Главная страница

Йоас - Креативность действия. Креативность действия


Скачать 1.99 Mb.
НазваниеКреативность действия
АнкорЙоас - Креативность действия.doc
Дата26.05.2017
Размер1.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЙоас - Креативность действия.doc
ТипДокументы
#8040
КатегорияСоциология. Политология
страница31 из 31
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31
Koslowski P. Die postmoderne Kultur. Gesellschaftlich-kulturelle Konsequenzen der technischen Entwicklung. Münhen, 1987. S. 49 и далее.

1 Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750–1945. Bd. 2. Darmstadt, 1985. S. 165.

2 Подробное изложение см. в разделах 2.4 и 2.5 этой книги.

3 Horkheimer M., Adorno Т. Dialektik der Aufklärung. Frankfurt/M., 1969. S. 43.

4 Cp. мою критику этого положения в статье «Недооцененная альтернатива» в: Joas Н. Pragmatismus und Gesellschaftstheorie. Frankfurt/M., 1992. S. 96–113.

5 Inglehart R. The Silent Revolution. Changing Values and Political Styles among Western Publics. Princeton, 1977; Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

6 LeinbergerP., Tucker В. The New Individualists. The Generation After the Organization Man. New York, 1991; Whyte W.H.Jr. The Organization Man. New York, 1956.

1 Leinberger P., Tucker B. The New Individualists. The Generation After the Organization Man. New York, 1991. P. 226.

2 Из обширной литературы, посвященной обсуждению тезиса Инглегарта о трансформации ценностей, я хотел бы выделить следующую работу: Thome H. Wertewandel in der Politik? Eine Auseinandersetzung mit Ingleharts These zum Postmaterialismus. Berlin, 1985. Возражая против слишком прямолинейного соединения экономического благосостояния и изменения ценностей, Томе указывает на то, что у Инглегарта «остается неясной относительная важность абсолютного уровня удовлетворенности и показателей изменчивости, объективно достигнутой степени удовлетворенности потребностей и воспринимаемой надежности уровня удовлетворенности; также невыясненным остается и значение альтернативных, дающих возможность сравнения точек зрения, которые берутся, с одной стороны, из ситуации какой-либо референтной группы, с другой стороны, из собственного прошлого индивидов или группы» (с. 75 и далее).

1 В этом сходятся в остальном очень различные диагнозы Дэниеля Белла (Daniel Bell) и Роберта Белла (Robert Bellah): Bell D. Die Zukunft der westlichen Welt. Kultur und Technologien im Widerstreit. Frankfurt/M., 1979; Bellah R., Madsen R., Sullivan W., Swidler A., Tipton S. Habits of my Heart. Individualism and Commitment in American Life. Berkeley, 1985. Ульрих Бек, благодаря которому тезис об индивидуализации получил особое распространение в Германии, в этом отношении, напротив, занимает выжидательную позицию.

2 Maslow A. Psychologie des Seins. München, 1986. В литературе по психоанализу самое позднее через работы Лоренса Куби (например, Kubie L. Psychoanalyse und Genie. Der schöpferische Prozeß. Reinbeck, 1966) также утвердилось понимание культуросозидательной креативности в значении чередования освобождения и контроля досознательных процессов создания символов. Многочисленные эмпирические работы по креативности, созданные в рамках этого направления, я не рассматриваю более подробно по причине недостаточности терапевтических знаний.

1 Maslow А. Psychologie des Seins. P. 148.

2 Это — вопреки Белле и Хабермасу — энергично подчеркивает Чарльз Тайлор: Taylor Ch. Sources of the Self. The Making of the Modern Identity. Cambridge, Mass., 1989. P. 509.

3 См. об этом прежде всего: Ehrenreich В. Fear of Falling. The Inner Life of the Middle Class. New York, 1989. P. 196–243.

1 Такое название носит замечательная критика лумановской теории морали: Necket S., Wolf J. Die Faszination der Amoralität. Zur Sustemtheorie der Moral, mit Seitenblicken auf ihre Resonanzen // Prokla 18 (1988). S. 57–77.

1 Rorty R. Kontingenz, Ironie und Solidaritдt. Frankfurt/M., 1989. Этот автор, чья версия прагматистской философии вобрала в себя множество ницшеанских и постмодернистских мотивов, все же всерьез воспринимает конфликт между идеей эстетизации жизни и требованиями демократической культуры и пытается предложить следующий компромисс: «Сделайте своим личным достоянием стремление Ницше, Сартра и Фуко к аутентичности и чистоте — это защитит вас от такой политической установки, которая в конце концов привела бы вас к убеждению в том, что есть более важные социальные цели, чем предотвращение жестокости».

2 Ср.: Shusterman R. Postmodernist Aestheticism: A New Moral Philosophy? // Theory, Culture and Society 5 (1988). P. 337–356.

3 Menke C. Das Leben als Kunstwerk gestalten? Zur Dialektik der postmodernen Ästhetisierung // Initial 4/1991. S. 383–395.

4 В этом, как мне кажется, заключается смысл разработанной Гидденсом концепции «политики жизни» («life politics»), дополняющей «политику эмансипации» («emansipatory politics»). Ср.: Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, 1991. P. 209–231.

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   31


написать администратору сайта