Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754—510 гг. до н.э.); 2) республиканский (509—28 гг. до н.э.); 3) императорский (27 г. до н.э.— 476 г. н.э.). Во II в. до н.э., после завоевания римлянами греческих по- лисов политические и правовые учения Греции оказали силь- ное влияние на формирование взглядов римских мыслителей. Расцвет римской политической и правовой мысли приходится на республиканский и императорский периоды. В эпоху рес- публики создает свои произведения Цицерон и начинается творческая деятельность римских юристов, которая достигает расцвета в императорский период. В I в. н.э. зарождается хрис- тианство, а уже в IV в. оно становится государственной рели- гией Римской империи. С появлением христианства меняется тематика политических и правовых исследований и основной проблемой становится соотношение церкви и государства. 3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона Марк Туллий Цицерон(106—43 гг. до н.э.) — римский госу- дарственный деятель, знаменитый оратор. Эпоха. Последний период существования республикан- ского Рима. Восстание рабов под предводительством Спартака (74—71 гг. до н.э.). Заговоры против республиканского строя. Биография. Цицерон родился в Риме, изучил риторику, граж- данское право, греческий язык, познакомился с философией эпикурейцев и стоиков; преуспел как государственный деятель. Благодаря ораторскому искусству Цицерон занимал различные государственные должности уже в весьма молодом возрасте: былквестором (финансовые и судебные дела), членом сена- та, эдилом (выборная должность: снабжение города продукта- ми, общественный порядок); претором (выс шее должностное лицо, выполняющее судебные функции); консулом (высшее должностное лицо, выбираемое на народном собрании). Буду- чи консулом, Цицерон руководил подавлением заговора Кати- лины — римского патриция, который был сторонником уста- новления единоличной власти (Цицерон приказал арестовать 35 и казнить без суда пятерых римских аристократов — участни- ков этого заговора). В благодарность от народного собрания получил почетный титул — «отец отечества». Как блестящий оратор выступал в различных аудиториях: в суде по делам гражданским и уголовным, в сенате и в народном собрании — на политические темы. Цицерон всегда выступал против установления режима личной власти: приход к власти Цезаря расценил как «ночь республики», «утрату свободы в государстве». Когда в 44—43 гг. до н.э. к власти пришли триумвиры (Антоний, Октавиан, Ле- пид), Цицерон выступил против. Его имя было включено в проскрипционные списки лиц, которых лишают состояния и подвергают преследованию. Цицерону отрубили голову и пра- вую руку и по распоряжению Антония выставили их в Риме на Форуме. Логическое основание политико-правового учения. Цицерон ис- пытал влияние идей Платона, Аристотеля, Полибия, стоиков. Основные работы «О государстве», «О законах» — написа- ны в подражание Платону в диалоговой форме. Содержание политико-правового учения. Понятие государ- ства. Цицерон предложил юридическое понимание государст- ва: «Итак, государство (res publica) есть достояние народа (res popoli), а народ — не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих лю- дей, связанных между собой согласием в вопросахправа (juris consensus) и общностью интересов (utilitatis communione)… Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Цицерон обосновал принцип юридического (формального) равенства граждан: если люди не согласны уравнять имущест- во, а умы всех людей одинаковыми быть не могут, то, во всяком случае, права граждан одного и того же государства должны быть одинаковы. Происхождение государства.Государство возникает вслед- ствие необходимости защиты частной собственности. Классификация форм правления государства. Продолжая гре- ческую традицию (Платон, Аристотель, Полибий), в качест- ве критерия классификации Цицерон использует количество правящих (табл. 3.1). В отличие от греческих философов Цицерон вообще не при- знавал «дурные государства» государствами, так как ни одно из них не является «достоянием народа» и в них нет общего для всех права. 36 Таблица 3.1 Формы правления государства Правление ОДНОГО НЕСКОЛЬКИХ ВСЕХ Царская власть Власть оптиматов Народная власть Недостатки «Все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия законов» Народ отстранен от власти и не имеет свободы Несправедливо само равенство Стремятся к вырождению в «дурные» государства Тирания Олигархия Произвол толпы Например, клика тридцати тиранов в Афинах Например, афинское полновластие Идеальная форма правления государства.Лучшая форма го- сударственного правления —смешанная, т.е. четвертый вид государственного правления, который «образован путем рав- номерного смешения трех его видов». Примером такой формы правления являлась Римская республика, в которой консулы были аналогом царской власти, сенат — аналогом власти опти- матов, народные собрания и народные трибуны — аналогами народной власти. Классификация права. Цицерон различал законы естествен- ные и позитивные. Естественный закон: • всегда справедливый: «Первое правило справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, что- бы все пользовались общей собственностью как общей, а част- ной как своей»; • содержит разумные положения; • является врожденным, вечным и постоянным; • существует в неписаной форме; • возникает раньше, чем какой-либо «писаный закон, вер- нее, раньше, чем какое-либо государство было основано»; • отменить его полностью невозможно «ни постановлени- ем Сената, ни постановлением народа»; • распространяется на всех людей:«Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе, распростра- няющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает 37 к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления от- пугивает; оно, однако, ничего когда это не нужно, не приказыва- ет честным людям и не запрещает и не воздействует на бесчест- ных, приказывая им что-либо или запрещая». Цицерон допускал существование несправедливых позитив- ных законов, которые «заслуживают название закона не боль- ше, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками»: « Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъяв- лять подложные завещания, если бы эти права могли получать одобрение голосованием или решением толпы». Примеры несправедливых законов: законы тридцати афинских тиранов 404—403 гг. до н.э.; римский закон 82 г. до н.э., согласно которому Сулле принадлежало право казнить по своему усмотрению любого гражданина, без слушания дела в суде. Заслуги Цицерона состоят в том, что он соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом; дал юридическое определение понятия государства. Цицерон оказал влияние на Гроция. Определение естест- венного права Гроция — это отзвук цицероновской максимы: «Истинный закон — это разумное положение, соответству ю- щее природе...» («Vera lex est recta ratio...»). Благодаря Цицерону естественное право, которое раньше было главным образом предметом философских размышле- ний, приобрело практическое значение в римском праве. Словарь латинских терминов res publica государство res popoli достояние народа juris consensus согласие в вопросах права « Vera lex est recta ratio...» «Истинный закон — это разумное положение, соответствующее природе...» 3.2. Римские юристы о праве и его видах Эпоха. III в. до н.э. — III в. н.э.Римские юристы играли в этот период огромную роль в жизни общества. Они занимались практической деятельностью по разрешению правовых споров по трем направлениям: 1) отвечали на юридические вопросы частных лиц; 2) сообщали нужные формулы и помогали при заключении сделок; 38 3) сообщали формулы для ведения дела в суде. Римские юристы пользовались огромным уважением в обще- стве, что гарантировало им в республиканский период выбор- ные должности, в императорский — придворные должности. Практическая деятельность римских юристов обусловила необходимость толкования права, источниками которого были: • обычное право; • Законы 12 таблиц; • законодательство народных собраний; • эдикты магистратов; • сенатусконсульты; • конституции императоров. Любое толкование предполагает наличие общей культуры. Ее основой стала греческая философия, глубоко проникнутая этической проблематикой. К числу наиболее известных римских юристов относят Цельса, Павла, Ульпиана, Модестина, Папиниана, Гая. Логическое основание правовых взглядов. Огромное влияние на римских юристов оказала философия стоицизма—послед- нее по времени направление греческой (послеаристотелев- ской) философии. Стоики говорили не о человеке в империи, а о человеке в мире. Провозглашали идеи космополитизма и ин- дивидуализма. Основное правило стоиков: «Живи сообразно с природой вещей». Стоики считали единственным источником права природу, а единственным правом — естественное право. Этой философией и объясняется преклонение римлян перед естественным правом — справедливостью. Римские юристы при разборе конкретных юридических дел толковали существующие правовые нормы в духе их соответ ст- вия требованиям справедливости или могли изменить старую норму с учетом новых представлений о справедливом праве. Ульпиан писал о деятельности римских юристов: «Нас на- зывают жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяем справедливое от несправедливого... стремясь к истинной, если я не заблужда- юсь, философии, а не к мнимой». Содержание правовых взглядов. Общее понятие права. Исходя из этического содержания права, римские юристы определяли право посредством понятия справедливости. Цельс: право есть искусство добра и справедливости (jus est ars boni et aequi). Ульпиан: «Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)...» 39 Павел: «...право означает то, что всегда является справедли- вым, каково естественное право». Классификация права. Критерий классификации — благо, которое защищено правом. Это благо может быть обществен- ным, а может быть частным. Ульпиан, в частности, различал: • право публичное(jus publicum), которое «относится к поло- жению Римского государства»; • право частное(jus privatum), которое «относится к пользе отдельных лиц». Частное право Ульпиан разделил на три вида (табл. 3.2). Таблица 3.2 Виды частного права по Ульпиану Виды Определение Согласно этому праву 1. Есте- ственное право ( jus naturale) Это общее для всех живых существ право, присущее не только челове- ческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам: «...мы видим, что и животные, даже дикие, обла- дают опытом в этом праве» «все рождаются свободными»; заключаются браки; воспитываются дети 2. Право народов ( jus gentium) Это право, сложившееся на космо- политической основе; право, кото- рым пользуются народы человече- ства. Оно является общим только для людей, а не для животных ведутся войны; море признается общим для всех; обеспечивается неприкосновен- ность послов; люди делятся на свободных и рабов 3. Цивиль- ное право ( jus civile) Это естественное право и право народов, которые адаптированы к потребностям римских граждан: «Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему пра- ву или сокращаем из него, то мы создаем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право является или писаным или неписаным, как у греков; из законов одни записаны, другие не написаны» для римских граж- дан существует: право частной собственности семейное право 40 Заслуги римских юристов трудно переоценить. Римские юристы предложили новую классификацию права, разделив его на публичное и частное. Многие труды римских юристов (Институции Гая, работы Ульпиана, отрывки из сочинений 38 римских юристов (I—IV в. н.э.)) вошли в единый правовой документ императора Юсти- ниана I в 534 г., который с 1583 г. стал называться Corpus Juris Civilis (Свод римского гражданского права). Римское право позднее было рецепировано во многих странах Западной Европы, что является бесспорным свиде- тельством высокоразвитой правовой культуры, созданной римскими юристами. С III в. до н.э. началось публичное обучение юриспруден- ции, которое получило дальнейшее развитие в системе юриди- ческого образования Запада. Словарь латинских терминов jus romanum римское право jus (от justitia) правда, справедливость aequitas справедливость lex позитивный закон Jus est ars boni et aequi Право есть искусство добра и справедливости Corpus Juris Civilis Свод римского гражданского права jus naturale естественное право jus publicum право публичное jus privatum право частное jus gentium право народов jus civile цивильное (гражданское) право 3.3. Политическое учение Аврелия Августина Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354—430 гг. н.э.)— христианский богослов, епископ. Эпоха. С IV в. н.э. христианство в Римской империи ста- новится государственной религией. Распад и кризис Римской империи. В 395 г. Римская империя была разделена на Запад- ную и Восточную. Разграбление Рима в 410 г. вестготами. Биография. Выходец из Африки: родился на территории нынешнего Алжира. Мать — христианка, отец — язычник. До 33 лет тоже был язычником, в 33 года крестился. Вернулся в Африку, был рукоположен в епископы и с 396 г. — епископ го- рода Гиппона (Северная Африка). Логическое основание политического учения. Теоцентризм (в центре мироздания — Бог). Исходя из этой посылки, Авгу- стин предлагает следующее понимание истории человечества 41 и самого человека. История человечества — это осуществление божественных предначертаний. Цель человечества — достиже- ние града Божия. Установится вечный мир, будет состояние, в котором невозможно грешить, не будет зла, будет нескончае- мый досуг, не будет труда, вызываемого нуждой. Августин различает две природы человека: 1) до грехопадения человек был невинным существом; 2) после грехопадения и понесенного наказания человек стал «смертным, невежественным и подчиненным плоти». Итак, человек теперь — грешник. Люди совершили грех пе- ред Богом: они отведали от древа познания, отравив тем самым все мироздание. Основные работы:«О граде Божии», «Исповедь», «Трактат о ересях». Содержание политического учения. Понимание Августином истории человечества и понимание греховной природы че- ловека нашло прямое отражение в его политическом учении, которое было изложено в книге «О граде Божии» («De civitate Dei»). Происхождение государства. Августин считает, что государ- ство является следствием греховной природы человека. В под- тверждение этого тезиса Августин приводит два доказате льства: 1) согласно Священному писанию от Адама и Евы родились Авель и Каин, а Каин убил Авеля. Каин же как раз и является по Священному писанию создателем государства: «и построил Каин город». Авель же, праведник, никакого града не постро- ил. Следовательно, создателем государства явился грешник, братоубийца; 2) из истории Рима известно, что основателем римского государства был Ромул — братоубийца Рема. Сущность государства. Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как на- казание за первородный грех Адама, и как средство предупре- ждения совершения людьми новых грехов. Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире. Августин допускает, что в правильном (bene constituta) зем- ном государстве человек может испытать лишь отблеск сча- стья. В государстве, «хорошо управляемом монархами, власти- телями, законами или всеми вместе, человек может постичь то, что называет счастьем толпа». Что отличает государство от шайки разбойников? 42 Августин, рассуждая о справедливых и несправедливых го- сударствах, пришел к выводу, что несправедливое государство подобно шайке разбойников: «Итак, при отсутствии справедли- вости что такое государства, как не большие разбойнические шайки; так как и самые разбойнические шайки что такое, как не государства в миниатюре? И они также представляют со- бой общества людей, управляются властью начальника, свя- заны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открытее принимает название государства...» Августин рассказывает притчу, согласно кото- рой к Александру Македонскому на суд привели пирата, кото- рому император задал вопрос: какое право ты имеешь грабить на море? Пират дерзко ответил: такое же, что и ты, разница лишь в том, что я это делаю на небольшом судне и меня назы- вают разбойником, а ты располагаешь большим флотом и тебя величают императором. К справедливому государству Августин относит «христиан- ское государство»: «Государство лучше всего устрояется и хра- нится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все люди любят общее благо. Высшее же благо есть Бог». Соотношение государства и церкви. Наряду с такими фун- кциями государства, как обеспечение правопорядка и защита граждан от внешней агрессии, христианское государство долж- но помогать церкви бороться с ересью. Августин обосновал и еще одну, новую функцию государ- ства — борьбу с ересью. Обоснование рабства. Рабство — это наказание за грех: «Грех — первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду Божию, у которого нет неправды». В основе рабства — грех библейского Хама, сына Ноя. Однако Августин допускал, что ис- точником рабства отдельных людей может быть военный плен. Таким образом, Августин предложил обосновывать рабство не ссылкой на природу, как это делал Аристотель, и не ссылкой на право народов, как римский юрист Ульпиан, а ссылкой на греховную природу человека. Человек, став рабом греха, заслу- живает того, чтобы стать рабом другого человека. Учение христианского мыслителя Августина стало заметной вехой в развитии политико-правовой идеологии в целом. Государство для Августина — это институт условно необхо- димый. Государства могло и не быть, если бы не было перво- родного греха Адама. В отличие от Аристотеля, для которого человек — это су- щество политическое и должно жить в государстве, Августин воспринимает государство лишь как промежуточный момент человеческого паломничества на земле. В отличие от Цицерона, для которого республика как дело народное существует тогда, когда она управляется хорошо и справедливо одним, немногими или всем народом, Августин считал, что истинная справедливость существует только в гра- де Божием: «...истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, основатель и правитель которой — Христос, если и эту последнюю угодно называть республикой, так как нельзя отрицать, что и она — народное дело». |