23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании
Скачать 2.97 Mb.
|
Тема 33, 34. Текст как один из видов публичного выступления. По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие поэтического текста; владеть: навыками подготовки публичного выступления; уметь: публично декламировать поэтические тексты. 147 ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ. Вступление. Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.). Сегодня в понятия "риторика", "ораторское искусство", "красноречие" вкладывают следующий смысл: 1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант; 2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления. Уровни ораторского мастерства Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом («что говорить»); II. Владение собой («как говорить»); III. Образ оратора («кто говорит»). 1 уровень. Владение материалом («что говорить») Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка Словарный запас. Хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Композиция речи. Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. 3. Заключение. СТРУКТУРА ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ: Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. ВСТУПЛЕНИЕ – способ включения слушателей в решение главных проблем речи, привлечение внимания к обсуждаемой теме, вопросу. Необходимо их внимание повернуть в свою сторону, зацепить внимание неожиданным примером, вопросом, парадоксом . Сильное и яркое вступление заставит в самом начале многое от вас ожидать и если вы в основной части не выдержите яркости, оригинальности вступления, то вы нашли один из верных способов уронить себя как оратора, учителя, в конце занятия. Поэтому можно блеснуть, но не ослеплять вступлением. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе. Урок. Устное публичное выступление на морально-нравственную тему Цели: Образовательная: развитие понятия ―публичное выступление‖, формирование умения строить устное публичное выступление; Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах. Ход урока 1. Словарный диктант с последующей самопроверкой. Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное самопроверка). Дискуссия, аудитория, оратор, красноречие, эмоциональность, публицистика. 148 Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме ―Общение‖, ―Выступление‖? Подберите однокоренные слова к слову ―публицистика‖ (публичный, публика). III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания). - Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя). Прочитайте текст. Про зависть Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит, не нашли себя. Д.С. Лихачев. Выполните следующие задания к прочитанному тексту: 1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста. 2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац. 3. Подготовьте сообщение: ―Тема выступления - тезисы‖. Задания для второй группы A. Выполните следующие задания. 1. Прочитайте текст. 2. Выделите в тексте: - (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев; - (синим цветом) причину. 3. Подготовьте краткое сообщение по теме: ―Советы начинающему оратору‖ (при подготовке используйте материалы прочитанного текста). Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли. Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить. B. Прочитайте текст (Д. Гранин ―О милосердии‖). Выполните следующие задания к прочитанному тексту: 1. Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой. 2. Составьте и запишите план этого отрывка. 3. Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии". 4. Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления. Задание для третьей группы. A. Выполните следующие задания. 1. Внимательно прочитайте темы публичных выступлений. 2. Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт. 3. Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме. 149 4. Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы. Темы для публичного выступления 1. Доброта делает человека красивым. 2. О любви к "братьям нашим меньшим". 3. Быть порядочным хорошо или плохо? 4. Умеем ли мы дружить? 5. Чем опасен равнодушный человек? 6. О человеческой жадности. 7. О необходимости уважительного отношения к людям. 8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!" 9. Хорошо ли быть богатым? 10. Качества, которые я ценю в человеке. Варианты вступления а) Уважаемые одноклассники! Хочу поделиться с вами своими размышлениями о … б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?.. в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что … VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления. 1. Соответствует ли содержание теме выступления? 2. Логично ли высказывание? 3. Эмоционален ли автор? 4. Поддерживает ли выступающий внимание публики? 5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка? 6. Общая оценка выступления. VII. Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить. 1. Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою. 2. Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?). 3. Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать. 4. Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное? 5. Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым. 6. Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее. 7. Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу. 8. Постарайся одно и то же предложение читать с разной интонацией. От этого будет зависеть то, как твое выступление будет воспринимать публика. 9. Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе. Тема 35. Урок-обобщение. Публичное выступление с применением изученного материала 150 По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие публичного выступления; владеть: навыками подготовки публичного выступления; уметь: применять понятия темы. Для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория. Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор: зачем говорю? (цель) для кого говорю? (особенности аудитории) что говорю? (содержание). Существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов: 1) изобретение речи; 2) ориентировка; 3) расположение; 4) запоминание; 5) произнесение. Схема-алгоритм для анализа выступления. Я считаю, что данная речь является призывом. Об этом свидетельствуют следующие факторы. Задача оратора – воздействовать на наше сознание, убедить в …, призвать аудиторию к … Тема этого выступления современна, так как … Речь построена в соответствии с требованиями. Она представляет собой рассуждение. Выступающий обозначил проблему (выдвинул тезис) … Привел доказательства … В конце выступления призвал аудиторию к … 4. Оратор использовал типичные для выступления-призыва языковые средства…, которые помогают создать атмосферу доверительного разговора и таким образом влиять на аудиторию. Памятка оратора Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать, продумать выводы). Определи цель выступления. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны. Не говори быстро, не бойся пауз. Не маши без надобности руками. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком. Нужно быть всесторонне развитым. Демосфен Демосфен – афинский государственный деятель и великий оратор. Он родился в 384 году до н.э., умер в 322 году до н.э. Демосфен стал оратором из-за того, что опекуны в день его совершеннолетия отдали ему только дом и рабов, а деньги забрали себе. Чтобы добиться успеха в суде, нужно было знать законы и быть хорошим оратором. Четыре года Демосфен учился ораторскому искусству, после чего начал судиться с опекунами. Когда Демосфен начал обучаться красноречию, у него были проблемы с дикцией. Чтобы исправить это, он набирал в рот камешки и старался громко и ясно говорить. Также Демосфен произносил стихи, когда гулял по берегу моря, стараясь заглушить шум ветра и волн. Он достиг своей цели и стал прекрасным оратором, однако никогда не говорил без подготовки. 151 Гай Юлий Цезарь Цезарь родился в 100 году до н.э., умер в 44 году до н.э. Это великий римский диктатор, полководец. Этим он прославился в истории. Но в Древнем Риме добиться успеха в политике мог лишь тот, кто умел выступать в суде и народном собрании. Поэтому, мечтая о политической карьере, Цезарь отправился на остров Родос, чтобы изучить там искусство красноречия. Упорный труд дал хорошие результаты: современники восхищались ораторскими способностями Цезаря, и даже Цицерон признавал его речь остроумной, краткой и выразительной. Успеху Цезаря способствовали также звонкий голос и выразительная артикуляция. Урок. Публичное выступление с применением изученного материала. Заговори, чтобы я тебя услышал. (Сократ) Цель: углубить знания учащихся об особенностях публичного выступления, этике оратора; ознакомить с основными приѐмами поддержания внимания аудитории; совершенствовать учебно- языковые умения и навыки; воспитывать ораторское искусство, прививать эстетический вкус; развивать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. ХОД УРОКА Очень часто вы оказываетесь в ситуации, когда необходимо прочитать доклад, подготовить выступление, произнести речь на большую аудиторию. Для многих это становится серьезным испытанием, стрессовой ситуацией с которой вам необходимо справиться. Для того, чтобы психологически подготовиться к выступлению, преодолеть волнение, необходимо знать правила, по которым строится публичное выступление. Знаменитый древнеримский оратор Марк Туллий Цицерон произнѐс: ―Поэтами рождаются, ораторами становятся‖. Он был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить к этому некоторые усилия. Действительно, хорошим оратором может стать только тот, кто стремится к этому, кто много работает над собой, своими возможностями, своими приобретѐнными и врождѐнными данными. Как вы понимаете слова Сократа, приведенные в качестве эпиграфа урока? Какие уровни ораторского мастерства вы знаете? Можно выделить три уровня ораторского искусства (три условия успеха оратора, его мастерства публичного выступления): I. Владение материалом (―что говорить‖); II. Владение собой (―как говорить‖); III. Образ оратора (―кто говорит‖). I уровень. Работа над культурой и развитием речи. Грамотная речь – первая составляющая данного уровня, т.е. речь с соблюдением норм современного литературного языка 1. Назовите слова, в которых вы произнесѐте сочетание [ч’н], [шн]. Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, яичница, яблочный. 2. Какие звуки вы произносите вместо буквенных сочетаний ндск, нтск, нтств? 152 Голландский, ирландский, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский. 3. Поставьте ударение в словах Начать, углубить, скольких, искра, коклюш, торты, свекла, щавель, красивее, мусоропровод, включим, балованный, банты, тайная вечеря, диспансер Для справки: хороший оратор всегда имеет достаточный словарный запас и обладает способностью извлечь из памяти нужное слово в нужный момент. Сегодня мы попробуем понять, насколько важна в нашей речи лексика говорящего, общее количество слов, которыми он владеет. Словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть...) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова ―Двенадцать стульев‖. Количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов. Активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов. Лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000. Потенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 15000. Словарные возможности русского языка 20 0000 слов. А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000? Новое время внесло в наш лексикон огромное количество новых слов. Их появление отражает новые явления и новые отношения в нашей жизни. II уровень. Владение собой (как говорить). Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы. Техника речи. Учитель. Хороший оратор должен владеть техникой речи. На бытовом уровне хорошая техника речи – это когда ―хорошо слышно и все понятно‖. Специалисты же описывают технику речи, выделяя ее многие составляющие. Рассмотрим главные. 1. Дикция – это произнесение звуков. Дикция важна для ораторов, телеведущих, певцов, актеров. Дикцию можно сравнить с почерком: человек с плохим почерком будет не понят адресатом, а человек с плохой дикцией будет заставлять аудиторию либо переспрашивать информацию, либо ―пропускать‖ ее. Существует целый ряд специальных упражнений, формирующих отчетливую дикцию (произнесение в различном темпе скороговорок, а также специальные техники дыхания). Любой выступающий должен помнить закон: ―Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать‖ и заботиться о своей дикции. 2. Темп. Темп (от лат. tempus – ―время‖) – это скорость нашей речи, то время, за которое мы произносим наш текст. Нормальный темп русской речи – 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.). Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить. 3. Интонация (от лат. intonare – ―громко произносить‖) – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл. Например: Вы поедете на юг осенью? (Вы или не Вы?) Вы поедете на юг осенью? (на юг или на север?) Вы поедете на юг осенью? (осенью или летом?) 153 С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение. Интонирование текста. Упражнение ―Кончил дело — гуляй смело‖. В этом упражнении попытайтесь оправдать и интонационно выразить пять способов мелодического звучания ударной гласной в русской речи. — Ма, охота погулять. (Тон голоса ровный. Это простое сообщение о желании пойти погулять.) — Сядь! — Ма, меня друзья ведь ждут! (Напоминание маме с интонацией легкого удивления, при котором тон голоса слегка повышается к концу слога.) — Подождут. — Ма, зачем так говоришь? (Упрекаете ее, опуская тон голоса.) — Помолчишь? — Ма, ну я прошу — пусти! (Умоляете, прогибая голос па гласной А, сначала поднимая, затем опуская тон.) — Не канючь и не фусти. — Ма, как камень, ты тверда?! (Пораженный, проверяет, окончательное ли это решение мамы. В интонации наивысшая степень удивления. — Да. Кончишь дело — гуляй смело. 4. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев. Голос имеет многие акустические характеристики. Оратор должен уметь владеть своим голосом: 1) говорить достаточно громко для того, чтобы его было хорошо слышно; 2) менять силу звука (―громко‖ – ―тихо‖) для создания особого сценического эффекта речи; 3) заботиться о том, чтобы голос был приятным (не крикливым, не сиплым, без кашля и т. д.). Учитель. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства. Оратор должен стремиться к тому, чтобы его техника речи отвечала положительным критериям оценки. Критерии оценки речи оратора можно представить в виде таблицы. Составляющие техники речи Критерии оценки речи оратора положительные отрицательные Дикция четкое произнесение звуков и слов невнятное произнесение; дефекты речи; ―глотание‖ звуков и слогов Темп 1) нормальный: 120 слов в минуту; 2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости 1) темп слишком быстрый или слишком медленный, 2) однородный темп на протяжении всего выступления Интонация мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы 154 Голос 1) умение менять (повышать и понижать) тон; 2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий); 2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос (―крикливый‖, ―хриплый‖ и т.д.) Контакт с аудиторией Насколько важен контакт с аудиторией? Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт...), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы. Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада. Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории. III уровень Образ оратора. Учитель. Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор. Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора. Расскажите о них. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта). Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной. Обучение жестам – кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. (Например, американские политики и бизнесмены говорят и держатся безупречно 155 именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться). Задание. “Жесты и мимика”. Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в парке; школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который недоволен тем, как его обслужили. Учащиеся выступают с сообщением о значении некоторых жестов. Учитель. Да, очень трудно быть действительно хорошим оратором. Необходимо много работать над собой, своей речью, даже жестами. Но всему можно научиться, и знания эти очень важны. Ведь в любой профессии человеку придется общаться с людьми, а для этого необходимо глубокое понимание принципов общения, особенно речевого. Для того чтобы выступление на публике было успешным, необходимо не только знание основ ораторского мастерства. Не менее важно знать и о том, как правильно заранее подготовиться к речи. Назовите основные этапы подготовки устного публичного выступления. Изобретение мыслей. Расположение. Словесное выражение. Запоминание. Произнесение. 1. Изобретение мыслей — первая часть разработки публичного выступления, наиболее сложная. С чего начать? Обдумываем мысли, содержание, что и о чем говорить. Определяем главные идеи, выделяем центральную мысль, целевую установку, аргументы, факты, примеры. 2. Расположение В публичной речи примеры, факты, аргументы необходимо расположить в соответствии с целевой установкой, которая вытекает из главного тезиса: ―Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь тон, который бы накрывал, так сказать, собой все прочее‖. (М.М. Сперанский) 3. Словесное выражение — третий этап подготовки публичной речи. Слово — носитель информации, выражает мысли и чувства оратора. Выразить мысль непросто, передать ее другим еще сложнее. Большое значение в оформлении публичного выступления имеют тропы. Тропы. Риторические фигуры. Задание. Прочитайте. Определите предмет речи и авторскую задачу в данном тексте. Найдите в тексте риторические фигуры. Прокомментируйте их роль в реализации авторского намерения. Из главы “Цветы Красноречия” Древние всегда ценили изящество и блеск речи: без этого не признавалось искусство. ―Красота речи содействует успеху,— говорит Квинтилиан, — те, кто охотно слушает, лучше понимают и легче верят. Недаром Цицерон писал Бруту, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей, и Аристотель не зря учил их восхищать‖. Красноречие есть прикладное искусство: оно преследует практические цели, поэтому украшение речи только для украшения не соответствует еѐ назначению. Если оставить в стороне нравственные требования, можно было бы сказать, что самая плохая речь лучше самой превосходной, коль скоро вторая не достигла цели, а первая имела успех. С другой стороны, всеми признаѐтся, что главное украшение речи заключается в мыслях. Но это — игра слов; мысли составляют содержание, а не украшение речи; нельзя смешивать жилые помещения здания с лепным орнаментом на его фасаде или фресками на внутренних стенках. Таким образом, мы подходим к основному вопросу: какое значение могут иметь цветы красноречия,— или, лучше 156 сказать, указываем основное положение: риторические украшения, как и прочие элементы ораторской речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не источник эстетического наслаждения. Цветы красноречия — это курсив в печати, красные чернила в рукописи. Пусть блещет речь мужественной, суровой красотой, а не женской изнеженностью; пусть красит еѐ горячая кровь и талант оратора.Опытные и умелые люди любят наставлять младших, напоминая, что надо говорить как можно проще; я думаю, что это совсем неверно. Простота есть лучшее украшение слога, но не речи. Мало говорить просто, ибо недостаточно, чтобы слушатели понимали речь оратора; надо, чтобы она подчинила их себе. На пути к этой конечной цели лежат три задачи: пленить, доказать, убедить. Всему этому служат цветы красноречия.(263 слова) (По П. Сергеичу ―Искусство речи на суде‖) 4. Запоминание — особенная часть классической риторики, специфически индивидуальная. Запоминание является важнейшим условием последующего восстановления в публичной речи, воспроизведения приобретенных знаний. 5. Произнесение — заключительная часть классической риторики. На вопрос ―что является первым в красноречии?‖ Демосфен ответил : ―произнесение‖, на вопрос ―что вторым?‖, ответил ―то же‖, на вопрос ―что третьим?‖ — ответил — ―то же‖. (Цицерон ). На последнем этапе оратор должен использовать все выразительные средства. М.М. Сперанский писал; ―...Оратор не ограничит своего искусства одним только сочинением, он настроит с предметом свой голос, лицо, вид и руку, все в нем будет говорить, и все будет красноречиво‖ Учитель. Из каких частей состоит речь? Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. 3. Заключение. Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию. Упражнение 1. Творческая работа “Первая фраза”. Пробуйте написать 3 первые фразы к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать, вызвать желание читать дальше. Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. От того, как построено вступление, зависит первое впечатление слушателей об ораторе.―Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям; изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно; обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали из частных доказательств; наконец, замкнуть это все воспламеняющим или успокаивающим заключением‖ (Цицерон). Упражнение 2. “Ассоциации”. Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова. Например: УКАЗКА–МЫШЬ–АДМИРАЛ, ШЕЯ–ГИРЯ–АУКЦИОН, ФЕРЗЬ–БАЯН– КОНСЕНСУС, СЕССИЯ–ЗИГЗАГ–ТЕЛЕФОН. Цель – научиться делать ―мостики‖- связки, когда одно предложение цепляется за другое, один абзац логично переходит в другой. 157 Упражнение 3. Дописать: А. концовку сказки «Источник молодости». Б. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Нищий”. Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление и, видимо, их будут помнить дольше всего‖ — пишет Д. Карнеги Задачи заключения: суммировать сказанное; повысить интерес к предмету речи; подчеркнуть значение сказанного; поставить задачи. Завершение речи тоже должно быть продумано. Заключение — это итог, здесь необходимо закрепить и усилить впечатление, побудить к действию, обобщить сказанное, высказать пожелания, утвердить тезис в доступной форме. В конце речи могут кратко повторяться еѐ основные тезисы, ещѐ раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе. Учитель. Вернемся к нашему эпиграфу. Заговори, чтобы я тебя услышал (Сократ). Насколько важно человеку уметь красиво и правильно говорить? Послушаем подготовленное выступление на эту тему и проанализируем композицию выступления (1 группа), речь оратора (2 группа), его контакт с аудиторией (3 группа). Рефлексия. Беседа с использованием интерактивного приѐма ―микрофон‖. 1. Какие дарования способствуют успешному выступлению перед публикой? 2. Какие из практических приѐмов убеждения вы хотели бы сами взять на вооружение? Почему? 3. Как установить контакт с аудиторией, а затем привлечь и удержать еѐ внимание? 4. Какую роль в успехе публичной речи играют невербальные средства общения? 5. Охарактеризуйте основные части публичного выступления и их функции. 6. Что надо учитывать при определении темы выступления? 7. Каковы функции названия ораторской речи? 8. Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления в большой, неоднородной аудитории? Заключительное слово учителя Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось высказываниями известных ораторов о построении ораторской речи: ―Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д. или чтобы был естественный переход от одного к другому‖ (А.Кони). Цицерон говорил о подготовке речи: ―Только разработка предмета делает речь восхитительной: ведь познать самые предметы совсем не трудно. 158 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Опорные карточки. Типы речи 1. Повествование («Что произошло?»). Мир в динамике (в движении), воспринимаемый во времени. Рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Не первом плане - порядок протекания действия, развитие сюжета (завязка – развитие действия – кульминация – развязка). Особая роль принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развѐртыванию повествования. 2. Описание («Какой? Каков?»). Мир в статике (в покое), воспринимаемый как пространство. Словесное изображение какого-либо явления действительности путѐм перечисления и раскрытия его характерных признаков, для того чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своѐм сознании. 3. Рассуждение. Мир в причинно-следственных связях. Наше суждение о мире, то, что мы думаем о нѐм. Причины и следствия событий и явлений. Разновидности рассуждения: Рассуждение-доказательство («Что именно утверждается? Почему это так, а не иначе? Что из этого следует?»). Словесное изложение, разъяснение, утверждение и подтверждение истинности какой-либо мысли. Композиция (построение): 1) тезис (мысль, которую надо доказать) – 2) доказательства (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, и сопровождающие их примеры – 3) вывод или заключение. Рассуждение-объяснение («Что это такое?»). Толкование какого-либо понятия, чаще всего научного, или объяснение какого-либо явления природы, общественного события. Цель – раскрыть содержание отвлечѐнного понятия, помочь понять его суть. Рассуждение-размышление («Как быть? Что делать?»). Обсуждение какой-либо жизненной ситуации, когда надо принять решение, перебирая варианты, что-то отвергая, что-то принимая (как бы беседуя с самим собой). Стили речи 1. Публицистический. Главная функция – воздействие на читателя (убеждение в чѐм-либо, внушение определѐнных идей, взглядов, побуждение к определѐнным поступкам, действиям) с одновременным информированием, передачей общественно-значимой информации. Выражаются не только мысли, но и чувства автора. Используются слова со значением оценки, синонимы, антонимы, стилистически окрашенные слова, слова в переносном значении, специальная лексика; безличные предложения, сравнение, цитирование поэтического текста. Характерны образность, эмоциональность, логичность, конкретность речи, использование возможностей разных стилей. 2. Разговорный. Используется для непосредственного, живого общения. Характерны непринуждѐнный характер, эмоциональность, образность, простота синтаксических конструкций, употребление неполных предложений, разговорно-бытовых, просторечных слов. 3. Художественный. В языке художественной литературы сочетаются разные стили речи, лексические пласты, образные средства языка, часто встречается жаргонная и просторечная лексика. Основная функция – создание художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетическое воздействие. 4. Научный. Сообщаются научные сведения, даѐтся научное объяснение фактов. 5. Официально-деловой. Употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных. |