Крондонский стрелок. Часть первая: опыты звеньев.. Курс лекций 3е издание, переработанное и дополненное История политических и правовых учений
Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 15. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга Рудольф фонИеринг(1818—1892) — немецкий правовед, профессор права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гес- сена, Вены и Геттингена. Эпоха. Процесс образования Германской империи. Вторая половина XIX в. — становление социального и трудового зако- нодательства. В Германии в 80-х гг. XIX в. были введены всеоб- щее страхование по болезни, от несчастных случаев, система инвалидного и пенсионного страхования. Государство и право становились институтами, все более отражающими интересы общества. Биография. В течение полувека (1842—1892) был профес- сором права в университетах Базеля, Ростока, Киля, Гессена, Вены и Геттингена. Правовая мысль Иеринга — многогран- ного и страстного мыслителя — вначале формировалась под влиянием «юриспруденции понятий». Эта правовая школа изучала право в отрыве от социального контекста, сводилась к интерпретации законодательства, использовала дедуктивно- логические операции с правовыми понятиями. Впоследствии Иеринг разошелся с этой школой. До 60-х гг. XIX в. Иеринг разделял взгляды представителей исторической школы права, но затем критически пересмотрел ее основные положения. Иеринга причисляют к представителям социологической школы права. Он впервые системно изложил свои взгляды в докладе «Борьба за право», прочитанном в Вене в 1872 г., в ко- тором прослеживается сильное влияние философии Монтес- кье, Канта и Гегеля. Логическое основание политико-правового учения. Правовое учение Иеринга формировалось как теоретическая оппозиция взглядам представителей «юриспруденции понятий», истори- ческой школы права и отчасти — юридического позитивизма. В его творчестве прослеживается сильное влияние философии Монтескье, Канта и Гегеля. Основные работы:«Борьба за право», «Цель в праве». 157 Содержание политико-правового учения. Критика «юриспру- денции понятий». Иеринг считал, что «юриспруденция поня- тий» — это лишь «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни. Он пришел к выводу, что «не жизнь существу- ет ради понятий, а понятия — ради жизни». Критика исторической школы права. Иеринг, соглашаясь с тезисом исторической школы о закономерности развития пра- ва, предложил тем не менее диаметрально-противоположное понимание этого процесса: право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы, а отнюдь не является продуктом бессознательного и мирного развития «народного духа» (табл. 15.1). Борьба за право.Долгое время, по мнению Иеринга, право развивалось в ожесточенной борьбе классов и сословий, кото- рые стремились закрепить в законодательстве свои интересы: «Все великие приобретения, на которые может указать история права: отмена рабства, крепостного состояния, свобода земель- ной собственности, промыслов, вероисповедания и пр., — все это пришлось добывать лишь таким путем ожесточеннейшей, часто целые столетия продолжавшейся борьбы, и путь, по кото- рому шло при этом право, нередко отмечен потоками крови...» Такое «кровавое» развитие права как борьбы классов и со- словий Иеринг относит к прошлому. Современную ему борьбу за право он толковал лишь как необходимую борьбу за отстаи- вание субъективного права индивида, нарушенное другим ли- цом. Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность «пра- вомочного». 1. Перед самим собой: «Защита собственного существова- ния есть высший закон всего одушевленного мира; он прояв- ляется у каждого создания в инстинкте самосохранения. Для человека дело идет не только о физической жизни, но вместе с тем о его моральном существовании, а одним из условий пос- леднего служит отстаивание права». 2. Перед обществом: «Каждый призван и обязан подавлять гидру произвола и беззакония, где только она осмеливается поднимать свою голову; каждый, пользующийся благодеяния- ми права, должен в свой черед также поддерживать по мере сил могущество и авторитет закона — словом, каждый есть при- рожденный борец за право в интересах общества». Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не «заключает в то же время пренебрежение к личности». 158 В концепции Иеринга борьба за право напоминает борьбу за существование видов в теории Дарвина, что и послужило основанием говорить о социал-дарвинизме немецкого право- веда. Социология права. Иеринг предложил изучать право не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий правопорядок. Для него пра- во обусловлено социальными целями и интересами. Иеринг акцентировал внимание на борьбе социальных субъектов как источник развития права и способ его защиты. Право в концепции Иеринга имеет формальную и содержа- тельную стороны. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечи- ваются государственным принуждением. С помощью норм пра- ва создается упорядоченная защита социальных отношений. Таблица 15.1 Сравнение постулатов исторической школы права с концепцией права Р. Иеринга Историческая школа права Концепция права Р. Иеринга Право развивается безболезненно, мирно Право завоевывается в борьбе: • «цель права — мир, путь к нему — борьба»; • «жизнь права есть борьба народов, государ- ственной власти, сословий, индиви дов. Это безостановочная борьба целых народов»; • «в борьбе обретешь ты право свое. Без борьбы нет права, как без труда нет собствен- ности» Право раскрывается как цветок, орга- нично, незаметно Право бурно меняется: • «право — это Сатурн, пожирающий соб ст- венных детей. Чтобы обновиться, праву необ- ходимо отказаться от собст венного прошлого» Источник развития права — безличный народный дух (Volks- geist) Право развивается под воздействием кон- кретных интересов, двигающих человеком и заставляющих его ставить цели, осущест- вимые при посредстве права: «Цель — творец права» Положительное от- ношение к обычаю как источнику пра- ва, скепсис по отно- шению к законода- тельству Отрицательное отношение к обычаю и возвы- шение роли законодателя как созна тельного творца права. Право — это «разумная полити- ка власти». Иеринг отходит от консерватизма исторической школы права 159 Содержательная сторона:право — это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей; «право — это юридиче- ски защищенный интерес»; «право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением». Концепция Иеринга о связи норм права с интересами и борьбой различных социальных сил отличалась реализмом и способствовала развитию социологии права. Правовые взгляды Иеринга стали отправной точкой в тру- дах ряда отечественных юристов, которые внесли свой вклад в становление социологической юриспруденции (С.А. Муром- цев, Н.М. Коркунов). Один из первых советских правоведов — П.И. Стучка назвал Иеринга «самым смелым и самым откро- венным представителем буржуазной науки права». Именно с Иеринга в западной юридической науке начина- ется различение в праве двух аспектов: формального и содер- жательного. Учение Иеринга оказало влияние на формирование извест- ных правовых доктрин XX в.: «юриспруденцию интересов» в Германии, юридический прагматизм в США. 15.2. Политико-правовое учение Г. Еллинека Георг Еллинек(1851—1911) — немецкий правовед, теоретик либерализма. Эпоха. Конец XIX — начало XX в. в Западной Европе — пе- риод рассвета науки государственного права. Биография. Родился в Гейдельберге (Германия). С 1883 г. был профессором университетов в Вене, Базеле и Гейдельберге. Логическое основание политико-правового учения. Еллинек принадлежит к числу классиков науки государственного пра- ва. Он стремился представить эту науку как исключительно юридическую, свободную от философии, истории, социоло- гии. Неокантианцы побудили Еллинека рассматривать юрис- пруденцию как науку нормативную, изучающую право не как сущее, а как должное. Основные работы: «Общее учение о государстве», «Права меньшинства», «Конституции, их история и значение в совре- менном праве», «Система субъективных публичных прав». Содержание политико-правового учения. Теория прав чело- ве ка. Еллинек — представитель либерального направления в госу дарствоведении. Под его влиянием продолжительное от- рицание естественных прав в публично-правовой сфере сме- нилось признанием существования публичных субъективных прав. В работе «Системасубъективных публичных прав» Ел- 160 линек впервые рассмотрел проблему субъективных публич- ных прав и предложил их юридико-догматическую классифи- кацию. В структуре любого субъективного права Еллинек выделя- ет два элемента: формальный (воля) и материальный (интерес). Соединив представление Руссо о воле как об основном эле- менте права и представление Иеринга об интересе как о суще- ственном элементе субъективного права, Еллинек признавал: «Субъективное право есть признанная и защищенная право- вым порядком волевая мощь человека, направленная на какое- либо благо или интерес». Еллинек выделял два вида субъективных прав: субъектив- ное частное право и субъективное публичное право. Субъективное частное право — это притязание индивида к другим индивидам и способность распоряжаться этим притя- занием. Субъективное публичное право — это притязание индивида к государству на предмет предоставления ему благ, которые он добыть сам не может. Субъективные публичные права в отли- чие от субъективных частных прав не могут отчуждаться и не могут никому передаваться. Еллинек провел классификацию субъективных публичных прав, в основе которой лежит отношение между личностью и государством. Он выделил три группы прав: • политические свободы — это права личности на свобо- ду от произвола со стороны государства (неприкосновенность личности, жилища, писем иначе, как по постановлению суда; свобода передвижения; свобода совести; свобода слова и печа- ти; свобода собраний и др.); • права личности на положительные действия в ее интере- сах со стороны государства (право на правовую охрану закон- ных интересов личности государством, которое прежде всего выражено в процессуальном праве); • права личности на участие в управлении государством (избирательные права и др.). Субъективные публичные права, как и субъективные част- ные права, подлежат судебной и административной защите. Еллинек выступал против посягательства на субъектив- ные права — будь то права единоличные или коллективные. Им была написана специальная работа «Права меньшинства» (1898), которая пронизана идеей о том, что неограниченное господство большинства есть гнет и деспотизм. Еллинек проанализировал различные средства защиты прав меньшинства (воздержание от посещения парламента 161 как пассивная форма сопротивления, затягивание хода рас- смотрения парламентских дел путем обструкции как активная форма сопротивления и др.). Особым средством защиты прав меньшинства ему представлялось закрепление за меньшин ст- вом права вето (veto): «При всех обстоятельствах veto является единственным сильным оружием, которое может быть дано в руки меньшинству; даже открытым сопротивлением оно мо- жет достигнуть лишь отрицательных результатов. Даже там, где высшая решающая власть принадлежит не парламенту, а мо- нарху, — его воля не может ничего изменить в постановлениях большинства палаты; она может препятствовать решениям, но не может созидать. А так как с каждым правом связана сила, то и подобное право veto можно использовать как средство, с целью добиться от большинства положительных уступок». Никогда ранее не предпринималось системного исследова- ния прав меньшинства — в этом большая заслуга Еллинека. Право как «нравственный минимум».В работе Еллинека «Со- циально-этическое значение права, неправды, наказания» поднят вопрос о соотношении права и нравственности, который имеет как теоретическое, так и большое практическое значение. Еллинек впервые предложил рассматривать право как часть нравственности, как этический минимум: «Объектив но — это условия сохранения общества, поскольку они зависят от чело- веческой воли, т.е. existenz-minimum этических норм; субъек- тивно — минимум нравственной жизнедеятельности и нравст- венного настроения, требующийся от членов общества». Еллинек допускал, что исторически право может противо- речить нравственности, но это, по его мнению, не есть право в собственном смысле слова: «Такое право является правом только с формальной стороны, а по более глубокому матери- альному основанию оно — неправда или, в лучшем случае, правовая ошибка». Дуалистическая теория государства.В своей работе «Общее учение о государстве» (1900) Еллинек впервые рассмотрел го- сударство не только с социологической, но и с юридической точки зрения. Он поставил задачу «сделать государство юри- дически мыслимым», рассматривая его как объект науки го- сударственного права: «Юридическое познание государства имеет своим предметом познание исходящих от государства и предназначенных к регулированию его учреждений и функ- ций юридических норм». Тем самым Еллинек внес свой вклад в формирование дуалистической теории государства. Теория правового самоограничения государства.Еллинек раз- работал теорию о правовом самоограничении государства, счи- тая, что государство связано создаваемым им правом и рядом норм международного права. Еллинек полагал, что эта «свя- занность» имеет именно правовой, а не этический характер. Не может быть абсолютной неограниченности государства: «Право не зависит от государства в такой мере, чтобы государс- тво могло освободить себя от самого права. В его власти, — как в фактической, так и в юридической, — придать тот или другой характер правопорядку, но не решить вопрос о его существо- вании». Юридический подход к изучению государства, предложен- ный Еллинеком, оказал большое влияние на многих западных государствоведов ХХ в. (Ганс Кельзен, Жорж Бюрдо и др.). 163 Тема 16. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ В XX ВЕКЕ 16.1. Социологическая теория права Е. Эрлиха Евгений Эрлих(1862—1922) — австрийский правовед, один из основоположников социологии права как науки и автор концепции «свободного судейского отыскания права». Эпоха. Стремительное развитие гражданских правовых от- ношений и одновременное отставание норм законодательства. Эта ситуация нашла отражение в сознании правоведов, кото- рые стали говорить о тирании «мертвых текстов законов». Биография. Родился в г. Черновцы. В 1886 г. закончил Вен- ский университет, где впоследствии ему была присвоена сте- пень доктора права. Научная карьера Эрлиха связана с препо- даванием римского и современного гражданского права, что определило содержание некоторых его работ: «Молчаливое волеизъявление» (1893), «Принудительное и непринудитель- ное право в Гражданском кодексе Германской империи» (1900). Многие годы профессор Эрлих был связан с университетом Франца Иосифа в Черновцах: с 1901 г. — декан юридического факультета, а с 1906 по 1914 г. — ректор университета. Логическое основание политико-правового учения. Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естест- венного права и социологии Конта. Основные работы:«Основы социологии права» (1913), «Сво- бодное правонахождение и свободная наука права», «О пробе- лах в праве», «Юридическая логика». Содержание правового учения. Социология права и ее задачи. Эрлих исходил из того, что право — это «общественное явле- ние», а наука о праве должна быть частью науки об обществе, т.е. социологии: «Социология права — это научное учение о праве». Чтобы понять, что есть право, нужно изучить общество, по- тому что «центр тяжести развития права в наше время, как и во все другие времена, находится не в законодательстве, не в юриспруденции или судопроизводстве, а в самом обществе». Социология права позволит преодолеть недостатки других школ правовой мысли: 1) исторической школы права, представители которой не решали вопроса об отграничении нового права от старого, уже не действующего; 164 2) школы юридического позитивизма, представители кото- рой не рассматривали связь права с обществом, а лишь связь права с государством. Социология права призвана: «определить и систематизиро- вать те составные части права, которые регулируют отношения в обществе, выделить и показать их организационную природу». « Живое право». Эрлих — автор концепции «живого права», т.е. права, которое фактически уже действует в обществе, возникая спонтанно и опережая право, исходящее от государства. Общест- во — это источник развития права. Общество представляется Эр- лиху как совокупность различных союзов, которые и надо изу- чать социологам права: «Общественный союз — это объединение людей, которые признают во взаимоотношениях друг с другом определенные правила поведения и, хотя бы в общем, следуют им. Эти правила могут быть различными и могут по-разному на- зываться: правовые нормы, нравственность, религия, обычаи, честь, правила приличия, правила хорошего тона, мода». Понятие союза (Verband) — ключевое понятие социологии права Эрлиха. Он различал союзы: • самобытные (семья, род); • целенаправленно созданные (различного рода товарищест- ва, хозяйственные союзы, корпорации, политические партии, государство и др.). Каждый общественный союз имеет свои организационные нор- мы — «общественное право». Чтобы понять действующее право, надо изучить эти нормы, обеспечивающие внутренний порядок в различных союзах. Организационные нормы представляют собой право первого порядка. В силу того что это право всегда применяет- ся на деле даже «в каком-нибудь маленьком союзе, даже без вся- кой словесной формулировки», Эрлих также называл его « живым правом». «Живое право, — делал вывод Эрлих, — есть внутренний распорядок человеческих союзов». Это право: → составляет основной массив права; → всегда в состоянии эволюции, быстро отражает интере- сы, потребности общественных союзов. Эрлих, занимаясь научной и преподавательской деятельнос- тью в Черновицком университете, расположенном на террито- рии Буковины, стал изучать «живое право» различных народ- ностей, которые ее населяли. Используя метод включенного наблюдения, он пришел к выводу о том, что цыгане, армяне, немцы и другие народности Буковины соблюдают в правовых отношениях повседневной жизни совершенно иные нормы, нежели нормы австрийского гражданского права, которые формально на них распространялись. Используя метод опроса |