Главная страница

Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений


Скачать 1.04 Mb.
НазваниеКурс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
АнкорКрондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев
Дата06.03.2022
Размер1.04 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла43310_2d36eed6c633580bdcdb9ed59f0d5d51.pdf
ТипКурс лекций
#385011
страница2 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ
УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформ- ляется в отдельные течения, начиная с V в. до н.э.
Греция того времени представляла собой политически раз- дробленное образование, основной единицей которого было государство-полис. Имело место значительное разнообра- зие об щественной жизни в государствах-полисах (в Афинах суще ствовала демократия, в Спарте
— аристократичес кое правление; в ряде других полисов — олигархические режи- мы). Многочисленные государственные перевороты, междо- усобные вой ны (самая масштабная — Пелопоннесская война
(431—404 гг. до н.э.)) — привели Грецию к глубокому кризису.
С IV в. до н.э. древнегреческие государства-полисы утрачивают свою независимость.
В условиях использования труда рабов свободные греки по- лучали возможность участвовать в политической жизни и ре- ализовывать свои интеллектуальные потребности. Начинают формироваться политико-правовые учения, которые в даль- нейшем окажут значительное влияние на развитие западной политико-правовой культуры в целом.
С древнегреческой политической и правовой мыслью свя- заны первые попытки осмысления таких явлений социальной жизни, как право и государство. Наиболее яркое воплощение они получили в теориях
софистов, Платона, Аристотеля и По-
либия.
2.1. Политические и правовые взгляды софистов
Эпоха. Софистика зародилась в Древней Греции во второй половине V в. до н.э. В это время общественная жизнь выно- сится на городскую площадь, часто и подолгу ведутся заседа- ния народных собраний и судов, в которых рассматриваются многочисленные дела по обвинению в государственной изме- не, растрате и др.
В связи с усложнением общественной жизни владение ис- кусством публично доказывать свою точку зрения, возбуждать сочувствие к себе и антипатию к оппоненту, способность ис- пользовать двусмысленность законов и договоров стали чрезвы- чайно актуальными. Софисты предоставили свободным грекам

18
возможность получения глубокого общего, а также специаль- ного образования, включая овладение искусством красноречия.
Софисты выступили как учителя мудрости («софия» — греч.
«мудрость»). То, чему учили софисты, получило название
«со- фистика» — искусство слова: «Искусство слова — это величай- шее благо, которое дает людям как свободу, так и власть над дру- гими людьми — каждому в своем городе» (Горгий).
Наиболее известными софистами признают
Протагора,
Горгия, Гиппия, Антифонта, Алкидама, Ликофрона, Калликла,
Фрасимаха.Именно этих софистов считают одними из первых греческих политических и правовых мыслителей.
Логическое основание политико-правовых взглядов софистов:
философский релятивизм, скептицизм и агностицизм (абсо- лютное отрицание какого бы то ни было объективного знания о мире); не исчерпала своих возможностей и мифология.
Политические взгляды софистов. Одним из первых наибо- лее ярких представителей греческой политической мысли стал
Протагор (491—481 гг. — конец V в. до н.э.).
Биография. Родился в Абдерах. Много путешествовал по
Греции. Несколько раз останавливался в Афинах, где его высо- ко ценили политики. В 444 г. до н.э. Перикл поручил Протагору подготовить законопроекты для новой колонии в Фуриях.
Логическое основание политического учения:философский релятивизм и мифология. Протагор стоял у истоков западно- го релятивизма, согласно которому не существует абсолютной истины, а есть лишь мнения. Протагору принадлежит мысль:
«человек есть мера всех вещей, — существующих, что они су- ществуют, и не существующих, что они не существуют».
Основные работы:«Антилогии», «О государстве». Эти рабо- ты не сохранились, но о них известно по преданиям.
Содержание политического учения. Протагор излагает свое политическое учение в форме мифа. Об этом мифе мы узнаем из диалога Платона «Протагор». Участники диалога — Прота- гор и Сократ, которые ищут ответ на вопрос: можно ли овладеть искусством управления государством-полисом? В ходе дискус- сии Протагор не только обосновывает возможность научиться государственному управлению, но и доказывает заданность де- мо кратии как формы полисного правления. Протагор сообщает, что согласно мифу в какой-то момент в недрах земли началась лепка живых родов, включая и человеческий род. Прометей и его брат Эпиметей должны были наделить представителей всех живых родов средствами для выживания на поверхности зем- ли. В качестве этих средств у людей первоначально оказались огонь и кузнечное ремесло — дар Прометея людям, хотя и ук-

19
ра денный им у богов. Однако вскоре стало понятно, что этих средств людям недостаточно для того, чтобы жить в обществе.
Стоило людям собраться вместе, как они сразу начинали «оби- жать друг друга», расселяться и гибнуть. Зевс, обеспокоенный тем, как бы не погиб весь человеческий род, дает Гермесу по- ручение наделить людей чувствами стыда и правды, которые стали бы «украшением городов». Гермес уточнил у Зевса: ка- ким образом следует дать людям стыд и правду — каждому или только некоторым? На что Зевс ответил: «Всем, пусть все бу- дут к ним причастны; не бывать государствам, если только не- многие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами.
И закон положи им от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным к стыду и правде, убивать как язву общества».
Отсюда Протагор делает заключение, что «всякому подоба- ет быть причастным» к таким добродетелям, которые позволят каждому человеку понять, что такое полисная справедливость, а «иначе не бывать государствам». Тем самым каждый человек может быть полноправным участником принятия решений в условиях непосредственной демократии. Протагор обосновал, опираясь на миф, полисную демократию как заданную людям форму правления.
Правовые взгляды софистов.Правовые взгляды софистов разнообразны по тематике. Можно выделить три группы со- фистов (табл. 2.1), отличающихся их отношением к позитив- ному праву и к праву естественному.
1. Софисты, признававшие исключительную ценность по- зитивного права — права, которое создается людьми.
2. Софисты, которые противопоставляли позитивное право праву естественному, существующему по природе. Таким обра- зом, вводятся два источника права — человеческое соглашение и природа.
3. Софисты, у которых критика позитивного права сопро- вождалась объяснением социального назначения этого права.
Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:
• первымипредложили деление права на право естествен- ное («физис») и право позитивное, условное («номос»);
• выступили основоположниками современной теории прав
человека, опираясь на естественно-правовую теорию. С пози- ций естественного права они обосновали
правовую аксиому —
равенство людей (по Гиппию, все люди «родственники, свой- ственники и сограждане — по природе, а не по закону»). Тем самым подверглась сомнению незыблемость закона, разделив- шего всех людей на рабов и свободных;

20
Таблица 2.1
Правовые взгляды софистов
Группы
Софисты
Правовые взгляды
I
Протагор
• «законы – изобретение славных древних законодателей»
• «преступающего законы государство наказывает»
• «справедливое или несправедливое про- исходит не из природы, а из права»
Горгий
• писаные законы – «стражи справедливо- сти»
II
Гиппий
• «закон же – тиран над людьми – принуж- дает ко многому, что противно природе»
• «А разве можно... придавать серьезное значение законам и повиновению, когда сами творцы их часто отменяют и переде- лывают»
Антифонт
• «по природе мы во всем рождены подоб- ными, и варвары, и эллины»
• «многое из справедливого по закону вра- ждебно настроено по адресу природы. Ведь законы изданы для глаз, чтобы смотрели, куда должно, и не смотрели, куда не долж- но. И для уст, чтобы говорили должное и не говорили не должного. И для рук, чтобы делали должное и не делали не должного.
И для разума, чтобы стремился к должному и избегал не должного»
Алкидам и
Ликофрон
(Горгиева
школа)
• «природа никого не создала рабом»
III
Калликл
• «законы как раз и устанавливают слабо- сильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы»
Фрасимах
• «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия – демократиче- ские законы, тирания – тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных – это и есть как раз то, что по- лезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливо- сти... во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти»

21
• благодаря различению права на позитивное и естествен- ное нашли
критерий критики позитивного права;
• объяснили факт разнообразия законовтем,что они могут быть случайными приспособлениями к обстоятельствам места и времени и могут зависеть от произвола (всякий влиятельный политик может способствовать их изменению).
Правовые идеи, выдвинутые софистами, стали импульсами для дальнейшего развития западной правовой науки. Правове- ды использовали модель естественно-правового мышления в средние века, а затем и в Новое время.
2.2. Учение Платона о государстве и законах
Платон (427—347 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.
Эпоха. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия сменялась демократией, демократия — тиранией и т.п.). Многие греческие философы
(Исократ, Платон, Аристотель) стали конструировать модели идеального полиса, т.е. устойчивого полиса, пытаясь найти те- оретическое решение этого кризиса.
Биография. Настоящее имя — Аристокл; житель Афин; принадлежал знатному роду, который вел свое происхождение от последнего афинского царя Кодра. По преданию, Арис- токл получил свое прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба («platys» — греч. «широкий»,
«platos» — «ширина»). Получил обычное для знатного афиня- нина образование: гимнастика, грамматика, музыка, матема- тика. Рано познакомился с философией Гераклита, пифагорей- цев. Платон много времени уделял поэзии. Ему приписываются эпические и лирические произведения, трагедии и комедии.
Под его именем до нас дошло около 25 стихотворных мини- атюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя философии привели к тому, что
Платон сжег свои поэтические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон был его учеником.
После смерти Сократа покинул Афины, посетил Египет и Юж- ную Италию. В 389—387 гг. до н.э. на Сицилии Платон попал в рабство. Когда друзья, собрав деньги, решили выкупить его, хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просуще- ствовала около 1000 лет. Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. На все последующие

22
века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рас- сказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 тысяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и погибшем, погрузив- шись в море «в один день и бедственную ночь».
Логическое основание политико-правового учения. Объектив- ный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него поз- нается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.
Сущность человека — это душа, которая имеет
три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют
добродетели: мудрость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет
четвер-
тую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Основные работы:«Государство», «Политик», «Законы».
Содержание политико-правового учения. Первый проект иде-
ального государства как воплощение вечныхидей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев на- селения».
Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
разумному началу соответствует совещательное;
яростномузащитное;
вожделеющемуделовое.
Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в госу- дарстве они разделены и
воплощены в разных сословиях: филосо- фах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сосло- вий занималось своим делом:
→ править должны философы, которые будут обязаны при- нимать участие в управлении государством, и будут использо- ваны для укрепления государства;
→ защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;
→ философы и воины вместе управляют производителями.
Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.
Платон выступает сторонником жесткой иерархии, замкну- тости и наследственности сословий. Он допускает проникно-

23
вение из второго сословия в первое, но против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, поскольку считает, что это приведет к гибели государства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы.
Править должны те, кто не стремится к занятию государ- ственных должностей. Для Платона это истинные философы, которые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, иначе с ними будут сражаться соперники в этой любви»; «если же бед- ные и неимущие добиваются доступа к общественным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру...»
Согласно мифу боги подмешали в души людей при их ро- ждении разные металлы: в души философов вложено золото, в души воинов — серебро, в души ремесленников и земледель- цев — медь и железо. И Платон делает вывод, что, имея в душе
«божественное золото», философы «не нуждаются в золоте че- ловеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
Только философы способны постигать истинное добро и справедливость. Поэтому в идеальном государстве законов не требуется: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».
Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Фи- лософы и воины должны посвятить свою жизнь исключитель- но служению общему благу государства-полиса. Поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи. «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
Средства для существования философов и воинов поста- вляет третье сословие. Жены и дети у философов и вои- нов общие: «...Пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспиты- вать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Платон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.
Воины нуждаются в особом воспитании:
→ из поэзии Гомера, Эсхила Платон предлагал исключить
«сетования и жалобные вопли героев»;
→ будущие воины не должны лгать собственным правите- лям. Только «правителям государства надлежит применять ложь

24
как против неприятеля, так и ради своих граждан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».
Классификация форм государства.Платон различает испор- ченные государства по степени их удаленности от идеального:
1)
тимократия — правление военных, бесконечные войны;
2)
олигархия—правление немногих богатых, вражда бога- чей и бедняков;
3)
демократия—правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жребию;
4)
тирания—власть одного, худшего, окруженного толпой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.
Второй проект идеального государства Платон разрабатыва- ет в своей работе«Законы» (табл. 2.2).
Идеальное государство — это смешанное государство, ко- торое состоит одновременно из двух противоположностей: мо- нархии и демократии. В качестве примеров Платон приводил персидскую монархию и афинскую демократию.
В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ог- раничена свободой граждан, либо власть народа была ограни- чена определенными рамками. Только тогда, считал Платон, мы получим умеренную форму государства.
В описании Платона идеальное государство — это государ- ство:
→ которое состоит из 5040 граждан, к числу которых отно- сятся только владельцы земли;
→ в котором собственность на землю государственная, но владение землей — частное;
→ в состав граждан которого не входят ремесленники и тор- говцы;
→ в котором существуют запреты ростовщичества, закла- дывания вещей, получения приданного.
Управление идеальным государством. Монархический компо-
нент в идеальном государстве Платона — это коллегия 37 стра- жей закона, которые выполняют следующие функции: охраня- ют законы; хранят записи об имуществе, которое превышает норму, установленную для каждого из четырех классов насе- ления; осуществляют судебные функции по частному обвине- нию в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму.
Демократический компонент включает:
1) совет из 360 человек, который работает секциями по
30 человек в течение одного месяца, обладает правом созыва очередных и внеочередных народных собраний;

25
2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и вто- рого классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «
ночное собра-
ние», деятельность которого не зависит ни от каких органов.
Именно оно имеет верховную власть в государстве.
Форма правления государства, необходимая для перехода к
идеальному государству. Платон считал тиранию единствен- но возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем.
Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, муже- ствен и от природы великодушен...»
«Если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приучить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглашению тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Однако реали- зовать свой проект на Сицилии Платону не удалось.
Таблица 2.2
Различие первого и второго проектов
идеального государства Платона
Первый проект
Второй проект
Деление граждан на три сословия:
1) философы;
2) воины;
3) третье сословие
Деление граждан на четыре клас- са по имущественному критерию
Переход из одного сословия в другое возможен лишь в виде исключения
Переход из одного сословия в другое возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен
Философское правление, отказ от мелочной опеки
«Никто никогда не должен оста- ваться без начальника»
Писаных законов нет: «Таким, записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их»
Признается значение писаных законов
Идея правления философов
Идея смешанной формы госу- дарства

26
Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):
• «неправильны те законы, что установлены не ради обще- го блага всего государства в целом»;
• правители — служители законов: «Я вижу близкую ги- бель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правите- лями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги»;
• «есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой — где и правителям предписаны законы»;
• «законы, руководясь советом богов, сделают наше госу- дарство вполне счастливым и блаженным».
Законодательное искусство. «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».
Законодательные приоритеты:первооснова государства—
это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.
В трактате «Политик»
под истинной политикой Платон по- нимает:
• знание божественных принципов и форм правления людьми, их возможно полное осуществление в земной жизни;
• царское искусство при наличии царского знания и уме- ния судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже не важно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты...».
Идеальное правление не требует слишком детальных зако- ноположений. Это царское правление, при котором царь вла- деет политическим искусством, т.е. умением плести политиче- скую ткань.
Платон критиковал управление людьми посредством зако- на, поскольку он считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций.
Классификация форм государственного правления. Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделял следующие формы го- сударственного правления:
• царская власть — правление одного с опорой на законы;
• тирания — правление одного без опоры на законы;
• аристократия — правление некоторых с опорой на законы;
• олигархия — правление некоторых без опоры на законы;
• демократия — правление большинства с опорой на законы;
• демократия без опоры на законы.

27
Платон вошел в историю политической мысли как созда- тель двух проектов идеального государства. Его можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государ- ства он оспорил значимость института частной собственности для двух высших сословий.
Платон сформулировал проблему перехода к идеальному государственному правлению.
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий фило- соф, основатель античной политической науки.
Эпоха.Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пере- селение их в города, рост числа свободных бедняков, развитие ростовщичества (хрематистики). Народным собранием руко- водят доносчики, процветает клевета на богатых. Чернь посе- щает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-полис
Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля именуют Ста- гиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-медиком маке- донского царя Аминты II, и Аристотель в детстве играл с Фи- липпом, будущим царем Македонии. С 17 до 37 лет учился в
Академии Платона. С 343 г. до н.э. Аристотель был наставником
Александра Македонского, за что Александр, став царем, пос- тавил своему учителю и другу памятник с надписью: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божествен- ному Аристотелю». В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афи- нах свою собственную школу (ликей, или — в другой транс- крипции — лицей, названный так то ли по имени героя Лика, то ли Аполлона Ликейского). Аристотель читал в лицее лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Peripateo (греч.) означает
«прохаживаюсь». Отсюда название учеников и последователей
Аристотеля —
перипатетики. С именем Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.
Логическое основание политико-правового учения. В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма.
Любая вещь — это единство материи и формы. Какую бы фор- му не имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм.
Человек, считал Аристотель, — это душа, которая имеет два начала:
разумное и волевое.

28
Человек — это главным образом разум. У человека есть много природных импульсов, которые разум должен контролировать.
Разум призван определить «точную меру», средний путь. Это путь добродетели. Добродетель — это «середина между край- ностями». В число добродетелей человека входят: мужество — это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость — это среднее между жадностью и расточительностью, скромность — это среднее между бесстыдством и стеснительностью.
Основные работы:
• «Политика».
Произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» Аристотеля лежат анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что
Аристотель вместе со своими учениками изучил конституции
158 греческих полисов;
• «Никомахова этика».
Содержание политико-правового учения Аристотеля. Поня-
тие справедливости.Среди всех добродетелей есть одна, в ко- торой отражены все остальные. Это справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет.
Он выделяет два вида справедливости:
• распределяющую;
• уравнивающую.
Критерий распределяющей справедливости — достоинство.
Однако понятие достоинства меняется. При олигархии ценит- ся богатство, при аристократии — честь.
Принцип распределяющей справедливости: благ должно быть больше у тех, кто более достоин. К благам относятся об- щественное положение, почет, власть и др.
Уравнивающая справедливость предполагает людей совер- шенно равными, а достоинство не имеет никакого значения.
Не важно, кто совершил преступление — достойный или нет, но наказание должно последовать.
Понятие государства. Человек по своей природе — суще- ство общественное. Поэтому государство для него является высшей формой общения. К другим формам общения Аристо- тель относил семью и общину. Семья — это низшая форма, за ней следует община, и наконец, высшая форма — государство.
Каждая низшая форма содержит в себе возможность высшей формы.
«Государство — сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни».
Вне государства в силу своей природы может находиться
«либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек», «либо животное, либо божество».

29
«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в про- тивном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех, и строят жизнь по своему предначертанию».
Классификация форм правления государства. Критерии класси- фикации — количество правящих иинтересы общего блага. Ари- стотель выделял шесть форм государственного правления: три правильные формы правления и три неправильные (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Формы государственного правления
Правильные
Неправильные
Правление осуществляется в интересах общего блага
Монархия
Аристократия
Полития
Правление осуществляется в интересах самих правящих
Тирания
Олигархия
Демократия
Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления —
полития. Полития — это смешанная форма прав- ления государства, возникающая из сочетания двух неправиль- ных форм — олигархии и демократии.
Олигархия усугубляет существующее имущественное нера- венство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных:
«Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, госу- дарственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бед- ными, ополчатся на средних...»
Полития
—это государство, основой которого является средний класс.
Характеристики политии:
властьпринадлежит «воинам, которые вооружаются за собственный счет»;
• преобладает частная собственность на землю средних раз-
меров, хотя есть и государственная собственность на землю;
• совместные трапезы для обеспечения полисной солидарно-
сти («лучше, чтобы собственность была частной, а пользова- ние ею — общим»);
самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы гра- ждане «знали друг друга»;

30
не входят в состав граждан и не участвуют в законосове- щательной и судебной деятельности:
женщины, рабы, ремеслен-
ники, торговцы;
• полития — это полис с обозримой и легко защищаемой
территорией;
• умеренный климат(в Греции климат не холодный и не жаркий);
особый характер граждан. Греки обладают и мужеством
(как северяне), и умом (как азиаты);
соединение сословного деления с возрастным:
— военное — юность;
— законосовещательное — зрелость;
— жреческое — старость.
Правовая теория. Для человека естественно и полезно, счи- тал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значе- ния разума в человеке приводит Аристотеля к поиску его ана- лога в общественной жизни, которым становится закон: «
за-
кон — это уравновешенный разум».
Право — это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Общество не может существовать без законов и права: «
Че-
ловек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех...»
Аристотель оправдывает
правовое принуждение: «Большин-
ство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и
страху перед наказанием более, чем чести...»
Классификация права. Аристотель различает право позитив- ное и право естественное.
Под
позитивным правом Аристотель понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под
естественным правом Ари- стотель понимает неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «
Естественным правом являет-
ся любое право, которое действует повсеместно и не зависит от
того, считают ли его люди действующим или нет».
Естественное право предписывает:
• разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;
• рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть ра- бами и полезно, и справедливо»;
• господство мужа над женой.
Что касается соотношения естественного и позитивного права, то Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

31
Создавая проект идеального государства, Аристотель осно- вывался на критике первого проекта идеального государства
Платона. Аристотель — критик «коммунизма» Платона. Для
Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье — это источник радостей).
Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства — интересы общего блага. Этот крите- рий можно приложить к любому современному государству.
Аристотель изменил стиль изложения политических идей.
Научный трактатАристотеля пришел на смену диалогам Пла- тона. Со своими учениками он описал 158 конституций гре- че ских и варварских государств.
Западная традиция полити- ческих исследований уходит корнями в эпоху Античности.
Причем, современным представлениям о научном стиле изло- жения проблем политики более соответствуют произведения
Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и называют
основателем политической науки.
2.4. Учение Полибия о формах государства
Полибий (210—128 гг. до н.э.)—греческий мыслитель, ис- торик, автор концепции круговорота форм правления госу- дарства.
Эпоха. Утрата греческими полисами независимости. Вклю- чение греческих полисов в состав Римской империи.
Биография. Выходец из Греции, из знатного рода. Был ин- тернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патри- ция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем рим- ский, а будущее — за Римом.
Основная работа:«Всеобщая история».
Логическое основание политического учения. Историзм. Ис- тория, считал Полибий, должна носить всеобщий характер.
Она должна охватывать в своем изложении события, проис- ходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть праг- матичной, т.е. связанной с военной и политической историей.
Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.
Содержание политического учения. Под влиянием стоиков
Полибий создал концепцию круговорота форм правления го- сударства:

32
Итак,
круговорот форм правления государства: три правиль- ные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Формы правления государства
Число
правящих
Правильные
Неправильные
Правление
одного
МОНАРХИЯ. Правитель получает добровольную поддержку своих поддан- ных
ТИРАНИЯ. Устанавли- вается силой и держит ся на страхе перед прави- телем
Правление
немногих
АРИСТОКРАТИЯ.
Управление на выбор ной основе справедли выми и разумными правителями
ОЛИГАРХИЯ. Отсутст- вие выборнос ти, своеко- рыстие правителей
Правление
большинства
ДЕМОКРАТИЯ. Преоб- ладание мнения боль- шинства. Уважение к законам, богам, родите- лям, старшим
ОХЛОКРАТИЯ. Власть черни при господстве демагогов в народном собрании. Власть чер ни без уважения к за конам:
«Нельзя считать демокра- тическим уст ройством такое, в кото ром чернь может де лать то, что хочет и мыслит для себя»
Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыс- лении предшествующего исторического опыта. Так, после свер- жения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.

В рамках своей мыслительной конструкции круговорота форм правления Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позво- ляет предсказать и сам момент перехода:
• жизнь нескольких поколений
1
людей занимает переход от царской власти к тирании;
• жизнь одного поколения людей занимает переход от аристо- кратии к олигархии;
• жизнь трех поколений людей занимает переход от демо- кратии к охлократии (демократия вырождается через три по- коления).
Полибий стремился найти такую форму правления госу- дарства, которая бы обеспечивала равновесие в государстве по- добно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным приме- ром смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались:
→ власть консулов — монархия;
→ власть сената — аристократия;
→ власть народного собрания — демократия.
В отличие от Аристотеля, для которого идеальная форма правления — это смешение
двух неправильных(неправильных для Аристотеля!)
форм правления: олигархии и демократии, у Полибия идеальная форма правления — это смешение
трех
правильных форм правления государства: монархии, аристокра- тии, демократии.
Идеала смешанной формы правления государства Полибия последовательно придерживались Марк Туллий Цицерон, То- мас Мор, Никколо Макиавелли.
Греческий историк Полибий взял в качестве
нового объекта политического исследования Римское государство.
1
Поколение — промежуток времени, отделяющий отца от сына; вплоть до XX в. — приблизительно 33 года; теперь эта цифра склоня- ется к 25. (
Жюлия Д. Философский словарь. М., 2000. С. 328).

34
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта