Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII ВЕКА Первая половина XVIII в. в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В 1721 г. закончилась Северная война и Россия вернула себе выход к Балтийскому морю. Эта война имела положительное значение не только для России, но и для Швеции: был положен конец шведской экспансии и связанному с ней распылению человеческих сил. В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта форма правления подразумевала такую внутреннюю политику государства, при которой учиты- валось мнение только одного лица — абсолютного монарха. Петр I проводил реформы, которые были направлены на преодоление отставания России от западных государств. При- нималась бесчисленные указы, среди которых были и такие, в которых во всех деталях предписывалось, как сеять коноплю, убирать хлеб и т.п. Исполнителям этих указов предписывалось использовать методы принуждения в отношении тех, кто не будет их выполнять: «Ибо сами знаете, что добро и надобно, но наши люди без принуждения не сделают». При Петре I появились новые институты крепостного пра- ва, которые делали положение крестьян еще более тяжелым (помещики наделялись правом суда над крепостными). Официальной доктриной, ссылками на которую обосно- вывалась абсолютная власть монарха, оставалась доктрина бо- жественной воли, согласно которой власть монарха рассматри- валась как «божественное поручение». Использовались ссылки и на «общее благо». Именно в это время, начиная с Ф. Прокоповича и В.Н. Та- тищева, впервые предпринимаются попытки приспособить теории естественного права и договорного происхождения го- сударства для обоснования абсолютной монархии. Вторая половина XVIII в. в России ознаменовалась крестьян- ской войной под предводительством Е.И. Пугачева, которая побудила прогрессивно мыслящих русских людей задуматься о судьбах России и оспорить легитимность абсолютной монар- хии и крепостного права. К числу таких мыслителей относятся С.Е. Десницкий и А.Н. Радищев, которые опирались в своих 97 произведениях на идеи французских просветителей (Монтес- кье, Руссо). 8.1. Ф. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве Феофан Прокопович(1681—1736) — русский политический мыслитель и церковный деятель. Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I: церковная реформа, реформа престолонаследия. Биография. Родился в Киеве в купеческой семье. Проко- пович рано остался сиротой, его воспитанием и образовани- ем занимался дядя. Учился в Киево-Могилянской духовной коллегии, в иезуитских школах Львова, Кракова, в римском католическом коллегиуме. Вернувшись в Киев, преподавал поэзию, риторику, богословие и философию в Киево-Моги- лянской духовной коллегии, переименованной к тому вре- мени в академию. После посещения Киева Петром I был назначен ректором. В 1716 г. переведен в столицу, а в 1718 г. рукоположен в сан епископа Псковского, резиденция кото- рого находилась в Санкт-Петербурге. Сподвижник Петра I. С 1721 по 1736 г. — вице-президент Синода. Логическое основание политико-правовых взглядов. Сочета- ние теологии и теории естественного права (Гроций, Гоббс). Основные работы:«Правда воли монаршей», «Слово о вла- сти и чести царской». Содержание политико-правового учения. Соотношение духов- ной и светской власти. Прокопович отрицал идею превосход- ства духовной власти над светской и идею неподчинения ду- ховенства и монашества, считая, что эта идея есть: «Жало се змиино, папежский се дух». Прокопович полагал, что в государстве есть разные «чины», каждый из которых занят полезным для общества делом. Свя- щенство — это «чин есть в народе, а не иное государство», по- этому оно подчинено государству так же, как и все остальные. Прокопович был сторонником реформы православной цер- кви, суть которой сводилась к упразднению патриаршества и подчинению православной церкви царю с помощью учрежде- ния Духовной коллегии, а затем Синода. Прокопович обосно- вывал эту реформу ссылками на историю (римские и визан- тийские императоры имели и светскую, и духовную власть), а также ссылками на преимущество не единоличного, а коллеги- ального управления («известнее взыскуется истина соборным правлением, нежели единым лицом»). 98 Происхождение государства.Прокопович впервые в России обратился к теории договорного происхождения государства. Следуя положениям школы естественного права, Прокопович различал: → состояние первоначальной природной вольности людей, которое ему представлялось как «черное да безмерное беззако- ний море»; → государственное состояние. В государственное состо- яние, которое обеспечивает людям мир и общее благо, люди перешли «не без смотрения Божия», заключив соглашение об отказе от всех своих прав в пользу суверена: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей». Ссылка Прокоповича на волю Божию в рассуждениях о до- говорном происхождении государства принципиально отли- чает его теорию от западных теорий общественного договора (Гроций, Гоббс, Локк и др.). Формы правления государства. Прокопович считал, что фор- мы правления государства зависят не только от народного со- глашения и воли Бога, но и от размера территории государства. Он полагал, что республики могут быть «разве в малом народе» и на небольшой территории. Прокопович отрицательно относился к республике как форме правления государства. Демократические республики не могут существовать без частых смут, а аристократические республики потрясают разногласия между правящими. Поэто- му лучшей формой правления государства Прокоповичу пред- ставлялась монархия. Ф. Прокопович различал два вида монархий: наследствен- ную и выборную. Каждая из этих форм имеет достоинства и недостатки. Выборная монархия плоха тем, что во время выборов нового монарха могут возникнуть смуты. Однако именно такая форма монархии позволяет сохранить монархическую форму правле- ния, если правящая династия прерывается. Недостаток наследственной монархии Прокопович видел в том, что наследник по закону может оказаться недостойным престола, т.е. «негодным», «неискусным», «ленивым». Преодо- леть этот недостаток можно, если монарх назначит завещани- ем достойного наследника. В обоснование этого положения Прокопович ссылался на институты частного права: «Как отец может лишить сына наследства, так и государь — престола». Прокопович ссылался на Ивана III, который заявлял: «Кому захочу, тому и отдам княжение». 99 Лучшей формой правления для Прокоповича была наслед- ственная монархия. Он написал специальную работу, чтобы оправдать принятый Петром I в 1722 г. указ, в котором за импе- ратором признавалось право назначать наследника престола. Эта работа носила название: «Правда воли монаршей во опре- делении наследника державы своей». Политические взгляды Феофана Прокоповича позволяют судить о соотношении государства и православной церкви в России во времена Петра I. В.М. Ключевский оценил работу Прокоповича «Правда воли монаршей» как «краткую энцик- лопедию государственного права». Василий Никитич Татищев (1686—1750) — русский историк и государственный деятель, сторонник теории естественного права. Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I. Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окон- чил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704— 1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, вхо- дил в его «ученую дружину». Организатор горного дела на Урале. Указом Петра был назначен руководителем горных заводов Ура- ла. Был губернатором Астрахани. При Елизавете (1745) попал в опалу. Последние годы жизни провел в своем подмосковном имении Болдино (под Дмитровом), где завершил свою работу «История российская с самых древнейших времен», а также на- писал ряд работ по экономике, географии, просвещению и по- литике. Логическое основание политико-правового учения. Сочетание идей теории естественного права с историческим подходом. Основные работы: «История российская с самых древнейших времен», «Разговор о пользе наук и училищ». Содержание политико-правового учения. Происхождение государ- ства. Следуя положениям теории естественного права, Татищев различает естественное состояние как состояние «вольности», когда человек «управляется только естественным законом», обходится без власти и законов государства. Однако свою волю человек может использовать неразумно и вести себя, как мла- денец. Поэтому, полагал Татищев, воле человека должна быть «положена узда неволи для его же пользы». «Узда неволи» мо- жет быть трех видов. Есть узда «по природе» — родительская власть, а также мо- нархическая власть, которая аналогична родительской. Мо- нарх подобен господину в своем доме, а государство — это дом монарха, не желающего разорения своему дому. 100 Есть узда договорная, т.е. узда, которую индивид сам, «по своей воле» для себя выбирает. Холоп, который не может сам себя обеспечить, заключает договор с господином. Аналогич- но, считал Татищев, и «общенародия, или республики» осно- ваны на договоре. Есть узда «по принуждению», т.е. когда человека лишают воли и свободы насильно. Такая узда создает рабство. Татищев считал, что раб имеет право добиваться своего освобождения, так как «рабство противоречит закону христианскому» 1 Итак, Татищев как историк допускает и договорную теорию происхождения государства, при помощи которой он объясня- ет возникновение республик, и патриархальную теориюпроис- хождения государства, когда речь заходит о монархии. Классификация форм правления государства. Татищев уста- новил зависимость исторически устойчивых форм государ- ственного правления от объективных факторов, таких как ме- стоположение государства, размер территории, численность населения (табл. 8.1). Таблица 8.1 Формы государственного правления Характеристика территории и народа Малые народы Великие народы Не подвергающиеся нападению Подвергающиеся напа- дению Форма государственного правления Демократиче- ская респуб- лика Конституционная монар- хия Аристократическая рес- публика Самодержавие («само- властие») Примеры Голландия, Швейцария, Генуя Англия, Венеция Россия, Франция, Дания, Испания Решение вопроса крепостного права. Как историк, В.Н. Та- тищев считает крепостное право ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев день, что привело к полному закре- пощению крестьян. Он анализирует ситуацию на Западе: там нет крепостного права и это полезно государству. 1 Татищев противоречит себе. Трудно признать, что узда «по при- нужде нию» полезна рабу. 101 Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не от- менить, потому что: 1) отмена крепостного права не согласуется с системой са- модержавия. Укоренившийся обычай неволи отменять небезо- пасно; 2) мужик ленив, и если дать ему волю, то он погибнет. Татищев в работе «Краткие экономические до деревни сле- дующие записки» (1742) приводит перечень из 20 пунктов, в которых содержатся признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п. В этой же работе Татищев предлагает дворянству ввести то- тальный надзор над крестьянами, строгие меры внеэкономи- ческого принуждения. Татищев внес существенный вклад в отечественную теорию форм правления государства. Татищев — один из первых рус- ских мыслителей, который стал использовать теорию естест- венного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права. 8.2. Политико-правовое учение С.Е. Десницкого Семен Ефимович Десницкий (ок. 1740—1789) — первый рус- ский профессор права Московского университета, сторонник теории разделения властей и законодательного регулирования крепостного права, сторонник суда присяжных. Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» в России — период правления Екатерины II, которая в 1767 г. созвала Комиссию для сочинения проекта нового Уложения (Улаженная комис- сия). Биография. Происходил из мещан украинского г. Нежина. Учеба в семинарии, затем — гимназия при Московском универ- ситете и учеба в университете при Академии наук в Петербурге (с 1759 г.). В 1761—1767 гг. занимается в университете г. Глазго (Англия), где слушает лекции Адама Смита. По возвращении из Англии был назначен профессором права Московского уни- верситета, в котором преподавал до 1787 г. Читал курс истории и теории русского законодательства и «законоискусства». Логическое основание политико-правового учения. На Де- сницкого оказали большое влияние идеи Адама Смита, Шарля Луи Монтескье, знание английских политико-правовых инс- титутов. 102 Основная работа: «Представление об учреждении законо- дательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» (1768). Содержание политико-правового учения. Вслед за Адамом Смитом Десницкий выделял четыре этапа развития челове- чества в зависимости от источников существования того или иного народа: 1) собирательство; 2) пастушество; 3) хлебопашество; 4) коммерческий этап. Более совершенному этапу развития человечества соответс- твует более развитое законодательство. Наибольшее разви- тие законодательство получает на коммерческом этапе. Если у древних римлян все законы умещались на 12 таблицах, то в современной Десницкому Англии, «где ныне законы в вели- ком совершенстве», только сокращенное изложение законов занимает 25 книг. Концепция разделения властей. Десницкий разработал кон- цепцию разделения властей применительно к Российской им- перии и изложил ее в своем «Представлении об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Рос- сийской империи». Десницкий предложил создать органы законодательной, «судительной» и «наказательной» власти. Законодательную властьдолжен осуществлять Сенат — за- коносовещательный орган. В представлении Десницкого Се- нат должен быть однопалатным (количество депутатов: 600— 800 человек), бессословным, выборным на пять лет на основе высокого имущественного ценза. За монархом сохраняется право абсолютного вето на любой закон, выработанный Сенатом. « Судительная» власть.Судьи назначаются монархом. Тре- бования, предъявляемые к судьям: → должен предварительно сдать экзамен профессорам юри- дического факультета; → иметь несколько лет стажа адвокатской практики; → пройти испытания на «факультете адвокатов»; → знать латинский, французский, немецкий и английский языки. Десницкий — сторонник суда присяжных и принципа неза- висимости и несменяемости судей. « Наказательная» власть должна осуществлятьсявоеводами, назначаемыми монархом. Воеводы выполняют полицейские и 103 фискальные функции, подлежат судебному контролю; винов- ность воевод определяет Сенат. Критика крепостного права: • с точки зрения экономической науки крепостное право — тормоз развития промышленности и земледелия; • с нравственной точки зрения торговля людьми «противна человеколюбию». Предложения по законодательному урегулированию: • урегулировать законом обязанности крестьян по отноше- нию к помещикам; • закрепить за крепостными право собственности на дви- жимое имущество; • запретить продажу крестьян без земли и без их согласия. С.Е. Десницкий — первый русский мыслитель, который предложил использовать концепцию разделения властей как средство реформирования российского самодержавия. С.Е. Десницкий — теоретик законности в условиях сущест- вования крепостного права. 8.3. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве Александр Николаевич Радищев(1749—1802)— русский по- литический и правовой мыслитель, теоретик революционной демократии. Эпоха. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Усиле- ние крепостнического гнета. Крестьянская война под предво- дительством Е. Пугачева (1773—1775). Биография. А.Н. Радищев происходил из дворян. Закончил Пажеский корпус, а затем — юридический факультет Лейпциг- ского университета. Был управляющим Петербургской тамож- ней. По указанию Екатерины II, за оду «Вольность» и книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» Палата уголовного суда приговорила Радищева к смертной казни. Через несколь- ко дней смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог сроком на 10 лет. В 1801 г. Радищев получил разреше- ние на возвращение в Петербург. Был привлечен к работе по составлению законов в комиссии, созданной Александром I. В комиссии выступал с радикальными требованиями в защиту крестьян. Опасаясь новых преследований, покончил с собой. Логическое основание политико-правового учения. Естествен- но-правовая теория, история России и осмысление опыта анг- лийской, американской и французской революций. Основные работы: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность». 104 Содержание политико-правового учения. Политические взгля- ды. Причиной перехода людейот естественного состоянияк государственному состоянию Радищев считал появление час- тной собственности: «Как скоро сказал человек: сия пядень земли моя! Он пригвоздил себя к земле и отверз путь зверооб- разному самовластию, когда человек повелевает человеком» 1 Государство основано на молчаливом договоре между людь- ми, согласно которому люди отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан». Радищев признает право народа на сопротивление государ- ственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками». В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу француз- ского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» перевел русским словом «самодержавство», сделав примечание: «самодержавст- во есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Самодержавие Радищев рассматривал как произвол само- держца, который ищет только своей пользы и руководствуется лишь своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, — «первейший в обществе может быть убийца, первейший раз- бойник». Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?» Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербур- га в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева». Правовые взгляды Радищева. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономической, нравственной. С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного до- говора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. 1 Радищев повторяет Руссо, заявляя, что естественное состоя- ние — зо лотой век, когда нет частной собственности и царит гармо- ния, связанная с действием золотого правила нравственности. Однако положение крепостного крестьянина противоречит общественному договору: «порабощение есть преступление». С экономической точки зрениятруд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, так как у крестьянина нет интереса работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан». Первым в России Радищев предложил решение этой про- блемы — земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее». С нравственной точки зренияобычай порабощать себе по- добного — это «зверский обычай», свидетельствующий об от- сутствии души и каменном сердце. Политический идеал Радищева. Идеальной формой правле- ния государства для него была республика: «На вече весь течет народ». Радищев приводит исторический аргумент в обоснование возможности республиканского строя для России: в истории России уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика. На большой территории России Радищев предполагал со- здание федерации республик. Средством перехода к республике он считал народную рево- люцию. Это представление сложилось у Радищева в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полно- стью (Радищев критиковал сохранение рабства в США). Правовой идеал Радищева. Закон —это«извет общей воли» 1 А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового кресть- янства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и уч- реждение республики в России. 1 Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражени ем общей воли. |