Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
165 населения, Эрлих установил, что только одна треть норм авс- трийского гражданского кодекса действуют на практике. К праву второго порядка Эрлих относил право юристов (на- учное и судебное право) и законодательство, которые не ре- гулируют саму жизнь, а предназначены лишь охранять право первого порядка и разрешать спорные вопросы. Это право Эр- лих называл «правом решений». Право второго порядка созда- ется деятельностью юристов и государства: «Уголовное право, процессуальное право и полицейское содержат исключительно нормы второго порядка». Противопоставляя право первого порядка праву второго порядка, Эрлих сделал ряд выводов. Право целиком не содержится в текстах законов, так как существует множество правовых норм в рамках корпорации, семьи и др., которые действуют, но не находят своего юриди- ческого выражения в законах государства. Существует разрыв между правом, выраженном в законе, и «живым правом»: «Живое право отличается от сухих иерог- лифов закона так же, как поток от застойного пруда»; «однако во все времена ни правовые нормы, ни правовые положения и никакие кодексы не могли раскрыть действительность суще- ствующего порядка внутри определенного союза. Несмотря на тот же самый текст закона, едва ли имеются две одинаковые семьи, общины, фабрики и т.д.». Исторически первично право первого порядка, т.е. органи- зационные нормы, а не право решений: «В народе возникают отдельные правоотношения: корпорации и другие объедине- ния, семейные отношения, собственность и другие имущест- венные права, договоры, право наследования... Прежде всего на основе этих отношений возникают правовые положения через юриспруденцию и законодательство». Сначала появились различные институты общества — се- мья, договоры, наследование, государство, и лишь затем поя- вилось законодательство о семье, договорах, завещании, госу- дарстве: — семья → семейное право; — договоры → договорное право; — наследование имущества → закон о завещании имуще- ства; — государство → конституционное право. Эрлих вывел право за рамки государственного нормотвор- чества, широко трактуя право. Право — это: → «совокупность правил человеческого поведения»; → «всеобщий регулятор поведения людей». 166 « Свободное отыскание права судьями». Анализируя проблему реализации права, Эрлих придает большое значение «свобод- ному отысканию» права судьями. Он считает, что судьи долж- ны руководствоваться не только малоподвижными предписа- ниями закона, но и «живым правом» союзов: «Где суд должен взять нормы для решения дела? Любая такая норма основы- вается прежде всего на внутреннем порядке, установленном в данном союзе, т.е. на тех правовых фактах, которыми обуслов- лен этот порядок... Все эти правовые факты должны лечь в ос- нову решения такими, какими они сложились в данном союзе до возникновения спора». Эрлих не отрицает, что норма для решения спора может быть найдена в законе. Но считает, что это случается редко, так как правовые предписания законов очень быстро отстают от динамики жизни. Эрлих признавал за судьями творческую роль в отыскании права. Проанализировав деятельность первых судей Верховного суда США (Маршала, Холмса), он пришел к выводу, что в от- правлении правосудия решающую роль играет свободное слово вы- сокообразованных юристов, а не «мертвые параграфы» закона. Е. Эрлих — автор концепции «свободного судейского оты- скания права». Она была разработана в связи с проблемой пре- одоления пробелов в праве. Эрлих предлагал судьям заменить логическую дедукцию, основанную на тексте нормы (принцип «юриспруденции понятий»), индукцией, основанной на соци- альных данных и интуитивном чувстве справедливости. Первая мировая война помешала распространению фунда- ментальной работы Эрлиха «Основы социологии права». Впер- вые она была переведена на английский язык в 1936 г. и вышла в свет с предисловием американского правоведа Роско Паунда, получив признание в США (социологическая юриспруденция, реалистическая школа права). Эрлих оказал влияние на французского правоведа Жоржа Гурвича (долгое время жившего в России), который развил идеи правового плюрализма. 16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги Леон Дюги (1859—1928)—французский социолог, профес- сор права университета г. Бордо, представитель политико-пра- вового учения солидаризма. Эпоха. В начале ХХ в. наметилась тенденция к сближению поначалу резко противостоящих между собой правовых идео- логий гражданского общества. Ряд буржуазных теоретиков 167 обосновывает преобразование современного им права и госу- дарства в духе идей «социализации собственности» и «соци- альной солидарности», согласующей интересы разных классов гражданского общества. Биография. Родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юри- ста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридиче- ском факультете в г. Бордо, одном из известных университет- ских центров Франции. Логическим основанием политико-правового учения Дюги по- служили идеи Огюста Конта (1798—1857), основателя социоло- гии как науки, автора понятия «солидарность»; Эмиля Дюрк- гейма(1858—1917), который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами. Л. Дюги не признавал теорию «научного социализма» Марк - са. Дюги считал, что: → «учение о борьбе классов есть отвратительная доктрина»; → «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а на- против, к режиму координации и иерархии классов». Основные работы:«Государство, объективное право и пози- тивный закон», «Курс конституционного права». Содержание политико-правового учения. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные сущест- ва, они связаны между собой в силу общности потребностей и общественного разделения труда. И потому объективным ста- новится факт солидарности. Солидарность — это закон функ- ционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и поро- ждает социальную норму — норму солидарности. Норма солидарности — это не норма морали, а правовая норма, поскольку она касается только внешних проявлений че- ловеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права изменчива, как и само чело- веческое общество. Смысл этой правовой нормы: «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности». Проект позитивной организации общества. Дюги предпола- гает создание нового общественного и политического строя на основе: → признания за индивидами только социальных обязанно- стей; → отрицания за индивидами субъективных прав. Индивид представляется Дюги: → лишь «составной клеточкой социального организма»; 168 → «не целью, а только средством». Дюги видит смысл существования каждого индивида «толь- ко в выполнении известной работы в деле социального строи- тельства». При новом режиме: → исчезает понятие собственности как субъективного пра- ва индивидов; → право собственности перестает быть абсолютным правом; → собственность должна использоваться лишь для поддер- жания общественной солидарности и только в этих пределах она защищается государством; → собственность рассматривается как социальная функ- ция: «капиталист-собственник исполняет особенную социаль- ную функцию»; → «капиталистическому классу отводится особая роль: со- бирать капиталы и отдавать их в распоряжение предприятий». Дюги выступил теоретиком «социализации» собственности: частная собственность — это социальная обязанность,осущест- вляемая в интересах общего блага. Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление индиви- дуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют собственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечить непрерывную их деятельность и контро- лировать их действия)». Будущему обществу будет соответствовать новая форма госу- дарства, не похожая ни на одну из всех исторически предше- ствовавших (римская, королевская, якобинская, наполеонов- ская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему. Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма госу- дарства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем гос- подство как пролетарского, так и буржуазного класса». При сохранении двухпалатной структуры парламента (пала- та депутатов и сенат) Дюги предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным представительством: → палата депутатов будет представительством всех суще ст- вующих партий; 169 → сенат будет представительством всех профессиональных организаций (синдикатов). На основе синдикатов переустраивается общество. Син- дикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приведет к децентрализации политической власти. Власть распределит- ся между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические задачи, а деятель- ность правительства сведется лишь к контролю и надзору. В ча- стности, Дюги считал: «Не имеется препятствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись частными ассоциациями, и так иногда бывало». Теория закона. Социологическоепонимание закона: «Исти- на — в том, что закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Применительно к Франции того времени закон представлялся Дюги выражением воли 350 депутатов и 200 сенаторов. Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и прини- маются меры к ее исполнению. Проблема обязательности закона. Закон является законом лишь тогда, когда он соответствует социальной солидарности: «закон получает свою обязательную силу не в воле властву ю- щих, а в своем соответствии социальной солидарности». По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда соответствуют норме солидарности и свидетельствуют о социализации права. В XX в. идея «социализации» собственности нашла свое от- ражение в конституциях ряда стран: • Конституции Германии 1919 г.; • Конституции Японии 1947 г.; • Основном законе ФРГ 1949 г. Идея синдикалистского представительства является ориги- нальной, но она не получила широкого распространения из-за трудности совмещения профессионального представительства с традиционными институтами представительной демократии. Правовые взгляды Дюги оказали влияние на дальнейшее развитие социологических теорий права. 16.3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — русско-поль- ский правовед, политический деятель. Создатель психологиче- ской («эмоциональной») теории права. 170 Эпоха. XX в. характеризуется растущей дифференциацией юридической науки, связанной со специализацией правовых исследований. С развитием психологии как науки происходит обновление общей теории права и государства. Школа юриди- ческого позитивизма и социологическая школа права уже не могут доминировать в правоведении начала XX в. Биография. Родился в 1867 г. в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Свою учебу в Киевском университете Петра- жицкий начинал на медицинском факультете, и это впоследствии сказалось на его юридических исследованиях. Перейдя на юриди- ческий факультет и окончив его, Петражицкий затем стажировал- ся в Германии, где в 1892 г. защитил магистерскую диссертацию. Был одним из создателей и лидеров партии кадетов и депутатом от этой партии в I Государственной думе. Участвовал в подготовке законопроектов о земельной реформе, правах личности, женском и национальном равноправии. Первая мировая война, две рево- люции удручающе подействовали на Петражицкого. В 1921 г. он принял польское гражданство, возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. Военный переворот Ю. Пилсудского в 1926 г., приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше, ухудшил состоя- ние Петражицкого. В 1931 г. он покончил с собой. Логическое основание политико-правового учения. Во времена Петражицкого господствующими воззрениями на право были: юридико-догматическое и социологическое. Петражицкий пред- ложил психологическое воззрение на право. В основе его теории права лежат идеи естественного права, преломленные через пси- хологическую науку XIX в. Основные работы: «Введение в изучение права и нравствен- ности. Основы эмоциональной психологии», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Содержание политико-правового учения. Петражицкий упре- кал современную ему юридическую науку в наивно-проекци- онной точке зрения, т.е. в поиске права во внешнем мире. Он полагал, что право заключено в психике индивида, а не «где-то в пространстве, над или между людьми». Что же для Петражицкого представляет собой психика ин- дивида? Ключевым элементом теории Петражицкого является по- нятие « эмоция» (табл. 16.1). Петражицкий писал: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций». Одни эмоции он называл жизнеобеспечиваю- щими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие — этически- ми эмоциями. Именно благодаря этическим эмоциям человек и проявляет себя как социальное существо. 171 Таблица 16.1 Элементы психики человека Название Характеристика Сознание Чувство Односторонне пассивные элементы Воля Односторонне активный элемент Эмоция Двусторонний пассивно-активный элемент Этическая эмоция — это внутреннее повеление индивида, которое всегда направлено на других людей. Петражицкий вы- делил два видаэтических эмоций (табл. 16.2). Таблица 16.2 Этические эмоции Определение Этическая эмоция – это переживание индивидом внутреннего долга, всегда направленное на других людей. Виды Нравственные эмоции Правовые эмоции это переживания нашего долга по отношению к другим Особенности без признания за другими права требовать исполне- ния этого долга с признанием за другими права требовать исполне- ния этого долга Примеры Податель милостыни не признает за нищим права требовать от него подачи милостыни Работодатель признает за рабочими право требовать оплаты их труда Этим двум видам эмоций соответствуют представления о двух видах норм: → «нормы первого рода, односторонне обязательные, бес- притязательные, чисто императивные нормы, мы будем назы- вать нравственными нормами; → нормы второго рода, обязательно-притязательные, им- перативно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовы- ми или юридическими нормами». Итак, согласно Петражицкому, эмоции порождают нормы: нравственные эмоции → нравственные нормы; правовые эмоции → правовые (юридические) нормы. Тогда психологическое понятие права Петражицкого мож- но сформулировать следующим образом: право — это сово- купность психических переживаний долга и обязанностей, 172 которые имеют императивно-атрибутивный (повелительно- притязательный) характер 1 Классификации права. I. Право интуитивное и право позитивное. Интуитивное право — это совокупность императивно-ат- рибутивных переживаний индивидов, которые возникают без воздействия предписаний законов и обычаев. Петражицкий оценивает интуитивное право очень высоко: → это первичный и древнейший вид права; → это очень удачная приспособительная реакция, которая позволила человеческому обществу выжить; → это индивидуально-разнообразное право, состав диспо- зиций которого «определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитани- ем, образованием, социальным положением, профессиональ- ными занятиями»; оно «сообразуется с конкретными, инди- видуальными обстоятельствами данного случая»; «развивается закономерно и постепенно, не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего-либо произвола»; является более простым в интеллектуальном отношении по сравнению с правом позитивным. Позитивное право — это совокупность императивно-атри- бутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обыча- ев. Позитивное право: → это однообразный и предустановленный «шаблон пра- вил для более или менее значительных масс людей, несмотря на различие их характера, воспитания»; → оно подвержено «задержкам развития, отставанию от на- стоящей духовной, экономической и иной жизни». Есть исключительная сфера действия позитивного права (государственное финансирование), также есть исключитель- ная сфера действия интуитивного права. Россия, многочис- ленные народы которой находились на разных ступенях куль- турного развития, представлялась Петражицкому «царством интуитивного права по преимуществу». Кроме того, есть сфера параллельного действия позитивного и интуитивного права — семейные отношения. II. Право официальное и право неофициальное. Право официальное — это право, которое действует при под- держке государства. Право официальное включает в себя право 1 Петражицкого упрекали в том, что он предложил определение право вой психики, а не самого права. |