учебник кп. Конституционное право университетский курс
Скачать 2.15 Mb.
|
Священные писания и предания. В клерикальных и теократических государствах литературные источники веры и повествования о великих религиозных событиях и житии святых официально признаются Священными писаниями и преданиями. Выраженные в их содержании фундаментальные принципы и нормы, регулирующие отношения человека к Богу, окружающей природной среде, своему ближнему и земной власти, становятся общеобязательными и обеспечиваются не только угрозой применения Господней кары за совершенные грехи, но и возможностью государственного принуждения. В этой связи Священные писания и предания считаются важнейшими источниками права, в том числе и конституционного. В государстве-городе Ватикан библейские заповеди и основные положения Деяний Апостолов реализуются в законодательстве и правоприменительной практике. В соответствии с Законом от 7 июня 1929 г. №2 «Об источниках права» главными источниками действующего в Ватикане права являются Кодекс канонического права и апосталические постановления. В их состав помимо того входят законы, изданные главой церкви или делегированной им властью, а также постановления компетентных властей, принятые в установленном законом порядке. В исламских государствах важнейшим источником права и нормативной основой жизни всего общества является Коран - священная книга мусульман, содержащая откровения Аллаха, возвещенные Им через пророка Мухаммеда. Собрание изречений Аллаха, Его заповеди, поучения, предписания и ритуалы приобрели смысл юридических обязанностей для каждого мусульманина. В исламском мире в качестве Священного предания признается Сунна, представляющая собой сборник адатов, то есть изречений и рассказов о жизни и поступках самого пророка Мухаммеда, собранных и изложенных его последователями. Ее нормативный характер заключается в том, что правоверные должны в своих действиях, поступках и помыслах неукоснительно следовать пророку Мухаммеду. В Израиле одним из источников конституционного права является Тора (Пятикнижие Моисея), которая почитается иудаистами как Священное писание. Ее содержание составляют законы и правила жизнедеятельности иудеев, ниспосланные Богом через пророка Моисея народу Палестины. Среди них представлены и знаменитые заповеди, устанавливающие обязанности человека перед Богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом. В Израиле официально признано, что Тора является основой всего законодательства. Ни одна правовая норма не должна противоречить ее предписаниям. Все парламентские законы должны опираться на положения Торы, развивать их, охранять традиционные ценности, зафиксированные в ее содержании. Партийно-государственные акты. Эти источники конституционного права сформировались в социалистических странах как особый способ придания легитимности решениям коммунистических партий, осуществляющих руководящую и направляющую роль в жизни общества и государства. В Советском Союзе, например, сложилась практика принятия совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, которые в отдельных случаях являлись источниками конституционного права. Эти акты с момента их издания приобретали не только общественно-политический, но и юридический характер. Они были обязательными как для государственных, так и для партийных органов. В настоящее время практика принятия совместных постановлений партийными и государственными органами сохранилась в Китае, Вьетнаме, на Кубе и в КНДР. В их числе встречаются и такие акты, которые регулируют порядок осуществления прав и свобод граждан, что позволяет рассматривать их в качестве источников конституционного права. Характерные свойства источников конституционного права приобретают партийные решения в случаях их предварительного или последующего санкционирования государством. Так, в 1975 г. Верховный Суд США при разрешении конституционно-правового спора сформулировал правило, согласно которому решения Национальных съездов (конвентов) Демократической и Республиканской партий о порядке отбора кандидатов на посты Президента и Вице-президента США, выдвижения и избрания выборщиков обладают большей юридической силой, чем избирательное законодательство штатов США. В мотивировочной части своего постановления Верховный Суд США отметил, что Национальный съезд (конвент) партии при вынесении решений по данным вопросам руководствуется общенациональными интересами, которые выше интересов отдельных штатов. Правовая доктрина. В современных словарях иностранных языков и выражений доктрина определяется как учение, научная и философская теория, руководящий теоретический или политический принцип. Отсюда можно сделать вывод, что правовая доктрина представляет собой учение, систему теоретических и практических положений, основных принципов, раскрывающих сущность государства и права, их назначение и функции. Формой выражения правовой доктрины служат научные труды выдающихся ученых - юристов, теоретические положения и выводы которых в процессе длительного использования в деятельности органов государственной и муниципальной власти стали эталоном научного подхода к решению практических проблем. В- Великобритании доктринальными источниками конституционного права являются научные труды классиков отечественного государствоведения. В первую очередь в их состав включают следующие сочинения: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250 г.); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1566 г.); Коук. Правовые институты Англии (1628г); Форстер. Решения королевских судов (1763 г.). Эти труды до сих пор не превратились в исторические памятники юридической мысли, не потеряли своей актуальности. Не менее авторитетным признается просвещенное мнение и таких канинизированных специалистов по конституционному праву Великобритании, как Д. Локк, И. Бентам, Э. Берк, У. Беджгот, Д-С. Миль, Э. Мэй, Д. Лоу, А. В. Дайси. К их научным трудам обращаются Парламент и суды Великобритании в случае отсутствия норм статутов, конституционных соглашений и судебных прецедентов. Так, в 1990 г. Палата лордов Парламента Великобритании, выступая в качестве высшей судебной инстанции страны, прямо восприняла предложенное А. В. Дайси определение королевской прерогативы. В обоснование своей позиции Палата лордов заявила: «Раньше существовало созданное практикой правило, что при жизни автора нельзя ссылаться в суде на его работу. Это правило, которое, по-видимому, не имело никаких логических оснований, теперь не особенно принимается в расчет, и некоторые авторы, даже авторы статей в периодической печати, еще при жизни получают удовлетворение от того, что к их мнению присоединяются судьи». Однако правовая доктрина как источник конституционного права получила некоторое распространение и в странах континентальной Европы. В последние годы Федеральный конституционный суд Германии начал ссылаться на юридическую литературу ведущих государствоведов страны. Это способствует повышению эффективности конституционного контроля в Германии и в то же время мотивирует государствоведов на исследование актуальных проблем конституционного права таким образом, чтобы их научные труды могли послужить подспорьем судебной практике. В исламских государствах в качестве доктринального источника мусульманского права выступает иджма, понимаемая как система согласованных заключений высших религиозных авторитетов по вопросам применения положений Корана и Сунны, вынесенных ими в форме фетв. Практическая значимость фетв заключается в том, что они служат правовым средством доктринального восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать однозначного ответа на возникшие в реальной жизни вопросы. При рассмотрении конкретных дел судьи ссылаются на нормы фетв, имеющих силу закона. Это в полной мере относится и к разрешению конституционных споров. Древнейшим источником доктринального права является Талмуд, представляющий собой собрание устных законов, которые разрабатывались поколениями иудейских Мудрецов в Палестине и Вавилонии. Он состоит из двух взаимосвязанных частей: Мишны и Гемары. В Мишне содержатся исключительно точные и лаконичные высказывания Мудрецов, сформулированные после тщательного анализа мнений всех сторон по поводу конкретных действий, типичному поведению лица или его возможной мыслительной деятельности. По степени своей определенности, уровню лингвистической техники, категоричности предписаний или запретов и средствам их обеспечения они напоминают правовые нормы. В этой связи каждое высказывание Мудреца, основанное на Торе и подтвержденное в результате дискуссий, получило название галахи, то есть закона, правила, постановления. Такие высказывания и составляют Мишну или книгу Галахи (Закона). Древнееврейские Мудрецы заботились о том, чтобы содержание и смысл Мишны могли понимать не только круг избранных людей, отправляющих правосудие, но и простые смертные. В ходе дискуссий они дали развернутый анализ Мишны, сделали обширные комментарии и разъяснения каждой ее галахи, каждого законченного отрывка. Текст комментария составляет вторую часть Талмуда, известную как Гемара. Талмуд на протяжении веков служил основой еврейского Закона, главным регулятором общественных отношений. Как ныне Верховный суд любого демократического государства ищет руководства в конституции страны, так и в свое время Синедрион обращался к Талмуду при вынесении судебных решений и постановлений. Однако Талмуд и теперь вызывает не только академический, но и сугубо практический интерес. Он является одним из источников комбинированной Конституции Израиля, в состав которой входят как писанные законы, так и конституционные обычаи. На него ссылаются религиозные суды Израиля при разрешении гражданских споров. Содержание его Галахи учитывается Кнессетом (парламентом) Израиля при принятии законов. Юридическая практика. Она представляет собой обобщенный опыт реализации правовых норм, выраженный в форме постановлений верховных судов общей юрисдикции, обеспечивающих единство правоприменительной практики на территории страны. Судьи общей юрисдикции рассматривают в порядке искового судопроизводства дела о нарушении конституционных прав и свобод граждан. В этой связи верховные суды суверенных государств принимают постановления о практике применения судами конституционных и законодательных норм о защите прав и свобод граждан. В них содержится обобщенная практика судебной защиты прав и свобод граждан, даются разъяснения о порядке применения норм конституции и актов текущего законодательства. Постановления верховных судов являются источниками конституционного права, поскольку ими руководствуются все суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, имеющих отношение к конституционным правам и свободам граждан. Примером тому может служить постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел, возникших из конституционноправовых отношений. Конституция Казахстана включает в систему действующего права наряду с другими источниками нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда Республики (ст. 4). Это снимает вопрос о юридической практике как источнике конституционного права. В исламских государствах юридическая практика находит свое выражение в форме кияса. В научной литературе его рассматривают как свод правоприменительной практики, традиционно обобщаемой учеными правоведами. В киясе сформулированы научные положения о применении по аналогии тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям. Общепризнанные принципы и нормы международного права. В конституциях многих современных государств содержатся правовые нормы, позволяющие считать общепризнанные принципы и нормы международного права важнейшими источниками национальной системы права, в том числе конституционного. Именно такой вывод вытекает из содержания ст. 15 Конституции РФ, согласно которой составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4). Аналогичные положения в той или иной форме закреплены в ст. 5 Конституции Албании, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 29 Конституции Ирландии и соответствующих статьях конституций ряда других государств. Однако включение принципов и норм международного права в национальные правовые системы современных государств производится в различных конституционно-правовых формах. В одной группе государств принципы и нормы международного права становятся частью национальной правовой системы лишь после ратификации международных договоров. Так, например, нормами ст. 5 Конституции Болгарии установлено, что только международные договоры, ратифицированные в конституционном порядке, официально опубликованные и вступившие в силу для Республики Болгария, являются частью внутреннего права страны. Сходным образом решен вопрос о включении принципов и норм международного права в национальные правовые системы суверенных государств и в ст. 96 Конституции Испании, ст. 4 Конституции Казахстана, ст. 38 Конституции Литвы, ст. И Конституции Румынии. Вторая группа государств допускает возможность использования множественности конституционно-правовых форм включения принципов и норм международного права в национальную правовую систему. Это, в первую очередь, характерно для России, на территории которой действует Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации». В соответствии с законом согласие России на обязательность для нее международных договоров может быть выражено путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; присоединения к договору; применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. Решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимается органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 6). К договорам Российской Федерации, признанных специалистами в качестве источников конституционного права, относятся: Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ); Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза Беларуси и России; Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства и другие. Особе место в числе источников конституционного права занимают международные декларации, пакты и конвенции о правах человека, которые ратифицировала или признала Россия. Для наглядности можно назвать такие акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. Без включения данных актов в состав источников внутригосударственного права России вряд ли удастся раскрыть содержание конституционно-правового статуса человека, обеспечить его реализацию. Об этом свидетельствует и практика применения содержащихся в них норм судебными и другими органами государственной власти России. Третья группа стран признала на конституционном уровне источниками внутригосударственного права лишь международно-правовые акты о правах человека. Прямые указания на этот счет имеются в конституциях Бенина, Буркина-Фасо, Мадагаскара, Папуа - Новой Гвинеи, Сейшельских Островов. В частности, в преамбуле Конституции Бенина 1990 г. записано, что принципы демократии и прав человека, закрепленные Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Африканской хартией прав человека и народов 1981 г. считаются частью Конституции и бенинского права, имеющей верховенство над внутренним правом. Это значит, что принципы и нормы международно-правовых актов о правах человека имеют прямое действие на всей территории каждой из названных стран и применяются непосредственно, без совершения каких-либо юридически значимых действий. Конституции своими предписаниями превращают их в источники конституционного права, защищаемые в судебном порядке и исполняемые как часть национальной системы права. В четвертой группе государств конституции и судебная практика строго разграничивают международное и внутригосударственное право. В таких странах международно-правовой акт в принципе не может служить источником внутригосударственного права, в том числе и конституционного. Для его применения требуется имплементация, то есть исполнение государством международных правовых норм путем включения их в содержание национальных законов. Нормативные предписания об обязательности использования процедуры имплементации сформулированы в §95 Основного закона Финляндии 1999 г., ст. 253 Конституции Индии 1950 г. и в ст. 76 Конституции Малайзии 1957 г. В Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в ряде других стран Содружества императивный характер имплементации закреплен нормами судебных прецедентов. В Конституции Португалии вопрос о признании международно-правовых актов источниками конституционного права решается дифференцированно, с учетом их характерных особенностей. Согласно ст. 8 Конституции Португалии нормы и принципы общего и обычного международного права являются составной частью португальского права. В этой связи они с полным основанием признаются источниками конституционного права. Международные договоры с участием Португалии становятся источниками конституционного права лишь после их ратификации или одобрения иным должным образом, официального опубликования и вступления в законную силу. Что касается актов компетентных международных организаций, то они действуют непосредственно, поскольку это установлено в соответствующих учредительных договорах. Акты органов Европейского Союза официально признаны источниками конституционного права всеми государствами - участниками Маастрихтского договора. Их конституции содержат правовые нормы о приоритете актов парламента и других органов Европейского Союза по отношению к национальному законодательству государств - членов Союза. В случае расхождения закона с нормативными правовыми актами Европейского Союза, применяются правила, установленные данным актом. |