Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
16.7. Неотомистская теория права Жака Маритена Жак Маритен (1882—1973) — французский религиозный философ, представитель неотомиcтской теории права 1 Эпоха. Две мировые войны. Создание международных ин- ститутов, призванных защитить права человека (ООН, Всеоб- щая декларация прав человека и др.). Все это обусловило об- ращение католического философа Маритена к проблеме прав человека. Биография. Родился в протестантской семье, но затем при- нял католичество. В 1899 г. поступил в Сорбонну, где изучал естествознание и философию. В университетские годы увле- кался философскими теориями: христианским социализмом Ш. Пеги, интуитивизмом А. Бергсона, религиозными идеями Л. Блуа, под влиянием которого в 1906 г. принял католическое 1 Неотомизм (нео + томизм) — от имени христианского теолога XIII в. Фомы (Thomas) Аквинского. 181 вероисповедание. Книга Фомы Аквинского «Сумма теоло- гии», прочитанная Маритеном в 1910 г., произвела переворот в его сознании. Многие годы Маритен посвятил преподаватель- ской и политической деятельности: читал лекции не только во Франции, но и в США, Англии, Канаде. С 1940 по 1945 г. — профессор Принстонского и Колумбийского университетов. Затем в течение нескольких лет — посол Франции в Ватикане. В 1948—1960 г. — вновь в Принстонском университете. Сыграл важную роль в процессе обновления французского католициз- ма. Умер в Тулузе (Франция) в 1973 г. Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Фомы Аквинского и философские учения XX в. (эк- зистенциализм и др.). Вслед за Фомой Аквинским Маритен считал, что естественное право восходит к вечному божествен- ному закону (lex аеterna), который является идеальным рацио- нальным планом управления миром, замыслом Бога, которому подчинено все то, что небожественно, но согласно которому мыслящее существо несравнимо выше, чем другие божьи со- знания: «Естественное право есть закон лишь потому, что оно сопричастно Вечному закону». Основные работы: «Права человека и естественный закон», «Человек и государство», «Моральная философия», «Интег- ральный гуманизм». Содержание политико-правового учения. Понятие естест- венного права и проблемы его познания. Маритен поставил перед собой цель — вписать вопрос о естественном праве в современ- ную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского. Маритен дистанцируется от понимания естественного пра- ва школами: → юридического позитивизма. Для представителей этой школы (Дж. Остин и др.) естественное право представляется лишь метафорой; → рационалистического естественного права. Для предста- вителей этой школы (начиная с Г. Гроция) естественное пра- во — это реальность, открытая для своего понимания челове- ческим разумом. Маритен рассматривает естественное право с онтологиче- ской и гносеологической точек зрения. С онтологическойточки зрения естественное право — это правила человеческого поведения, которые обусловлены оди- наковой человеческой природой и совместимы с ней. Рас- крывая понятие человеческой природы, Маритен утверждал: «Человек есть существо, наделенное разумом»; «имеет цели, 182 которые с необходимостью соответствуют его сущностной конституции и которые одинаковы для всех». Естественное право обеспечивает нормальное функциониро- вание человеческого рода. Все многообразие правил естествен- ного права соответствует всем моральным законам (не только исходным и основополагающим, но и малозначительным, не только осознаваемым сейчас, но и тем, которые люди осозна- ют в отдаленном будущем). Маритен вносит элементы неопределенности и динамич- ности в понимание естественного права, поскольку невозмож- но дать всеобъемлющую характеристику сущности человека: «Ангел, который своим ангельским способом познал бы чело- веческую сущность и все возможные ситуации человеческого существования, знал бы и естественное право в его бесконеч- ности и протяженности. Мы не знаем» 1 Естественное право с гносеологической точки зрения пред- ставляется Маритену познаваемым, хотя оно не является пра- вом писаным. Традиция понимать естественный закон как неписаный закон восходит согласно Маритену к античности, а именно, к героине трагедии Софокла Антигоне, которая похоронила своего брата вопреки приказу царя Креонта: «Антигона, которая осознава- ла, что, преступая человеческий закон и неся за это кару, она подчиняется высшему повелению, неписаным и непреложным законам, является вечной героиней естественного права, пос- кольку, как она говорит, этот неписаный закон не был создан доброй волей вчерашнего или сегодняшнего дня». Существование неписаного естественного закона призна- вали также греческие философы, римские стоики и Цице- рон, апостол Павел, Августин, Фома Аквинский, Гроций и др. В этом ряду мыслителей Маритен особо выделяет Фому Ак- винского, признавая тот факт, что «он один постиг суть дела в целостном и последовательном учении, которое, к сожалению, было сформулировано посредством недостаточно четких тер- минов». Неписаная форма естественного закона создает существен- ную сложность в его познании. Маритен считает невозможным априорно и во всех аспектах определить «нормы человеческого поведения посредством декретов, которые, как считалось пред- писаны Природой и Разумом, но в действительности сформу- лированы произвольно и искусственно». 1 Такого рода подход к пониманию сущности человека и естест- венного права соответствует философии экзистенциализма, согласно которой суще ствование человека предшествует его сущности. 183 Такой подход, связанный с искусственной систематиза - цией и рационалистической переработкой естественного права, впервые встречается в трудах Гуго Гроция, во время пришествия «математического мышления». Действительно, математически- ми аксиомами представляются правила естественного права, сформулированные Гроцием: воздержись от присвоения чужого имущества, верни незаконно удерживаемую вещь и т.п. Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «Человеческий разум не открывает предписания естественного права в абстрактной и теоретиче- ской форме, в виде последовательности геометрических тео- рем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т.е. путем рационального познания». Понимание естественного права на уровне самоочевидного принципа — «это знание о том, что мы должны делать добро и избегать зла». Но это лишь основной принцип естественно- го права, а не само естественное право, поскольку оно «являет собой совокупность вещей, которые следует и которые не сле- дует делать, что вытекает из него с необходимостью. То, что в определении этих вещей возможна любая ошибка и любое ис- кажение, означает лишь, что наши глаза слепы, наша природа груба и бесконечное множество случайностей может исказить наше суждение. Монтень ехидно заметил, что среди некото- рых народов инцест и воровство считались добродетельными поступками. Паскаля это шокировало. Все это не доказыва- ет ничего противоречащего естественному праву, — не более, чем ошибка в сложении доказывает что-либо противоречащее арифметике...» Как же тогда познать естественное право, которое имеет лишь неписаную форму? Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, ко- торые и направляют человеческий разум к осознанию предпи- саний естественного права 1 . Поэтому естественное право не познается посредством понятий и логических умозаключений, оно познается лишь через конгениальность 2 : «...это неясное, несистематическое, жизненное познание посредством сопри- частности природе или конгениальности, когда интеллект, чтобы вынести суждение, прислушивается к внутренней мело- дии, которую создают в субъекте вибрирующие струны вечных устремлений». 1 Фома Аквинский полагал, что к «естественному закону относит- ся все то, к чему человек имеет природную склонность». 2 Конгениальность — совпадение по духу или по образу мыслей. 184 Для того чтобы познать естественное право, необходимо подключить: → моральное сознание добродетельного человека; → мистическое сознание созерцателя; → поэтическое сознание художника. Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулиро- вать динамические схемы естественного права 1 : • люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и за- прещений; • лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное; • «семейная группа должна подчиняться неким установ- ленным образцам поведения»; • сексуальные отношения должны быть подчинены опре- деленным ограничениям; • «мы обязаны видеть Невидимое». Эти динамические схемы естественного права историче- ски проявились и продолжают проявляться в разнообразных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов есте- ственного права». Маритен указывает на факт развития как самого естествен- ного права, так и нашего знания о естественном праве в различ- ные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневеко- вья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностямчеловека, нежели его правам. Определенное достижение (великое достижение, разумеется) XVIIIстолетия состояло в освещении того, что естественное право требует также правчеловека». В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъемлю- щая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право». Итак, естественное право с точки зрения: • онтологической— это то, что требуется для нормального человеческого существования; • гносеологической—это не концептуально познанное ес- тественное право, а лишь динамические схемы естественно- го права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека. Теория прав человека. Маритен решает проблему прав чело- века с опорой на теорию естественного права. Права человека 1 Данные антропологической науки подтверждают универсаль- ность ес тественного права, если под ним понимать «основные дина- мические схемы естественного права». 185 вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами». По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми естест- венным образом обладает человек, прав первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в ка- честве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнори- ровать хотя бы на мгновение». Проблема развития прав человека. «Старые» права сопротив- ляются появлению «новых» прав: «в человеческой истории ни одно «новое право» (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) реально не было при- знано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых «старых прав». Так было с правом на справедливую заработную плату, ко- торое возникло в процессе борьбы с уже существующими пра- вами: правом на свободу договоров и правом частной собст- венности. Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Он считал, что эта Декларация оставляет место как для «старых», так и для «новых» (социальных, эконо- мических, культурных) прав. Маритен предложил классификацию прав человека, разде- лив их на три группы: • права индивида; • права гражданина; • права трудящегося. Права индивида — это такие права человека, которые без- условно соответствуют естественному закону, они абсолютно неотчуждаемы: → право на жизнь; → право на стремление к счастью; → право на религиозную свободу. Почему эти права абсолютно неотчуждаемы? Маритен так от- вечает на этот вопрос: эти права основаны «на человеческой при- роде, которую конечно же ни один человек не может утратить». Права гражданина — это такие права человека, которые вы- текают из позитивного права: → право объединения в политические партии; → избирательное право. Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответст- вии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям: → право на труд; → право на объединение в профсоюзы; → право на справедливую заработную плату и др. Философия прав человека, развитая французским филосо- фом, — один из значимых идейных источников Всеобщей де- кларации прав человека (1948), в разработке которой Маритен принимал непосредственное участие. Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О про- грессе народов» (1967) ссылается на работы Маритена. Философия права и прав человека Маритена — возрожде- ние теории естественного права в ХХ в. Учебное издание Мачин Игорь Федорович ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Краткий курс лекций Редактор Л. В. Гришина Корректоры У. В. Соколова, Н. Н. Грибенюк, И. А. Семенова Художественное оформление А. И. Гиренко Компьютерная верстка О. В. Красильников Формат 84 ×108 1 / 32 . Гарнитура «NewtonC». Усл. печ. л. 9,77. Доп. тираж 2500 экз. Заказ № ООО «ИД Юрайт» 140004, Московская область, г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, дом 1 Тел.: (495) 744-00-12. E-mail: izdat@urait.ru, www.urait.ru Покупайте наши книги: Оптом в офисе книготорга «Юрайт»: 140004, Московская обл., г. Люберцы, 1-й Панковский проезд, д. 1, тел.: (495) 744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru В розницу в интернет-магазине: www.urait-book.ru, e-mail: order@urait-book.ru, тел.: (495) 742-72-12 Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ обращайтесь по тел.: (495) 744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, vuz@urait.ru |