23 Мальцева В.А.,Иванова И.В.. Конкурс Инноватика в образовании
Скачать 2.97 Mb.
|
Тема 12. Составление репортажа «С места происшествия» По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие репортажа; владеть: навыками составления репортажа; уметь: составлять текст газетно-публицистического жанра. Упражнения. 55 1. Прочитайте признаки репортажа: – точное указание события, его места, времени; – изложение хода игры, матча; – впечатление автора, оценка; – особенности стиля и языка. 2. Выполните задание по газетному материалу: разметьте фломастерами разных цветов все особенности жанра в репортажах профессионалов, зачитайте. 3. Кто ответит быстро и правильно: чем отличается судья от арбитра и рефери? Ответьте: почему в однокоренных словах пишется то и, то е: тренер – тренироваться? 4. Подготовьте устный репортаж: составьте план, используя заранее подготовленный материал. Обсуждение в классе. 5. Запишите текст репортажа. Жанр публицистического стиля. Репортаж-повествование Цели и задачи: отработать представление о композиции репортажа-повествования, закрепить знания учащихся о требованиях к написанию репортажа-повествования; формировать представление о языковых средствах, используемых для написания этого жанра публицистики; формировать умение самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж с использованием характерных языковых средств. Предварительная работа: 1. распределение ролей в подготовке репортажа (редактор, репортер, диктор-комментатор, оператор); 2. подготовка творческих заданий; 3. видеосъемка; 4. написание репортажа; 5. редактирование; Ход урока Сегодня у нас урок ролевая игра. На уроке будут представлены проекты трех творческих групп, участники которых объединились в редакционные отделы тележурнала «Интересно всѐ!». В каждом отделе свой редактор, оператор, репортер, диктор-комментатор. Перед вами будут представлены три репортажа. Затем состоится обсуждение и вам предстоит назвать победителей в номинациях: «Лучший редактор», «Лучший оператор», «Лучший репортер», «Лучший диктор- комментатор». В процессе работы нашей редакции в качестве поощрения вы будете получать фишки, которые помогут вам стать победителями в номинациях. II. Планерка у главного редактора тележурнала «Интересно всѐ». (В роли главного редактора выступает учитель). Учитель: Дорогие друзья! Сегодня на нашей планерке у главного редактора вам предстоит рассказать о репортаже как жанре, композиционном строении репортажа, тех правилах, которыми вы руководствовались, создавая свои работы. Итак… 1. Что такое репортаж? 2. Расскажите о строении репортажа. 3. Какие правила написания (создания) репортажа надо помнить? 4. Назовите языковые средства, характерные репортажу-повествованию. III. Презентация отделами репортажей. 1-я группа: Репортаж с математической научной конференции «Наследие Эйлера». Редактор отдела представляет членов редколлегии: кто работал над проектом, о совместной работе, сложностях, курьезах. Затем на экране показывают видео, отснятое операторами, а дикторы попутно читают сопроводительный текст. Конференция «Наследие Эйлера». ученик. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы находимся на конференции «Наследие Эйлера». Я раздам прайс-листы. В них можно найти информацию об Эйлере. 56 2-я группа: Спортивный репортаж с проекта «Ледниковый период» Репортаж выступления в проекте «Ледниковый период». Р.А. Добрый вечер, дорогие телезрители! А.А. Мы рады приветствовать всех собравшихся у экранов своих телевизоров. Р.А. Снова суббота. Вечер. Это прямая трансляция телевизионного проекта «Ледниковый период. С вами Алмаз А.А. …и Ангелина. Р.А. На лед вышла пара, которая третий месяц восхищает телезрителей. А.А. Это блистательная Чулпан Хаматова Р.А. и Олимпийский чемпион Роман Костомаров. А.А. Сегодня пары представляют свои лучшие номера. Чулпан и Роман танцуют Шотландский танец. Р.А. Я думаю, это один из лучших их номеров. Что Вы думаете, Алмаз? А.А. Ангелина, конечно, Вам видней, потому что я бы с большим удовольствием посмотрел сейчас хоккейный матч. Р.А. Алмаз, как можно сравнивать?! Посмотрите, как они потрясающе грациозны и артистичны! Какие исполняют поддержки! Дыхание замирает, когда видишь этот прекрасный дуэт на льду. А.А. Да, ничего не скажешь, номер исполняется без сучка и задоринки. Трудно представить, сколько надо тренироваться, чтобы так танцевать! Р.А. А Чулпан еще играет на сцене и снимается в кино. Ах, какое четкое исполнение обязательного элемента! А.А. Судьи очень внимательно следили за выступлением конкурсантов. Думаю, им придраться будет не к чему. Р.А. Да, блестящее выступление. Теперь будем ждать решения судей. Не сомневаюсь, это будут все 6:0. Вот вы видите повтор ярких моментов. А.А. Ребята волнуются, ожидая решения судейской коллегии. Р.А. Ждем. Волнуемся и мы. Алмаз, Вам понравилось? А.А. Красивый танец! А вот и оценки судей за технику исполнения. Мы так и думали! Браво! Р.А. За артистизм тоже потрясающие оценки! Сегодня у Романа и Чулпан снова по баллам первое место. Они реальные претенденты на победу. А.А. Ну что ж, будем ждать финала. До встречи, друзья! Главный редактор: две другие группы могут посовещаться и оценить спортивный репортаж 3-я группа: Репортаж из театра. Предварительно редактор предупреждает, что видео очень короткое, т. к. съемка в Большом театре запрещена, но оператор проявил находчивость, и репортаж выходит в эфир. Репортаж из Большого театра. Внимание! В это субботнее утро мы находимся в центре Москвы, у Большого театра. Сегодня дают «Приключения Чипполино». Сколько здесь детей! Они пришли на праздник! Проходим в театр. Какое великолепие! Хрустальные люстры, просторные холлы. Зрители в ожидании чуда встречи с героями сказки Джанни Родари. В зале удобные кресла, стены и потолки расписаны фресками. Ложи украшены золотыми узорами. Звенит третий звонок, гаснет свет. Сказка начинается! Опускается занавес, включают свет. Браво! Мы обязательно придем сюда еще не раз.Два часа пролетели незаметно. Конечно, был антракт, вкусные пирожные в буфете, фотографирование с любимыми героями сказки в холле. Но зрителям больше запомнится представление, которое смотрели, затаив дыхание, маленькие гости Большого театра и их взрослые спутники, на два часа 57 вернувшиеся в детство. Спектакль был красочным, музыкальным, веселым. Зрители не остались равнодушными к переживаниям и приключениям Чипполино и его друзей. Главный редактор: две другие группы могут посовещаться и оценить репортаж с выставки IV. Пресс-конференция. (Учитывается соответствие репортажа представлению учащихся об этом жанре публицистики). Главный редактор: Прошу высказаться по поводу репортажа с научной конференции (идет обсуждение, выставляется оценка) Прошу высказаться по поводу спортивного репортажа (идет обсуждение, выставляется оценка) Прошу высказаться по поводу репортажа из театра (идет обсуждение, выставляется оценка) Редакция предлагает назвать победителя в номинации «Лучший редактор» «Лучший оператор» «Лучший диктор-комментатор» «Лучший репортер» V. Награждение , вручение премий репортерам. (подведение итогов, выставление оценок). Лист для оценивания репортажа Название отдела Тема репортажа Композиц. построение Языковые средства Содержание: злободневность, занимательность Оценка Наука Конференция «Наследие Эйлера» Спорт Выступление фигуристов Культура Поход в театр Тема 13. Художественный стиль Основные вопросы темы: 1. Что понимается под художественным стилем речи? 2. Каковы главные особенности художественного стиля речи? Где он применяется? 3. Если вы владеете русским литературным языком, можно ли сказать, что вы владеете художественным стилем речи? Аргументируйте свой ответ. По итогам изучения темы ученики должны: знать: понятие художественного стиля речи; владеть: навыками определять особенности художественного стиля речи; уметь: определять тексты, созданные на основе художественного стиля речи. Упражнения. 1. Запишите слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка) найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я колонка). Бездыханный, безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти), вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол (речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы, десница, для пользы кого-либо, чего-либо, достигать, единение всех людей, основанное на христианском понимании любви, 58 милосердия, взаимопонимании; жестокосердие, исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет, обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо, кого-либо; под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина, свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьѐй, сынов, сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться, уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея, щѐки. В каждом слове высокого стиля найдите морфему, включая корень, или другие звуковые, морфологические особенности, придающие ему стилистическую окраску. Сделайте вывод о средствах, придающих слову оттенок торжественности, риторичности. (Устно.) 2. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания; определите, к какому стилю относится текст. Вы знаете д_рогие мои что красота во всех ее про_влениях имеет свое об_яние свое подчиняющ_е себе вл_яние на человека. Вот мы смотр_м на ночное звез_ное небо стоим у бер_га бе_крайнего моря любуемся лесом с шумящими верхушками его деревьев или вид_м ра_ст_лающийся перед нами цветущий луг мы в_сх_щаемся красотой природы тв_рением рук Божиих. Это ощ_щение красоты в нас возн_кает через посредство нашего т_лесного зрения. Мы говорим красивая музыка пр_красное пение. Мы говорим так тогда когда музыка или пение своими звуками своими м_лодиями доходит до глуб_ны нашего сер_ца затрагивает сокр_венные струны души поднимает нас над ж_тейской су_той ж_тейской грязью уносит (в) высь в надзвездные края. Посредниками к воспр_ятию этой красоты являются наши т_лесные уши наш слух. Но н_ с красотой нашего зрения н_ с красотой нашего слуха (не) может сравниться красота духовная какую видят очи нашей веры красота христоподр_жательной любви красота см_рения ч_стоты и ц_ломудрия бе_смертной человеческой души. Ах какая это пок_ряющая сердце красота пр_восходящая всякую другую воспр_нимаемую нами через т_лесные органы! 3. Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Какие чувства вызывает у вас данный текст? Какими средствами художественной выразительности автор создает поэтические образы и передает общий эмоциональный настрой стихотворения? Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, - 59 За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не вами.(М. Цветаева) 4. Найдите различные виды тропов в отрывках из художественных текстов. 1. Плыл туман, как фимиамы тысячи кадил. Спутник песенкою странной сердце бередил (Ахматова). 2. Уснули, спят стихи. Все образы, все рифмы. Сильных, слабых найти нельзя. Порок, тоска, грехи, равно тихи, лежат в своих силлабах. И каждый стих с другим как близкий брат, хоть шепчет другу друг: чуть-чуть подвинься (Бродский). 3. О, это был прохладный день в чудесном городе Петровом! Лежал закат костром багровым, и медленно густела тень (Ахматова). 4. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чѐрных, все сердца туманит (Ахматова). 5. Эй, борода, а как проехать отсюда к Плюшкину? (Гоголь) 6. Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой! (Пушкин) 7. Люблю тебя, Петра творенье! (Пушкин). 8. Природа постановила, чтобы человек в известный период жизни любил. Настал этот период, ну и люби во все лопатки (Чехов). 9. Перо его местию дышит (А.К. Толстой). 10. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов). 11. Пуще всего береги копейку (Гоголь). 12. И слышно было до рассвета, как ликовал француз (Лермонтов). 13. В сто сорок тонн закат пылал (Маяковский). 14. Туч вечерних червонный ковѐр самоцветными нѐсся шелками (Луговской). 15. Прикручен шар земной ко мне. Я, как усталая японка, весь мир таскаю, как ребѐнка, рыдающего на спине (Евтушенко). 16. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта внакладку (Чехов). 17. И руки обессиленно повисли. Сломала зубы молодость, и вот рассудочность сомнительные мысли пластмассовою челюстью жуѐт (Евтушенко). 18. Эх, и заведу я себе тихоокеанские голифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф! (Маяковский). 19. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напѐрстка! (Грибоедов). 5. ЯНВАРЬ Грамматические задания 1. Каковы стиль и тип данного текста? 2. Определите основную мысль и тезис этого текста, напишите в тетрадь. 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания: одно тире и пять запятых. 4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательных: простой, большой. 5. Каким цветом «окрашена» вся пейзажная зарисовка? Выпишите имя прилагательное, обозначающее этот цвет, подберите к нему синонимы. 6. Напишите сочинение-миниатюру «В гостях у заснеженного леса». Используйте в нем сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Январь месяц больших м__лчаливых снегов. Пр__летают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепч__т(?)ся, зашепч__т(?)ся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пр__шла настоящая зима! Лес ут__нул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяж__лые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали дикови__ые невиданные существа. Они ра__селись по пням и сучкам в__карабкались на елки и сосны – стра__ые белые ф__гурки, (не)подвижные, (не) знакомые, но на что-то очень похожие… Тут вылез из сугроба лесной человеч__к в огромной белой папах__ . Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сл__жил он белые лапки на белое пуз__чко, м__лчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой л__дошкой белую щ__чку. Обл__скало солнышко пр__горюнившуюся Аленушку и с м__хнатых хвойных ресниц ее закапали слезы… А вот зверек-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны – и обернется зверек простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальц__м тронь – ра__сыплется в прах. Белые медведи и белые совы. Зайцы куропатки белочки. Сидят лежат и в__сят. 60 Полон лес дикови__ых птиц и зверей. Хоч__шь увид__ть их – поторопись. А то дун__т ветер – поминай как звали! (Н.Сладков) 6. ФЕВРАЛЬ Св__стит косая м__тель – белая метла дороги м__тет. Дымят(?)ся сугробы и крыши. Рушат(?)ся с сосен белые вод__пады. Скользит по застругам ярос(?)ная поземка. Февраль летит на всех п__русах! Гонят(?)ся вихри за санями машинами кружат х__р__воды вокруг домов зам__тают пути- дороги. Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снег__ворот. Над каждой елью – белые флаги. Завевает кружит занос__т. Св__стит скулит воет. Леп__т в глаза в спину толка__т дышать (не)дает. Тучи-снег__сыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снег__веи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круг__верть от земли и до неба! (Н.Сладков) Грамматические задания 1. Каким настроением проникнута эта миниатюра? Напишите в тетрадь 2. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. 3. Выпишите глаголы, создающие динамику текста. Определите их спряжение. 4. Выпишите из текста наиболее яркие тропы, создающие художественный образ февраля и настроение текста: олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения. 5. Подчеркните в тексте слова, образованные сложением основ, выделите в них корни. 6. Выпишите антонимы. 7. Найдите в тексте сложное предложение и произведите его синтаксический разбор. 8. Определите лексическое значение слова заструг. 9. Сочините стихотворение-метафору «Февраль » по следующей структуре: в нем должно быть шесть строк – шесть характеристик февраля, расположенных в такой последовательности: цвет, вкус, запах, внешний вид, звук, качество личных переживаний. Помните, что в стихотворении- метафоре необязательна рифма, но должен ощущаться ритм. |