Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В Средние века в Западной Европе важнейшими вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, боже- ственных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе появляется первый университет — Болонский, а в XIII в. от- крываются Парижский и Оксфордский университеты. В это время появляется первый латинский перевод книги Аристоте- ля «Политика». В университетах начинают изучать Аристотеля, под влияние которого подпадают такие яркие мыслители, как Фома Аквинский и Марсилий Падуанский. Фома Аквин ский использует философию Аристотеля для оправдания догматов католической веры, а Марсилий Падуанский, опираясь на Аристотеля, развивает светскую теорию государства и права. Основным источником знаний о мире продолжает оставаться Священное писание. 4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве Фома Аквинский (1226—1274)— итальянский католический философ, доминиканский монах. Биография. Родился в семье графа Ландольфо, которому принадлежал домeн (поместье) в окрестностях города Аквино. Получил имя Томазо, или, по-гречески, Фома. Сначала учился в школе при аббатстве, затем в Университете Неаполя, осно- ванного Фридрихом II. В Неаполе сблизился с доминиканца- ми — нищенствующими монахами и стал одним из них, отка- завшись от графского титула. Целью доминиканского ордена была борьба с ересями «при помощи костров и силлогизмов». Университетское образование Фома Аквинский завершает в Кельне и Париже. С 1248 по 1252 г. — ученик Альберта Вели- кого в Кельне. В 1252 г. главному магистру доминиканского ордена потребовался молодой ассистент для академической карьеры в Париже. Им стал Фома Аквинский. С 1252 по 1254 г. Фома — бакалавр «библикус», с 1254 по 1256 г. — бакалавр «сен- тенциариус», с 1256 по 1259 г. он преподает в Парижском уни- верситете, являясь магистром теологии и возглавляя кафедру в этом университете. Затем, по традиции ордена, начинаются 45 странствия Фомы. Он преподает в университетах Кельна, Бо- лоньи, Рима, Неаполя. Основные работы: «Сумма теологии», «О правлении госуда- рей». Логическое основание политико-правового учения. На Фому Аквинского большое влияние оказал Аристотель. Фома Ак- винский в своем учении предложил синтез католической веры и философии Аристотеля (табл. 4.1). Таблица 4.1 Правовые взгляды Аристотеля и Фомы Аквинского Аристотель Фома Аквинский Два вида законов: • естественные • позитивные Четыре вида законов: • божественный естественный закон • человеческий естественный закон • божественный позитивный закон • человеческий позитивный закон Законы дополняют друг друга Иерархия законов Содержание политико-правового учения. Правовое учение. Понятие закона. Фома Аквинский сформулировал следу- ющие характеристики закона: • закон есть не что иное, как некое установление разума в целях общего блага, принятое и обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе; • закон относится к тому, что составляет основу человече- ских поступков, поскольку для них он является правилом и ме- рилом; • любой закон направлен к общему благу; • закон вызывает движение к цели. Классификация законов. Следует различать четыре вида за- конов, три из которых представляют собой иерархию: 1. Вечный закон(lex aeterna) — естественный божественный закон, рациональный проект Бога, который знаком только са- мому Богу и блаженным святым: «замысел управления веща- ми, существующий у Бога как государя Вселенной, имеет зна- чение закона». Вечный закон нигде не записан, а обнародован Богом в устной форме божественного слова и адресован твари внимающей. 2. Естественный закон(lex naturalis) — участие вечного за- кона в разумной твари. Естественный закон — это отражение 46 божьего закона человеческим разумом, «печать божественного света на нас». Человек как разумное создание частично может постигать lex aeterna. Это «свет естественного разума, с помо- щью которого мы различаем, что хорошо, а что плохо». Есте- ст венный закон представляет собой некие моральные предпи- сания, провозглашенные разумом в результате размышления о природе человека, живущего в обществе. Этот закон предпи- сывает все то, что соответствует существованию человеческого рода: союз мужчины и женщины, воспитание детей и др. Как обнародуется естественный закон? Он «обнародован уже тем, что Бог вложил его в умы людей так, чтобы те познали его естественным путем». 3. Человеческий позитивный закон(lex humana) — это фео- дальное право того времени. Этот закон представляет собой «частные распоряжения, выработанные человеческим разу- мом»: исходит из факта несовершенства людей, поэтому явля- ется самым несовершенным в иерархии законов; служит чело- веку в достижении его земных целей; нужен потому, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю, свобода которой сводится к возможности творить зло; призван четко определить естественный закон (как должны заключаться бра- ки, определить санкции, если совершается правонарушение). Фома Аквинский полагал, что «человеческие законы не мо- гут обладать той непогрешимостью, которая отличает выводы наук, подкрепленные доказательствами». Человеческий позитивный закон должен соответствовать естественному закону: «каждый закон, установленный людь- ми, постольку является законом, поскольку выведен из закона природы». Иначе — это не закон, а «порча закона», и такому закону можно не подчиняться. Принудительное осуществле- ние такого закона есть признак тирании. Однако Фома делает оговорку: такой закон может считаться обязательным, если не- обходимо пресечь беспорядок. 4. Позитивный божественный закон(lex divina) — содер- жится в Библии. Он адресован «твари читающей», и только этот закон может привести человека к достижению сверхъ - естественной цели, блаженству сверхприродному, что является актуальным для верующего христианина. Политическое учениеФомы Аквинскогопосвящено рас- смотрению трех важнейших проблем. 1. Церковь и государство. А. Фома решает вопрос, актуальный для того времени: имеет ли право церковь ограничивать светских правителей и судить о законности их власти? В то время светские правители отрица- 47 ли это право, ссылаясь на Священное писание: «нет власти не от Бога» (т.е. светская власть также от Бога). Фома предлагает различать три элемента государственной власти: • сущность; • происхождение; • использование. Сущность государственной власти установлена Богом, дока- зательством чего служат слова апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». Происхождение государственной власти может быть и незаконным (насилие, подкуп). Исполь- зование государственной власти часто ведет к злоупо треблению властью. Фома считал, что церковь не посягает на власть как на бо- жественный принцип, но церковь оставляет за собой право су- дить о законности происхождения власти и использовании ее тем или иным правителем. Б.Фома решаетвопросразграничения компетенции свет- ской и церковной власти. Он высказывает идею автономии вла- стей: светская власть должна управлять только внешними дей- ствиями подданных; церковь — душами людей. Фома полагал: «Так как духовная власть и светская, обе производны от власти Божьей, то светская власть настолько находится под духовной, насколько она ей Богом подчинена, а именно в делах, которые касаются спасения души; вследствие этого в таких делах следу- ет скорее повиноваться церковной власти, а не светской. В том же, что касается гражданских благ, следует более повиноваться светской власти, чем церковной, в соответствии с поучением «Отдайте кесарево кесарю». При этом Фома высказывает такую идею взаимодействия властей. Государство должно помогать церкви в борьбе с ере- сью: «Извращать религию, от которой зависит жизнь веч- ная, — гораздо более тяжкое преступление, чем подделывать монету, которая служит для удовлетворения потребностей вре- менной жизни. Следовательно, если фальшивомонетчиков, как и других злодеев, светские государи справедливо наказы- вают смертью, еще справедливее казнить еретиков, коль скоро они уличены в ереси». 2. Проблема тираноубийства. Можно ли сопротивляться тирану? Фома выдвигал следу- ющие аргументы против тираноубийства: → после убийства тирана может прийти новый тиран, кото- рый будет еще свирепее; → убийство тирана не соответствует апостольскому уче- нию. Апостол Петр считал, что нужно смиренно подчиняться не только добрым, но и злым господам. 48 Вместе с тем Фома допускал тираноубийство, которое долж- но совершаться не по собственному почину, а по решению об- щества (католическая церковь в то время не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному не- угодному ей правителю). 3. Идеальная форма правления. Фома развивает свою политическую теорию в рамках те- оцентристской картины миры, опираясь на идеи Аристотеля. Он выделяет шесть форм правления государства (монархия, тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия). В от- личие от Аристотеля лучшей формой правления Фома призна- ет монархию, а не политию. Он считал, что согласно природе вещей править должен один, поскольку: → во Вселенной единый Бог; → среди множества частей тела есть одна, которая движет всем, — сердце; → среди частей души главенствует одна — разум; → у пчел один царь. Согласно жизненному опыту также должен править один: провинции и города-государства, которыми управляет не один, одолеваемы раздорами. Господь говорит устами Пророка (Иеремия, ХII, 10): «Множество пастухов испортили мой ви- ноградник». Учение Фомы Аквинского имеет своих последователей. В частности, современная католическая теория права (неото- мистская теория права Ж. Маритена) восприняла идею Фомы о естественном законе и естественных правах человека (право на жизнь и продолжение человеческого рода), которые выте- кают из самого lex aeterna, на которые не может посягать госу- дарство, принимая lex humana. 4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского Марсилий Падуанский (1280—1343) —итальянский полити- ческий и правовой мыслитель. Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете, в 1312—1313 гг. — ректор Париж- ского университета. Некоторое время был врачом и советни- ком Людвига Баварского 1 1 Людвиг IV Баварский (1287—1347) с 1314 г. — германский король, претендент на престол Священной Римской империи, с 1328 г. — импе- ратор Священной Римской империи. Вел борьбу с римскими папами. 49 Основная работа:«Защитник мира» («Defеnsor pacis»). Логическое основание политико-правового учения. Испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком ссылался на христианские священные книги: «только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в себе истину»; в отли- чие от Фомы Аквинского был сторонником доктрины двойной истины: есть «земная истина», которая постигается разумом, а есть «истина небесная», которая постигается откровением и ве- рой. Эти истины независимы и могут противоречить друг другу, «земная истина» — низшая по отношению к «истине небесной». В «Защитнике мира» Марсилий выступил против притяза- ний католической церкви на светскую власть. Марсилий счи- тал, что попытки католической церкви вмешиваться в дела светской власти сеют раздоры в европейских государствах. По- этому священнослужители — главные враги мира. Книга была осуждена католической церковью, Марсилий отлучен от церкви и был вынужден покинуть Париж и укрыть- ся при дворе Людвига Баварского. Содержание политико-правового учения. Политическая теорияохватывает следующие проблемы. 1. Государство и Церковь. Вслед за Аристотелем Марсилий по- нимает государство как совершенное сообщество (communitatis perfecta) людей, которое: → самодостаточно; → основано на разуме и опыте людей; → существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде- нии государства, а библейское повествование об установлении у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом считает лишь недоказуемым предметом веры. Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере. Церковь должна находиться под контролем самих верующих, а не только под контролем духовенства и папы. Это должно вы- ражаться в праве верующих: → выбирать церковных сановников, включая Папу; → определять случаи отлучения священнослужителей от церкви; → утверждать на церковном соборе соответствующие ста- тьи церковного устава. Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати- вы — быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать цер- ковные таинства. 50 2. Законодательная и исполнительная власти государства. Законодательная власть всегда должна принадлежать наро- ду: «Законодатель — первая действующая причина, присущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas) или его часть наиболее важная (valentior pars), выражающие свой вы- бор и свою волю относительно всего касающегося граждан- ских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием». Почему народ или его наиболее важная часть должны уста- навливать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы: → народ лучше повинуется тем законам, которые сам уста- новил; → эти законы всем известны; → каждый может заметить упущение при создании этих за- конов. Марсилий был сторонником выборности народом высшей исполнительной власти 1 . Выборность главы этой власти пред- почтительнее, нежели передача власти по наследству: «...мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства». Правовая теория. Марсилий признает многозначность тер- мина «закон». Он — сторонник понимания закона «в строгом смысле этого слова». Марсилий понимает закон как закон государства. Закон — это наставительное и принудительное «правило», которое: → «существует во всех communitatis perfecta», → подкреплено санкцией, которая имеет «принудительную силу благодаря наказанию или поощрению»; → имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»; → устанавливается светским законодателем. Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать вы- воды: 1) божественный закон не есть закон в собственном смыс- ле. Он сопоставим с предписаниями врача (Марсилий — врач). Цель божественного закона — достижение вечногоблажен ст- ва. Этот закон определяет различия между грехами и заслуга- ми перед Богом, а также наказания и награды в потустороннем мире, где судьей является Христос. 1 Идея выборности народом главы исполнительной власти исхо- дила из практики управления итальянских городских республик и из порядка из брания императора Священной Римской империи. 51 Поэтому, по Марсилию, духовенство может только пропо- ведовать христианское учение, но никак не принуждать, а ере- тик может быть наказан только Богом и только на том свете. Марсилий против церковного суда, инквизиционных три- буналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государс- тва, если его учение вредно для общежития, но сделать это мо- жет только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право: учить и увещевать; 2) закон церкви не есть закон в собственном смысле, так как обеспечен только духовными санкциями. Хотя его можно обеспечить мирскими санкциями согласно воле государства. Но тогда он становится законом государства; 3) естественный закон не есть закон в собственном смысле, это есть лишь нравственный закон: «есть люди, которые назы- вают “естественным законом” веление справедливого разума касательно человеческих поступков, и естественный закон в этом смысле слова включает и божественный закон». Значение законов в государстве.В государстве должно быть верховенство законов, ибо «там, где нет верховенства закона, там нет настоящего государства». Монарх, правительство, судьи должны править на основе законов, которые должны быть обнародованы: «...всем госу- дарям, а среди них особенно монархам, которые со всеми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее идолговременнее, править в соответствии с законом, а не пренебрегая им...». Закон позволяет: → осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»; → избежать предвзятости в судейском решении, на которое может влиять ненависть, алчность, любовь судьи. Марсилий заключал: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или пос- тановлений злой умысел и заблуждения судей». Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суверени- тета, состоящую в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким образом, Марсилий стал предшественником Ж.Ж. Руссо, теоретика народного сувере- нитета. Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполнитель- ной власти остается одним из признаков современной теории правового государства. Политическая теория Марсилия предвосхитила становле- ние сильного, независимого от церкви государства. Сравнительная характеристика правовых взглядов Мар- силия Падуанского и Фомы Аквинского представлена в табл. 4.2. Таблица 4.2 Правовые взгляды Марсилия и Фомы Марсилий Фома Положительный человеческий закон (закон государства) Не связан с естественным зако- ном Основан на естественном зако не, а тот, в свою очередь, явля ется выражением вечного зако на, пре- дустановленного Богом Естественный человеческий закон Не является законом в строгом смысле слова, это лишь нравст- венный закон Это закон без всяких оговорок Закон и справедливость Нет иной земной справедливо- сти, как выраженной в позитив- ном законе воли всего народа либо значимой его части Позитивный закон может проти- воречить справедливос ти (естест- венному человечес кому закону). Принудительное применение такого позитивно го закона есть признак тирании |