Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА (ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ ПУХТА) Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выступили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разума. Историче- ски сложившееся и применяемое каждым народом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходи- мым признать самоценностью независимо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных тео- ретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта. Логическое основание политико-правовых учений представи- телей исторической школы права во многом сложилось под вли- янием идей Ш.Л. Монтескье. Положение Монтескье о том, что «законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать величайшей случай- ностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой», – позволил теоретикам исторической школы пра- ва сделать вывод, что нет универсального права, а есть исто- рически сложившееся право того, или иного народа, которое правоведам и следует изучать. Густав Гуго (1764—1844) — профессор права Геттингенского университета, основатель исторической школы права. Основные работы: «Учебник по истории римского права», «Учебник и хрестоматия классического пандектного права», «Учебник естественного права, или философия позитивного права», «Учебник по курсу цивилистики». Содержание политико-правового учения Густава Гуго. Источ- ники права. Гуго различает: • право, самобытно развивающееся (обычное право, пре- торское право, земское право, городское право); • право, создаваемое законодателем. Законодательство, созданное верховной властью, истори- чески никогда не было единственным источником права. Так, в римском праве до Юстиниана отдельные институты права возникали независимо от законодательной власти. Историческое развитие права. Право развивается подоб- но языку и общественным нравам: « Бо льшая часть правовых 119 норм, действующих у данного народа, возникли стихийно, по- добно тому как возникли язык и нравы этого народа, или ско- рее всего, являясь частью того и другого, возникли в результате привычки». Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоятельствами. Соотношение между самобытно развивающимся правом и за- конодательством. В массиве правовых норм, действующих у того или иного народа, самобытно развивающееся право зани- мает большую часть. Гуго отдает предпочтение формам само- бытно развивающегося права и критически оценивает законы как источник права. Формам самобытно развивающегося права в высшей степе- ни присущи такие качества, как известность и определенность предписаний. В отношении же законов, созданных верховной властью, всегда остается сомнение: насколько они будут применяться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене переименовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привыч- ными названиями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь ко- рыстные цели законодателя, требовать особого повода к при- нятию и большой работы по внесению в них поправок. Кроме того, многие граждане никогда не читают законов. Критика концепции естественного права. Естественного права нет, есть лишь право позитивное (самобытно развиваю- щееся право и законодательство), считал Гуго. Это позитивное право само по себе несовершенно, но оно имеет существенную ценность: с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И потому Гуго оправдыва- ет правовой институт рабства, хотя и признает его лишь вре- менную правомерность. Если рабство утверждено положитель- ным правом, то оно лучше, чем свобода, полагал Гуго. Критика теории договорного происхождения государства: • миллионы людей не могут договориться о вечном под- чинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям; • договорная теория происхождения государства не обес- печивает стабильности положению верховной власти и отри- цает абсолютный характер этой власти, «против которой никто не может иметь юридических притязаний». 120 Положения исторического правоведения впоследствии были развиты Савиньи. Фридрих Карл Савиньи(1779—1861) — профессор Берлин- ского университета. Был сторонником особого пути кодифи- кации гражданского права в Германии. Основные работы: «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «История рим- ского права в средние века», «Система современного римского права». Содержание политико-правового учения. Источник развития права—«характер народа» или «народный дух» (Volksgeist). Право — это всегда историческое проявление безличного на- родного духа, который не зависит от какого-либо произвола. Право — это органический продукт тайных внутренних сил народа. Этапы исторического развития права. Первоначально пра- во возникает в сознании народа как природное право. Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и по- литическому устройству любого народа. Являясь простым по своему содержанию, это право реализуется при помощи впол- не наглядных символических действий, которые выступают основанием возникновения и прекращения правоотношений. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов, — так появ- ляется научное право. Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юри- дические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике. Последний этап в развитии права — это стадия законода- тельства. На этом этапе юристы подготавливают законопро- екты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом. Историческая школа и кодификация права. В 1814 г. профес- сор Гейдельбергского университета Ю. Тибо предложил создать единый Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский граж- данский кодекс 1804 г. Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Он считал, что не- мцы «не доросли до создания свода законов». В раздробленной Германии Савиньи не видел единообразно подготовленных юристов, подобных римским юристам времен Папиниана, ко- торые смогли бы разработать этот кодекс. 121 Савиньи не отрицал возможность кодификации, но только после создания в Германии единой «органично развивающейся правовой науки». Пухта Георг Фридрих (1798—1846) — профессор Берлинско- го университета, который внес значительный вклад в развитие исторической школы права. Пухта был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте исторического разви- тия народа. Основные работы:«История римского права», «Курс рим- ского гражданского права», «Обычное право», «Учебник пан- дектов». Содержание политико-правового учения. Источники права. Пухта различает: → невидимые источники права: вначале — это Бог, затем — народный дух. Понятие народного духа (Volksgeist) — безлич- ного и самобытного сознания народа стало ключевым поняти- ем в концепции правообразования Пухты; → видимые источники права — формы выражения народ- ного духа (обычное право, законодательное право, научное право). Формы права. Обычное право нельзя свести лишь к факту пов- то ряемости народом определенных действий, напротив, обыч- ное право — это общенародное убеждение. Законодательное право — форма права, которая позволяет сделать право ясным и единообразным. Однако это право не может иметь произвольного содержания: «Предполагается, что законодатель действительно выражает общее убеждение наро- да, под влиянием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридиче- ское воззрение или, согласно истинному духу народа, содей- ствует образованию его». Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить «юридические положения, сокрытые в духе нацио- нального права, не проявлявшиеся ни в непосредственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях за- конодателя, которые, следовательно, становятся ясными толь- ко как продукт научной дедукции». Будучи сторонником идеи органического развития пра- ва, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы в процессе правообразования. Так, он высоко оценивал деятель- ность правоведов, благодаря которой только и можно объяс- нить рецепцию римского права. Пухта говорил о римском праве как о всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влиянии право- вых систем разных народов. Традиции исторической школы права нашли свое отраже- ние в современных правовых системах (ФРГ, Швейцария), рассматривающих закон и обычай как два источника права од- ного порядка. 123 Тема 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА В конце XVIII—начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических прав. В России в это время было крепостное право, которое рас- пространялось на огромную массу крестьян. Крепостное право препятствовало культурному и экономическому развитию рус- ского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оценивали крепостное право как архаизм, как причину отставания России от передо- вых стран Запада. Политика русских монархов по отношению к крепостному праву носила непоследовательный и двойствен- ный характер. Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограничил барщину крестьян тремя дня- ми в неделю, а с другой — роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поручению готовились проекты по этому вопросу. Такое положение дел приводило к росту социальной напря- женности в России. Русский историк В.О. Ключевский так оценивал русское об- щество того времени: «Дворяне страшились крестьян, крестьян- ство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейше- го доверия к правительству, а правительство боялось обоих». В этот период в России сформировались два направления политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперанский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин). 11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского Михаил Михайлович Сперанский(1772—1839) — русский политический мыслитель и государственный деятель, автор проектов реформ российского самодержавия. 124 Эпоха. Время правления императора Александра I. В начале своего правления император выступил с предложением прове- дения реформ государственного строя империи и крепостного права. Биография. Родился в деревне Черкутино Владимирской гу- бернии в семье священнослужителя Третьякова. По окончании Владимиро-Суздальской духовной семи- нарии был назван Сперанским (от лат. speranto — надежда) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петербургскую духовную семинарию в качестве преподавателя. Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии. С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял департамент министер- ства внутренних дел. С 1807 г. — статс-секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императора составил план государ ст- венных преобразований — «Введение к Уложению государ- ственных законов». В 1812 г. Сперанский был смещен с поста секретаря Государственного совета и выслан в Нижний Новго- род, затем — в Пермь. Был пензенским губернатором, генерал- губернатором Сибири. Возвращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государственного совета, а также Верховного уголов- ного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение императорской канцелярии. Занимался систематизацией рос- сийского законодательства, руководил изданием «Свода зако- нов» и «Полного собрания законов Российской империи». Логическое основание политико-правового учения. Идеи фран- цузских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант), исторической шко- лы права (Савиньи), английского либерализма (Бентам) нашли свое отражение в политико-правовых взглядах Сперанского. Основные работы: «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Рос- сийской империи». Содержание политико-правового учения. М.М. Сперан- ский — представитель русского либерализма. Поэтому основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразований, составляют понятия свободы: личной и политической. Под политической свободой Сперанский понимал возмож- ность, которая закреплена законом: «участия всех государ- ственных классов... в действии законодательной, судебной и исполнительной власти». Политическая свобода должна быть ограничена цензами: → имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость, и 125 не должна быть предоставлена «народу рабочему», слугам, ре- месленникам, которые не обладают достаточным «разумом» для участия в законодательной деятельности; → культурным. Противоположностью политической свободы является по- литическое рабство,когда воля одного лица является законом для всех. Под гражданской свободой Сперанский понимал возмож- ность обладать личными и имущественными правами: → собственности; → заключения договоров; → на уплату налогов, установленных только согласно закону; → подвергнуться уголовному наказанию только по реше- нию суда. Все эти права должны быть закреплены законом. Так, Спе- ранский, рассуждая о праве заключать договоры купли-прода- жи, писал следующее: «Но какую достоверность имело бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность есть неприкосновенна...» Под гражданским рабством Сперанский понимал такое по- ложение дел, когда одному классу населения приходится «в по- винностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая: «Никакая сво- бода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической». В России того времени, считал Сперанский, не было поли- тической свободы, а свобода гражданская носила ограничен- ный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов самодерж- ца и рабов землевладельцев. Первые называются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно сво- бодных людей, не считая нищих бродяг и философов». Будущее российское общество представлялось Сперанско- му сословным. Первое сословие составят дворяне, которые будут обладать всеми политическими и гражданскими свободами, а также ис- ключительным правом владения населенными недвижимыми имениями с возложением на них обязанности законного уп- равления ими. Второе сословие составят люди среднего достатка, которые будут иметь гражданские свободы, а их политические свободы будут ограничены имущественным цензом. Третье сословие составит народ рабочий: поместные крес- тьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие будет иметь только гражданские свободы. 126 Программа государственных преобразований М.М. Сперан- ского включала проведение следующих реформ: • крепостного права; • государственного правления; • законодательства. Реформа крепостного правадолжна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть по- мещиков над крепостными крестьянами, определив размер крестьянских повинностей и разрешив крестьянам приоб- ретать недвижимость в собственность. Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, кото- рая, конечно, не может быть близка... возвратится крестьянам и древнее право свободного перехода от одного помещика к другому...» Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку «участь крестьянина, отправляющего повинность по закону и имею- щего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных Штатах». Реформа государственного правления. Анализируя полити- ческую историю государств Запада, Сперанский выявил за- кономерность: все государства в своем развитии проходят три ступени и в конце концов приходят к конституционному прав- лению: → первая ступень — феодальная раздробленность госу- дарств Запада; → вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу- дарств Запада; → третья ступень — конституционное правление. Сперанский утверждал, что первым государством, которое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция, Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государствам, находя- щимся на второй ступени политического развития. Сперан- ский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволю- ционным, поскольку российский император сам «октроирует» (подарит) Конституцию народу. Сперанский предлагал построить новое здание российской монархии «на столпах разума и законов». Основой построения такой монархии могла быть только теория разделения властей: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон, и исполнять его. Поэтому сле- довало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, 127 исполнительную и судебную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах». Сперанский предлагал провести разделение законодатель- ной, исполнительной и судебных властей на четырех уровнях: 1) волости; 2) округа; 3) губернии; 4) империи. Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполнительной власти — Правительствующий сенат, высшим органом судеб- ной власти должен стать Судебный сенат. Государственная дума должна принимать законы. Однако за императором сохранялись огромные полномочия в законода- тельном процессе. Император мог наложить абсолютное вето на закон, принятый Государственной думой, имел право ее роспус- ка, а также право отсрочить ее созыв. Выборы депутатов в Го- сударственную думу предполагалось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а де- путаты губернской думы — депутатов в Государственную думу. Кроме этого при императоре должен быть создан Государ- ственный совет, назначение которого — соединить высшую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императором. Этот орган призван предварительно рассматривать законопроекты, которые затем поступали бы к императору, а затем уже переда- вались на обсуждение в Государственную думу. Проект конституционной монархии М.М. Сперанского со- ответствует модели дуалистической монархии, в которой зако- нодательная власть носит двойственный характер. Реформа законодательствабыла проведена при непосредст- венном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов Российской им- перии». В него вошли расположенные в хронологическом по- рядке, законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. до вступления на престол Николая I (к 1830 г. — 45 то- мов). Тем самым была осуществлена официальная инкорпора- ция законодательных актов. Затем с участием Сперанского был подготовлен пятнадцатитомный «Свод законов Российской империи», в который вошло все действующее законодательст- во. Сперанский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толко- вание». 128 М.М. Сперанский вошел в историю русской политической и правовой мысли как автор проектов по реформированию само- державия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения вла- стей. Такая форма правления государства позволила бы обеспе- чить политические и гражданские свободы российским поддан- ным. Сперанский первый предложил создать в России высший законодательный орган — Государственную думу, однако она появилась в России только в 1905 г. В современной России выс- ший орган законодательной власти носит то же название. 11.2. Политические и правовые взгляды декабристов Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площа- ди произошло вооруженное выступление, которое было подго- товлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабристами. С этого момента начинается освободительное движение в России. Декабристы — офицеры, участники Отечественной войны 1812 г., совершившие первоецеленаправленноевыступление против самодержавно-крепостнического строя. Они действо- вали на основе разработанных программ переустройства Рос- сии. Эти программы готовились в недрах тайныхобществ, действовавших в условиях усиления цензуры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816 г. Затем в 1818 г. оно было преобразовано в «Союз благоденствия». По- сле самороспуска «Союза благоденствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное общество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель (табл. 11.1). Таблица 11.1 Отличие в программах Северного и Южного обществ Северное общество (Н.М. Муравьев) Южное общество (П.И. Пестель) Название программного документа Конституция (три проекта, последний был восстановлен Муравьевым по памяти в заключе- нии — «тюремный») Русская Правда Логическое основание политико-правовых взглядов Концепции: естественных прав человека, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей 129 Северное общество (Н.М. Муравьев) Южное общество (П.И. Пестель) «Источник власти есть народ», который «не может быть принад- лежностью никакого семейства» Использовал образцы конститу ций 23 североамериканских штатов, французской конститу ции 1791 г., конституций гер манских государств «Правительство есть принад- лежность народа, и оно учре- ждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства» Земельный вопрос Первый вариант: «земли помещи- ков остаются за ними», а крестья- не освобождаются без земли; Вто- рой вариант: крестьяне получают «по две десятины на крестьянский двор, для оседлости их» Земля волостная состоит из двух фондов: общинного и частного Из общинного фонда земля выда- ется каждому бесплатно на один год для прокормления, служит гарантией от нищеты (этот фонд состоит наполови ну из земель помещиков, напо ловину из казен- ных земель). Из частного фонда (казна — собственник этой земли) земля будет продаваться для сти- му лирования занятий сельским хозяйством Политические права Принадлежат только собствен- никам. В класс избирателей и присяж ных входят совершенно- летние, не находящиеся в услу- жении, имеющие движимое или недви жимое имущество на 500 руб лей серебром Принадлежат всем мужчинам, достигшим двадцатилетнего возраста Форма правления Конституционная монархия с раз- делением властей (респуб лика — лишь как крайний случай) Республика с разделением властей Глава государства Император — глава исполни тель- ной власти («верховный чиновник правительства») с жалованьем 8 млн рублей в год. Дает клятву на вер- ность Консти туции. Деятельность императора подконтрольна На- родному вече. Полномочия: право созыва обеих палат Народного вече; право законодательной инициа ти- вы, право отлагательного вето Державная дума — коллегиаль- ный глава государства. Выбор- ный орган. Состоит из пяти че- ловек, избирается на Народном вече, каждый по одному году — президент. (Царь исключает- ся; план царе убийства 13 душ Романовых у Пестеля) Продолжение табл. 11.1 130 Северное общество (Н.М. Муравьев) Южное общество (П.И. Пестель) Законодательная власть — Народное вече Две палаты: палата народных представителей (состоит из 450 членов, которые избирают ся сро- ком на два года собствен никами; принимает законы, избирает пра- вителей держав); Верховная дума (состоит из 45 членов, которые из- бираются сроком на шесть лет по три че ловека от каждого субъекта фе дерации; каждые два года треть членов меняется). Осуществляет суд над министрами (импич мент), обладает правом отлага тельно- го вето (влияние Консти туции США) Одна палата. Депутаты избира- ются сроком на пять лет, рас пус- тить эту палату никто не может. Принимает законы; выбирает Державную думу Судебная власть Верховное судилище — высший орган судебной власти Верховный собор (120 выбран- ных пожизненно бояр, охрана Конституции, право отдавать под суд любого чиновника) Форма государственного устройства Федерация с территориальным принципом построения: 13 дер- жав и 2 области (Московская и Донская). Столица — Нижний Новгород Унитарное государство. Единая вера, единое граж данство Никита Михайлович Муравьев(1796—1843). Биография. Родился в Петербурге, его отец был воспитате- лем царевичей Александра и Константина. Учился на матема- тическом факультете Московского университета. С началом Отечественной войны 1812 г. ушел с факультета в действующую армию в возрасте 16 лет. 14 декабря 1825 г. непосредственно в восстании не участвовал, но был арестован и приговорен к 20 годам каторжных работ. Впоследствии вышел на поселение. Похоронен в Иркутской области. Павел Иванович Пестель(1793—1826). Биография. Родился в Москве, в семье крупного чиновни- ка. Учился в Германии, затем в семнадцатилетнем возрасте с отличием закончил Пажеский корпус. Участник войны 1812 г. Окончание табл. 11.1 За мужество был награжден шестью орденами. На Бородин- ском поле фельдмаршал Кутузов наградил его золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вместе с русской армией дошел до Парижа. По свидетельству современников, был одним из са- мых образованных людей своего времени. 13 декабря, в канун восстания, был арестован по доносу предателя. 13 июля 1826 г. повешен в Петропавловской крепости. Общие программные положения Северного и Южного об- ществ. Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий ( Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным»); • отмена сословий и равенство всех перед законом (Пес- тель: «Все сословия уничтожаются и сливаются в одно сосло- вие — гражданское»); • введение суда присяжных (Муравьев: «Всякое уголовное дело производится с присяжными»); • предоставление свободы Польше. Средства достижения этих целей. Члены тайных обществ разочаровались в результатах народных революций.Так,Фран- цузская революция, начавшаяся в 1789 г., сменилась якобин- ской диктатурой, которая в свою очередь привела к тирании Наполеона и войнам. И потому была сделана ставка на дворян- скую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г. Восстание декабристов стало самым значительным фактом политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ вы- светили первостепенные задачи будущего развития России. |