Главная страница
Навигация по странице:

  • Сочинение –рассказ классифицируется по

  • Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам Цель урока

  • Итоговое слово учителя

  • Тема 31. Монолог, диалог, полилог. Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. Способы создания комических ситуаций. Театр абсурда

  • ДИАЛОГ

  • Ход урока. - Для того, чтобы подготовить речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем разминку. 1) Упражнение “свеча”.

  • 2) А-О-У-Э-Ы-И Вдох - прочитывание ряда гласных на выдохе с постановкой ударения на различные гласные. 3) Работа со стихотворением.

  • - Чтение с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным

  • - В этом диалоге перепутаны реплики. Попробуйте восстановить их последовательность. - Докажи, что у тебя получился текст. Упражнение 4. Диалог в кафе

  • 23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании


    Скачать 2.97 Mb.
    НазваниеКонкурс Инноватика в образовании
    Дата07.11.2022
    Размер2.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла23 Мальцева В.А.,Иванова И.В..pdf
    ТипКонкурс
    #774678
    страница17 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    Тема 30.

    132
    Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам в художественном и разговорном стиле.
    По итогам изучения темы ученики должны:
    знать: понятие сочинения-рассказа;
    владеть: систематизацией материала;
    уметь: умение осознавать тему, определить ее границы;
    Сочинение-рассказ – самостоятельная письменная работа учащихся, изложение ими собственных мыслей, наблюдений, переживаний, суждений. Это не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи. В ходе подготовки к сочинению-рассказу отрабатываются следующие коммуникативные умения:

    умение осознавать тему, определить ее границы;

    умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;

    умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;

    умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

    умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

    умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;

    умение проверять и совершенствовать написанное.
    Сочинение –рассказ классифицируется по:

    опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);

    типу текста (описание, повествование, рассуждение);

    жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п. );

    стилю (художественный, публицистический, научный);

    степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии).
    Сочинение – рассказ по сюжетным рисункам – вид работы, предлагаемый учащимся на начальном этапе обучения написанию сочинения. Он позволяет закрепить структуру повествования и описания как типа речи, сформировать умение логически мыслить, отбирать и систематизировать материал в зависимости от цели высказывания, соотносить стилистические особенности текста с типом речи. Сочинения такого жанра развивают у учащихся наблюдательность, фантазию, расширяют их активный словарный запас. Такой вид работы помогает ученикам легче освоить сочинения других жанров на последующих этапах обучения.
    Среди видов сочинений по источникам получения материала самым распространенным и хорошо известным является сочинение по картине. Эти сочинения обладают своей спецификой: помимо развития умения наблюдать, излагать материал в строгой логической последовательности они дают возможность овладеть навыками ―чтения‖ картины, формируют умение видеть и оценивать значение деталей, красок в произведении живописи для передачи его идейного содержания.
    Показывая жизнь в образах, художник-живописец, в отличие от художника слова, пользуется рисунком и цветом. Понять картину, а тем более написать сочинение по картине, невозможно без умения устанавливать взаимосвязь между частями картины в целом, без понимания единства всех компонентов произведения живописи. Все это требует от пишущего не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения.
    Рассуждение проблемного характера – комплексный вид работы, включающий в себя разнообразие стилей и типов речи, способных подчеркнуть жанровые особенности создаваемого текста. Эта работа позволяет учащимся реализовать знания, умения и навыки, полученные в области русского языка, несет в себе воспитательную, морально-нравственную функцию в формировании личности. Дискуссионный характер работы над сочинениями этого жанра

    133 развивает у учащихся самостоятельное логическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировано ее обосновать, дает им возможность продемонстрировать богатство лексического запаса и владение разнообразными синтаксическими конструкциями, т. е. показать навыки, необходимые каждому грамотному человеку.
    Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам
    Цель урока:
    1. Повторить композицию рассказа, одного из жанров повествования;
    2. Закрепить умение создавать тексты разговорного стиля;
    3. Подготовить рабочие материалы к домашнему сочинению по сюжетны рисункам.
    Давайте внимательно рассмотрим каждый из четырѐх рисунков <Рисунок 1>. Что изображено на первой картинке? Расскажите подробно.
    Предполагаемые ответы детей (ПОД): Четыре лыжника. Точнее три лыжника и один
    ―горнолыжник‖. Мы видим, как три мальчика зовут четвертого, но он не хочет идти с ними кататься на лыжах, так как он, видите ли, горнолыжник.
    Учитель (У): Как он держится? Как одет? Как мальчик улыбается?
    ПОД: Ехидно, хвастливо, он доволен собой, высокомерно посматривает по сторонам. Можно предположить, что он зазнайка и хвастунишка.
    У: Как сказать об улыбке человека, который доволен собой?
    ПОД: Самодовольная улыбка.
    У: Запишем опорные слова и выражения для описания первого рисунка (запись на доске с помощью учащихся: Шествует важно; высоко держит голову, задрал нос, самодовольная
    улыбка; высокомерно и ехидно смотрит по сторонам, засунул руки в карманы куртки, под
    мышкой несѐт лыжи и палки. ―Мне, - говорит мальчик, - с вами не по пути‖).
    У: Рассмотрим второй рисунок. Расскажите, что вы видите? Высока ли горка? В какой позе стоит знакомый нам герой?

    134
    ПОД: Это не горка, а пригорочек. На ней катаются на санках малыши. Мальчик стоит подбоченившись, лыжи у него направлены в разные стороны. Очевидно, он долго стоял и думал, как съехать с горки, чтобы ребят привести в восторг своим ―классным спуском‖.
    У: Запишем опорные выражения к описанию второго рисунка (Стоит подбоченившись; хочет
    показать малышам мастерство в горнолыжном спорте).
    У: И вот. . . Что же произошло дальше? (Третий рисунок)
    ПОД: ―Горнолыжник‖ лежит, уткнувшись носом в снег, так как на его пути встретился маленький сугроб или. . . Одна лыжа у него сломана, вторая отлетела в сторону. Мальчик немного испуган.
    Ему стыдно перед малышами, благополучно съехавшими на санках с горки. Жалкое зрелище представляет в этот момент наш герой.
    У: Как ведут себя дети?
    ПОД: Дети с удивлением смотрят на него, посмеиваются, даже собака удивлена (запись рабочих материалов к третьему рисунку: Упал, уткнувшись носом в снег; удивлѐнно смотрят на зазнайку, жалкое зрелище).
    У: Давайте посмотрим на четвѐртый рисунок. Как сидит мальчик на санках?
    ПОД: Съѐжился, старается быть поменьше, прячет лицо в воротник. Он не хочет показываться ребятам, которые звали его с собой кататься. Они появились в тот момент, когда малыши усадили его в санки. Ему неудобно, стыдно. Рядом бежит, задрав хвост, собака и заливается радостным лаем, высунув язык (запись опорных выражений к четвѐртому рисунку: Съѐжился; прячет
    смущѐнное лицо в воротник, не задирай нос – споткнѐшься. Вряд ли будет ещѐ зазнаваться и
    важничать).
    У: Итак, серия рисунков помогла нам представить развитие действия в рассказе. Как же называется момент, с которого начинается история?

    135
    ПОД: Завязка
    У: Через какие этапы ещѐ проходит действие в рассказе?
    ПОД: Кульминация и развязка.
    У: Запишем на доске (учитель) и в тетради схему построения рассказа.
    У: Каким этапам рассказа соответствуют эти рисунки?
    ПОД: I рис. – завязка, II рис. – развитие действия, III рис. – кульминация, IV рис. – развязка.
    У: Какие ещѐ части должны быть в рассказе?
    ПОД: Вступление и заключение.
    У: Какова роль вступления?
    ПОД: Ввести в курс дела, то есть сообщить, когда, где и с кем произошло действие.
    У: Предложите варианты вступления.
    ПОД: Однажды – это было зимой – собрались мы (или ребята) на лыжную прогулку. . .
    У: От какого лица будем писать?
    ПОД: От третьего или от первого лица.
    У: От какого лица рассказ будет выглядеть правдоподобнее, интереснее?
    ПОД: От первого.
    У: Запишем опорные словосочетания для начала рассказа (Однажды – это было зимой -. . . , Как-
    то в морозный ясный день. . . , Дело было так. . . )
    У: Как можно закончить сочинение?
    ПОД: Сочинение можно закончить записью короткого итогового предложения в виде пословицы.
    У: Приведите пословицы из домашнего задания, одну из которых можно будет использовать в качестве заключения.
    ПОД:

    Хвастовство к добру не приводит.

    Кто хвалится, тот с горы свалится.

    Не хвались началом – хвались концом.

    Не говори ―гоп‖, пока не перепрыгнешь.
    У: Ребята, когда ещѐ можно использовать пословицы?
    ПОД: Пословицу можно использовать в качестве заголовка.
    У: А теперь придумайте заглавие к рассказу. Каким должен быть заголовок?
    ПОД: Заголовок должен быть интересным и выражать главную мысль.
    У: Ваши предложения.
    ПОД: Предлагают и записывают варианты заглавия: ―Горе-лыжник‖; ―История про
    ―горнолыжника‖ или короткой пословицей.
    У: Какой тип речи будет основным в рассказе?
    ПОД: Повествование. В основе рассказа лежит какой-то случай. Чтобы рассказать нам о нѐм, необходимо передать последовательно сменяющие друг друга действия.
    У: Элементы какого типа речи ещѐ могут быть в рассказе?
    ПОД: Описание природы и внешности человека. Фрагменты описаниядолжны помочь раскрыть главную мысль в рассказе.
    У: Что ещѐ поможет сделать работу интересней?
    ПОД: Диалог.
    - Какова его роль? Когда можно ввести короткий диалог?
    ПОД: В начало рассказа, только необходимо правильно расставить знаки препинания. Например, ребята говорят однокласснику:
    - Пойдѐм с нами на лыжах кататься!
    - Мне с вами не по пути. Я горнолыжник, - важно отвечает мальчик.
    У: Какой это стиль речи?
    ПОД: Разговорный стиль речи. То, что говорят люди и как они говорят, помогает нам их понять.
    Итоговое слово учителя:

    136
    Итак, сегодня мы с вами закрепили умение составлять тексты разговорного стиля по сюжетным рисункам; повторили композицию рассказа как одного из жанров повествования. А дома вы напишете сочинение-рассказ, используя рабочие материалы, подготовленные сегодня
    Тема 31. Монолог, диалог, полилог. Составление монологов и диалогов неодушевленных
    предметов. Способы создания комических ситуаций. Театр абсурда
    По итогам изучения темы ученики должны:
    знать: понятие монолога, диалога, полилога;
    владеть: навыками составления монологов и диалогов;
    уметь: применять понятия темы.
    ДИАЛОГ ( от греч. dialogos 'разговор, беседа'; букв. 'речь через'), процесс общения.
    Монолог - речь одного.
    Полилог - разговор многих вступительная часть...
    Цель урока:
    1. познакомить учащихся с новыми видами текста: диалог, монолог;
    2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
    3. развивать монологическую речь учащихся;
    Ход урока.
    - Для того, чтобы подготовить речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем разминку.
    1) Упражнение “свеча”.
    Вдох – через нос. Выдох – через рот.
    Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.
    2) А-О-У-Э-Ы-И
    Вдох - прочитывание ряда гласных на выдохе с постановкой ударения на различные гласные.
    3) Работа со стихотворением.
    Котик ниток клубок
    Укатил в уголок.
    Укатил в уголок
    Котик ниток клубок.
    - Чтение с различной громкостью от шепота до крика.
    - Чтение с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным
    логическим ударением). тема сегодняшнего урока ―Диалог и монолог‖.
    - Что же обозначают эти новые понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь ―Толковым словарем‖.
    - Как видите, не все понятия содержатся в одном словаре. Чтобы найти нужную информацию, надо просмотреть несколько справочников.
    Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих.
    Упражнение 1.
    - Закончите мое предложение: ―Я начинаю разговор, ты … (продолжаешь)‖.
    - Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами) – новое слово. Это - … (диалог).

    137
    - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).
    - Рассмотри рисунки. Расскажи, под какими ты бы написал ―монолог‖, а под каким ―диалог‖?
    - В каких ситуациях обычно возникает диалог?
    - С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
    - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?
    Упражнение 2.
    - Перед вами два текста. Прочитайте их.
    - Какой из них является монологом? Диалогом?
    - Кто участвовал в диалоге?
    - Кто произносил монолог?
    - Обратите внимание на форму записи диалога и монолога?
    - Чем она отличается?
    - А теперь попробуем разыграть диалог.

    138
    Упражнение 3. В этом диалоге из известной русской сказки недостает одной реплики.
    Внимательно прочитайте диалог, восстановите и допишите реплику.
    (Инсценировка диалога в масках.)
    - К нам в гости пришел сказочный герой.
    (Выходит ученик в костюме Карлсона)
    - Я самый упитанный, самый воспитанный – мужчина в полном расцвете сил. Я – лучший в мире пожарный, лучший рисовальщик петухов.
    - Что прозвучало из уст героя?
    - А теперь поучаствуйте в диалоге с Карлсоном. Вы можете соглашаться с ним или не соглашаться.
    Чтение по ролям разговора Карлсона с учениками. Чего добивался Карлсон? В какой момент ребята перестают соглашаться с ним? Карлсон пришел не с пустыми руками, он просит помочь выполнить следующее задание.
    - В этом диалоге перепутаны реплики. Попробуйте восстановить их последовательность.
    - Докажи, что у тебя получился текст.
    Упражнение 4. Диалог в кафе
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Спрашивает нескольких учащихся, что они обычно едят на завтрак, обед и ужин; слушает и корректирует их ответы
    Отвечают на вопрос, слушают
    Обращает внимание учащихся на меню на просит прочитать его и найти незнакомые слова; отвечает на вопросы учащихся о значении слов
    Читают меню, выделяют незнакомые слова, спрашивают об их значении и записывают его.
    Спрашивает, есть ли в меню какие-либо блюда, которые учащиеся едят регулярно
    Отвечают на вопрос
    Учебно- познавательная деятельность
    Обращает внимание учащихся на диалог просит быстро просмотреть его и определить тему
    Просматривают диалог и
    определяют тему (диалог –
    заказ еды в ресторане или
    кафе)
    Просит учащихся прослушать и повторить фразы
    Слушают и повторяют
    Просит одного учащегося определить, какие из этих фраз принадлежат посетителю ресторана, а какие – официанту, остальных учащихся – послушать и проверить ответ одноклассника, при необходимости исправить его, а после проверки – занести количество баллов в таблицу.
    Один учащийся отвечает, кому принадлежит каждая фраза, остальные слушают и проверяют, записывают количество баллов
    Предлагает учащимся прослушать диалог и определить, что заказал ученик;
    Слушают диалог и определяют, что заказал ученик
    Просит двоих учащихся прочитать диалог по ролям, а остальных – следить по тексту и поднимать руку, когда они услышат ошибку. Сообщает, что задача второго
    Двое учащихся читают, остальные слушают и следят, исправляя при необходимости

    139 чтения – уточнить заказ. Следит за чтением, исправляет.
    Просит одного учащегося озвучить свой ответ, а остальных – проверить одноклассника и при необходимости исправить его, а затем занести количество баллов в таблицу
    Один учащийся отвечает, остальные сравнивают со своими ответами и проверяют, записывают количество баллов.
    Просит учащихся посмотреть на раздаточный материал

    Читают текст, отвечают, что это тоже диалог – заказ еды
    Сообщает учащимся, что им сейчас предстоит просмотреть короткий видеофрагмент «В ресторане» и после первого просмотра исправить выделенные слова в соответствии с тем, что они услышат. Ставит видеофрагмент

    Смотрят видеофрагмент и исправляют.
    Предлагает учащимся проверить выполнение задания и занести количество баллов в таблицу.
    9. Один учащийся диктует свои ответы, остальные сравнивают и проверяют, записывают количество баллов
    Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент второй раз и определить, что заказал каждый из посетителей ресторана. Ставит видео.
    10. Определяют, что заказали посетители
    Просит двух учащихся прочитать свои ответы, а остальных – проверить и занести в таблицу количество баллов.
    11. Двое читают ответы остальные сравнивают их со своими, записывают количество баллов.
    Интеллектуально- преобразовательная деятельность
    Предлагает учащимся рассмотреть схему.
    Рассматривают схему в учебнике
    Предлагает одному учащемуся объяснить классу последовательность реплик полилога в соответствии со схемой, а остальным – при необходимости дополнить
    Один учащийся объясняет, как он понял схему, остальные слушают, дополняют и корректируют
    Сообщает, что сейчас учащимся предстоит составить собственный диалог по образцу только что прочитанного и просмотренного.
    Напоминает учащимся критерии оценивания диалога и полилога и просит их прокомментировать каждый критерий в применении к конкретному диалогу.
    Содержание, полнота выполнения задачи
    Слушают и комментируют.
    Комментируют:
    Необходимо сделать заказ

    140
    Логика, структура текста
    Лексика
    Грамматика
    Правильное произношение названий блюд еды в ресторане
    Порядок заказа, обмен репликами
    Названия блюд
    Структуры, выражающие просьбу и предложение:
    Предлагает учащимся объединиться в группы по 3 человека в соответствии с тем, как они сидят или по желанию. Возможна также работа пар по составлению диалога.
    Образуют группы по 3 человека
    Просит учащихся в группах составить полилог по образцу того, что они читали и смотрели. Контролирует работу групп.
    Работают в группах, составляя полилог.
    Просит группы по очереди разыграть свои диалоги перед классом, после каждого предлагает аргументированно оценить его по критериям. Подводя итог каждому диалогу, оценивает его по 10-балльной шкале.
    Разыгрывают свой полилог, наблюдают и аргументированно оценивают полилог товарищей, слушают оценку учителя.
    Контроль и оценка результатов деятельности.
    Рефлексия
    Предлагает каждому учащемуся подсчитать общее количество баллов за урок.
    Подсчитывают количество баллов за урок
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта