Главная страница
Навигация по странице:

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Основная работа

  • Бентам

  • Основные работы

  • 13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана Бенжамен Анри Констан де Ребек

  • Содержание политико-правового учения.

  • Конституционные власти Конституцион- ные власти Характеристика и компетенция

  • Конституцион- ные власти Характеристика и компетенция

  • Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеКурс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
    АнкорКрондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев
    Дата06.03.2022
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла43310_2d36eed6c633580bdcdb9ed59f0d5d51.pdf
    ТипКурс лекций
    #385011
    страница11 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Тема 12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО
    ПОЗИТИВИЗМА В ПРАВОВЕДЕНИИ XIX ВЕКА.
    ДЖОН ОСТИН
    Джон Остин (1790—1859) — английский юрист, труды кото- рого обосновывали представление о праве как о разновидности повелений, а также преследовали цель разграничения понятий позитивного права и морали.
    Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в
    Англии в первой половине XIX в. законов привело к изменению представлений о самом праве. Взгляд на право как средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более и более представляется инструментом политики государства и выступает как политическое требование.
    Биография. Остин приступил к изучению права, когда за его плечами уже были пять лет службы в британской армии. Неко- торое время он занимался адвокатской практикой в судах лор- да-канцлера. Читал курс правовых учений в университетском колледже в Лондоне. В Германии Остин изучал римское право и труды германских правоведов по гражданскому праву, идеи систематизации права произвели на него глубокое впечатле- ние. Благодаря близкой дружбе с Иеремией Бентамом, Джей- мсом Стюартом Миллем и Джоном Стюартом Миллем Остин увлекся идеей необходимости проведения правовой реформы в Англии. В 1833 г. он был введен в состав комиссии по рефор- ме уголовного права, подготовил два доклада, но, не встретив поддержки своим идеям, ушел в отставку. В 1836 г. его назначи- ли комиссаром по делам Мальты, и с тех пор Остин жил за ру- бежом, преимущественно в Париже, пока в 1848 г. он с семьей не поселился в графстве Сюррей на юго-западе Англии, где и прожил до конца жизни.
    Логическое основание политико-правового учения. Джон Ос- тин испытал на себе влияние:
    • политических идей Томаса Гоббса (суверен как лицо, не ограниченное никакими законами);
    • правовой теории и философии утилитаризма Иеремии
    Бентама (право как повеление суверена).
    Основная работа:«Определение области юриспруденции».
    Содержание политико-правового учения. Юриспруденция как
    точная наука. Остин разграничивает этику, которая имеет дело

    133
    с моральными категориями,
    науку о законотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве —
    юриспруденцию.
    Юриспруденция изучает право, которое «является правом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».
    Юриспруденция как
    точная наука должна дистанцировать- ся от доктрин естественного права, смешивающих понятие права с понятиями нравственности, религиозными догмата- ми, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко смешивается с ка- тегориями, с которыми оно имеет сходство, либо с категория- ми, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежащим или ненадлежащим образом широким и расплывчатым выражением: “право”».
    Понятие позитивного права. Остин считает, что право, явля- ющееся предметом юриспруденции, — это право, «устанавли- ваемое политически господствующим для политически подчи- ненного».
    Это право Остин называет
    позитивным правом:«“позитив- ное право” (positive law)... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».
    Под позитивным правом Остин понимает
    приказы, установ-
    ленные сувереном: «Для члена или членов независимого полити- ческого общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».
    Суверен для Остина — это то лицо, которому большинство
    привыкло подчиняться.
    Вместе с тем оккупационную власть нельзя признать суве- реном, а ее распоряжения — позитивным правом, поскольку
    привычка к подчинению складывается не сразу.
    Суверен как верховный правитель:
    → «свободен от правовых ограничений», т.е. он не связан законами, изданными как им самим, так и его предшествен- никами;
    → связан «законами Бога» и нормами морали.
    Источники позитивного права различаются по способу вы- ражения в них приказов суверена.
    Приказы суверена могут быть выражены:
    1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть
    законы государ-
    ства;
    2) косвенно, и это суть
    решения судей, обычаи, мнения уче-
    ных и практика частных юристов.

    Решения судей, обычаи, мнения ученых и практику част- ных юристов Остин рассматривает как части позитивного пра- ва, так как они действуют с молчаливого согласия суверена.
    В отличие от своего учителя Бентама Остин признавал ре- шения судей частью позитивного права. Потребность в судеб- ном правотворчестве он обосновывал следующим образом:
    «Я не могу понять, как можно предполагать, что общество в состоянии идти вперед в условиях, когда судьи не занимаются правотворчеством, или что есть вообще какая бы то ни было опасность в том, чтобы позволить им иметь ту власть, которую они фактически осуществляют для восполнения нерадивости или неспособности открыто признанного законодателя».
    Для совершенствования законодательства Остин предлагал провести
    кодификацию права.
    Джон Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию.

    135
    Тема 13. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ
    УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ
    ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    13.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама
    Иеремия Бентам (1748—1832) — английский философ и правовед.
    Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном об- ществе мировоззрением становится либерализм. Либералы считали, что свободная деятельность индивидов при невме- шательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.
    Биография. Родился 15 февраля 1748 г. в семье лондонско- го адвоката. Уже в ран нем возрасте обнаружил тягу к чтению
    (начал заниматься латы нью, будучи четырехлетним ребенком).
    Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский университет, он уже через два года по лучил диплом бакалавра права, а в 18 лет стал магистром. По окон чании университета по святил себя научной деятельности. Первая написанная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («A Fragment on Government»). В 1785 г.
    Бентам приехал в Россию, где написал свою первую работу по экономике в форме писем. Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии друзей; голова была мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска были облачены в его собственную оде- жду и помещены в вертикальный футляр со стеклянной лице- вой крышкой; и то и другое хранится нынче в колледже Лон- донского университета.
    Логическое основание политико-правового учения. Бентам — теоретик утилитаризма
    1
    . Он предложил «арифметику удоволь- ствий»: из суммы удовольствия человеческий разум должен вычесть сумму неудовольствия и страданий, т.е. вычислить меру человеческого счастья.
    Основные работы: «Фрагмент о государственном правле- нии», «Введение в основания нравственности и законодатель- ства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного
    1
    Утилитаризм — доктрина или моральная установка, считающая, что то, «что полезно или может скорее всего привести к счастью», должно быть высшим принципом всех наших поступков.

    136
    мира», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием
    Декларации прав, изданной во времена Французской револю- ции».
    Содержание политико-правового учения. Свобода индивида и
    государство. Бентам — представитель доктрины либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспече- ния свободы индивидов от какого-либо произвола со стороны государства. Однако свободу индивидов Бентам обосновывает, обращаясь не к положениям школы естественного права, а к разработанной им самим доктрине утилитаризма.
    В своих ранних произведениях Бентам
    критиковал теорию
    естественного права, которая легла в основу французской Де- кларации прав человека и гражданина (1789). В работе «Анар- хические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена Французской революции» (1795),
    Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека, — прав, предшествующих государству и зако- нодательству, создаваемому государством. Эти права он на- зывает «анархическими софизмами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет привести к обоснованию допус- тимости сопротивления государственной власти. Естественное и неотчуждаемое право человека, противопоставленное закону государства, является для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».
    Однако Бентам признает существование прав человека, но только тех, которые можно обосновать принципом полезнос- ти, четко определить и сформулировать в тексте
    закона.
    Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стре- мится к наибольшему счастью, а государство не должно мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всецело предоставлена само- му индивидууму; главное же назначение правительства должно состоять в ограждении индивидуума от страданий».
    Государство способно оградить индивидов от страданий, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопаснос- ти, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды». Только таким образом, считал Бентам, правительство может выполнить свое предназначение: «Наибольшее счастье возможно большего числа членов общества — вот единствен- ная цель, которую должно иметь правительство».
    Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощрений
    направлять поведение человека к достижению соб-

    137
    ственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы «наи- большее счастье наибольшего количества людей».
    Пределы законодательного регулирования.Бентам считал, что право частной собственности — одно из фундаментальных прав индивида, а сама частная собственность — благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправомерного по- сягательства на частную собственность, стремясь установить имущественное равенство. Такие действия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права инди- вида — безопасности. Бентам исходил из того, что «неравен - ство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолют- ное равенство есть абсолютная невозможность».
    Однако он допускал законодательное ограничение свободы завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения собственно- сти в обществе.
    Бентам считал, что законодатель не должен посягать на та- кой принцип гражданского права, как свобода договоров: «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограничена».
    Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам считал, что право — это всегда выражение воли государства. Поэтому формой права для Бентама является закон: «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые сущес- твуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».
    Бентам предложил следующее
    определение закона: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государс- тве относительно желаемого в определенной ситуации пове- дения лица или группы лиц, подчиненных (или счита ющихся подчиненными) его власти».
    Критика прецедентного права. Признавая в качестве совер- шенной формы права только закон, Бентам критиковал сис- тему прецедентного права Англии. Недостаток прецедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это право Бентам назы- вал «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак:
    «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее оту- чить, вы ждете, пока она это сделает, а затем бьете ее за это. Та- ким способом вы создаете законы для своей собаки, и таким же способом судьи создают право для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо,

    138
    что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый человек может познать это собачье право?».
    Бентам выступал сторонником кодифика- ции права, видя в ней средство преодоления недостатков сис- темы прецедентного права.
    Идеальная форма правления государства. Вначале он вы- ступал сторонником конституционной монархии. Бентам об- ращался к европейским монархам с предложением провести реформу права, в основе которой лежали бы принципы ути- литаризма. Однако его предложения не получили у них под- держки. Затем он стал отдавать предпочтение республике как форме правления, способной достигнуть «наибольшего счас- тья наибольшего числа лиц».
    В республике
    учредительная власть должна принадлежать народу и состоит прежде всего в праве народа избирать депу- татов парламента на основе всеобщего, равного и тайного го- лосования.
    Законодательная власть должна принадлежать парламен- ту — однопалатному органу. Депутаты парламента несут ответ- ственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбуждения в отношении них уголовных дел.
    Исполнительная власть принадлежит должностным лицам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.
    Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали большое влияние на западную политико-правовую мысль и юридиче- скую практику. Его идеи легли в основу ряда реформ права в
    Англии. Правовые взгляды Бентама повлияли на становление школы юридического позитивизма в Англии (Дж. Остин), они были знакомы также М.М. Сперанскому и декабристам.
    13.2. Политико-правовое учение
    Бенжамена Констана
    Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) — француз- ский политический деятель. Представитель идейного течения либерализма.
    Эпоха. Якобинский террор времен Великой французской революции (1789—1799 гг.) и военный деспотизм НаполеонаI подтолкнули мыслящих людей к осознанию значимости га- рантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Констана, в рамках ко- торого он стремится обосновать принципы конституционного

    139
    государства, где свобода индивидов ограждена от произвола государства.
    Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его будущих ро- дителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам.
    Получил домашнее образование. В тринадцатилетнем возрасте он пытался поступить в Оксфордский университет, но не был принят по причине столь юного возраста, позднее окончил
    Эдинбургский университет, в котором сформировались основы его представлений о свободе. Испытал на себе влияние теории
    Адама Смита и практики британского конституционализма.
    Логическое основание политико-правового учения. Сформи- ровалось под воздействием доктрины британского конститу- ционализма и идей французских просветителей.
    Основные работы: «О действиях террора», «О политических реакциях», «Об узурпации», «Принципы политики, пригодные для всякого правления», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курсконституционной политики».
    Содержание политико-правового учения. Понятие индивиду-
    альной свободы. В своих работах «Об узурпации» и «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов» Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое уже соответ- ствует запросам современного ему индустриального общест- ва XIX в. До Констана многие публицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к
    поли-
    тической свободе: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной причастностью к принятию важных государст- венных решений. Но фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств-полисов: «В античных рес- публиках благодаря малости занимаемой ими территории каж- дый гражданин обретал в политическом отношении огромную личную значимость. Осуществление гражданами своих прав составляло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира».
    Если говорить о
    личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена. Существовала жесткая рег- ламентация государством-полисом (за исключением Афин) семейной и религиозной жизни граждан: «Возможность изби- рать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших драгоценных прав, показалась бы в древности преступлением и святотатством».

    140
    Современные народы потеряли интерес к политической свободе. «Подлинная современная свобода» связана уже с лич- ной свободой — независимостью от произвола государства.
    Политическая же свобода рассматривается Констаном лишь как гарантия личной свободы.
    Быть свободным в понимании современных ему англичан, французов или жителей Соединенных Штатов Америки озна- чает:
    • «это право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов»;
    • «это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственно- стью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков»;
    • «это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо про- сто для того, чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и фантазиям»;
    • «наконец, это право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чинов- ников, либо посредством представительства, петиций, запро- сов, которые власть в той или иной мере принуждена учиты- вать».
    Свое понимание свободы Констан противопоставляет по- ниманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимает сво- боду как «право делать все, что дозволено законом», то Констан считал, что эти законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы (пример этого — деспотизм Кон- вента, который был установлен при помощи законов).
    Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не представляет закон абсолютной ценностью.
    Требования к закону, который гарантирует личную свободу:
    • закон должен исходить из легитимного источника;
    • закон должен иметь справедливые границы.
    Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязан- ность, но как и всякая другая обязанность, она не является аб- солютной, — она относительна; она основывается на предпо- ложении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы».

    141
    К числу законов, содержание которых выходит за справед- ливые границы, Констан относил законы, которые:
    → устанавливают обратную силу;
    → противоречат морали (побуждают граждан доносить друг на друга, запрещают «укрывать изгнанников»; делают граждан ответственными не за собственные действия, привлекая к от- ветственности отцов детей-дезертиров или родителей детей- эмигрантов).
    В отличие от Руссо, который вменял заботу о свободе ин- дивида в обязанность коллективной воле, которая не может ошибаться, Констан полагал: «Есть то, что не может быть санк- ционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкци- онирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззакон- ной. Руссо этого не понял».
    Определение общего понятия свободы: «Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет право помешать».
    Гарантиями индивидуальной свободы для Констана высту- пают ограничение государственной власти через ее разделение и сила общественного мнения.
    В «Курсе конституционной политики» (1816–1820) Констан обосновал необходимость создания
    шести конституционных
    властей: королевской, исполнительной, постоянной предста- вительной (палата пэров), выборной представительной власти
    (нижняя палата), судебной, муниципальной (табл. 13.1).
    Таблица 13.1
    Конституцион-_ные_власти_Характеристика_и_компетенция'>Конституционные власти
    Конституцион-
    ные власти
    Характеристика и компетенция
    1. Королевская
    «Королевская власть есть, в некотором роде, судебная власть над дру- гими властями».
    Власть нейтральная и уравнивающая, способ- ная разрешать конфлик- ты между законодатель- ной, исполнительной и судебной ветвями власти
    • Смещение и назначе- ние министров.
    • Право абсолютного вето (для обеспечения достоинства монарха).
    • Роспуск нижней палаты и назначение новых выборов.
    • Назначение членов наследственной палаты.
    • Назначение судей.
    • Право помилования

    Конституцион-
    ные власти
    Характеристика и компетенция
    2. Исполни- тельная
    Осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для минист- ров служит палата пэров
    3. Представи- тельная посто- янная (палата пэров)
    «Эта наследственная палата являет собой корпус, который народ не имеет права избирать, а прави- тельство не имеет права распустить»
    1 4. Представи- тельная выбор- ная (нижняя палата)
    Формируется на основе высокого имущественно- го ценза.
    «Одна лишь собст- венность обеспечивает досуг; только собствен- ность делает человека способным к пользо- ванию политическими правами»
    Деятельность депутатов не должна оплачивать- ся, поскольку:
    когда заработная плата
    связана с функциями
    представительства,
    тогда она становится
    главным объектом вни-
    мания этого представи-
    тельства
    5. Судебная
    «...при конституционной монархии право назна- чения судей должно при- надлежать государю»
    2
    Независимость обеспе- чивается реализацией двух принципов:
    • пожизненным назна- чением на должность;
    • несменяемостью
    Констан утверждал: народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне.
    Констан – сторон- ник суда присяжных и противник создания каких-либо чрезвычай- ных судов
    6. Муници- пальная
    Призвана решать вопросы местного управления.
    Каждая община, город, департамент должны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюд- жета, торговли, обеспечения безопасности граждан
    12 12
    Заслуга Б. Констана состоит прежде всего в том, что он пред- ложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека.
    Большой вклад внес Констан в теорию конституционализ- ма. Его концепция разделения властей нашла свое отражение в конституциях некоторых западных государств.
    1
    Констан Б. Принципы политики // Классический французский либерализм : сб. М.: РОССПЭН, 2000. С. 59.
    2
    Констан Б. Указ. соч. С. 185.
    Окончание табл. 13.1

    143
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта