Методичка по теории перевода. Краснодарский государственный университет культуры и искусств кафедра методики и практики преподавания иностранных языков и культур Л.
Скачать 1.05 Mb.
|
Требования к переводу — основные требования: (1) Точность. Переводчик обязан довести до адресата полностью все мысли, высказанные автором. При этом должны быть сохранены не только основные положения, но также и нюансы и оттенки высказывания. Заботясь о полноте передачи высказывания, переводчик вместе с тем не должен ничего добавлять от себя, не должен дополнять и пояснять автора. (2) Сжатость. Переводчик не должен быть многословным, мысли должны быть облечены в максимально сжатую и лаконичную форму. (3) Ясность. Лаконичность и сжатость языка перевода, однако, не должна идти в ущерб ясности изложения мысли, легкости ее запоминания. Следует избегать сложных и двусмысленных оборотов, затрудняющих восприятие. Мысль должна быть изложена простым и ясным языком. (4) Литературность. Перевод должен полностью удовлетворять общепринятым нормам литературного языка. Каждая фраза должна звучать живо и естественно, не сохраняя никаких намеков на чуждые ПЯ синтаксические конструкции подлинника. Следует избегать калькирования иностранных слов, а пытаться найти эквивалентные слова и термины ПЯ, прибегая к помощи словарей и справочной литературы. (5) Ни одно слово оригинала не должно переходить в перевод, за исключением слов (и выражений) другого иностранного языка, вкрапленных в оригинал. Требования к переводчику — 1. Он должен обладать не только совершенным знанием морфологии, синтаксиса, лексики и идиоматики языка подлинника и своего собственного, но и хорошим пониманием соотношения обеих языковых систем. Поскольку, например, в русском языке отсут-ствует или мало употребителен целый ряд выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций, существующих в других языках, то язык произведения в переводе по необходимости в этом отношении объединяется. Поэтому для передачи ему полноценности, необходимой для создания адекватной художественной выразительности, следует в виде компенсации использовать ряд форм, оборотов и т.п., имеющихся в русском языке и отсутствующих в языке подлинника. Лишь таким путем можно сообщить слогу перевода нужную степень гибкости и разнообразия языка подлинника. 2. Это в основном две задачи: правильно понять содержание ИЯ и точно и полно — адекватно — передать содержание средствами ПЯ. Эти требования достигаются: (1) знанием необходимого минимума лексических единиц ПЯ; (2) знанием грамматики и стилистики ПЯ; (3) знанием основ теории перевода; (4) владением техникой перевода (умением пользоваться словарем и справочными материалами, владение навыками и правилами перевода); (5) широко использовать при переводе на родной язык все богатство литературного языка; (6) знать ту область знаний, к которой относится перевод; (7) перевод не должен быть дословным, буквальным, всякого рода калькирование не допускается; (8) знание переводчиком реалий или конкретных условий жизни и быта страны, с языка кото рого делается перевод. 3. Чем меньше опыта, трудолюбия и способностей у переводчика (художественного перевода в первую очередь), тем на большую свободу интерпретации он претендует, позволяя себе неоправданные вольности и измышления. Опытный же переводчик смиряет свою творческую фантазию во имя верности оригиналу. Плохой переводчик тянет к себе, хороший — тянется к автору. 4. Если переводчик не имеет узкоспециальной, узкоотраслевой подготовки, он должен восполнить этот пробел, систематически изучая специальную литературу, следуя за новинками в данной области, обогащая свою память знаниями специалистов, с которыми он общается на работе, перенимая опыт своих коллег по работе. 5. Умение пользоваться рабочими источниками информации — самое главное в специальности технического переводчика. 6. От переводчика требуется: (1) знание основ переводоведения, или теории перевода; (2) понимание иностранного текста и умение разобраться во всех его тонкостях; (3) широкое использование при переводе всех богатейших возможностей русского языка и, в частности, принятых в русском языке словосочетаний; (4) творческий подход к переводческой работе, связанный с внутренне верной передачей мысли и эмоции автора; (5) перевод не должен быть дословным, буквальным, всякое калькирование оригинала недопустимо. Это значит, что переводчик должен всегда стремиться передать не отдельные слова (это будет дословностью) и не отдельные конструкции (калькирование). Передавать нужно мысль автора со всеми ее оттенками; (6) следующим требованием к полноценному переводу является знание переводчиком реалий, или конкретных условий жизни и быта страны, с языка которой производится перевод; (7) очень важно для переводчика уметь выделить главное в предложении, а также уметь передавать это главное средствами своего родного языка. Переводчик должен заботится о том, чтобы надлежащим образом выделить в каждой фразе центральный элемент мысли; (8) забота о правильной передаче логического ударения не должна вызывать пренебрежения к переводу частых элементов фразы оригинала. Переводчик должен уметь выбирать слова, точно передающие соответствующие понятия. Для этого нужно знать так называемые синонимические ряды и уметь свободно оперировать ими; (9) переводчик должен уметь выйти из трудного положения, когда на родном языке отсутствует идеальный эквивалент тому или иному слову или понятию оригинала. Язык перевода (ПЯ) — 1. Язык, на который осуществляется пере вод. 2. То же, что переводящий язык. 3. Передает те значимые элементы исходного языка, которые отсутствуют в нем, возмещая их через кальки, слова-заимствования, неологизмы, семантические сдвиги и описательно. 4. Язык, на который переводится данный текст. Язык-посредник — 1. Вспомогательный язык используемый в межнациональном общении. 2. Язык, используемый как средство межнационального общения. 3. Набор правил, в соответствии с которыми характеристики одного языка преобразуются в характеристики другого, в частности, для нужд машинного перевода, механического поиска информации и т.д. 4. Абстрактная сетка соответствий между элементарными единицами смысла (семантическими множителями) и набор универсальных синтаксических отношений, годные для всех языков. 5. Промежуточный язык между исходным и переводным языками. Используется в машинном переводе. 6. В вероятностных системах машинного перевода — промежуточный искусственный или естественный язык, на котором кодируется информация на ИЯ входного текста и с которого она преобразуется декодируется на ПЯ выходного текста. 7. Языком посредником следует считать и записи в последовательном переводе. 8. Вспомогательный язык, как система записей, пригодная для однозначного и достаточно удобного представления смысла-текста, подлежащего машинному переводу. В качестве языка-посредника лингвисты предлагают либо английский язык, либо язык типа эсперанто, либо какой-нибудь искусственный язык и т.д. 9. Наиболее интересной была концепция Н.Д. Андреева, предложившего создать язык-посредник на основе грамматики и словарей различных языков, включив в словарь грамматические правила и лексические единицы, универсальные для большинства языков мира, и выразить его машинописными символами. Однако системы с языками-посредниками не дали ощутимых результатов. Тем не менее идея языка-посредника продолжает существовать: недавно в качестве языка-посредника американский специалист по искусственному интеллекту Р. Бриггс предложил санскрит. 10. Идея языка-посредника известна с древнейших времен. В эпоху фараонов уже существовал язык-посредник, на который переводились государственные бумаги, документы, переписка фараонов и т.п. Таким языком был аккадский язык в XIV в. до н.э. На нем велась переписка фараонов с вавилонскими, ассирийскими, митанийскими, сирийскими и палестинскими правителями. Начиная с VII в. до н.э. аккадский язык вытесняется арамейским, который в течение многих веков выполнял роль международного языка. Следует отметить, что международными языками в Древнем Междуречье попеременно были вавилонский, ассирийский, аккадский, арамейский, мидийский языки. Список рекомендуемой литературы: 1. Айзенкоп С.М. и др. Учебное пособие по техническому переводу. Ростов/Д, 1996. 2. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика. СПб.: «Издательство Союз», 2003.
Словари
21. Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. М., 1998. |