Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальная шкатулка. План Опорные слова и конструкции

  • Задание: Написать сочинение- миниатюру на тему: «Если бы у меня была волшебная шкатулка». Образец.

  • Изложения с элементами сочинения Предлагаются тексты изложений с элементами повествовательного текста с изменением

  • После первого чтения анализируем текст по вопросам.

  • 2. ЗАБЛУДИЛАСЬ (по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)

  • Вопросы после первого чтения.

  • . СОБЫТИЕ (По одноименному рассказу А.П. Чехова) Перед чтением рассказа объясните слова: гербовая бумага (бумага с гербом, обычно на ней

  • Напишите сочинение с элементами повествовательного текста с изменением лица

  • ВОЛЧАТА (По рассказу А.П. Чехова «Белолобый») Предварительно дайте детям задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в

  • Вопросы после первого чтения

  • 23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании


    Скачать 2.97 Mb.
    НазваниеКонкурс Инноватика в образовании
    Дата07.11.2022
    Размер2.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла23 Мальцева В.А.,Иванова И.В..pdf
    ТипКонкурс
    #774678
    страница18 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    Тема 32. Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской
    позиции
    По итогам изучения темы ученики должны:
    знать: понятия прозаического текста, языковой личности;
    владеть: навыками изложения текста от имени разных языковых личностей;
    уметь: применять понятия темы.
    Цель урока: Анализируя чужую речь и работая над собственной речью, написать изложение, показать роль описания ( предмета ) в тексте повествовательного характера, закрепить умение выделять главное ( основную мысль), расчленять целое на части.
    Автор текста Константин Георгиевич Паустовский. Он много писал о природе, особенно о природе Средней России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать ее. Но оказывается, Паустовский писал не только о природе.
    Чтение 1 части текста:
    1. О чем повествуется в тексте?(о шкатулке)
    2. Как можно озаглавить текст?(Музыкальная шкатулка)
    3. Какие слова помогают уяснить последовательность события?( нашли, принесли, вытерли, завели, не играла, нажимали, поставили, забыли)

    141
    Какая эта часть речи ?(глаголы)
    4.Опишите найденную шкатулку. (Черная, на крышке медные буквы, медные валики с тонкими шипами, около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук, музыкальная)
    Чтение 2 части текста:
    1. Определите тип речи. (работа со схемой построения повествовательного текста)
    2. Докажите, что это текст художественного стиля:
    - употребляется в словесно- художественном творчестве;
    - воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей;
    - художественный стиль реализуется в форме драмы, прозы и поэзии.
    Словарная работа.
    Гулкий, -ая, -ое (Громкий, отчетливый по звуку, слышный издалека)
    Перелив, -а, - м (Переход из одного оттенка, тона ( цвета, звука ) в другой)
    Звон, -а, -м (Звук, производимый ударами, колебаниями чего-нибудь металлического, стеклянного)
    Таинственный, -ая, -ое (Заключающий в себе тайну)
    Изумление, -я, ср. (Крайнее удивление)
    Назовите определения, которые относятся к существительному звон.
    - стеклянный;
    - переливающийся;
    - чудесный;
    - таинственный.
    Почему Паустовский использовал столько определений звона?
    -Мастерство художественного слова.
    Сколько в тексте абзацев?(четыре)
    Чтение каждой части.
    Задание:
    1. Выразительное чтение частей. ( по рядам поочередно )
    2. Составление вопросов и ответов. ( по абзацам )
    3. Нахождение слов, в которых выражается основное содержание каждой части текста.
    4. Запись в виде плана.
    Музыкальная шкатулка.
    План
    Опорные слова и конструкции
    1. Таинственный звон поздней осенью, старом и гулком доме, стеклянный и переливающийся звон, возникла и полилась мелодия…
    2. Старая шкатулка заиграла неожиданно, многолетнего сна, заиграла, испугалась, соскочила пружина…
    3. Власть музыки играла долго, таинственным звоном, ходики притихли от изумления…
    4. Шкатулка замолчала навсегда проиграла все песни, замолчали бились, заставить не смогли…
    Задание:
    Написать сочинение- миниатюру на тему: «Если бы у меня была волшебная шкатулка».
    Образец. Сочинение-миниатюра. «Если бы у меня была волшебная шкатулка».
    У каждого человека в душе есть какая-то мечта, заветное желание. Если бы у меня была волшебная шкатулка … Что бы я попросила? Наверное, чтобы на Земле не было злых людей. Если не будет злых людей, на улице не будет бездомных собак и кошек. Моя мечта – построить для обездоленных животных целый городок, где бы царили: доброта, любовь и нежность.

    142
    Изложения с элементами сочинения
    Предлагаются тексты изложений с элементами повествовательного текста с изменением
    лица рассказчика и авторской позиции. В основу легли рассказы А.П. Чехова.
    В БОЛЬНИЦЕ (По рассказу А.П. Чехова «Беглец».
    До чтения текста объясните, что во времена А.П. Чехова говорили доктор, а не врач,
    фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра.
    Сначала Пашка шел с матерью под дождем по скошенному полю, потом по лесным тропинкам, шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь. Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью вошли в приемную больницы.
    Доктор осмотрел его больной локоть, подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что вовремя не привела сына в больницу и что сустав теперь надо оперировать. Он стал уговаривать Пашку остаться в больнице, обещая показать живую лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать.
    Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице. Больше всего Пашке понравилась кровать, на которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату и решил, что доктору живется очень недурно.
    В палату вошла сиделка, держа в руках две оловянные миски, ложки и два куска хлеба. Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах кусок мяса, и опять подумал, что доктору живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за мясо, стараясь есть его возможно дольше, но старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и съел хлеб.
    Потом Пашка сел на кровать и стал дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании доктора Пашка осматривал своего соседа- старика. Старик не переставал кашлять; кашель у него был протяжный, скрипучий.
    За окнами посинело, в палатах зажглись огни, а доктор не показывался. Было уже поздно ехать на ярмарку и ловить чижей.
    Его разбудил шорох. В соседней палате при тусклом свете ночника Пашка увидел три фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В груди спящего старика раздавался свист и разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты, оттуда в коридор, из коридора побежал вниз. Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь, выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты; постояв немного,
    Пашка бросился назад к больнице, обежал ее и опять остановился в нерешительности: за больничным корпусом белели могильные кресты.
    Обезумевший от страха Пашка увидел одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо. Пашка взбежал по ступеням, и острая, захватывающая радость вдруг овладела им. В окно Пашка увидел веселого, покладистого доктора. Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и без чувств повалился на ступени.
    Когда Пашка пришел в себя, было уже светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак, Пашка! Бить бы тебя, да некому». (402 слова)
    После первого чтения анализируем текст по вопросам.
    1. Докажите, что доктор был хорошим человеком. (Все его слова – неправда, но главное для него
    – уговорить ребенка остаться первый раз в жизни без матери, в больнице. Ласковый тон разговора и необидная брань.)
    2. Почему мать вовремя не привела сына в больницу? (От собственной темноты, необразованности; матери некогда ходить по больницам.) Докажите, что путь в больницу был очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в темных сенях.)

    143 3. Чего же так испугался Пашка в лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел; страшных, непривычных звуков, которые издавал старик сосед; позже могильных крестов.)
    После второго чтения учащиеся пишут изложение. Написав изложение, они выполняют одно из заданий (по желанию или по вариантам).
    1. Докажите, что дома Пашке жилось несладко. (Дома такая нужда, что Пашке понравилась и кровать – дома он спал на полатях? полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого не было.
    Дома Пашка питался совсем плохо. Он никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке, редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему
    Пашке так понравился добрый доктор?)
    2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно понимает психологию маленького мальчика. (Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому верит словам доктора, тем более что этот доктор ему очень понравился. Все, что видит Пашка в больнице, ему кажется необыкновенным, так как ничего этого не было у него дома. Пашка безумно испугался покойника, необычных звуков в палате, а на улице
    – могильных крестов. Переживания ребенка так сильны, что только что перенесенный ужас и острая, захватывающая радость от новой встречи с хорошим доктором привели его в состояние шока (потери сознания). Взрослый человек так остро на все не реагирует.)
    2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
    (по рассказу А.П. Чехова «Каштанка»)
    Перед чтением текста, опираясь на знания уч-ся, объясните значение слов: столяр, верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать за) икры, такса, каучук, конка, сделать под козырек, калоши.
    Молодая рыжая собака бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.
    Изредка она останавливалась и, плача, приподнимала то одну озябшую лапу, то другую, стараясь дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса конки, гонялась за собаками.
    Вдруг заиграла музыка. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того(,) чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не было.
    Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя было разобрать.
    По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. (Все человечество Каштанка делила на очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.
    Каштанкой овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно голодна.
    Когда мягкий, пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту. (457 слов)
    Вопросы после первого чтения.
    1. Что говорит о том, что события происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка – железнодорожный вагон, запряженный лошадью, ходивший по рельсам, предшественник трамвая; извозчики; мастера носили заказчикам готовые изделия на дом.)

    144 2. Почему у хозяина и собаки было такое разное отношение к музыке? (У собак очень тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки Александрыча с музыкой связаны приятные воспоминания.)
    3. В какие моменты Чехов описывает жизнь с точки зрения не человека, а собаки? (Каштанка все человечество делит на хозяев и заказчиков, путая эти понятия; человек в резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин, услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не залаял».) Зачем автор так делает? (Прием очеловечивания животных – об этом далее; элемент юмора.)
    4. Докажите, что автор очень хорошо знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у него самого были собаки. (Каштанка от радости «прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала обнюхивать тротуар».)
    5. Объясните правописание отчества. Александрович – литературное, правильное; Александрыч – просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем так делает автор?
    После повторного чтения учащиеся пишут изложение, а после его написания отвечают письменно на вопросы:
    Какие действия, мысли и чувства человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?
    (Каштанка беспокойно оглядывалась; плакала; старалась дать себе отчет; вела себя неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас; путешествие с хозяином утомило ее; она в изнеможении погрузилась в дремоту.
    Это прием очеловечивания животного (прием антропоморфизма), желание показать все ощущения, переживания собаки, передать ее состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в читателе теплые чувства к животному, сделать читателя добрее, гуманнее.)
    3. СОБЫТИЕ
    (По одноименному рассказу А.П. Чехова)
    Перед чтением рассказа объясните слова: гербовая бумага (бумага с гербом, обычно на ней
    печатают тексты государственной важности).
    Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются и через решетки кроваток глядят сердито друг на друга. Они проснулись не в духе. В это время из гостиной доносится голос мамы:
    – Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь котята!
    Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.
    – Кошка ощенилась! – кричат они.
    В кухне из ящика выглядывает кошка. Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив дыхание, глядят на кошку... В глазах обоих светится самая искренняя радость. Нина, заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три котенка, решает, что один котенок останется дома при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где очень много крыс. Потом дети кладут котят в подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в гостиной с каким-то незнакомым господином. Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными вверх подолами, она конфузится и делает строгие глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия чужого человека. Когда немного погодя детей тащат в детскую, одевают их и поят чаем, они полны страстного желания поскорей отделаться от прозаических повинностей и опять бежать в кухню.
    Нина и Ваня долго решают, кому быть отцом котят. Выбор их падает на большую темно-красную лошадь с оторванным хвостом. Радость детей не имеет пределов, но приходится переживать и тяжелые, мучительные минуты.
    Перед самым обедом Ваня сидит в кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли появляется отец. К великому удивлению Вани, он, вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и обрадоваться, дергает сына за ухо и требует убрать эту гадость.

    145
    За обедом тоже скандал. Под фартучком у Нины находят котенка и требуют выбросить его на помойку. Дети начинают плакать и умоляют пощадить котят. Отец соглашается, но с условием, чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение ходить в кухню повергло детей в уныние. Они отказываются от сладостей, капризничают и грубят матери.
    Вечером приходит дядя Петя, приходит не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан, лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. Детям кажется, что все люди в доме всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они сидят спокойно на своих местах и смеются. Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой хвост, она подозрительно поглядывает на детей и жалобно мяукает.
    Ваня и Нина ложатся спать, плачут и долго думают об обиженной кошке и жестоком, наглом Неро.(420 слов)
    Напишите сочинение с элементами повествовательного текста с изменением лица
    рассказчика и авторской позиции по темам: Какой урок жестокости преподнесли взрослые
    детям в рассказе А.П. Чехова «Событие» или Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие»,
    Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.
    1. Примерные сочинения учащихся: Важнейшее событие в сознании детей произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова. Родились котята! Появились на свет маленькие живые существа, с которыми можно поиграть, которых можно покормить, позаботиться о них! Они так не похожи на надоевшие неживые игрушки: маленькие, слепые и только ползают. Дети обдумывают будущее котят (одного – на дачу, другого – матери кошке, а третьего – крыс ловить), даже находят котятам отца.
    Поэтому детям трудно понять неудовольствие родителей, которые называют котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо, что не на помойку!) Дети, оставшись без котят, мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже грубят. Родители не понимают, что творится с их чадами.
    Известие о том, что котят съела собака, повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не понимают взрослых, которые так спокойны и даже смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут заснуть.
    Первый урок жестокости дети уже получили. Едва ли после этого они будут добрее, будут любить и жалеть животных. Отношение детей к взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее, пока не забудется это событие.
    2. Маленькие дети наивны и забавны; все события они воспринимают не так, как взрослые. А.П.
    Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа – в описании необычного поведения малышей, их реакции на все и в языке.
    Рождение котят для шестилетнего Вани и четырехлетней Нины – великое событие. Они мгновенно забывают о своем плохом настроении, вскакивают с кроваток, пронзительно визжат, совершенно забыв о том, что они босиком, в одних рубашонках.
    При этом дети никого не слышат и не видят: ни рассерженного взгляда матери, ни присутствия постороннего человека.
    Игры малышей с котятами смешны, а иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими маленькими, слепыми и беспомощными существами: они сажают их к себе в подол, кладут на ковер, прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки, не понимая, что делать этого нельзя. Дети не только ведут себя забавно, но даже и мыслят по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но без отца нельзя; тогда пусть отцом будет темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня обдумывает будущее котят: одного котенка дети возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс, а третий останется с матерью. А как говорят дети!
    Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на «мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова – это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)

    146 4. ВОЛЧАТА
    (По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
    Предварительно дайте детям задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в
    классе спросите, почему щенок по кличке Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.
    Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.
    «Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».
    Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.
    Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.
    Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами.
    Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
    Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».
    Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.
    (384 слова)
    Вопросы после первого чтения:
    1. Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое наст?
    2. Докажите, что события происходят в самой глухой части леса (описание логова волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого они цвета?
    (Казались изумрудными, т.е. темно-зеленого цвета.)
    После повторного чтения учащиеся пишут изложение, в конце его отвечают на вопросы:
    Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор?
    (Волчиха испытывает все ощущения человека: она досадует, думает, у нее разболелась голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они играют, им весело, они наивны и доверчивы. Подобные описания помогают нам понять «переживания» животных, а потому сочувственно к ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее, гуманнее.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта