назовите основные ошибки оратора.
    4. Назовите основные выразительные приемы, приведите примеры.
    По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие публичного выступления; владеть: навыками подготовки публичного выступления; уметь: готовить публичное выступление.
    Упражнение 1.
    Цель урока по указанной теме состоит в том, чтобы ученики научились видеть одни и те же события глазами разных людей, понимать, что всегда существуют разные точки зрения на одно и то же, умели выражать точку зрения того героя, от имени которого рассказывают, передавая его видение, индивидуализируя свою речь. Разумеется, всегда остается актуальной универсальная цель любого урока развития речи – учиться говорить ярко, интересно, увлекая слушателей, находя точные, нестандартные речевые средства для выражения заданного содержания. Представляется целесообразным использование в качестве зрительной опоры комиксы, так как их любят ученики, они дают необходимый «костяк», на который можно наращивать самое разное содержание. Почти идеальны в этом смысле комиксы Херлуфа
    Бидструпа: они просты, остроумны, их фабула понятна и интересна.
    Разработка предназначена для проведения урока по теме «Устный рассказ от имени героя», в качестве опоры предлагаются 4 комикса Х.Бидструпа. Комиксы «Начинающий художник» и
    «Рыбий жир» можно также использовать для работы по теме «Устный (письменный) рассказ от имени автора», а комиксы «Притягательная сила» и «Победитель» – для работы по теме «Диалог».
    «Начинающий художник».

    81
    Первый этап работы (подготовительный).
    Раздается комикс, затем дается возможность рассмотреть его (2–3 минуты) и посмеяться. Это важный этап, так как сразу появляется мотивация, – дети видят: это что-то интересное, смешное – поэтому то удовольствие, тот интерес, который испытывают дети, является достаточным педагогическим достижением: учителю лучше просто молчать и ждать, пока дети «проживут» комикс сами. Непосредственность первого восприятия имеет огромное значение, поэтому никакое
    «дидактическое» вмешательство учителя здесь не уместно. Затем учитель говорит: «Как видите, название комикса – "Начинающий художник‖. Как вам кажется: название серьезное или ироничное?.. А теперь давайте попробуем устно дать название каждой картинке комикса отдельно
    – их всего 10. Старайтесь придумать названия в стиле автора комикса – ироничные». Например:
    Картинка 1. Утренний макияж. Ах, какая я красивая! 2. Похищение помады. 3. Поднос-мольберт.
    Поднос превращается в мольберт. Бабушка и внучек. 4. Фотомодель. Модель найдена! 5. Мастер за работой. 6. Последний штрих. 7. Презентация шедевра. 8. Достойная награда. Удар справа. 9.
    "Моя помада!‖ 10. Возмездие». Разумеется, ученики придумают что-то другое, не хуже. Затем учитель предлагает поставить карандашом номера под каждой картинкой и рассмотреть подробно и внимательно каждую в отдельности. Можно сначала спросить: «Так вы уже все все хорошо разглядели?». Разумеется, тут же выяснится, что не все и не всѐ: многого не заметили.
    Картинка 1. Ваши впечатления: что можно сказать об этой женщине? Какого она мнения о своей внешности? Почему вы так думаете? Ученики должны увидеть детали: ее позу (чуть подавшись вперед), широко раскрытые глаза, поднятые брови, то, как она держит помаду. Учитель: А как вы думаете, ее помада – это обыкновенная дешевая помада или какая-то особенная, редкая, дорогая?
    Картинка 2. Как ведет себя мальчик? Правильно ли будет сказать: «Он вошел в комнату»? А как лучше? (Пробрался, прокрался.) Почему вы так считаете? Детали: полусогнутые ноги – чтобы мягче ступать, смотрит через плечо, глаза широко раскрыты, видимо, от возбуждения или испуга, левая рука поднята, как для сохранения равновесия – будто ему скользко идти, правая хватает помаду.

    82
    Картинка 3. Что он говорит бабушке: правду? Что же он мог сказать? Как вы догадались, что он соврал? Детали: быстро уходит, хитрое, неискреннее выражение лица.
    Картинка 4. Что говорит мальчик, понятно. А что чувствует в этот момент девочка, как она к этому относится? Нужно, чтобы дети увидели: она и смущена, и польщена одновременно. Детали: улыбается (приятно!), но опустила глазки, потупилась, спрятала руки за спину.
    Картинка 5. Посмотрите на нашего «художника»: правда, самый настоящий художник? Детали: стоит, отставив ногу, упер руку в бок, в другой держит помаду так торжественно, как будто это кисть, откинулся назад, как бы рассматривая свое произведение. Какое у него лицо? Как вам кажется, нравится ему быть художником? А она? Правда, есть что-то общее с женщиной (видимо, мамой мальчика) на картинке 1? Так же широко открыты глаза, губки бантиком. Хочется ей получиться красивой на портрете?
    Картинка 6. Нелегко быть натурщицей! А почему у него такое сердитое лицо? Почему он так нажимает рукой на «картину», будто дыру пробить хочет? (Помада кончилась!)
    Картинка 7. Что чувствует он? Почему вы так решили? А она?.. А теперь опишите «оно» (т.е. портрет), но тоже иронично, смешно. Описывайте подробно: волосы, глаза, нос, рот, зубы, руки, платье, ноги.
    Одна ученица описала «оно» так: «На картине было изображено какое-то пугало: лицо круглое, как шар, глаза выпученные, оно было зубастое, ноги как у страуса, а на голове растет какой-то куст. А рук совсем не было. Я даже не сразу поняла, что это я!»
    Картинка 8. Как вы думаете, почему «художник» упал от удара? Потому что «модель» так разъярилась? Но она все же не Майк Тайсон. Может быть, он упал от неожиданности? Почему же ее реакция для него так неожиданна? А посмотрите на «оно»! Похоже, будто оно радуется – злорадствует, правда?
    Картинка 9. Сравните нашего «художника» здесь и на картинке 10 или же на картинке 5. Там он такой солидный! А тут? Сколько ему лет, как вы думаете? Почему мама тоже на него взъярилась?
    И смотрите: «картина» тоже его наказала: упала ему прямо на голову.
    Картинка 10. Здесь уже комментарии излишни.
    В заключение можно попросить учеников высказать свое мнение о том, злая ли ирония у
    Херлуфа Бидструпа или добрая.
    Второй этап. Все мальчики должны будут рассказать эту историю от имени «художника», а девочки – от имени «модели». Рассказать нужно так, чтобы всем было интересно слушать, чтобы были понятны чувства, переживания, мысли того, от чьего имени идет рассказ, чтобы было смешно. Нельзя говорить то, чего герой не мог видеть и знать: нужно попытаться все это увидеть его глазами.
    Основное содержание второго этапа – слушание устных рассказов. После каждого рассказа учитель просит класс оценить этот рассказ по схеме: достоинства – недостатки. К основным
    достоинствам причисляются следующие: 1) было интересно слушать; 2) говорил увлеченно, свободно; 3) были найдены интересные, остроумные, оригинальные выражения, сравнения, слова;
    4) не было ничего такого, чего этот герой не мог видеть, думать, чувствовать; 5) было понятно, какой этот герой по характеру, что он переживает, как относится к происходящему; 6) речь героя индивидуализирована в соответствии с его характером; 7) в некоторых местах рассказа было смешно, рассказ был ироничный, с юмором. Учитель, если это необходимо, может принимать участие в анализе и оценивании, при этом, если рассказ не получился, оценку лучше не ставить, а вот все удачи, даже небольшие, должны поощряться хорошей или отличной отметкой.
    Образец рассказов мальчика и девочки.
    Боря: Знаете, кем я хотел быть в детстве? Художником! Хорошо так: сидишь рисуешь,
    потом сразу знаменитым станешь, разбогатеешь, выставки можно всякие устраивать! В
    Америку поехать! Ну, я и думаю – стану художником. И решил потренироваться. Только у меня
    ничего не было: карандашей не было, фломастеров не было. Я взял у мамы ее помаду: она такая
    яркая, красивая! А у бабушки взял гладкий полированный поднос, большой такой. Думал, кого же
    мне нарисовать? Вышел во двор, смотрю, идет соседская девчонка, Юлька. Я ей говорю: давай я
    твой портрет нарисую! Ну, она мялась, мялась – знаете, какие они, девчонки? Уговорил ее все-
    таки! Пригласил ее в квартиру и стал рисовать. Аж вспотел, честное слово! Оказывается, это
    трудно – рисовать: вот никогда бы не подумал! Наверное, целый час рисовал! Потом смотрю – а

    83
    помада кончилась. Я еще даже руки нарисовать не успел. Думаю – так сойдет! Так красиво
    вышло,
    хорошо
    получилось,
    честное
    слово!
    Показал Юле, посмотри, какая ты. А она, представляете, посмотрела – и, вместо того чтобы
    «спасибо» сказать, как даст мне по лицу! Ну, я от неожиданности бах на землю, а поднос сверху
    на меня. Больно! А тут еще мама с бабушкой прибежали, тоже на меня набросились. И что я им
    плохого сделал? Нет, не хочу я больше быть художником!
    Даша: Однажды я сидела дома и делала уроки. Пришел ко мне мой брат и говорит: «Давай я
    тебя нарисую». Я сначала не хотела, он меня уговорил. Мне было интересно, какая я получусь. И я
    согласилась. Он меня рисовал-рисовал, я даже устала, чуть не заснула. Наконец он закончил. Я
    посмотрела – и глазам своим не поверила. И что это он такое нарисовал? Даже не похоже на
    человека: голова как колесо, ноги как бревна, вместо волос мочалка, а рук вообще нет. Разве это
    я? Ну кто бы тут не обиделся? Конечно, я обиделась, толкнула его. И ушла. А что – так ему и
    надо! Тоже мне, художник, подумаешь!
    Достоинство обоих рассказов – сохранение разговорного стиля речи, точная передача
    «своего» персонажа. И у Бори, и у Даши есть их собственные удачные находки. Бывают и неудачные рассказы, когда, например, начинают так: «Однажды мама сидела и красила губы» – а ведь этого ни девочка, ни мальчик не видели; нередко ученики класса передают только события, но ничего не говорят о переживаниях героя. Это рабочие моменты. Ошибки нужно отметить, но непременно добавить: со временем ты обязательно научишься. Цель анализа текста: как
    ученики готовили речь. Выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и
    завершение речи. Учебная: важно, чтобы ученики научились видеть и ценить достоинства
    рассказа и замечать его недостатки.
    Нужно вспомнить все хорошее, все остроумные фразы, удачные находки. Поговорить о структуре рассказа: вступление – развитие действия – кульминация – развязка, вспомнить, кому удалось увлечь класс, постепенно подводя слушателей к кульминации, кому удалась сама кульминация. Пусть класс объяснит, какая сцена здесь кульминационная, почему. То есть третий этап – это тоже анализ, но не отдельных рассказов, а всей работы класса в целом.
    Упражнение 2. Предложите разные способы словесного выражения приводимых ниже идей:
    Образец: Нам нужна демократия. — Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии
    наше общество невозможно. Наше общество нуждается в демократии. Демократия — это то,
    в чем нуждается наше общество.
    1. Необходимо защищать природу. 2. Нам необходимо провести выборы. 3. Давайте проведем субботник. 4. С курением надо бороться. 5. Государство должно заботиться о неимущих. 6.
    Человек в жизни должен занимать активную позицию. 7. Обществу необходима доброта.
    Упражнение 3. Замените общие названия на конкретные слова, вызывающие образы:
    Образец: Надо меньше есть жирной пищи. — Надо меньше есть сала, масла, свинины и т.д.
    1. Здесь можно купить головные уборы. 2. Улицы заполонил транспорт. 3. Здесь можно купить спиртные напитки. 4. На даче негде купить самые необходимые продукты питания. 5. Летом надо больше есть растительной пищи. 6. Люди стали намного больше платить за коммунальные услуги.
    7. Здесь можно найти себе недорогую обувь.
    Упражнение 4. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько
    предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух:
    1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

    84
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20


    написать администратору сайта