Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы к лекции № 22

  • Рекомендуемая литература к лекции № 22

  • Интернет-ресурсы к лекции № 22

  • Тема 23. Правовая культура и правовое сознание.

  • Контрольные вопросы к лекции № 23

  • Рекомендуемая литература к лекции № 23

  • Интернет-ресурсы к лекции № 23

  • ККЛ_Проблемы теории государства и права_Соловьева. Конспект лекций для студентов обучающихся по специальности 030501 Юриспруденция


    Скачать 0.75 Mb.
    НазваниеКонспект лекций для студентов обучающихся по специальности 030501 Юриспруденция
    Дата12.06.2021
    Размер0.75 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаККЛ_Проблемы теории государства и права_Соловьева.pdf
    ТипКонспект лекций
    #216992
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема 22. Действие права.
    Реализация права и его действие считаются в теории государства и права близкими, но не тождественными понятиями. «Действие права» (или
    «воздействие права») - более широкое понятие, оно предполагает не только его собственно юридический аспект функционирования (регулирование общественных отношений), но и информационное, психологическое, социальное и иное воздействие на общественные отношения (внешняя и внутренняя сторона действия права). Реализация права (или осуществление, или правовое регулирование) – есть его специально-юридический механизм действия, то есть непосредственное регулирование общественных отношений, перевод общих, абстрактных моделей поведения в конкретные поступки и деятельность субъектов правового общения.
    Большинство ученых полагают, что юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях. Сторонники точки зрения, что нормы права могут реализовываться и вне правоотношений, указывают на реализацию запретов путем пассивного поведения, а также реализацию прав на честь и достоинство. Проф. Л.А. Морозова отвергает этот довод: в этих случаях реализация происходит в рамках общерегулятивных правоотношений, которые определяют связь индивида с государством.
    Все ученые рассматривают механизм правового регулирования как право в действии.
    Позиция Н.И. Матузова: механизм правового регулирования в узком смысле – это императивное нормирование общественных отношений государством (хотя есть и диспозитивные нормы); в широком смысле – механизм юридической надстройки (то есть правового воздействия).
    Проф. А.В. Малько считает механизмом правового регулирования систему правовых средств, организованных наиболее последовательным

    112 образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения позитивных интересов субъектов права.
    Проф. С. С. Алексеевым определяет правовое регулирование как главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств.
    Малько А.В. называет пять основных стадий: нормы права, юридический факт или фактический состав, правоотношение, акты реализации прав и обязанностей, охранительный правоприменительный акт
    (факультативный элемент).
    Согласно Алексееву правовое регулирование включает в себя три стадии: общей
    (нормативной) регламентации, индивидуальной регламентации (стадии правоотношений) и стадию реализации. Акты применения права как факультативный элемент
    Таким образом, как завершающая стадия правового регулирования, реализация представляет собой процесс, в рамках которого осуществляются субъективные права и юридические обязанности.
    Такое понимание предполагает наличие определенного механизма реализации. «Механизм реализации» – относительно новая категория юридической науки. Механизм реализации имеет и юридическое, и фактическое основание своего действия. Юридическое (нормативное) основание механизма реализации субъективных прав и юридических обязанностей составляют правовые нормы. Фактическое основание – юридические факты и акты реализации.
    Механизм реализации, с точки зрения А.С. Шабурова, представляет собой сложное образование, включающее следующие составляющие.
    Блок элементов, связанных с деятельностью самого субъекта реализации. Здесь ключевую роль в этом случае играет психологический механизм выбора того или иного варианта поведения. Здесь эффективность

    113 механизма зависит от таких организационных и психологических качеств субъекта реализации как активность, инициативность, настойчивость, организованность, самостоятельность, способность брать на себя ответственность.
    В случае затруднения в реализации субъективного права либо нарушении обязанности в работу механизма включается второй блок элементов механизма реализации, связанный с государственно-властной деятельностью компетентных субъектов. Здесь имеют место такие формы деятельности как правоприменение, контроль, стимулирование, охрана, защита, юридическая ответственность.
    Именно поэтому правоприменительную деятельность неправомерно рассматривать как одну из форм реализации, а трактовать как важный элемент механизма реализации, обеспечивающий ее эффективность.
    Еще в пятидесятых годах в отечественной науке была высказана мысль, что правоприменение отличается от других форм реализации: совершается специальными органами на основе властных полномочий, причем данные органы во многих случаях не являются участниками регулируемых правом общественных отношений: они лишь дополняют властную силу юридических норм властной силой индивидуальных актов. Отсюда применение – это такая деятельность государственных органов, которая специально направлена на претворение предписаний юридических норм в жизнь. При этом следует учесть, что правоприменительная деятельность далеко не всегда осуществляется на стадии реализации.
    Зачастую правоприменительный акт выступает в качестве юридического факта, необходимого условия для возникновения правоотношений, в рамках которых осуществляется конкретизация предписаний правовых норм. В других случаях правоприменительная деятельность обеспечивает беспрепятственное осуществление субъективных прав, восстановление нарушенных прав и их защиту, исполнение субъективных юридических

    114 обязанностей. В этом случае правоприменение следует трактовать не как форму реализации (пусть даже специфическую), а как государственно- властную деятельность компетентных субъектов по обеспечению реализации права участниками правоотношений.
    Третий блок элементов механизма реализации – процессуальный, обеспечивающий юридический порядок реализации субъективного права и юридической обязанности.
    Наконец, четвертый блок элементов характеризует социально- культурный уровень субъектов реализации. Он находит свое выражение в формировании субъектом психологического и социально-культурного отношения к данному виду процесса; в определенном уровне правосознания правоприменителя и профессиональной готовности к реализации права.
    Важным элементом механизма реализации являются правовые акты – акты реализации.
    Нередко под актами реализации понимают реальное поведение субъектов. Безусловно, поведенческие акты также имеют место в правовом регулировании. Они выступают в качестве юридического факта, являются итогом действия механизма реализации и правового регулирования в целом.
    Но при характеристике акта реализации как элемента механизма реализации речь должна идти о правовом акте – документе, существующем в правовом регулировании наряду с иными правовыми актами: нормативным, правоприменительным и интерпретационным.
    Проф. Н.Н. Вопленко и проф. А.Б. Лисюткин разработали проблему правоприменительных ошибок.
    Последний определил ошибку в правоприменении как обувсловленный непреднамеренным и неправильным деянием субъекта или участника правоприменительного процесса негативный результат, который препятствует реализации права и установлению объективной истины в каждом конкретном случае.
    Проводится классификация ошибок в зависимости от правового положения

    115 участников правоприменительного процесса, в зависимости от нормы права, в применении которой произошла ошибка, в зависимости от стадии правоприменительного процесса, на которой произошла ошибка.
    Четвернин В.А. отвергает легистскую интерпретацию механизма правового регулирования как внешнее властного воздействия, трансформации абстрактно-должного правопорядка в реальный правопорядок.
    Механизм правового регулирования у В.А. Четвернина имеет два аспекта: институционально-функциональный
    (государственно-правовое регулирование, системное единство правоустановительной, правообеспечительной и юрисдикционной деятельности государства) и нормологический
    (системное взаимодействие правовых норм, обеспечивающее выполнение юридических обязанностей).
    В сфере частного права норма чаще всего складывается в форме обычая.
    В групповом правосознании утверждаются представления о нормальности новых разновидностей отношений, договоров.
    Суды признают
    «ненормальные» договоры. При этом законодатель либо молчит, т.е. санкционирует их по умолчанию, либо формулирует их юридическое содержание (права и обязанности сторон) в законе;
    В сфере публичного права норма устанавливается на основе закона
    (властного предписания).
    На основе правовой доктрины, выявляющей потребности правового регулирования, происходит создание и систематизация в процессе правоустановительной деятельности официальных юридических
    (нормативно-правовых) текстов, устранение коллизий.
    Далее, механизм установления нормы на основе закона включает в себя меры, необходимые для того, чтобы нормативное законоположение действовало. Реализация права предполагает: полицейское обеспечение правовых запретов (пресечение правонарушений и преследование

    116 правонарушителей), надзор за законностью; административное правоприменение; судебное разрешение споров о праве, установление субъективных прав и юридических обязанностей сторон; полицейское принуждение к исполнению правоприменительных решений; изучение доктриной процесса и результатов правового регулирования, ее рекомендации для практики.
    С социально-психологической точки зрения есть еще один аспект механизма правового регулирования – правосознание.
    Контрольные вопросы к лекции № 22
    Соотнесите понятия «реализация права» и «действие права».
    Соотнесите понятия
    «правовое регулирование» и
    «правовое воздействие».
    Каково место правоприменения в механизме реализации права?
    Рекомендуемая литература к лекции № 22
    Правоприменение: теория и практика. Монография Отв. ред.: Тихомиров
    Ю.А. Москва, 2008. 432 с.
    Шабуров А.С. Использование как форма реализации права // Правовые вопросы современности: теория и практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 15 мая 2009 г. Курган Изд-во Курган. гос. ун-та. 2009. С. 36-40.
    Сомиков К.А. Правовой выбор и реализация права: монография / Р.А.
    Кузнецов, А.С. Шабуров, Т.Ю. Фалькина. – Екатеринбург, 2009.
    Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учеб. и научно-практич. пособие.
    – М., 2000.
    Лисюткин А.Б. Юридическое значение категории «ошибка»: теоретико- методический аспект / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2001.
    Интернет-ресурсы к лекции № 22
    Гойман В.И. Действие права (Методологический анализ). М. 1992.
    [http://forum.yurclub.ru/index.php?app=downloads&showfile=182];

    117
    Вопленко
    Н.Н.
    Реализация права.
    2001.
    Режим доступа
    [http://forum.yurclub.ru/index.php?app=downloads&showfile=1780];
    Лаборатория теоретических исследований права и государства. Режим доступа [http://teoria-prava.hse.ru/].

    118
    Тема 23. Правовая культура и правовое сознание.
    Выражение «правовая культура» используется в юриспруденции в нескольких значениях.
    Во-первых, правовая культура рассматривается как особый тип культуры. Имеется в виду культура как искусственный, создаваемый людьми мир, противостоящий естественному состоянию человека и природной среде обитания. Различение обозначенных таким образом типов культуры, по существу, тождественно различению цивилизации.
    С точки зрения юриспруденции, правовая культура характеризует цивилизации персоноцентристского (гражданского) типа, а цивилизации системоцентристского (общинного) типа следует рассматривать как неправовой тип культуры.
    Критерий, позволяющий различать правовую и неправовую культуры — это минимальная неотъемлемая свобода. Сюда входят три компонента: личная свобода (самопринадлежность), собственность и безопасность, обеспеченная публично-властными институтами. У любого народа в его культуре, наряду с господствующей субкультурой, определяющей отнесение этой культуры в целом к одному из типов, присутствует и противоположная субкультура.
    Во-вторых, термином «правовая культура» обозначаются отдельные культуры прошлого и современности, различаемые в рамках правового типа культуры. В этом контексте можно, например, различать правовые культуры древности, средневековья и Нового времени или говорить о развитых и неразвитых правовых культурах.
    В-третьих, выражение «правовая культура» используется как характеристика национальной правовой системы или нескольких национальных правовых систем, имеющих сходные черты.
    В-четвертых, этим термином обозначается мера приобщенности людей к существующей правовой культуре, уровень их правовой развитости и

    119 просвещенности, юридической образованности. Этот уровень можно характеризовать, например, как высокую или низкую правовую культуру индивида или социальной группы.
    Система ценностей современной правовой культуры выражена в идеологии естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
    Человек, сформировавшийся как личность в условиях правовой культуры, относящийся к правовому типу личности, ценит нормативный порядок свободы (и властные институты, обеспечивающие этот порядок). Он готов защищать свою свободу от произвольного вмешательства частных лиц или публично-властных субъектов, но в то же время он готов ограничивать свою свободу по общим для всех правилам.
    Атрибутом правового типа личности является правосознание.
    В структуре правосознания обычно выделяют два элемента: рациональный
    (правовая идеология) и эмоциональный
    (правовая психология). Проф. А.В. Поляков к структурным элементам правосознания относит правовую онтологию, правовую аксиологию (идеологию и психологию) и правовую праксиологию.
    Феномен правосознания в собственном смысле, по мнению В.А.
    Четвернина, существует только в правовой культуре. В неправовых культурах существует не правосознание, а иное общественное сознание
    (моральное, религиозное, потестарное и т.д.), для которого характерен правовой нигилизм.
    Различают законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее правосознание (В.С. Нерсесянц).
    Поскольку закононарушающее правосознание – это все же правовое сознание, в нем непременно присутствуют хоть какие-то правовые ценности.
    Человек может мотивировать собственное закононарушающее поведение своей якобы исключительностью и в то же время считать действующее право

    120 обязательным для всех остальных, ценить собственную правовую свободу и хотя бы в этом усматривать ценность права.
    Криминальное маргинальное сознание – это тоже закононарушающее сознание, но это уже не правосознание, а разновидность правового нигилизма. В криминальном сознании отрицаются ценность права вообще, ценность человеческой жизни, собственности, неприкосновенность личности и другие правовые ценности.
    Понятие правового нигилизма отражает явления, выступающие ан- типодом правовой культуры. Правовой нигилизм – это отрицание правовой регуляции в пользу иных способов социальной регуляции, отрицание ценности права, неприятие правовой свободы и правового равенства, правовой культуры. Это отрицание ценности права целыми культурами или субкультурами, отдельными индивидами или группами.
    Термин «правовой нигилизм» имеет два значения. В первом – это принцип социальной организации неправовых культур, которые в том или ином виде до сих пор сохраняются во многих странах Азии и Африки.
    Тоталитаризм (современная разновидность деспотизма) отвергает правовой способ соционормативной регуляции в пользу регулирования силового типа.
    Правовой нигилизм во втором значении – это проявление маргинальной субкультуры в условиях преобладания культуры правового типа (по существу такая субкультура – это антикультура, негативная культура, противопоставляющая себя господствующей культуре). Правовой нигилизм в этом смысле представляет собой девиантное индивидуальное или групповое сознание и соответствующее антиправовое поведение отдельных индивидов и групп, не способных интегрироваться в правовую культуру.
    Контрольные вопросы к лекции № 23
    В каких значениях может использоваться понятие «правовая культура»?

    121
    Как соотносятся между собой понятия «правовая культура» и «правовое сознание»?
    Какие классификации правового сознания существуют в юридической науке?
    Рекомендуемая литература к лекции № 23
    Рузавин Ю.А. Проблемы соотношения категорий правового менталитета и правосознания в рамках структуры правовой культуры // Право и государство: теория и практика. № 1 (49). 2009. С. 12-14.
    Каландаришвили З.Н. Специфика и особенности русской правовой культуры // Философия права. № 2. 2009. С. 20-23.
    Интернет-ресурсы к лекции № 23
    Научная электронная библиотека.
    Режим доступа
    [http://elibrary.ru/defaultx.asp?];
    Юридическая библиотека
    ЮРИСТЛИБ.
    Режим доступа
    [http://www.juristlib.ru/];
    Юридическая Россия. Режим доступа [http://law.edu.ru/matlist.asp];
    Лаборатория теоретических исследований права и государства. Режим доступа [
    http://teoria-prava.hse.ru/
    ].
    Правовое государство: теория и практика. Журнал. Режим доступа
    [http://www.pravgos.ru/].
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта