23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании
Скачать 2.97 Mb.
|
Тема 16. Дневниковые записи «Один день жизни» с использованием различных стилей Урок развития речи по картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись) Цели урока: Образовательные. Формирование умения вести дневниковые записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи; Воспитательные. Учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова; Развивающие. Развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания. Методическое обеспечение урока: репродукции картин: И.И. Шишкин ―Зима‖, В.Д. Поленов ―Ранний снег‖, А.А. Пластов ―Первый снег‖, И. Попов ―Первый снег‖, сборники стихов о природе. Эпиграф: И стало вдруг белым-бело. Земля притихла и смирилась. Очарование прошло. Снег выпал. Чудо совершилось. И. Кравченко Ход урока 69 1 этап урока. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине И. Попова ―Первый снег‖ передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это всегда праздник! На дом вам было дано задание подобрать стихи о первом снеге. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками. Итак, кто из русских поэтов обращался к этой теме? (Звучат стихи о первом снеге: А.С. Пушкин. Отрывок из романа ―Евгений Онегин‖, Е. Баратынский ―Первый снег‖, В. Соколов ―Первый иней‖, Н. Рубцов ―Первый снег‖, В. Брюсов ―Первый снег‖, И. Никитин ―Встреча зимы‖, И. Кравченко ―Какая странная пора‖, Н. Морова ―Просыпалась снегом Вселенная‖ и др.) Учитель: Кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники. Следующий этап нашего урока – знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина ―Зима‖ и В.Д. Поленова ―Ранний снег‖. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна. Какой изображена природа на этих картинах? Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из еѐ названия, но и из того, что на ней изображено. Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещѐ не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещѐ не было сильных морозов. И вода в реке кажется тѐплой по сравнению со снегом, покрывшим еѐ берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины. Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина ―Зима‖? Что общего между этими двумя полотнами? Ученик: Картина Шишкина называется ―Зима‖. Художник, наверное, изобразил не первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон. Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения. Учитель: Обратите внимание на следующие картины. Они написаны во второй половине XX века. Это картина А.А. Пластова ―Первый снег‖ и картина И.Попова ―Первый снег‖. Что общего в них? Ученики: Они посвящены первому снегу. Учитель: Из чего это видно? Ученик: Прежде всего из названия картин. Авторы сами указывают нам на это. ―Первый снег‖ - так названы обе картины. А также из изображѐнного на них. Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картин Пластова и Попова? Ученик: У Поленова и Шишкина изображен зимний пейзаж, только природа, а у Пластова и Попова присутствуют еще и люди. Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художникам Изображать людей на своих картинах? Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада. Учитель: И какие же это чувства? Какое настроение? Ученик: На картине А.А. Пластова мы видим первый снегопад. Легкие снежинки кружатся в воздухе и падают на землю, покрывая ее первым пушистым снежком. За снегопадом наблюдают дети, выбежавшие на крыльцо. Девочка так обрадовалась снегу, что выбежала на улицу не одевшись, лишь только накинув на голову платок. А мальчик застыл на месте, подняв голову к небу, наблюдая за снежинками, падающими на землю. А на лицах детей – изумление, радость, восторг. И на картине И. Попова тоже запечатлено выражение радости и восторга при виде первого снега. Его героини ещѐ с большей силой выражают свою радость, связанную с первым снегопадом. Они очень бурно выражают свои чувства: бегают, прыгают, взявшись за руки, ловят снежинки, подняв головы к небу. Учитель: Что же следует из всего сказанного вами? Ученик: Первый снег – уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним. 70 Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека. Мы познакомились со стихами, посвященными первому снегу, рассмотрели репродукции картин. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строчки с тем, что изображено на картинах. (ученики соотносят стихи с представленными картинами) Учитель: Переходим к третьему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова ―Первый снег‖. Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи). - Каково лексическое значение слова дневник?- Многозначно оно или однозначное? Давайте познакомимся с его лексическим значением. Дневник 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. 2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах. Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении? Ученик: В первом значении. Учитель: Что же отражают люди в дневнике? Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно. Учитель: А кто из вас вѐл или ведет дневник? Для чего это нужно? Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всѐ доверить. Он – верный друг. Учитель: А для кого вы пишите? Ученик: Для самих себя. Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег. - Какие чувства вызвала эта картина? - Какие чувства вас переполняют Ученик: Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства. Учитель: Но поделиться своими чувствами не с кем. И вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику. Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение? Вы знаете о существовании различных средств художественной выразительности. Назовите известные вам. Ученик: Это эпитет - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры. Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение. Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе. Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова. Внимательно рассмотрим картину ―Первый снег‖. Каким может быть снег? Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу. Вам было дано задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в таблицу. Заполняется таблица, вычерченная на доске. снег небо дома тротуар люди деревья собака Учитель: - Каким может быть первый снег? 71 - Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его. - Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре? - Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины? - О чем говорят следы во дворе? - Кто ещѐ изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок). - Почему так много героев? Кому звонит молодой человек? О чѐм он говорит своему собеседнику? О чѐм думает девушка, глядя в окно на первый снег? - Почему замер щенок? - Как сумел художник передать радостное настроение? - А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник). Учитель: Город ещѐ только просыпается. А что будет через час? Днѐм? Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своѐм дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Какой тип изложения вы выберете? О чем напишете в первую очередь? А затем? Для написания сочинения необходимо самостоятельно составить план. Можно дать примерный план-схему: Раннее утро. Описание увиденного из окна. Настроение, вызванное первым снегом.) Учитель: После того, как будет составлен план, можете приступать к написанию черновика сочинения. Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи. Приложение 1. Таблица к картине И.Попова “Первый снег”. небо снег дома тротуар люди деревья собака пасмурное серое низкое затянутое снеговыми облаками белый пушистый лѐгкий обильный крупные снежинки, летящие по ветру розоватый голубоватый покрытый следами крыши домов покрыты снегом, снег на подоконн иках, на оконных рамах, старый городско й дворик широкий, занесѐнны й глубоким снегом, усеянный следами три девочки на улице, радуются первому снегу; молодой человек в телефонно й будке; девушка у окна наблюдает за падающим и снежинкам и старые ветвистые с необлетевшей листвой, ветки покрыты снегом замерзший щенок, впервые увидевший снег Приложение №2. Сочинение по картине И.Попова “Первый снег” (дневниковая запись) Образец. 1 декабря. 8.00. Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всѐ успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать? Скорее всего, снег шѐл всю ночь. А на утро улица полностью изменилась. Вместо тѐмного и пасмурного утра я вижу светлое и весѐлое. Настроение очень радостное! Я так рада первому 72 снегу! И не только я. Вон и соседки уже проснулись, выбежали на улицу и радуются первому снежку! Даже щенок Филя вприпрыжку прибежал за девочками. Прибежал и вдруг замер: он впервые увидел снег и может понять, что это такое. Стоит на месте и внимательно наблюдает за снежинками, летящими с неба. В телефонной будке какой-то парень разговаривает по телефону. Наверное, он с кем-то делится своим хорошим настроением, рассказывая о первом снеге. Снег везде: на крышах домов, на деревьях, на подоконниках. Крупные, лѐгкие и пушистые снежинки всѐ падают и падают и устилают улицу. От снега на улице очень светло, даже режет глаза. Но вот что интересно: он не везде белый. Он то сероватый, то розоватый, а около домов с желтоватым оттенком. Это потому, что на него падает отблеск света из окон. Как хорошо! Как легко и радостно! Первый снег – это всегда для меня маленький праздник. Сегодняшнее утро было светлым и радостным. Надеюсь, что и весь день будет таким же! Тема 17. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные вопросы темы: 1. Определите понятие публичной речи и ее основные особенности. 2. Какие требования предъявляются к оратору? 3. Можно ли отличить подготовленную и неподготовленную публичную речь? 4. Из каких этапов состоит подготовка публичной речи? 5. В чем состоит культура общения оратора с аудиторией? По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие публичной речи, публичного выступления; владеть: навыками создания публичной речи; уметь: выступать перед публикой. Мотивация учебной деятельности Очень часто вы оказываетесь в ситуации, когда необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой вам необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовиться к выступлению, преодолеть волнение, необходимо знать правила, по которым строится публичное выступление. Считаете ли вы предложенную тему актуальной для вас? Могу ли я сделать вывод, что предлагаемая тема будет для вас полезной и интересной? Каждый ли человек может стать хорошим оратором? Спорят об этом на протяжении всей истории ораторского искусства. Мнения расходятся: одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что ораторами становятся в процессе изучения основ ораторского искусства и применения их на практике. Знаменитый древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон произнѐс: ―Поэтами рождаются, ораторами становятся‖. Он был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить к этому некоторые усилия. Действительно, хорошим оратором может стать только тот, кто стремится к этому, кто много работает над собой, своими возможностями, своими приобретѐнными и врождѐнными данными. II. Актуализация опорных знаний. Беседа. Как вы понимаете слова Сократа, приведенные в качестве эпиграфа урока? Какие уровни ораторского мастерства вы знаете? Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом (―что говорить‖); II. Владение собой (―как говорить‖); III. Образ оратора (―кто говорит‖). Остановимся на первом уровне. Работа над культурой и развитием речи учащихся 73 Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка 1. Назовите слова, в которых вы произнесѐте сочетание [ч’н], [шн]. Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, яичница, яблочный. 2. Какие звуки вы произносите вместо буквенных сочетаний ндск, нтск, нтств? Голландский, ирландский, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский. 2) Поставьте ударение в словах: Начать, углубить, скольких, искра, коклюш, торты, свекла, щавель, красивее, мусоропровод, включим, балованный, банты, тайная вечеря, диспансер. Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент.Сегодня мы попробуем понять, насколько важна в нашей речи лексика говорящего, общее количество слов, которыми он владеет. На экране демонстрируются следующие данные: Словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть...) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова ―Двенадцать стульев‖. Количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов. Активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов. Лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000. Ппотенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000.Словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов. А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000? Новое время внесло в наш лексикон огромное количество новых слов. Их появление отражает новые явления и новые отношения в нашей жизни.Каждый участник приносит на занятие слово. Форма преподнесения.предъявленного слова: ―Мы хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное слово)‖. Это компактное сообщение о значении, содержании, употреблении и стилистике предъявленного слова. Возможно театрализованное его представление. Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас. II уровень. Владение собой (как говорить). Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы. Техника речи. Учитель. Хороший оратор должен владеть техникой речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда ―хорошо слышно и все понятно‖. Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные. 1. Дикция – это произнесение звуков. 2. Темп – это скорость нашей речи. 3.Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. 4.Голос имеет для оратора большое значение. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Важный критерий оценки выступающего перед аудиторией человека – техника речи. 1. Дикция (от лат. dictio – произнесение‖) – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо ―пропускать‖ ее. Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: ―Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать‖ и заботиться о своей дикции. 74 2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Темп (от лат. tempus – ―время‖) – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.). Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить. 3. Интонация (от лат. intonare – ―громко произносить‖) – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например: Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?) С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Интонирование текста. Упражнение ―Кончил дело — гуляй смело‖. В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи. — Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.) — Сядь! — Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.) — Подождут. — Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.) — Помолчишь? — Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.) — Не канючь и не фусти. — Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяет, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления. — Да. Кончишь дело — гуляй смело. 4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев. Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука (―громко‖ – ―тихо‖) для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т. д.). Учитель. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки. Критерии оценки речи оратора можно представить в виде таблицы. Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора положительные отрицательные Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; ―глотание‖ звуков и слогов Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы 75 паузы Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос (―крикливый‖, ―хриплый‖ и т.д.) Контакт с аудиторией Насколько важен контакт с аудиторией? Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт...), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы. Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада. Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории. III уровень Образ оратора. Учитель. Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор. Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора. Расскажите о них. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта). Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Обучение жестам – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. (Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться). Задание. “Жесты и мимика”. Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. Учащиеся выступают с сообщением о значении некоторых жестов. Учитель. Да, очень трудно быть действительно хорошим оратором. Необходимо много работать над собой, своей речью, даже жестами. Но всему можно научиться, и знания эти очень важны. 76 Ведь в любой профессии человеку придется общаться с людьми, а для этого необходимо глубокое понимание принципов общения, особенно речевого. Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Назовите основные этапы подготовки устного публичного выступления. Изобретение мыслей. Расположение. Словесное выражение. Запоминание. Произнесение. 1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного выступления, наиболее сложная. С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры. 2. Расположение В публичной речи примеры, факты, аргументы необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: ―Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее‖. (М.М. Сперанский) 3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее. Большое значение в оформлении публичного выступления имеют тропы. Задание 1. Прочитайте. Определите предмет речи и авторскую задачу в данном тексте. Найдите в тексте риторические фигуры. Прокомментируйте их роль в реализации авторского намерения. Из главы “Цветы Красноречия” Древние всегда ценили изящество и блеск речи: без этого не признавалось искусство. ―Красота речи содействует успеху,— говорит Квинтилиан, — те, кто охотно слушает, лучше понимают и легче верят. Недаром Цицерон писал Бруту, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей, и Аристотель не зря учил их восхищать‖. Красноречие есть прикладное искусство: оно преследует практические цели, поэтому украшение речи только для украшения не соответствует еѐ назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех. С другой стороны, всеми признаѐтся, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это — игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия,— или, лучше сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы ораторской речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи. Пусть блещет речь мужественной, суровой красотой, а не женской изнеженностью; пусть красит еѐ горячая кровь и талант оратора. Опытные и умелые люди любят наставлять младших, напоминая, что надо говорить как можно проще; я думаю, что это совсем неверно. Простота есть лучшее украшение слога, но не речи. Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой конечной цели лежат три задачи: пленить, доказать, убедить. Всему этому служат цветы красноречия. (263 слова) (По П. Сергеичу ―Искусство речи на суде‖) 4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний. 5. Произнесение — заключительная часть классической риторики. На вопрос ―что является первым в красноречии?‖ Демосфен ответил: ―произнесение‖, на вопрос ―что вторым?‖, ответил ―то же‖, на вопрос ―что третьим?‖ — ответил — ―то же‖. (Цицерон ). На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. 77 М.М. Сперанский писал; ―...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво‖ Учитель. Из каких частей состоит речь? Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. 3. Заключение. Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом . Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. Основные функции вступления: контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями); проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части). Задание 2. Подготовить устное выступление по намеченному на уроке плану «Пройди по тихим школьным этажам...» |