Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • Лекция генезис политических идей

  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ.

  • Учебник_Политология_Першин. Курс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки


    Скачать 1.96 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов технических вузов. Волггту. 2005. Содержится систематическое изложение курса политологии в соответствии с Госстандартом Министерства образования и науки
    АнкорУчебник_Политология_Першин.doc
    Дата22.01.2018
    Размер1.96 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник_Политология_Першин.doc
    ТипКурс лекций
    #14773
    КатегорияСоциология. Политология
    страница2 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПОНЯТИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ.
    Характеристика политологии как науки была бы неполной без хотя бы краткого рассмотрения изучаемых ею закономерностей, используемых ею понятий и категорий, а также её предназначения (функций).

    Политология изучает закономерности, характеризующие наиболее существенные и устойчивые тенденции развития и использования политической власти. В целом все закономерности можно разделить на три основные группы в зависимости от сферы их проявления.

    1. Политико-экономические закономерности. Они отражают соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки.

    В статье «Беспорядки в Константинополе. Столоверчение в Германии. Бюджет» К.Маркс подчеркивал: «…Политическая власть является лишь порождением экономической власти».В течении многих лет эта мысль создателя знаменитого «Капитала» признавалась в советской науке бесспорной и всячески пропагандировалась. Однако в последние годы ситуация изменилась. Часть российских философов, политологов, экономистов, социологов выступила против положения исторического материализма о том, что экономическая база образует основу всех других общественных отношений, играет решающую роль в развитии общества. Главным аргументом критиков материалистического понимания истории является утверждение, будто тезис о примате экономики принижает роль человека, роль рационального и иррационального в деятельности индивида. Сторонники «нового» подхода считают, что в основе общественной жизни лежит культура во всей совокупности её элементов: политических, социальных, духовно-нравственных, эстетических, которые определяют тип экономических отношений. С этим трудно согласиться.

    Во всех странах и во все времена общественная жизнь политика была детерминирована движением экономических процессов. Однако политическая логика не является механическим слепком с логики экономического развития. Экономика лишь в конечном счёте оказывает своё определяющее воздействие.

    Политика обладает большой степенью самостоятельности и может оказывать весьма существенное обратное влияние на экономику. Убедительным доказательством справедливости указанного тезиса является современное состояние российской экономики. Переживаемый народным хозяйством страны глубокий кризис не в последнюю очередь обусловлен грубейшими политическими просчётами инициаторов и руководителей «перестройки» (форсированный отказ от централизованного планирования, суверенизация, война законов, разрушение хозяйственных связей, варварская приватизация и т.д.).

    На политику кроме экономики оказывают влияние и другие факторы: культура, мораль, традиции, географические условия, демографическая ситуация, богатство природных ресурсов.

    2. Политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой социальной системы. Главной задачей любой власти является укрепление стабильности общества. От решения её зависит будущее государства и живущих в нём людей. В разных конструкциях власти ( авторитарные режимы, демократия) стабильность достигается разными способами.

    3.Политко-психологические. Они отражают взаимоотношения между личностью и властью.

    Как и каждая наука, политология имеет свою систему понятий и категорий. Их специфика заключается в том, что они раскрывают различные стороны и отношения политического влияния, авторитета, власти.

    Категория «политическая система» характеризует систему отношений, законоположений, государственных и негосударственных институтов, с помощью которых обеспечивается власть определённого класса, социального слоя или группы, осуществляется регулирование и управление различными сферами общественной жизни.

    Категория «политический процесс» отражает совокупную деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, наций), посредством которой происходит формирование, развитие и использование политической системы. Политический процесс включает ряд циклически повторяющихся стадий: конституирование, становление политической системы; последующее воспроизведение, становление политической системы; последующее воспроизведение, видоизменение и обновление её компонентов и признаков; принятие и использование политико-управленческих решений; контроль за функционированием.

    Категория «политическая социализация» означает процесс усвоения личностью норм и ценностей, поддерживаемых в обществе данной системой власти, формирование политических ориентаций и установок, приобретение навыков политической деятельности.

    Категория «политическая позиция» - это точка зрения участника события, отражающая персональное отношение к изменениям политической ситуации и проявляющаяся в поведении социального субъекта с учётом его интересов. Политическая позиция включает: 1) определённое или постоянное эмоциональное состояние, обусловленное политическим процессом или событием; 2) убеждения, касающиеся политических явлений; 3)предрасположение к деятельности в области политики.

    Понятие «государство» определяется как политическая форма организации общества, основной институт политической системы, осуществляющий правление, охрану экономической и социальной структуры общества, прежде всего в интересах экономически господствующих сил с учётом интересов всех классов, слоёв, групп.

    Как науке для России в значительной степени новой отечественной политологии приходится пользоваться в основном заимствованными понятиями. Эти заимствования троякого рода.

    Во-первых, заимствуются термины из зарубежных стран. Наша отечественная литература наводнена сейчас такими выражениями, как «импичмент», «мораторий», «консенсус», «легитимность», «саммит», «истеблишмент» и т.д.

    Во-вторых, политологии приходится пользоваться понятиями, заимствованными у других социальных, экономических и гуманитарных дисциплин, которые у нас не всегда имеют разработанные системы понятий. Это история, философия, социология, правоведение, общественная психология.

    В-третьих, политология всё более активно (не только в нашей стране, но и за рубежом) пользуется терминами естественных наук – теоретической физики, кибернетики, математики (теории множеств, вероятностей, термодинамики, структурализма).

    Категории не являются чем-то неизменным, раз и навсегда данным. С течением времени в связи с переменами в общественной жизни, появлением новых классов, социальных групп, партий, усложнением политических процессов в разных странах, развитием представлений о сущности политических явлений в политологии рождаются новые понятия и категории, конкретизируется и уточняется содержание старых. Это естественный процесс развития науки, движения от невежества к знанию, от частичного знания к более полному.

    Часто понятия политологии помогают определить период возникновения той или иной политической доктрины.

    К примеру, понятия «полис», «политика», «демократия», возникли в эпоху античности, понятия «суверенитет», «национальное государство», «либерализм», «радикализм» вошли в обиход в Новое время.

    Популярные ныне термины «системный анализ», «политический процесс», «модель» возникли в связи с механической концепцией государства, которая, в свою очередь, связана с физикой и биологией.

    В СССР до последних лет господствовало пренебрежительное отношение к изучению политических процессов. Это объяснялось тем, что административно-командная система не нуждалась в научном анализе и объяснений как собственной политики внутри страны, так и политических проблем развития мирового сообщества. Более того, политология могла «возмутить спокойствие», подорвать «нормальное» функционирование «системы», раскрывая её секреты. Поэтому если генетику и социологию в нашей стране задушили в младенческом возрасте, то политологии даже родиться не дали. Следствием пренебрежительного отношения к политической науке явилось доктринерство, идеологическая зашоренность, многочисленные (и что особенно страшно постоянно повторяющиеся) ошибки при принятии политических решений, неумение эффективно использовать соответствующий опыт других стран.

    В настоящее время положение кардинально изменилось. Политология, политическая социология, философия политики заняли ведущее место среди дисциплин гуманитарного цикла. Однако это всё-таки лишь первые шаги. Многое ещё и в разработке теории политики, и в совершенствовании методики преподавания политологии предстоит сделать.

    Познавательные, теоретико-методологические, прикладные функции политологии весьма обширны.

    Политическая наука служит инструментом познания окружающей нас политической действительности. Последняя реально влияет на жизнь каждого человека. Поэтому формирование представлений о политических явлениях и процессах является необходимой предпосылкой для ориентации в сложном и противоречивом мире политики, для реализации своих жизненных планов и интересов.

    Опыт последних лет убедительно свидетельствует, что недостаток элементарных знаний о сущности происходящих в советском обществе политических процессов, противоборстве различных социальных сил, их программах и тактике, лозунгах и подлинных целях, мешает огромному числу людей правильно ориентироваться в окружающей обстановке и делать обоснованный политический выбор. Это незнание в полной мере используют в своих расчётах определённые политические группы, лидеры популистского толка, умело манипулирующего массовым общественным сознанием, но не имеющие за душой продуманной и взвешенной программы вывода нашего общества из кризиса.

    Что касается теоретико-методологической функции политологии, то здесь необходимо иметь в виду следующее. Поскольку различные стороны и элементы политики относятся к объекту целого ряда научных дисциплин, политология, призванная, в частности, разрабатывать теорию и методологию исследования политических процессов, может и должна выступать в качестве своеобразной теоретической основой конкретных исследований, осуществляемых в рамках других гуманитарных наук (биология, право, социология и др.).

    Например, в процессе изучения истории конкретного общества может встать задача анализа и оценки политического режима, господствовавшего в данном обществе в определённый период времени. Очевидно решить эту задачу будет много легче, если исследователь-историк сможет опереться на разрабатываемую политологией (это сфера её компетенции) теорию политических режимов, в частности, на исходное здесь понятие – что такое политический режим – и на обоснованную типологию или типологии политических режимов.

    И, наконец, о прикладной функции политологии. В западных странах достаточно давно и в широких масштабах ( в России в последние пятнадцать лет и пока ограничено) политологические знания используются для решения следующих важных и ответственных задач:

    предварительной научной экспертизы принимаемых законодательными и исполнительными органами государства, а также общественно-политическими организациями и объединениями правовых актов и управленческих решений;

    политического анализа и оценки конкретных ситуаций, складывающихся в обществе в целом и в отдельных регионах страны;

    прогнозирование политических и социальных процессов;

    определения эффективных путей, способов, методов решения политических и иных проблем, стоящих перед обществом;

    подготовки рекомендаций в области политической тактики (скажем, организации выборной компании);

    разработки и реализации политического имиджа лидеров («отец нации», «борец за демократию», «сторонник реформ» и т.п.).

    Так обстоит дело с основными функциями политологии. Сам перечень, их свидетельствует, сколь много потеряло наше общество от пренебрежения власть предержащих политическим знанием. Изучение политологии рабочими и крестьянами, врачами и учителями, инженерами и агрономами, управленцами и рядовыми специалистами будет несомненно способствовать решению труднейших задач обновления нашей переживающей наилучшее время страны.
    Контрольные вопросы


    1. Что представляет собой политика как особая сфера жизнедеятельности людей?

    2. Может ли человек жить и работать в обществе, оставаясь в стороне от политики?

    3. Какие проблемы, структуры являются предметом изучения политологии?

    4. Основные методы и подходы, используемые в политологии.

    5. Что изучают такие родственные политологии науки как политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая психология?

    6. Какое место занимает политология в системе современного обществознания?

    7. В чём заключаются функции политологии как науки?


    ЛИТЕРАТУРА


    1. Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. №6, 1997.

    2. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М., 1998.

    3. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М, 1997.

    4. Политическая наука. Новые направления./ Под ред. Р.Гудина, Клингеманна Х.-Д. М., 1999.

    5. Сорокин Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. – М.Политиздат. 1992.

    Лекция генезис политических идей

    вторая в истории

    человеческой цивилизации

    План:

    1.Политические идеи античности.

    2.Политические учения эпохи Средневековья и Возрождения.

    3.Политические теории периода становления и развития капитализма.

    4. Политическая мысль в России.

    Современная политология, её основные идеи, понятия и категории

    являются результатом продолжавшегося веками изучения специалистами различных отраслей гуманитарного знания политических процессов и явлений, деятельности государства и его органов, политического поведения социальных групп и личностей, путей, методов и форм реализации прав и свобод человека. Не сразу психология превратилась в самостоятельную науку с собственным, специфическим содержанием и проблемами, теоретическим анализом и прикладными и долговременными прогнозами политической ситуации, практическими рекомендациями государственным деятелям.

    Задолго до начала нашей эры в странах древнего Востока, Китая,

    античной Греции получили довольно широкое распространение первые сочинения, посвящённые проблемам власти, государства, общества. К числу самых известных из дошедших до нас этико-политических произведений далёкого прошлого, относится книга древне-китайского мыслителя Конфуция (ок.551-749 до н.э.) «Беседы и суждения». Выражая интересы наследственной аристократии, Конфуций объявил власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших («благородных мужей» и «мелких людишек») – всеобщим законом справедливости. Конфуций сформулировал одну из самых ранних концепций патерналистского государства. Государь должен относиться к подданным как к своим детям, подданные обязаны проявлять сыновою почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.

    Во времена античности и в древнем Китае социально-политическая мысль носила универсальный характер. Наука о политике не выделялась из сферы общих представлений о мире, природе и обществе, выступая как составная часть философии. По мере накопления знаний о политических процессах и системах произошло вычленение науки о государстве и праве, и политология стала развиваться под углом зрения юридических норм. В Новое время с усложнением общественных процессов и естественной дифференциацией научного знания сложились и быстро завоевали популярность философский, социологический и психологический подходы к изучению политологии. Отличительной чертой современного этапа развития политологии является её интегративный характер.

    Рассмотрению истории политической мысли, анализу взглядов крупнейших представителей политической науки посвящается настоящая лекция.


    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ.
    Рождение политической науки большинство исследователей справедливо связывает с античной Грецией. Эта маленькая страна дала миру изумительные шедевры в самых различных областях человеческой деятельности: скульптуре, зодчестве, литературе, философии, математике, механике. Идеи эллинов оказали плодотворное влияние на развитие всей мировой цивилизации. Они и сегодня во многих отношениях являются великолепными образцами поистине фантастических возможностей человеческого разума.

    Сказанное в полной мере относится к достижениям политической науки Греции V-VI вв. до н.э.

    Древняя Эллада не случайно стало местом рождения политической науки. Особенности социальной структуры греческих полисов рождали возможность сосуществования различных форм правления. Разветвлённые связи с заграницей создавали плодотворные коммуникации с другими государствами. Многообразие культурных стилей заключало в себе богатство политической жизни. Во многих государствах граждане активно участвовали в правлении. Следствием всего этого была полная страсти, блещущая великолепными образцами риторики и глубиной мысли общественной жизни.

    Теоретическим отражением жарких споров политиков и учёных древней Эллады явились сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).

    Платон и Аристотель составляют два полюса, между которыми до наших дней развивается западная политическая философия.

    Платон был сторонником нормативного подхода к вопросу об организации жизни государства и общества. Он исходил из возможности создания идеального государства на основе воплощения вечного и неизменного стремления к благополучию и утверждал, что «правильное государство можно научно обосновать, а не искать ощупью, страшась, веря и импровизируя», то Аристотель подходил к вопросу о разумном устройстве с иных позиций.

    Он является основателем аналитического направления, опирающегося на наблюдение, а не на интуицию. Аристотель усматривал в государстве созданное людьми учреждение и не был склонен идеализировать его, исходил из человеческой психологии, а не из произвольно установленных ценностей. Он также учил различать политическую форму и стоящие за ней социальные отношения.

    Главным условием создания общества идеальной справедливости Платон считал единение власти и духа, королей и философов. В одном из своих самых известных сочинений «Государство» он писал: «Пока в государствах не будет царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благотворно и основательно философствовать и это не сольётся воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор … государствам не избавиться от зол…»

    В идеальном государстве Платона власть принадлежит высшему классу – «блюстителям», порядок и безопасность обеспечивает класс «воинов», средства для жизни производят, быт обустраивают и облагораживают ремесленники, земледельцы, торговцы, врачи, актёры. Характерная черта «блюстителей» - мудрость, «воинов» - храбрость, ремесленников и земледельцев – трудолюбие.

    Таковы вкратце взгляды «отца политической науки» Платона. Они оказали большое влияние на многие поколения политологов. В силлогизмах школы Платона лежат истоки практически всех современных теорий элит.

    Что касается концепции другого крупнейшего представителя политической мысли древней Греции Аристотеля, то её отличительной чертой является аналитический подход к вопросу о предназначении государства, системам государственного устройства, законам, человеку. Аристотель не только дал первый в истории анализ государства, но также пытался исследовать действующие за фасадом государственных учреждений социальные факторы. В знаменитой «Политике» он писал: «Государство создаётся не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо»,…только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются согласно со строгой справедливостью правильными; имеющие же в виду только блага правящих – все ошибочны и представляют собой отклонение от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей». Аристотель указывал, что государство не может быть стабильным, если оно не выполняет желания граждан. На место платоновского единства он ставил плюрализм существующих в государстве устремлений.

    Особое место в концепции Аристотеля занимает проблема соотношения власти закона и власти людей. Соглашаясь, что закон, придуманный людьми, никогда не будет совершённым, он подчёркивал, что «власть закона предпочтительнее власти любой личности», что чиновники должны регулировать общественные процессы только в случае, когда закон безмолвствует, так как общий принцип главнее частных. Правление на основе закона не может быть абсолютно справедливым, но всё же оно – меньшее зло, чем произвол и страсти, присущие правлению, основанному на власти человека.

    Концепция Аристотеля о власти закона была одной из ведущих идей в средние века, когда политические отношения строились на обычае. Позднее она стала одним из столпов европейского конституционного здания.

    На основе обобщения 50 конституций греческих полисов Аристотель выделил три правильные формы правления: монархию (власть одного), аристократию (власть немногих), «политию» (власть большинства). У каждой формы есть своё извращение – соответственно, тирания, олигархия и «демократия». Идеальной формой Аристотель считает монархию. Монарх «сам-закон». Высшая добродетель даёт ему право «принуждать, не нарушая общий гармонии, так как он правит в интересах всего государства». Граждане должны с радостью ему повиноваться, видя в этом закон природы. «Царь должен защищать богатых от несправедливостей, а бедных от притеснения». Аристократия – «правительство, сформированное из самых лучших людей». В чистом виде эта форма основана на добродетели, в искажённом – из олигархии, в расчёт берётся богатство. Богатые правят, думая лишь о своих личных выгодах. «Полития» представляет собой компромисс между принципами свободы и богатства, попытку «объединить свободу бедных и богатых», не давая никому преимущества. В предпочтении власти большинства власти немногих «лучших» («политии» в сравнении с «аристократией»), по мнению Аристотеля, есть элементы истины, «хотя это сопряжено с трудностями», когда собирается множество простых людей, их опыт и коллективный разум богаче, чем у горстки «лучших».

    Идеи греческих мыслителей о роли и функциях государства, о соотношении власти и общества, о правах личности, о законности и порядке получили дальнейшее развитие в трудах юристов, философов и политиков Древнего Рима. Ярким примером политической публицистики эпохи римской республики могут служить речи, письма и трактаты блестящего оратора Марка Туллия Цицерона. Во многом он был близок Платону и Аристотелю, но рассматривал государство не только как моральное сообщество свободных граждан, но и как правовое сообщество. Вот некоторые выдержки из его сочинений:

    «Государство – это общество закона».

    «Без закона ни правительства, ни дом, ни город, ни семья, ни нация, ни раса, ни природа, ни сама Вселенная не могут существовать».

    «Хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но по крайней мере права перед законом должны быть равными».

    При несомненных достоинствах политической идеи Платона и Аристотеля, Цицерона и других мыслителей античности в целом их учение о власти, государстве, праве не вышло из рамок господствующей в тогдашнем обществе идеи предопределённости и смирения, примата божественного закона над правом. «истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, - говориться в трактате Цицерона «О законах», - есть прямой разум всевышнего Юпитера».

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта