Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ Если основная тема средних веков — град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле- ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (от лат. humanus — человечный). Если в средние века предметом восхищения был Бог, кото- рого нельзя увидеть, то в эпоху Возрождения — человек и зри- мый человеческий мир. Если в средние века чтили святых, то в эпоху Возрожде- ния — людей прославленных, великих. Если в средние века гордыня считалась худшим из пороков, то теперь возник культ героев и гениев. Реформация ставила перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, обращалась тем са- мым к широким массам. Реформация отвергла догму католи- ческой церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Начало Реформации связывают с выступлением в 1517 г. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию: • развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в 12 странах Европы; • децентрализация Италии (итальянское Возрождение) и децентрализация Германии (Реформация в немецких землях). Основные направления политико-правовой мысли, сфор- мировашиеся во время Возрождения и Реформации: • буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли, Боден); • теории утопического социализма (Мор, Кампанелла). 5.1. Политическое учение Никколо Макиавелли Никколо Макиавелли (1469—1527)—итальянский полити- ческий мыслитель эпохи Возрождения, основатель политиче- ской науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»). 54 Эпоха. Политическая раздробленность Италии. Постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). Биография. Родился во Флоренции, в семье юриста. При- надлежал к обедневшему старинному роду. В течение 14 лет (1498—1512 гг.) был секретарем Флорентийской республики, затем — отстранение от должности и ссылка в личное имение, находясь в котором он создает свои политические и литератур- ные произведения. Логическое основание политического учения. Эмпиризм, со- гласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое полити- ческое учение, Макиавелли обращается к политическому опы- ту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы. В рассуждениях Макиавелли происходит радикальный от- каз от средневекового теоцентризма, который заменяется на антропоцентризм . Это означает, что в центре мира у Макиавел- ли не Бог, а человек. Соответственно политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом. Из опыта следует, что в основе политическогоповедения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По Макиавелли, грандиозные дела творили как раз те князья, ко- торые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом. Основные работы: «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия», «Принцепс», «История Флоренции» и др. Содержание политического учения. Политическое мышле- ние Макиавелли сосредоточивается на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о госу- дарстве». 1. Причины политического упадка Италии. Макиавелли срав- нивает величие Древнего Рима с современной ему Италией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового гос- подства Римом и постоянно ожидающей нашествий Италией? Причины упадка: → христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и при- вело к ослаблению государства; → папство, которое имело престол в Риме, владело частью Италии и препятствовало ее объединению. 55 2. Понятие государства.Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — «stato»(от лат. status — положение, состояние), которым он обозначает общее поня- тие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предпо- лагает наличие отношений господства-подчинения. Наряду с уже известными к XVI в. политическими термина- ми «республика», «княжество», «королевство», «власть», «им- перия», «город», «правление», «тирания», «монархия» Маки- авелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства. Государство — это дело рук человеческих. В конкретный момент времени форма правления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба на- рода и знати — вот источник развития государства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в горо- де к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии». Классификации форм правления государства. Вслед за Аристо- телем Макиавелли называет три «правильные» формы правле- ния и три «неправильные» (табл. 5.1). Таблица 5.1 Формы государственного правления по Макиавелли 1 Правильные Неправильные Монархия Тирания Аристократия Олигархия Демократия Охлократия Концепция политической этики главы государства (концепция « макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает политическую этику принцепса (единоличного главы государства), которая позволила бы объединить Италию и превратить ее в сильное государство. В своей работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспы- татель формулирует ряд политических принципов, свободных от 1 Такого рода классификации форм государственного правления Макиавелли придерживался в работе «Рассуждения на первые десять книг Тита Ливия». 56 каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добить- ся осуществления поставленной цели: • овладевая государством, необходимо все жестокости со- вершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять; • обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувствуешь их в отдельности; • все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались; • принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню; • принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти причину, чтобы найти оправдание. Макиа- велли ссылается на папу римского Александра VI, который всех обманывал, не держал слова и тем не менее многого добился; • принцепс не обязательно должен обладать всеми добро- детелями, — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь; • принцепс не должен трогать имущество подданных и за- девать их честь. Подданные будут довольны жизнью, а прин- цепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих; • принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому; • принцепс должен каждым своим поступком создавать о себе молву как о великом и выдающемся человеке; • принцепс должен рассчитывать не на любовь своих под- данных, а на их страх, но не на их ненависть; • чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окруже- ние. Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки Нового времени . Он оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Паретто и др.). Б. Муссолини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса. В языке политики сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели в политике все средства допустимы. 5.2. Политическое учение Жана Бодена Жан Боден(1530—1596) — французский правовед, выда ю- щийся политический мыслитель. 57 Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами. Лишь «сильное» государство могло остановить религиозный и свя- занный с ним политический хаос. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государс- твенного суверенитета. Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории. Биография. Родился в семье, принадлежащей к среднему со- словию. Боден закончил факультет права Тулузского университе- та, некоторое время преподавал в родном университете римское право. Адвокатская практика в Париже. 1575—1580 гг. — судья. 1576 г. — депутат третьего сословия в Генеральных штатах в Блуа. С 1587 г. — королевский прокурор в Лане. Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566), «Шесть книг о республике» (1576). Логические основания политического учения: • теоцентризм; • историзм; • рационализм. Содержание политического учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому, после бессмертного Бога, мы обязаны всем». Боден понимает государство как«правовое управление семья- ми и тем, что у них общее, суверенной властью». Именно право- вое управление отличает государство от шайки разбойников. Основой государства является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента». Ослабление власти главы семьи приводит к де- градации государства. Важнейший элемент государства — суверенная власть,под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и недели- мую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и пос- тоянная власть государства». Суверенная власть государства, с точки зрения Бодена, это: → властьпостоянная, которая отличается от временной власти, подобной власти диктаторов Древнего Рима; → властьабсолютная, не ограниченная никакими условия- ми, носитель которой может ее передать другому лицу как соб- ственник. Боден допускает лишь три ограниченияабсолютной власти: суверен в своей деятельности связан с законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими 58 для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Поэтому Боден критикует утопийское государство Т. Мора: государство, основанное на отрицании частной собственности, «было бы прямо противоположно за- конам Бога и природы»; → власть единая, т.е. неделимая. Онане может принадле- жать одновременно монарху, аристократии и народу, ее нельзя разделить на трети. Боден — противник теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли. Компетенция суверенной власти государства—комплекс ис- ключительных прерогатив: → право издавать, отменять и обнародовать законы граж- данам без их согласия — это основная прерогатива суверенной власти; → право войны и мира; → право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности; → правосудие в последней инстанции для всех должност- ных лиц и граждан; → право помилования; → чеканка монет; → определение мер и весов; → взимание налогов и податей. Классификация форм правления государства основана на критерии принадлежности власти тому или иному суверену (табл. 5.2): → демократия; → аристократия; → монархия. Таблица 5.2 Формы государственного правления Демократия Аристократия Монархия Суверенной властью над всеми обладает Большая часть гра- ждан Меньшая часть гра- ждан Одно лицо (король или тиран) Эффективность различных форм правления государствадля обеспечения общественного порядка. Демократию Боден оценивает отрицательно: «народ — это зверь многоголовый 59 и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обу- словлена коллегиальным способом принятия решений. Лучшая форма правления государства — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монар- хии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Идеальная форма государства для Франции XVI в. — легитим- ная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собствен- ностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх начинает нарушать естественные за- коны, рассматривая собственность своих граждан как свою и относясь к гражданам как к рабам. Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием. Но не признает такое право, если монарх, занимая свой пост на основе действующего закона о престолонаследии, ведет себя как тиран. Боден уповает толь- ко на божественный суд: «Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего законного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа». Факторы, определяющие нестабильность форм правления государства: → крайне неравномерное распределение богатства; → отсутствие свободы вероисповедания. Поэтому необходимы законы против ростовщичества и за- коны о наследовании имущества; необходимы также законы, допускающие веротерпимость. Созданная Боденом теория государственного суверенитета до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия политических ре- шений. 5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма Томас Мор(1478—1535) — английский юрист, гуманист, по- литический деятель и писатель. Эпоха. Династическая война в Англии, известная как война Белой и Алой Розы, привела к тяжелым социальным послед- 60 ствиям. В то же время шел процесс становления капитализма. Замена хлебопашества овцеводством (поскольку более выгод- ным стал сбыт шерсти, а не хлеба) привела к массовому изгна- нию крестьян с насиженных мест. В стране усилилось бродяж- ничество, возросло число преступлений. Биография. Родился в семье потомственных горожан Лон- дона, его отец дослужился до королевского судьи. Учил- ся в Оксфорде (два года), затем, по настоянию отца, — в одной из юридических школ Лондона. Некоторое время зани- мался адвокатской практикой, брал под защиту обиженных. В 1504 г., став членом парламента, посчитал своим долгом перед обществом возглавить оппозицию королю Генриху VII, требо- вавшему введения новых налогов. Был заключен в Тауэр. После освобождения был судьей и шерифом. Затем Генрих VIII 1 при- близил его ко двору. С 1529 по 1532 г. Т. Мор — лорд-канцлер, ликвидировавший практику принимать подарки от тех, кто об- ращался в королевский суд. За отказ присягнуть королю Генри- ху VIII как главе реформированной англиканской церкви был обвинен в государственной измене, признан виновным и каз- нен. Католическая церковь причислила Мора к лику святых. Логическое основание политико-правового учения. Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения. Вос- принял критическое отношение Платона к частной собствен- ности. Придерживался идеалов ранних христиан о всеобщем обязательном труде. Основная работа:«Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии» (всемирно известная как «Утопия») 2 Содержание политико-правового учения. В своей книге «Уто- пия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) го- сударству 3 . Описание этого государства дается словами одного из путешественников — Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, расположенном где-то в Новом Свете. Гит- лодей — участник диалога с Мором. 1 Генрих VIII — инициатор Реформации в Англии. Он был озабо- чен тем, что папа римский не давал согласия на развод с Екатериной Арагонс кой, которая не рожала ему наследника престола. Генрих VIII объявил, что король Англии должен быть одновременно и главой церкви в стране. 2 Утопия — термин, предложенный Мором. Игра греческих слов в ла тинской транскрипции допускает два перевода: «несуществующая страна» или «благословенная страна». 3 Т. Мор использует в своей книге форму диалога, подражая Пла- тону. 61 В Англии в то время шел процесс «огораживания земель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на этих землях создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту имущественных и насильственных преступлений. Мор оценил эту ситуацию таким образом: «овцы... пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города». В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение и кражи, и убийства,— смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал такое уго- ловное законодательство несправедливым, считая, что «карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание»; «ни - сколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо, я полагаю, ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью». Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых пре- ступлений может быть обусловлено не только индивидуальны- ми особенностями людей, совершающих преступления, но и несправедливым устройством общества: «Ни одно наказание не является столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе пропитание». Английское государство и другие известные Мору государ- ства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих го- сударств одна: « заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах». Законы этих государств представляют собой ухищрения, по- зволяющие богатым использовать труд бедных людей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом, как только богатые от имени государства, а значит, и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать». Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европей- ских государств: • коллективная собственность; • всеобщая обязательность труда; • аскетический образ жизни; • централизованное распределение произведенной про- дукции. Если в европейских государствах принцип коллективной соб- ственности не действовал, то в идеальном государстве он дей- ствует: «распределять все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она оста- 62 нется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот». Если в европейских государствах принцип всеобщей обяза- тельности труда не действовал и было много праздных сосло- вий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в иде- альном государстве все работают. А так как работают все, то каждому достаточно работать не более шести часов. Если в европейских государствах принцип аскетического об- раза жизни неявлялся универсальным, то жителям идеального государства — утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы но- сят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изде- лиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов 1 Принцип централизованного распределения произведенной продукциизаключается в том, что все произведенное утопий- цами накапливается на складах, расположенных в центре каж- дого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Отсутствует какая бы то ни было денежная система расчетов. Идеальное государство представляет собой государство со смешанной формой правления. Идея такой смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном. Государственное устройство Утопии — федерация 54 горо- дов 2 Высший орган — утопийский сенат из162человек — по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает об щие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др. В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 се- мей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 фи- лархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из канди- датов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не становится тираном. Князь и протофилархи входят в сенат города . В каждом го- роде проводятся народные собрания, на которых решаются важные дела города. 1 Статус раба — это временный статус, который имеют лица, совершив шие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы. 2 По подсчетам исследователей, в Англии XVI в. было тоже 54 го- рода. В идеальном государстве законов мало, поскольку нет ча- стной собственности и споров, связанных с ней. Законы по- нятны всем: «У утопийцев законоведом является всякий. Ведь у них законов мало, и кроме того они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»; «уто- пийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения...» Книга Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии. |