Новиковская конспекты комплексных занятий. Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко
Скачать 5.9 Mb.
|
УДК 373 Н73 Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве. Рисунки О. Н. Лаврухиной, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой,А. П. Голованова, И. Г. Лебедевой, Т. А. Панкевич, Е.Г.Светозаровой Новиковская О. А. Н73 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет.— СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл. 18ВЫ 978-5-93437-279-9 Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, рекомендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», « Смоляной бычок », « Гуси-лебеди ». По каждой сказке составлены пять занятий: слушаем, рассказываем, показываем, читаем и рисуем сказку. Занятия сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий. Задания, игры, упражнения соответствуют основным разделам дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам детских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей © О. А. Новиковская, 2007 ©А.С.Андреев, оформление обложки, 2007 ©Редакционная подготовка. Издательство I8ВN 978-5-93437-279-9 «Паритет», 2007 ПРЕДИСЛОВИЕ Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А.Н.Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями». Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания («му», «мяу», «ква-ква»), короткие, многократно звучащие в тексте фразы («бабка за дедку, дедка за репку»). Животные — герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имени прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка-квакушка, мышка-норушка, зайчишка-трусишка, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил. Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей. Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, автор этой книги предлагает использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки к обучению в школе. Конспекты занятий по сказкам, приведенные в книге, послужат педагогам, гувернерам и родителям основой для обучающих и развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста. В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказкам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Эти сказки значительно различаются и по продолжительности, и по сюжетным линиям — есть среди них сказки о животных, наделенных человеческими качествами; сказки-новеллы и волшебные сказки. Морально-этические проблемы в этих произведениях народного творчества выходят на передний план. В них безжалостно высмеиваются людские пороки: жадность и глупость, трусость и хвастовство. Такие сказки пробуждают в ребенке лучшие чувства, стараясь уберечь его от черствости и эгоизма. От юного слушателя часто требуется активное участие: помощь героям сказки в трудных ситуациях, поиск путей решения проблем, то есть необходимо осмысление событий, происходящих в сказке, принятие самостоятельных решений. Ребенок должен подумать и найти выход из сложившейся ситуации, а также суметь связно изложить ход своих мыслей, доказать свою правоту. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи. Важнейшая задача в работе с детьми среднего дошкольного возраста—воспитание правильного звукопроизношения, поэтому в игровые задания включено большое количество динамических артикуляционных упражнений. Выполняя их, ребенок будет вырабатывать точность и скоординированность движений губ и языка, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой. Этой же цели служит психогимнастика и разнообразные мимические упражнения. В занятиях предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлений детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас дошкольников. Выполняя занимательные задания по сказкам, дети учатся согласовывать слова в предложении по падежу, роду и числу, а также образовывать новые слова. Малыши тренируются по образцу, данному взрослым, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. Поначалу юные математики пересчитывают и сравнивают количество однородных предметов (например: «один, два, три — всего три кубика»), затем считают разнородные предметы (например: «кубик, мячик, кукла, машинка — всего четыре игрушки»). Особое внимание на занятиях уделяется подготовке руки дошкольника к письму. От конструирования из счетных палочек дети переходят к рисованию по клеткам, с дальнейшим раскрашиванием получившегося контурного рисунка. Перерисовывая изображение из счетных палочек, ребенок должен каждый раз сосчитать количество палочек, положенных в том или ином направлении, и соотнести их с клеточками на листе бумаги. Это закрепит навыки счета и поможет малышу научиться ориентироваться не только в пространстве, но и на плоскости листа. В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашивают, но и называют разные геометрические фигуры, сравнивая их между собой по форме, цвету и величине. Для того чтобы научиться читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В «сказочные» занятия включены разнообразные дидактические игры для совершенствования этих психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Чьи следы?», «Чем отличаются?», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен», «„Волшебный" барабанчик» и многие другие. . Когда слуховое внимание сформируется хорошо, приступают к развитию фонематического слуха, то есть умения различать на слух все звуки речи. Детей 4—5 лет учат определять первый и последний звук в слове, наличие в слове того или иного звука и его положение (в начале, в конце или в середине слова). Когда малыши научатся безошибочно различать речевые звуки, начинается новый этап — знакомство с буквами. Важно помнить, что звуки — это то, что мы слышим и говорим; а буквы, являющиеся символами звуков, мы видим и пишем. В процессе занятий, проводимых в игровой форме, у дошкольников постепенно сформируются прочные связи между зрительным символом, буквой, и соответствующим звуком. Подготовка к обучению чтению также предусматривает необходимость восприятия ритмической основы слова: умение делить его на отдельные слоги, сравнивать разные слова по количеству слогов. Этой обучающей задаче служат игровые упражнения с «волшебным» барабанчиком. Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика. Структура комплексных занятий по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста В книге приводятся конспекты занятий по шести русским народным сказкам: «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Лиса и кувшин», «Мужик и медведь», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок» и «Гуси-лебеди». Для всестороннего знакомства детей с каждой из этих сказок педагогам и родителям предлагается пять конспектов занятий на следующие темы: «Слушаем сказку», «Рассказываем сказку», «Показываем сказку», «Читаем сказку» и «Рисуем сказку». Задания сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжетными. На цветной вклейке помещены изображения персонажей сказок и атрибуты, необходимые для проведения игр. Их необходимо вырезать, наклеить на картон или плотную бумагу (для прочности) и вырезать еще раз. Получившиеся фигурки персонажей сказки укрепите на подставках (образец изготовления дан на рис. 1, с. 21). Цветные декорации подготовьте аналогично. Сделайте необходимые прорези для соединения персонажей сказок и необходимых атрибутов или смены декораций по ходу сюжета сказки. Для того, чтобы атрибуты и декорации прослужили дольше, предварительно наклейте скотч на предполагаемые места прорезей. Первое занятие каждого цикла—«Слушаем сказку»—предусматривает знакомство детей с новой для них русской народной сказкой. Взрослый рассказывает или читает сказку, одновременно выставляя на столе перед детьми декорации и фигурки персонажей. После знакомства со сказкой необходимо поговорить с малышами о том, что в ней происходит, уточнить, что они видят на картинках. Если у детей возникли вопросы по сюжету повествования или им оказались непонятны какие-либо обороты речи, взрослый обязательно должен все разъяснить и убедиться, что малыши поняли. Затем взрослый сам задает вопросы юным слушателям о персонажах сказки: каков их внешний облик, характер, о чем говорят их поступки? Взрослый может уточнить, кто из героев сказки понравился детям, а кто нет и почему. На этапе первого знакомства со сказкой вопросы взрослого помогут детям лучше запомнить сюжет и понять смысл народной сказки. В первое занятие каждого сказочного цикла обязательно входят загадки. Отгадать их детям будет не очень сложно, так как малыши непосредственно перед этим обсуждали с взрослым характерные черты всех героев сказки. Заканчивается занятие игрой, во время которой дети употребляют новые слова или закрепляют в своей речи грамматические формы слов, тематически связанных с сюжетом сказки. Второе занятие—«Рассказываем сказку»—начинается с коллективного пересказа сказки: дети рассказывают сказку, а взрослый иллюстрирует ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей. Кроме того, взрослый помогает рассказчикам — указывает на ребенка, которому следует пересказывать очередной отрывок сказки; если необходимо, начинает следующую фразу сам или задает малышу наводящий вопрос. Когда пересказ будет закончен, дети переходят к дидактическим играм, способствующим развитию у них таких психических процессов, как внимание, память и мышление. В рамках занятия также проводят подвижные игры, совершенствующие общую и мелкую моторику дошкольников. Следует отметить, что все задания и игры, включенные в занятие, непосредственно связаны с сюжетом пересказанной детьми сказки. Третье занятие — «Показываем сказку» — включает в себя инсценировку знакомой сказки. Это предполагает распределение ролей между детьми, выбор декоратора. В качестве зрителей выступают дети, не участвующие в спектакле, или игрушки, посаженные в «зрительном зале». В задачу взрослого входит режиссура спектакля и чтение текста «от автора». После показа сказки на импровизированной сцене дети выполняют несколько учебно-игровых заданий, таких, как пантомима, психогимнастика или артикуляционная гимнастика. Затем детям предлагаются развивающие игры, в которых они демонстрируют свою наблюдательность и изобразительные навыки, например умение рисовать или копировать голоса разных животных. На четвертом занятии сказочного цикла— «Читаем сказку» —детей готовят к обучению чтению. Малыши знакомятся со звуками и буквами, а затем еще раз проводят инсценировку русской народной сказки. При этом на сцену вместо нарисованных фигурок персонажей сказки детьми выставляются карточки с начальными буквами имен этих героев. После представления дошкольники выполняют задание по прописыванию этих букв. Завершается занятие загадками «волшебного» барабанчика. В этой обучающей игре дети по количеству ударов в барабан, произведенным взрослым, учатся определять количество слогов в словах. Когда малыши овладеют этим навыком, то сами по очереди берут барабанную палочку и загадывают аналогичные загадки друг другу. Последнее, пятое занятие называется «Рисуем сказку». На нем перед детьми ставятся проблемные задачи, решение которых требует владения карандашом. Малыши помогают своим любимым сказочным героям, выполняя для этого разнообразные рисунки и графические работы. Обязательным заданием на занятии является конструирование из счетных палочек, после которого дети перерисовывают выложенное ими изображение на лист бумаги в крупную клетку. Комментарий для родителей Предложенные в книге занятия для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны в основном на проведение в детском дошкольном учреждении, но могут быть использованы родителями и гувернерами в домашних условиях. В этом случае естественны некоторые незначительные изменения в ходе занятий. Так, например, пересказ становится не коллективным, а индивидуальным и выполняется одним ребенком (это не исключает возможности некоторой помощи со стороны взрослого). Инсценировка сказки также проводится силами взрослого и ребенка. При этом взрослый берет на себя роль декоратора, говорит за автора, а также исполняет часть ролей, если в сказке много персонажей. Если в сказке всего два героя, то малышу следует предложить роль главного героя или он может попробовать говорить на разные голоса, действуя сразу за обоих персонажей сказки. Хочется также напомнить родителям, что, перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным для малыша упражнение. Показав ребенку ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения. Продолжительность занятий для ребенка 4—5 лет может быть около 20-30 минут, в зависимости от утомляемости вашего малыша. Если ребенок устал и потерял интерес, занятие необходимо отложить и вернуться к упражнениям в другой раз, на «свежую голову». И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи. Помните, что занятия, пусть игровые, для ребенка дошкольного возраста — нелегкий труд. ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА! Пузырь, Соломинка и Лапоть Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит Пузырю: Пузырь, давай на тебе переплывем? Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней. Соломинка перетянулась; Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал... Да и лопнул... • ЗАНЯТИЕ 1 |