Главная страница
Навигация по странице:

  • 14.1. Политико-правовое учение марксизма

  • Карл Маркс

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Основные работы

  • Содержание политико-правового учения.

  • 14.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль Фердинанд Лассаль

  • 14.3. Политико-правовая теория анархизма Теория анархизма есть учение о принципиально безгосу- дарственном устройстве общественной жизни. Петр Алексеевич Кропоткин

  • Прудон Пьер Жозеф

  • Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеКурс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
    АнкорКрондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев
    Дата06.03.2022
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла43310_2d36eed6c633580bdcdb9ed59f0d5d51.pdf
    ТипКурс лекций
    #385011
    страница12 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Тема 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
    СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ
    МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ
    XIX ВЕКА НА ЗАПАДЕ
    Эпоха. В силу развития промышленного капитализма на
    Западе актуальным становится проблема интеграции пролета- риата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую и политическую систему капиталистического общества. Тем самым особое значение приобрел
    рабочий во-
    прос. Ответом на этот вопрос на практике было создание пар- тий и организаций, отстаивающих интересы рабочих на Западе:
    «Всеобщего германского рабочего союза» (1863), Социал-демо- кратической рабочей партии Германии (
    национальный уровень);
    I Интернационала («Международного товарищества рабочих»,
    1864); II Интернационала (1889), организованного социали- стическими партиями (
    международный уровень).
    Ответом на этот вопрос в теории было требование замены капитализма общественным строем без экономической экс- плуатации и изменения политической системы.
    В рамках социалистической политико-правовой теории на
    Западе сформировалось три направления:
    • «научный социализм» — Маркс, Энгельс (само название принадлежит Марксу);
    • анархизм (Прудон, Бакунин, Кропоткин);
    • социал-демократический социализм (Лассаль).
    Все эти теории противостояли другим теориям, появив- шимся в этом же XIX в., таким как теория политического либе- рализма (Констан), теория социократии (Конт) и др.
    14.1. Политико-правовое учение марксизма
    Марксизм представляет собой систему экономических, со- циальных, философских, политических и правовых взглядов.
    Особое место среди них занимает политико-правовое учение.
    Карл Маркс (1818—1883) — немецкий политический фило- соф, экономист, идеолог и пророк мировой пролетарской ре- волюции.
    Фридрих Энгельс (1820—1895) — немецкий мыслитель, спод- вижник Маркса.

    144
    Эпоха. Капиталистический способ производства все более обнаруживал присущие ему противоречия. Прогресс в сфере производства сопровождался усилением эксплуатации трудя- щихся, безработицей и обнищанием народных масс. По оцен- ке Ф. Энгельса, пролетариат был «страдающим» классом.
    Биографии. К. Марксродился в Трире (Рейнская Пруссия).
    Он был вторым ребенком из девяти детей адвоката Генриха
    Маркса (отец Маркса происходил из семьи раввинов, однако в 1816 г. он принял протестантизм). С 1835 по 1836 г. изучал право в Боннском университете; с 1836 по 1841 г. изучал право, историю и историю искусств в Берлинском университете. В 23 года, в 1841 г. получил докторскую степень на философском факультете Иенского университета. С 1849 г. и до конца жизни
    Маркс жил в Лондоне.
    Ф. Энгельс родился в Бармене (Рейнская Пруссия) в семье текстильного фабриканта (отец не дал сыну закончить гимна- зию, Энгельс рано стал работать в конторе торговой фирмы в
    Бремене). В 1841 г. жил в Берлине, отбывая воинскую повин- ность, одновременно был вольным слушателем в Берлинском университете. В 1842—1844 гг. жил в Манчестере (Англия), работая в конторе бумагопрядильной фабрики, совладельцем которой был его отец. Подготовил «Наброски к критике по- литической экономии» (идея переходного характера капита- листической системы). После смерти Маркса Энгельс пере- работал его рукопись и опубликовал работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
    Логическое основание политико-правового учения. Источни- ками марксистского учения являются идеи, содержащиеся в немецкой классической философии (Гегель, Людвиг Фейер- бах), английской политической экономии (Рикардо, Смит), французской и английской социалистической теории (Сен-
    Симон, Фурье, Оуэн), французской исторической науке и др.
    Основные работы: «Манифест коммунистической партии»
    (Маркс, Энгельс), «Нищета философии» (Маркс), «18 брюме- ра Луи Бонапарта» (Маркс), «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (Маркс), «Капитал» (Маркс), «Гражданская война во Франции» (Маркс), «Критика Готской программы»
    (Маркс), «К критике политической экономии. Предисловие»
    (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и го- сударства» (Энгельс).
    Содержание политико-правового учения. Марксистское по- литико-правовое учение обусловлено представлениями Марк- са и Энгельса о том, что капитализм нельзя усовершенствовать

    145
    и необходимо революционное переустройство капиталисти- ческого общества.
    В «Манифесте коммунистической партии» (1847—1848), опубликованном на многих европейских языках, содержатся анализ состояния современного общества и программа дей ст- вий пролетариата в ходе революционного переустройства этого общества.
    Современное буржуазное общество «все более и более рас- калывается на два больших враждебных лагеря, на два боль- ших, стоящих друг против друга класса — буржуазию и проле- тариат».
    Капитализм разрушается через классовую борьбу: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борь- бы классов». Эта борьба всегда заканчивалась «революцион- ным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».
    С развитием капитализма все больше средних, промежу- точных слоев между капиталистами и пролетариями будет вливаться в ряды пролетариата, пролетариат рекрутируется «из всех слоев населения»: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она (буржуазия.
    — И.М.) превратила в своих платных наемных работников».
    С развитием капитализма будет проходить процесс все большего обнищания пролетариата. Благодаря машинному производству будет расти производительность труда, что вызо- вет рост резервной армии труда, которая будет влиять на рынок труда и будет препятствовать росту заработной платы.
    Кроме того, с развитием капитализма будут нарастать про- тиворечия:
    → между производительными силами и буржуазными про- изводственными отношениями;
    → между общественным характером производства и част- нокапиталистическим характером присвоения.
    «Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство». В такой ситуации проле- тариату терять нечего: «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность».
    Пролетарское движение есть движение «огромного боль- шинства в интересах огромного большинства».
    Программа действий пролетариата. «Пролетариат основыва- ет свое господство посредством насильственного ниспроверже- ния буржуазии», в ходе «открытой революции», «коммунисти- ческой революции». Произойдет отождествление государства с

    146
    «пролетариатом, организованным как господствующий класс»,
    «завоевание пролетариатом политической власти». Таким об- разом, была высказана идея диктатуры пролетариата, хотя тер- мина «диктатура пролетариата» в «Манифесте коммунистиче- ской партии» еще нет.
    Задачи пролетариата как политически господствующего класса:
    • «вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал»;
    • «централизовать все орудия производства в руках госу- дарства»;
    • отменить право наследования;
    • конфисковать имущество эмигрантов и мятежников;
    • централизовать кредит в руках государства посредством создания национального банка с государственным капиталом;
    • централизовать весь транспорт в руках государства;
    • увеличить число государственных фабрик;
    • ввести одинаковую обязательность труда для всех;
    • создать промышленные армии;
    • соединить земледелие с промышленностью, содейство- вать постепенному устранению различия между городом и де- ревней;
    • обеспечить общественное и бесплатное воспитание всех детей.
    В итоге «на место старого буржуазного общества с его клас- сами и классовыми противоположностями приходит ассоциа- ция, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
    «Манифест коммунистической партии» — не только про- грамма действий пролетариата в ходе совершения коммуни- стической революции, но и
    основа марксистской теории госу-
    дарства и права. В этой работе даны марксистские определения
    политической и государственной власти, права, закона.
    1. «Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления друго- го». После ликвидации классов «публичная власть потеряет свой политический характер».
    2. «Современная государственная власть — это только ко- митет, управляющий общими делами класса буржуазии».
    3. «Ваше право (буржуазное. —
    И.М.) есть лишь возведен- ная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой оп- ределяется материальными условиями жизни вашего класса».
    4. «Законы, мораль, религия — все это для него (пролета- риата. —
    И.М.) не более как буржуазные предрассудки, за ко- торыми скрываются буржуазные интересы».

    147
    В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» впервые используется термин «классовая диктатура пролета- риата» и содержится характеристика задач пролетариата.
    «Пролетариат все более объединяется вокруг революцион- ного социализма, вокруг коммунизма... Этот социализм есть объявление непрерывной революции,
    классовая диктатура
    пролетариата как необходимая переходная ступень к уничто- жению классовых различий вообще, к уничтожению всех про- изводственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответству- ющих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений».
    В работе «Критика Готской программы» Маркс вновь обра- тился к теме переходного периода и диктатуры пролетариата:
    «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во вто- рое. Этому периоду соответствует и политический переход- ный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
    В работе Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» на смену идее отмирания государства, провозглашенной в «Манифесте ком- мунистической партии», приходит
    идея слома. Он критикует французское государство — ужасный «организм-паразит» на теле общества: полмиллиона чиновников и полмиллиона во- енных. Маркс предлагает сломать старую государственную ма- шину: «Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, бо- ролись за господство, рассматривали захват этого огромного го- сударственного здания как главную добычу при своей победе».
    Это важное положение вошло в предисловие к немецкому изданию «Манифеста» 1872 г.: в особенности Коммуна доказа- ла, что «рабочий класс не может просто овладеть готовой госу- дарственной машиной и пустить ее в ход для своих собствен- ных целей».
    В работе «К критике политической экономии. Предисло- вие» дается экономическая интерпретация истории и форми- руются концепции экономического базиса и политико-право- вой надстройки.
    Базис — это совокупность производственных отношений.
    Это отношения, в которые вступают люди в процессе произ- водства, — «определенные, необходимые, от их воли не зави- сящие».
    Надстройка — это совокупность таких явлений, как госу- дарство, право, формы общественного сознания, возвыша-

    148
    ющихся над базисом, но зависящих от него. «С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке», — писал Маркс.
    После смерти Маркса в 1883 г. Энгельс пишет работу «Проис- хождение семьи, частной собственности и государства» (1884).
    В этой работе он провел анализ экономических предпосылок перехода от родовой организации общества к государственной.
    Государство возникло для того, чтобы «классы с противоре- чивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе».
    Во введении к работе К. Маркса «Гражданская война во
    Франции» (1891) Энгельс определяет государство и говорит о его отмирании в будущем: «В действительности же государс- тво есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим, — и в демократической республике ничуть не меньше, чем в монархии; в лучшем случае государство есть зло, которое по наследству передается пролетариату, одержавшему победу в борьбе за классовое господство; победивший пролетариат по примеру Коммуны вынужден будет как можно скорее отсечь худшие стороны этого зла, пока поколение, выросшее в новых, свободных общественных условиях, не окажется в состоянии выкинуть вон весь этот хлам государственности».
    Во введении к работе К. Маркса «Классовая борьба во
    Франции с 1848 по 1850 г.» Энгельс дал высокую оценку все- общего избирательного права как легального средства борьбы рабочих за свои права: «И вышло так, что буржуазия и прави- тельство стали гораздо больше бояться легальной деятельно- сти рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, чем успехов восстания».
    Тем не менее Энгельс принципиально не отказывается от признания за народом права на революцию: «Ведь право на революцию является единственным действительно «историче- ским правом» — единственным, на котором основаны все без исключения современные государства».
    Распространению политико-правовой идеологии марксиз- ма способствовало участие Маркса и Энгельса в работе Между- народного товарищества рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность оказывать влияние на развитие рабочего движения в Западной Европе.
    Марксистское политико-правовое учение построено на признании антагонизма между классами, который выступает движущей силой истории.
    Призыв к насильственной революции скрывал цену этой революции — гражданскую войну.

    149
    В отличие от основателей марксизма французский социо- лог Огюст Конт (современник Маркса и Энгельса) считал, что индустриальное общество — это не антагонистическое обще- ство: необходимо лишь найти консенсус между буржуазией и пролетариатом.
    14.2. Политико-правовое учение и программа
    социальной демократии. Фердинанд Лассаль
    Фердинанд Лассаль (1825—1864) — немецкий публицист и политик, адвокат.
    Эпоха. Объединение Германии шло сверху, и Бисмарку ме- шала буржуазная оппозиция в рейхстаге. Поэтому он был согла- сен допустить туда рабочих, понимая, что в условиях Германии всеобщее избирательное право не приведет к общенародному государству. Лассаль поддерживал политику объединения Гер- мании «сверху» — под гегемонией Пруссии.
    Биография. Родился в семье мещан. Учился в Лейпцигской торговой школе, в Бреславском и Берлинском университетах, занимался филологией и философией.
    В 1848—1849 гг. участвовал в демократическом движении
    Рейнской провинции; в начале 1860-х гг. примкнул к рабочему движению и стал одним из основателей рабочей партии — Все- общего германского рабочего союза (1863). Был избран прези- дентом этой партии. Погиб на дуэли.
    Логическое основание политико-правового учения. Энгельс называл Лассаля правоверным гегельянцем. Сам же Лассаль называл себя учеником Маркса: знал наизусть «Манифест коммунистической партии» и экономические труды Маркса и широко их пропагандировал в немецком рабочем движении.
    Был гениальным агитатором.
    Основные работы:«Программа работников», «Наука и ра- ботники», «О сущности конституции», «Гласный ответ», «Сис- тема приобретенных прав».
    Содержание политико-правового учения. Понимание госу-
    дарства. Лассаль считал государство воплощением обществен- ного интереса, только в государстве он видел путь спасения от всех социальных зол: «Государство — это учреждение, в кото- ром должна воплотиться вся добродетель человечества, цель государства — дать возможность человечеству процветать и прогрессивно развиваться, другими словами, назначение че- ловека — добиться насаждения культуры, на какую только человеческий род способен. И рабочее сословие, и вообще низшие классы общества благодаря беспомощности, в какой

    150
    пребывало большинство их, обнаружили глубокий инстинкт, возлагая все свои надежды на государство».
    Современное буржуазное государство основано на имущес- твенном избирательном цензе и служит лишь «ночным сторо- жем», призванным охранять личную свободу индивида и его собственность.
    Государство будущего должно ставить перед собой еще и со- циальные задачи.
    Программа перехода к социализму. Лассаль предлагал осущес- твить социализм на основе существующего государства. Если ввести
    всеобщее избирательное право, отменив имущественный ценз, то государство станет «народным» и будет служить всем и каждому. Тем самым будет реализована «государственная идея рабочего сословия».
    Когда 98% неимущих пойдут голосовать, они будут способ- ны изменить политику государства. Тем самым будет решен социальный вопрос:
    → через государственные субсидии и государственный кре- дит;
    → через учреждение производительных товариществ как в промышленности, так и в земледелии в таком объеме, чтобы из них возникла
    социалистическая организация совокупного труда, которая постепенно вытеснит капитализм. Рабочие в этих то- вариществах будут получать «полный трудовой доход».
    Завоевание всеобщего избирательного права — вот путь к социализму. Был тайный договор Лассаля с Бисмарком: за под- держку рабочими политики Бисмарка канцлер обещал ввести всеобщее избирательное право в Германии.
    Интересно, что обе стороны выполнили свои обещания!
    В отличие от политической программы Маркса, основанной на концепции
    классовой борьбы и насильственной революции для решения рабочего вопроса и построения социализма, Лассаль возлагал надежды на существующее государство. Он выступал за
    мирный путь перехода к социализму (через легальную поли- тическую борьбу за всеобщее избирательное право): «Поднятое мною знамя есть знамя демократии вообще. Я вызываю движе- ние общее, демократическое, народное, а не классовое только».
    Под влиянием идей Лассаля одна из рабочих партий, со- зданных в Германии, взяла наименование «социал-демократи- ческая», включила в свою программу пункт о государственной помощи производственным товариществам и назвала свою га- зету «Народное государство».
    Теория конституционализма. Лассаля волновала не только конкретная проблема решения рабочего вопроса, но и сугу-

    151
    бо научные, теоретические проблемы конституционализма.
    В своей работе «О сущности конституции» Лассаль говорит о
    двух конституциях: действительной и правовой.
    Конституция действительнаяпредставляет собой факти-
    ческое соотношение сил в обществе: король — войско — дворян- ство — промышленники — банкиры — мелкая буржуазия — рабочие. Именно эта действительная конституция определяет все законы и все правовые учреждения данного общества.
    Конституция правоваяпредставляет собой конституцию пи-
    саную: «Упомянутые нами действительные отношения обще- ственных сил записываются на бумагу, выражаются письменно, будучи записанными, они перестают уже быть только факти- ческими соотношениями, и становятся правом или правовыми учреждениями, неповиновение которым наказывается».
    Стабильность писаной конституции зависит от ее соответс- твия конституции действительной:
    «Что бы ни было написано на листе бумаги, не будет иметь никакой цены, пока не отвеча- ет действительному положению вещей, реальному соотноше- нию между общественными силами». Лассаль приводит такой пример: если у вас в саду растет яблоня, а вы на нее повесили табличку с надписью «фиговое дерево», то неужели ваша ябло- ня благодаря только этой надписи и в самом деле станет фиго- вым деревом?
    Действительная конституция пробивается через писанную конституцию с такой же необходимостью, какая заключается в законе тяготения.
    Теория социального государства и теория конституциона- лизма Ф. Лассаля оказали огромное влияние на последующее развитие западной политико-правовой мысли.
    14.3. Политико-правовая теория анархизма
    Теория анархизма есть учение о принципиально безгосу- дарственном устройстве общественной жизни.
    Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) — известный рус- ский теоретик анархизма. Считал возможным построение та- кого общества, в котором нет правительства и общественное согласие достигается «не подчинением закону или послушани- ем авторитету, а свободным соглашением между различными группами, свободно вступающими в контакт друг с другом».
    Видным представителем этого направления социалисти- ческой мысли был П.Ж. Прудон.
    Прудон Пьер Жозеф (1809—1865) — французский мелкобур- жуазный социалист, теоретик анархизма.

    152
    Эпоха. Начиная с античности, западная политико-правовая мысль была занята поиском справедливого государственного устройства и рассматривала анархию негативно, как беспоря- док. К концу XVIII в. формируется иное отношение к анархии.
    На фоне бюрократизации государственного аппарата в ряде стран мира (Франция, Россия), роста числа военных и чинов- ников, возникает все более негативное отношение к государс- тву. Для трудящихся масс государство представляло собой уг- нетателя и эксплуататора.
    Биография. Родился в Безансоне, в семье мелкого ремеслен- ника. С 18 лет начал работать наборщиком в типографии, за- тем некоторое время был владельцем небольшой типографии, разорился.
    Прудон сформировался как оригинальный мыслитель бла- годаря самообразованию. Жизненный путь его изменился в
    1837 г., когда он был удостоен премии академии Безансона за очерк в области филологии «О воскресном отдыхе». В 1838 г. сдал экзамены на бакалавра. Позднее Прудон принял участие в другом конкурсе, объявленном академией, на тему «Послед- ствия равного раздела наследства между детьми». Он написал сочинение «Что такое собственность?» (1840), которое сделало его знаменитым. В дальнейшем много писал, попробовал себя как политический деятель — был избран депутатом Нацио- нального собрания (1848). Политическая деятельность Прудо- на закончилась очень быстро: за статьи, в которых он нападал на первого французского президента Луи Наполеона, он был приговорен к трем годам тюремного заключения (1849—1852).
    Основные работы:«Что такое собственность?», «Система экономических противоречий, или Философия нищеты»,
    «Война и мир», «О федеративном принципе и единстве Ита- лии», «Политические возможности рабочего класса».
    Содержание политико-правового учения. Прудон стал рас- сматривать анархию как порядок, основанный не на институ- тах государственной власти и закона, а на институте взаимо- выгодных договоров, заключаемых между собой индивидами, группами, семьями, городами, провинциями.
    Частная собственность и анархизм.По мнению Прудона, собственность — это основа экономики и государства. На- чиная с первых своих трудов, Прудон критиковал институт част ной собственности. В работе «Что такое собственность?» он писал: «Собственность убивает жизнь, это доказано всем пятитысячелетним существованием собственности; владение соответствует праву, собственность враждебна ему. Уничтожь- те собственность и сохраните владение — посредством одного

    153
    только этого принципиального изменения вы коренным обра- зом измените законы, правительство, хозяйство и все учрежде- ния: вы уничтожите зло на земле».
    Критика государства в целом и отдельных институтов госу-
    дарства. В отличие от Гроция, Гоббса и других представителей договорной теории происхождения государства, рассматрива- ющих государство как нечто разумное, Прудон полагал, что государство рождается из «темных» черт человеческой натуры.
    Он считал, что чем просвещеннее становится общество, тем быстрее идет разрушение авторитета государственной власти:
    «Власть человека над человеком находится — в каждом данном обществе — в обратном отношении к уровню умственного раз- вития, достигнутого обществом».
    В отличие от Руссо, который был приверженцем непос- редственной демократии, Прудон полагал, что осмысленно в политике может действовать только отдельная личность, а не народ в целом: «Ввиду наличия предубеждений, противоречий идей и интересов, разнообразия мнений и импульсивности толпы, я всегда могу спросить — каким образом можно устано- вить аутентичность и законность такого обнаружения (общей воли. —
    И.М.)? И это тот вопрос, на который демократия не может дать ответ».
    Прудон критикует и другие институты непосредственной демократии: «
    Всеобщие выборы, императивный мандат, ответ-
    ственность представителей, ограничение поля судебного ус- мотрения — все это, в конце концов, детские игрушки
    ...»
    Критика законодательства.Поскольку законы издаются для защиты государства, рожденного из «темных черт» человече- ской природы, то и сами законы являются средством эксплуа- тации простого народа. Прудон писал: «Я готов договариваться, но я не желаю законов. Я не признаю их. Я протестую против любого порядка, где власть претендует на мою свободную волю.
    Законы! Люди знают, что они из себя представляют и знают им цену. Хитросплетения в интересах власть имущих и богатых, оковы, которые ни одним мечом не разрубишь — для бедных, рыболовная сеть, натянутая между руками правительства...»
    Прудон отрицает законодательство, которое защищает только права собственников и не защищает прав пролетариев; предрекает, что от Кодекса Наполеона «не останется ни едино- го параграфа».
    Прудон также указывает на недостатки законов: неспра- ведливость содержания, их противоречивость, не всегда лест- но отзывается о правоведах, считая, что они ограничиваются
    «рабской ролью комментаторов и буквоедов».

    154
    Прудон выдвинул
    альтернативу обществу с государствен- ным институтами и законодательством
    — общество, которое состоит из различных ассоциаций граждан, создаваемых на основе взаимовыгодных договоров, что позволяет сохранить неограниченную свободу индивидов: «Свободная ассоциа- ция, свобода, довольствующаяся охраной равенства средств производства и равноценности обмениваемых продуктов, есть единственная справедливая, истинная и возможная форма об- щества... Высшая степень совершенства общества заключается в соединении порядка с анархией, т.е. в безвластии».
    Эти ассоциации не будут нуждаться в «центральной власти»:
    «Нет власти, нет правительства, хотя бы и самого народного, — вот революция».
    Прудон был сторонником
    мирной социальной революции.
    Он — теоретик «мютюэлизма» — учения о добровольных взаи- мовыгодных обязательствах, которых достаточно для достиже- ния социальной и экономической гармонии: «Две семьи, два города, две провинции договариваются... существенны только две вещи — их равенство и коллективная власть».
    Прудон полагал, что «господство договоров вместо господ- ства законов было бы истинным правительством человека и гражданина, истинным верховенством народа, революцией».
    Теория анархизма Прудона основана
    на идее суверенитета
    личных прав индивидов и прав групп, т.е. напризнании первосте- пенной значимости индивидуальной и коллективной свобо- ды в обществе. Аналогичное представление было присуще и
    Б. Констану — теоретику политического либерализма.
    Вначале для реализации этой идеи Прудон предлагал
    унич-
    тожитьгосударство, а затем смягчил свою позицию и стал предлагать
    государствоупростить: необходима децентрализа- ция государственной власти через
    федерализацию и широкое самоуправление на местах. Поэтому Прудон критиковал обра- зование централизованных государств в Германии и Италии.
    Прудон выработал
    теорию синдикализма, включающую в себя концепции рабочего самоуправления и профессиональ- ного федерализма.
    Прудон
    критиковал коммунистическую теорию бабувистов.
    Он считал, что реализация такого коммунистического идеала не соответствует человеческой природе и потребует примене- ния насилия. «Коммунизм предписывает своим членам пас- сивное повиновение, несовместимое с рассуждающей волей человека; он не допускает никаких возражений против своих уставов... Жизнь, талант, все способности человека принадле-
    жат государству, которое может употреблять их в общее благо так, как ему заблагорассудится... Коммунизм есть неравенство, но не в том смысле, как собственность, а в обратном. Собст- венность есть эксплуатация слабого сильным; коммунизм — эксплуатация сильного слабым... Коммунизм — это гнет и раб- ство...»
    Прудон высказал идею «
    научного управления» обществом:
    «Все вопросы внутренней политики должны разрешаться со- гласно данным областной статистики, все вопросы внешней политики — на основании данных международной статистики.
    Наука о правительстве или о власти должна быть представле- на одной из секций академии наук, и постоянный ее секретарь неизбежно должен быть первым министром. Так как всякий гражданин имеет право представлять в академию наук записку, то всякий сделается законодателем; но в силу того, что мнение человека принимается в расчет лишь постольку, поскольку оно доказано, никто не может поставить свою волю на место разу- ма, никто не может быть царем.
    Все относящееся к области законодательства и политики является объектом науки, но не убеждений: законодательная власть принадлежит разуму, систематически изученному и обоснованному».
    К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» охарактеризовали работу Прудона «Философия ни- щеты» как произведение, в котором обосновывается «буржу- азный социализм», цель которого — «излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества».
    Идеи французского философа оказали заметное влияние на анархистские проекты отечественных мыслителей — М. Баку- нина и П. Кропоткина.

    156
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта