Главная страница

23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании


Скачать 2.97 Mb.
НазваниеКонкурс Инноватика в образовании
Дата07.11.2022
Размер2.97 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла23 Мальцева В.А.,Иванова И.В..pdf
ТипКонкурс
#774678
страница2 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Тема 2. Различие литературного языка и языка художественной литературы.
Происхождение русского литературного языка
Основные вопросы темы:
1. Определите понятие литературного языка. Какие сферы человеческого общения он обслуживает?
2. Являются ли понятия литературного языка и языка художественной литературы тождественными?
3. Назовите признаки художественного стиля речи. Где он применяется?
4. Расскажите о происхождении русского языка.
5. Каково происхождение русского литературного языка? Почему А.С. Пушкина считают создателем современного русского литературного языка?
6. Перечислите основные признаки литературного языка.
7. Нужно ли современному человеку владеть основами культуры речи?
По итогам изучения темы ученики должны:
знать: понятие литературного языка, языка художественной литературы, происхождение русского литературного языка;
владеть: навыками различения разновидностей русского литературного языка;
уметь: выделять признаки русского литературного языка.
Упражнения.
I. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль
данного текста? Найдите в тексте сравнения, метафоры и олицетворения, какова их роль в
тексте?
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою
дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим
чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас
движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что
за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке? Заслышали с
вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами
земли, превратились они в вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная
богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается
колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни
есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.
(Н.В. Гоголь)
II. Прочитайте текст. В чѐм вы видите отличие поэтического языка, или языка
художественной литературы, от повседневного, обиходного языка? (Письменно.)
Язык художественной литературы — это:
1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика);
2) поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже когда, как, например, в

15 современном русском языке, лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же; в этом смысле язык художественной литературы, выражая эстетическую функцию национального языка, является предметом поэтики... (Ю.С. Степанов.)
III. Ответьте на вопросы.
1. Какой из языков не входит в индоевропейскую семью языков?
а) коми б) английский в) таджикский
2. К какой подгруппе славянских языков относится русский язык?
а) восточнославянской б) южнославянской в) западнославянской
3. О чем свидетельствует близость слов рус. Мать и англ. Mоther `мать`?
а) о родстве языков б) о заимствовании русским языком из английского в) о заимствовании английским языком из русского
4. Выберите правильный вариант ответа:
общим ближайшим предком русского, украинского и белорусского языков является язык а) праславянский (общеславянский) б) древнерусский язык в) старославянский язык
5. Первая славянская азбука – это
а) кириллица б) латиница в) глаголица
6. Создателями кириллицы считаются
а) Кирилл и Мефодий б) ученики Кирилла и Мефодия
7. Создание старославянского языка, первого письменного литературного языка славян, было
связано
а) с необходимостью фиксировать исторические события в жизни славянских народов б) с необходимостью более тесного общения славян, развития торговых отношений в) с принятием славянами христианства
8. Выберите правильный вариант:
а) Государственный язык – это понятие этническое б) Государственный язык – это понятие историческое в) Государственный язык – это понятие юридическое
9. Даны арабские слова: хархара, барбара, тактака, джюльджюль. Выберите правильные
переводы:
а) храп, ворчание, бубенчик, тиканье; б) ворчание, храп, тиканье, бубенчик; в) ворчание, бубенчик, тиканье, храп; г) храп, ворчание, тиканье, бубенчик; д) тиканье, храп, ворчание, бубенчик.
10. Известный лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ однажды высказал парадоксальную мысль:
«Прежде всего, язык существует только в душах человеческих. Если бы мы все, здесь присутствующие, замолкли, если бы в этом зале водворилась абсолютная тишина, перестал бы существовать человеческий язык вообще, а русский язык в особенности? Ему нечего было бы переставать существовать, ибо его и без того нет как реального целого. Но зато есть индивидуальные языки как беспрерывно существующие целые. И они-то существуют в наших душах независимо от того, говорим ли мы, или нет. <...>...понятие так называемого собиратель-

16 ного, племенного языка (например, языка русского, немецкого, польского, армянского и т. п.) не соответствует никакой объективной реальности. Нет вовсе ни русского, ни немецкого, ни какого бы то ни было национального или племенного языка. Существуют только индивидуальные языки...». Согласимся с И.А. Бодуэном де Куртенэ? Или докажем ошибочность его суждения? Как бы вы поступили? Каково ваше мнение? Подумайте, ведь есть различные лингвистические словари, отражающие словарный состав русского языка. Есть грамматики, в которых дается описание частей речи, синтаксических конструкций. Разве в словарях, грамматиках не язык отражен? Все так. Но ведь ученый только утверждает, что языка нет как реального целого, что, например, русский язык не соответствуетникакой объективной реальности. Он — абстракция.
Он представлен только в сознании всех индивидов, пользующихся этим языком.Представление о специфике того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письмен- ности (летописи, договоры, грамоты, указы, письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи. Данные о фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе обобщаются, описываются в научных трудах, грамматиках, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка.Национальный язык — явление сложное, поскольку народ, который использует его как средство общения, в социальном отношении неоднороден. Расслоение общества обусловлено различными факторами, а именно: территорией проживания, трудовой деятельностью, родом занятий, интересами.Каждое объединение людей (социум) по территориальному или профессиональному признаку, по интересам имеет свой язык, который входит в национальный язык как одна из его форм. Таких форм пять: литературный язык, территориальные диалекты,
городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Так, коренное население хуторов, сел Ростовской области общается на местном диалекте. Это нашло отражение в произведениях М.А. Шолохова.
Прочитайте отрывок из «Тихого Дона». Докажите, что Григорий с отцом говорят на
местном диалекте.
Какие диалектные слова встречаются в авторской речи? Почему М.А. Шолохов не использовал вместо них слова литературного языка? Какие из подчеркнутых в тексте слое имеют соответствия в литературном языке, а какие нет? Чем это можно объяснить? В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо, Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину.На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
— Гришка, рыбалить поедешь?
— Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
— Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.— А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.— Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
— Куда править?
— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысъ сидели.
Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.
— Не будет, батя, дела... Месяц на ущербе.
Серники захватил?
— Ага.
— Дай огню.
Старик закурил, оглядел на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.
— Сазан, он разно берет. И на ущербе иной раз возьмется.
Для справки. Курень — квадратный казачий дом с четырехскатной крышей. Подвеска — веревка для развешивания белья. Чирик —чувяк. Привада — приманка для рыбы. Зараз — сейчас, скоро.

17
Жито — зерна ржи. Kdpiua — упавшее в воду дерево, коряга Надысъ —недавно. Серники —
спички.
Профессиональные жаргоны используют люди одной профессии. Особенность такого жаргона показал Б. Бондаренко в рассказе «Цейтнот»:
— Как дела? — сухо спросил Алексей.
— Да вот... маракую. — Где-то проскакивает лишняя единичка, а где — не могу сообразить. А телевизор ничего не показывает.
У наладчиков свой жаргон. Телевизором они называют осциллограф, а считка у них вовсе не считка, а бандура, магнитный барабан — шарабан, таратайка, шкаф с лентопротяжными механизмами — гроб (а у некоторых еще и с музыкой), а перфоратор почему-то окрестили дромадерой. Кто назвал так впервые и почему, неизвестно — дромадера, и все тут. Так и пишут в сменных журналах, несмотря на приказы начальства «выражаться по-человечески».
Для справки. Перфоратор — 1. Машина для бурения горных пород, бурильный молоток. 2.
Приспособление, аппарат для пробивания отверстий (на бумаге, киноленте и т. п.).
Интересно описал один из социально-групповых жаргонов В.И. Даль:
Столичные, особенно питерские, мошенники, карманники и воры различного промысла, известные под именем мазуриков, изобрели свой язык, впрочем, весьма ограниченный и относящийся исключительно до воровства. Есть слова, общие с офенским языком: клѐвый —
хороший, жулик — нож, лепень — платок, ширмам — карман, пропу-лить — продать, но их немного, больше своих: бутырь — городовой, фараон — будочник, стрела — казак, канна —
кабан, камы-шовка — лом, мальчишка — долото. Этим языком, который называется у них
байковым, или попросту, музыкой, говорят также все торговцы Апраксина двора, как надо пола- гать, по связям своим и по роду ремесла. Знать музыку — знать язык этот; ходить по музыке —
заниматься воровским ремеслом.
Что стырил? Срубил шмель да выначил скуржаную лоханку. Стрема, каплюжник. А ты? Угнал скамейку да проначил на веснухи.
Что украл? Вытащил кошелек да серебряную табакерку. Чу, полицейский. А ты? Украл лошадь
да променял на часы.
Для справки. «Афеня и офеня — мелочный торгаш вразноску и вразвозку по малым городам, селам, деревням, с книгами, бумагой, шелком, иглами, с сыром и колбасой, с серьгами и колечками» (В. Даль Словарь живого великорусского языка).
Различие между литературным языком и воровским жаргоном, их обособленность показаны в про- изведении И. Болгарина, Г. Северского «Адъютант его превосходительства». Градоначальник обходит заключенных в одной из тюрем Харькова в годы гражданской войны:
— За что сидишь?
— За фармазон.
— Это что такое?
Медное кольцо за золото продал,
— Ты за что?
— У фраера бочата из скулы принял.
— Ты что, не русский?
— Это карманщик, ваше благородие. Говорит, что часы из кармана у какого-то roc подина вытащил.
Существует еще молодежный жаргон. Это наиболее яркая форма из современных социально- групповых жаргонов. Он характеризует речь студентов, школьников, учащихся профессионально- технических учебных заведений.
11. Прочитайте отрывок из статьи Н. Ивановой «Энрико и Доменико», опубликованной в
«Московском комсомольце».
Сравните речь студентов-иностранцев, один из которых изучал русский язык по академическим грамматикам, а другой — в студенческой среде. Как и почему изменился язык Энрико после первой реплики? Переведите текст на литературный русский язык. Энрико смело протянул руку
Доменико и на чистом русском языке сказал:
— Добрый день! Давай познакомимся. Меня зовут Энрико. Разрешите приветствовать вас от своего имени. Не ожидал вас увидеть. Какая приятная встреча! Как вы поживаете? — Привет?! —

18 полувопросительно произнес Доменико. — Ты что, зациклился? Утром в общаге лукавались...—
Понял. Я тоже по-русски секу. Пообщаемся, будь спок!— Брось заливать, меня не колышет.
— Спикаешь, что шарик берешь.
— Маней не хватает.
— Жистяка серая, из общаги в читалку, из читалки в общагу — посмокать некогда.
— У тебя тоже фейс круглый и трузера обалденные.
— Корешки у меня здесь есть. Только общаемся редко. Делов по горло.
— Пора делать ноги.
Для справки. Зациклитъся — сойти с ума (образно). Лукатъ — смотреть. Лукаватъся — видеть- ся. Сечь — понимать что-либо, разбираться в чем-либо. Будь спок — не волнуйся. Не колышет —
не волнует. Сникать — говорить, разговаривать с кем-либо, о чем-либо. Что шарик берешь —
легко. Мани — деньги. Жистяка — жизнь. Смокать — курить. Фейс — лицо. Трузера — брюки.
Кореш —цруг, приятель.
Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных социальных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. Появление жаргона ремесленников было вызвано необходимостью использовать непонятные другим слова, чтобы скрыть секреты производства. Жаргон деклассированных элементов (воров, жуликов, мошенников) возникает в связи с тем, что у его носителей существует постоянная потребность в конспирации. Все социальные жаргоны представляют собой искусственные образования, в формировании которых обязательно имеется элемент сознательного творчества. В отличие от общенародного языка они не обладают особым грамматическим строем и характеризуются лишь спецификой словаря, который создается за счет переосмысления слов общенародного языка, например: собачка — замок, смыть — украсть, рог —
предатель, доносчик; использования заимствований: бан — вокзал, фиш — рыба, штауб — мелкие деньги и в отдельных случаях в результате создания новых слов по законам грамматики наци- онального языка: штопорило — грабитель, штопорить —грабить, щипач — вор-карманник. Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за преде- лами литературного языка. Жаргонизмы иногда встречаются в речи людей, говорящих на литературном языке. Однако они не способствуют точности выражения мысли, не придают речи образности и выразительности. Наоборот, они только портят и засоряют ее. Поэтому жаргонные слова недопустимы в литературном языке и могут использоваться лишь в стилистических целях для характеристики персонажей — представителей определенной социальной среды.
Урок. Тема: «Знакомство с понятиями стиля, языка художественного произведения.
Слово в языке художественной литературы. Образность художественного текста. Различие
литературного языка и языка художественной литературы»
Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Как всякое искусство, она выражает многообразие человеческого бытия, помогает нам познавать жизнь и ее законы.
Для отдельного произведения и для всего творчества писателя, для целого литературного течения и литературной эпохи характерны единые приемы создания художественного текста, которые называются стилем.
Древние греки называли словом «стиль» остроконечную деревянную, костяную или металлическую палочку для письма.
Первоначальное значение слова «стиль» помогает понять, что это явление связано с творческой деятельностью человека и с искусством письменного слова.
Литература создает художественные образы, используя все богатства языка. Язык – «материал» художественной литературы. Она вбирает в себя различные стили (разговорный, научно – деловой, официально – канцелярский и др.) и стилистику устной речи (ее жанры и виды: выступление в дискуссии, лекцию, беседу, приветственное слово…).
Огромные запасы слов используются в литературе. Словами выражаются мысли, чувства, отвлеченные понятия и то, как люди общаются между собой. В сфере литературно – художественной деятельности слова подчиняются законам словесного искусства, системе правил и приемов, которые лежат в основе художественных текстов.

19
Язык художественного произведения – понятие, включающее в себя всю совокупность средств, которые использует автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нем ответные чувства. Язык писателя связан с родом, жанром, темой, сюжетом, композицией произведения.
Эстетические основы организации художественного текста, все элементы стиля писателя, а также стиля литературного направления изучает стилистика художественной литературы.
Она взаимодействует с поэтикой – тем разделом литературоведения, который рассматривает законы построения литературных произведений, их жанровые особенности, изобразительно – выразительные средства, используемые в этих произведениях.
«По моему глубокому убеждению, исследование «языка» (или лучше, стилей) художественной литературы должно составить предмет особой филологической науки, близкой к языкознанию и литературоведению, но вместе с тем отличной от того и другого», - считал В. В. Виноградов.
Задание 1.Объясните, о чем говорят эти высказывания:
Стиль – это человек. Ж. Бюффон
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами.В. Белинский
Пушкин не любил щеголять эпитетами, не бросался ни в сентиментальность, ни в таинственность, ни в надутость, ни в пустословие; он жив и стремителен в рассказе, употребляет слова в надлежащем их смысле…В. Белинский
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.А. Пушкин
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе все богатство, сила и гибкость нашего языка.Н. Гоголь
Литератор должен хорошо знать свой материал – язык, слово, иначе он будет не в силах изобразить свои чувства, мысль, не сумеет создать картин, характеров и т. п.М. Горький
Эффект эстетического воздействия слова – в постоянном скольжении от одного значения
(словарного) к другому (текстовому).Л. А. Новиков
Наука о словах – лексикология, она рассматривает слово как единицу словарного состава языка.
Наряду с отдельными словами лексикология изучает и сочетания слов – фразеологические
сочетания.
Слова могут иметь прямое и переносное значение. Переносные значения можно объяснить через прямые, зарегистрированные в словарях. В основе переносного значения могут лежать метафора,
метонимия, синекдоха.
Разные слова могут совпадать по звучанию (омонимы) или лексическому значению (синонимы).
Слова могут быть противоположными по значению (антонимы). Иначе говоря, слово как структурная единица языка может быть образным. Образ, создаваемый словом, изучает структурная, или языковая стилистика.
В художественной литературе словесные образы создаются и отдельным словом, и сочетанием слов. Это может быть строфа или абзац, глава, даже целое произведение.
Обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном их значении и смысле, называются тропами.
В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу. Одно явление характеризуется признаками другого.
Тропы – образные выражения, созданные автором, они не могут быть зафиксированы в словаре как факты языка, это явление литературно – стилистическое.

20
Простейшие тропы – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз.
Эстетическое воздействие словесного образа заключается в необычности, нестандартности употребления слова в художественном тексте, благодаря чему возникает новое осмысление изображаемого.
Функции обыденных слов резко изменяются в языке художественной литературы; когда они переносятся в непривычную, новую стилистическую среду, их экспрессивно – изобразительный вес неизмеримо возрастает. Достаточно вспомнить стих из пушкинского «Графа
Нулина»:
В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)…
Любопытно свидетельство И. Панаева, как эта строка поразила современников, в том числе его учителя, преподавателя истории русской литературы Кречетова:
«Однажды Кречетов явился к нам в класс с таинственным и торжествующим видом. Он сел на свой стул и произнес: «В последних числах сентября…». «В последних числах сентября!» - повторил он еще выразительнее и приостановился на минуту. Какая проза! А между тем, господа, это стих прелестной, игривой, бойкой, ловкой, остроумной поэмы, которая искрится поэзией…
Начать поэму такими пустыми, прозаическими словами: в последних числах сентября – это, господа, я вам скажу, величайшая поэтическая дерзость… Только Пушкин мог решиться на это!
Вот что значит гений!..» (По В. Виноградову)
«В полях еще встречается снег, но уже текут весенние ручейки, и их журчание пробуждает спящую землю». В этих словах ничего особенно резкого, особенно чуждого не прибавлено к стихам Ф. Тютчева. Но разве можно узнать в этих прозаических строках – удивительное:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят,
Бегут и будят сонный брег…» (В. Брюсов)
Задание 2.
Объясните разницу в двух последних текстах.
Попытайся определить средства создания образности речи в предложенном тексте.
Задание 3. Напишите сочинение – рассуждение об отличии образа в слове и словесного
образа в художественной литературе.
Тема этого сочинения в заглавии. Композиция может состоять из вступления, основной части и заключения. Вы можете по-своему изложить предложенный материал. Написать сочинение – рассуждение помогут вопросы:

Лексикология как наука, что она изучает? Почему?

Прямое и переносное значение слов; какие языковые явления лежат в основе многозначности слов?

Структурная или языковая стилистика, предмет ее изучения.

Литературные тропы, что лежит в основе тропа?

Как ведет себя слово в языке художественной литературы и в литературном языке?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта