Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве Гроций Гуго де Гроот

  • Основная работа

  • Правовое учение Гроция.

  • ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ПРАВО Человеческое( jus humanum )Божественное( jus divinum )Виды позитивного права

  • 6.2. Политическое учение Томаса Гоббса Томас Гоббс

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Основные работы

  • Эпоха

  • Содержание политико-правового учения.

  • Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений


    Скачать 1.04 Mb.
    НазваниеКурс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
    АнкорКрондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев
    Дата06.03.2022
    Размер1.04 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла43310_2d36eed6c633580bdcdb9ed59f0d5d51.pdf
    ТипКурс лекций
    #385011
    страница6 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Тема 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИЙ
    ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
    В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII ВЕКА
    XVII в. в Западной Европе — это время ранних буржуаз- ных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Испании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640—1649 гг. и «Слав- ная революция» 1688—1689 гг.).
    XVII в. — это время становления
    юридического (естествен-
    но-правового) мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения — это понятия естественного права, естествен- ных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих понятий рациональным образом, т.е. без ссылки на божественное право, многие фило- софы обосновывали права и обязанности индивидов, и преде- лы власти государства по отношению к индивидам.
    XVII в. — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спино- зы, наиболее ярких представителей рационалистической шко- лы естественного права.
    6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
    Гроций Гуго де Гроот(1583—1648) — голландский мысли- тель, теоретик договорного происхождения государства и есте- ственного права. Основатель науки международного права.
    Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландская революция (1566—1609), которая освободила страну от испан- ских феодалов, и Тридцатилетняя война в Западной Европе
    (1618—1648), которая привела к распаду Священной Римской империи на 355 самостоятельных государств.
    Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в се- мье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал студентом
    Лейденского университета, в котором изучал право. В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете
    (Франция). В 1601 г. стал историографом Республики соеди- ненных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение, бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покровительством Людовика ХIII.

    65
    Перешел на службу к шведскому королю и был назначен швед- ским посланником при французском дворе (1634 г.).
    Логическое основание политико-правового учения:рациона- лизм, политические и правовые идеи философов античности
    (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
    Основная работа: «О праве войны и мира».
    Содержание политико-правового учения. Происхождение го-
    сударства. Гроций определяет природу человека аксиомати- чески, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными
    1
    . Гроций уточняет: людям свойственно
    «стремление к спокойному и руководимому собственным ра- зумом общению с себе подобными».
    На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает
    договорную
    теорию происхождения государства,противопоставляя ее тео- рии божественного происхождения государства: «Первона- чально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств против насилия, откуда берет свое происхождение гражданская власть».
    Понятие государства.Государство представляется Гроцию осознанным объединением свободных индивидов:
    «Государ- ство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы»
    2
    Суверенитет государства.Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства, — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
    Гроций различает общего носителя суверенитета — государ- ство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной, «ибо какую бы форму прав- ления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
    Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заклю- чения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству.
    Право народа на низложение и наказание носителей сувере-
    нитета государства. Гроций считал, что государство создано
    1
    Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о при роде человека Аристотеля, для которого человек — животное по- литичес кое (общественное).
    2
    Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.

    66
    путем общественного договора, а договоры согласно предпи- саниям естественного права должны соблюдаться. И потому народ согласно такой логике не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью.
    Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если го- сударь:
    → становится «явно враждебным всему народу»;
    → уже отрекся от престола;
    → утратил свою власть, полученную под каким-либо усло- вием;
    → при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
    Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов
    обязательными: «Во всяком случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обя- зательной силы, не заслуживают названия закона или права».
    Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное(волеустановленное).
    В отличие от Аристотеля, для которого источником есте- ственного права являлась
    природа, для Гроция источник есте-
    ственного праваразум (табл. 6.1). Естественное право — это
    «предписания здравого разума».
    Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому ес- тественное право незыблемо и не может быть изменено даже
    Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сде- лать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».
    Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право част- ной собственности, которое устанавливается, с одной сторо- ны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
    Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась:
    «Я был свидетелем та- кого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о чело- веческих, законов, как если бы в силу общего закона разнуздан- ное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».

    67
    Таблица 6.1
    Классификация права по Гроцию
    1
    Естественное право
    (jus naturale)
    Волеустановленное (ПОЗИТИВНОЕ)
    право (jus voluntarium)
    ИСТОЧНИКИ ПРАВА
    РАЗУМ
    ВОЛЯ
    Нормы
    jus naturale
    1
    :
    воздержись от присвое- ния чужого имущества; верни полученную тобой чужую вещь;
    возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
    возмести ущерб, причи- ненный по твоей вине;
    воздай людям заслужен- ное наказание (преступле- ние должно быть наказано);
    договоры необходимо соблюдать («
    Pacta sunt
    servanda»)
    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
    БОЖЕСТВЕННАЯ
    ПРАВО
    Человеческое
    (
    jus humanum)
    Божественное
    (
    jus divinum)
    Виды позитивного права
    Право граж- дан- ское
    (
    jus
    civile)
    Право между- народ- ное (
    jus
    gentium)
    Право божествен- ное, пре- поданное человече- скому роду
    Право божест- венное, препо- данное одному народу
    Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового вре- мени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права.
    6.2. Политическое учение Томаса Гоббса
    Томас Гоббс(1588—1679) — английский политический мыс- литель, теоретик «сильного» государства.
    Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь
    Карла I по приговору верховного трибунала, созданного пар- ламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth)
    (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставрация правления Стюартов — правление Карла II (1660—1685).
    Биография. Родился в Мальмсбери, в семье сельского свя- щенника. Еще в школе овладел латинским и греческим языка- ми; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского уни- верситета, который закончил спустя пять лет, получив степень
    1
    Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду.

    68
    бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из англий- ских баронов, что позволило ему путешествовать по другим ев- ропейским странам (Франция, Италия).
    Логическое основание политико-правового учения. Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел:
    «Человек ведь является не только физическим телом; он пред- ставляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматри- вать равным образом как человека и как гражданина».
    Основные работы: «О гражданине» (1642), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и граждан- ского» (1651).
    Содержание политико-правового учения. Концепция договор-
    ного происхождения государства. Гоббс различает: догосудар- ственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и госу- дарственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).
    В
    естественном состоянии человек действует как физиче- ское тело и руководствуется естественным правом (jus naturale).
    Естественное право — это «свобода всякого человека исполь- зовать свои собственные силы по своему усмотрению для со- хранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственно- му суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством».
    Естественное состояние — это состояние войны всех про- тив всех (bellum omnium contra omnes), состояние постоянного страха за свою жизнь.
    Однако людям присущ
    естественный разум, который им предписывает следовать
    естественным законам (leges natu ra- lis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex natu ra- lis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
    Гоббс различает
    три фундаментальных естественных закона:
    1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как
    цель);
    2) «в случае согласия на то других людей до лжно согласить- ся отказаться от права на все вещив той мере, в какой это не- обходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям,ка- кую он допустил бы у других людей по отношению к себе» (за- кон как
    средство). Отказаться от права на все вещи — это для
    Гоббса значит «упразднить общность имущества» и установить

    69
    право собственности, отсутствие которого в естественном со- стоянии — причина «войны всех против всех»;
    3) «люди должны выполнять заключенные ими соглаше- ния, без чего соглашения не имеют никакого значения» (закон как
    долг).
    Все естественные законы, в понимании Гоббса, — это мо- ральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы вы- полнялись
    всеми, а не только моральными личностями, необ- ходима
    общая для людей власть. Чтобы установить эту общую
    для всех власть, необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представи- телями их лица».
    Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить
    общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или еди- нодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...»
    Отрицание права индивидов на сопротивление государству.
    Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении су- верену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор.
    Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из последних быть обвинен в несправед- ливости». Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».
    Государство представляется Гоббсу меньшим злом для лю- дей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не мо- жет быть без того или другого неудобства, и величайшие стес- нения, которые может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувствительны по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые явля- ются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежей и актов мести… Если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государ- ство, но беспорядочная толпа, как у циклопов»
    Классификация форм правления государства. Критерием клас сификации служит принадлежность суверенитета и при-

    70
    годность формы правления для обеспечения безопасности лю- дей.
    Гоббс выделяет
    три формы правления государства:
    • монархию;
    • аристократию;
    • демократию.
    Монархия — такая форма правления государства, при кото- рой общие интересы больше всего совпадают с частными инте- ресами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатст- вом, силой и славой его подданных».
    Аристократия— такая форма правления государства, при которой
    «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».
    Демократия — такая форма правления государства, при ко- торой верховная власть принадлежит собранию всех.
    Гоббс считает неограниченную монархию предпочтитель- ной формой правления государства для обеспечения безопас- ности людей, поскольку благо монарха тождественно благу го- сударства.
    Образ государства. Государство представляется ему искусст- венным человеком огромных размеров —
    Левиафаном. Левиа- фан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии.
    Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых сим- волизирует гражданина государства, а в руках — символы госу- дарственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Ле- виафан, который называется государством (по латыни сivitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и бо- лее крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».
    Гоббс проводит аналогии между государством как искус ст- венным человеком и человеком как таковым:
    → верховная власть — душа;
    → магистраты — суставы;
    → награда и наказание — нервы;
    → благосостояние и богатство частных лиц — это сила;
    → безопасность народа — занятие;
    → справедливость и законы — искусственный разум и воля;
    → гражданский мир — здоровье;
    → смута — болезнь;
    → гражданская война — смерть.
    Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько матема- тически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетического естест- венного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основате- лем школы юридического позитивизма Дж. Остином.

    71
    6.3. Учение Джона Локка о праве и государстве
    Джон Локк (1632—1704) — английский мыслитель, первый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчу- ждаемых прав человека, разделения властей и законности.
    Эпоха. «Славная революция» 1688 г. в Англии, принятие
    «Билля о правах» в 1689 г., установление конституционной мо- нархии.
    Биография. Родился в г. Рингтон, в семье юриста. Выпуск- ник Оксфордского университета. Домашний врач и доверен- ное лицо одного из английских лордов. Во время английской
    «Славной революции» (1688) находился в Нидерландах, в эмиграции. В 1689 г. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, которые принесли ему известность.
    Логическое основание политико-правового учения. Основа- тель эмпиризма в теории познания; представитель естествен- ной школы права.
    Основная работа: «Два трактата о правлении» (1690).
    Содержание политико-правового учения. Концепция неотчу-
    ждаемых прав человека. Локк признает существование естест- венного, т.е. догосударственного, состояния. В этом состоянии существует равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность.
    Жизнь, свобода и собственность — вот
    триада естествен-
    ных и неотчуждаемых прав человека по Локку.
    Критика абсолютной монархии. Абсолютная монархия не-
    совместима с гражданским обществом и не может быть вообще формой гражданского правления. «Цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естест- венного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле».
    Концепция договорного происхождения государства. Государ- ство создается для преодоления недостатков естественного со- стояния путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в со- общество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спо- койно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».
    Заключение общественного договора позволяет преодолеть недостатки догосударственного состояния, при котором:
    1) «нет установленного, определенного, известного закона, который был бы признан и допущен по общему согласию в ка- честве нормы справедливости и несправедливости»;
    2) «нет знающего и беспристрастного судьи»;

    72
    3) «не достает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполне- ние».
    Эти недостатки не позволяют индивидам обеспечить свою частную собственность — одно из фундаментальных для Локка естественных прав человека: «великой и главной целью объ- единения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности».
    Концепция ограничения государственной власти. Для обес- печения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.
    1. Ограничить объем законодательной власти. Законода- тельная власть:
    → не может быть «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа»;
    → «не может лишить какого-либо человека какой-либо час- ти его собственности без его согласия»;
    → «законодательная власть представляет собой лишь дове- ренную власть»;
    → «законодательный орган не может передать право изда- вать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверен- ное народом...»
    2. Разделить государственную власть. «Законодательную и исполнительную власть часто надо разделять». Остановимся подробнее на теории разделения властей.
    Локк выделяет три власти:
    1)
    законодательную;
    2)
    исполнительную;
    3)
    федеративную.
    Законодательная власть действует непродолжительное вре- мя. Исполнительная и федеративная власти действуют непре- рывно, так как требуется постоянное исполнение законов.
    Феде ративная власть — это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.
    У Дж. Локка
    разделение властейэто соподчинение властей.
    Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.
    Право народа на сопротивление законодательной власти. Су- веренитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: «Сообщество постоянно сохраняет вер- ховную власть для спасения себя от покушений кого угодно, даже своих законодателей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько злонамеренными, чтобы
    создавать и осуществлять заговоры против свободы и собст- венности подданного».
    Концепция законности. Эта концепция у Локка как бы со- стоит из двух частей.
    1. Соотношение закона и свободы. Свобода — это жизнь в соответствии с
    постоянным законом; законом, общим для
    каждого в обществе; законом, установленным законодатель-
    ной властью, созданной в обществе. И наконец, свобода — это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда
    это не запрещает закон.
    2. Равенство всех перед законом. «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».
    Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Локком, была воспринята Томасом Джефферсо- ном, подготовившим проект Декларации независимости США
    (1776) и использовавшим локковскую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).
    В дальнейшем теория разделения властей Локка была раз- вита Монтескье.

    74
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта