Главная страница
Навигация по странице:

  • Головин, Б.Н.

  • Голуб, И. Б Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, ДЕ. Розенталь. – М, 2010. 4. Дмитриева, О.И.

  • Кузнецова, Н.В.

  • Русский язык. КУРС ЛЕКЦИЙ русский язык. Курс лекций для студентов всех направлений фгбоу во саратовский гау им. Ни. Вавилова Саратов


    Скачать 0.8 Mb.
    НазваниеКурс лекций для студентов всех направлений фгбоу во саратовский гау им. Ни. Вавилова Саратов
    АнкорРусский язык
    Дата25.07.2022
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКУРС ЛЕКЦИЙ русский язык.pdf
    ТипКурс лекций
    #636123
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Устная форма
    1. Форма реализации Графически закреплён- ная, подчиняется нормам орфографическим, пунктуационным Звучащая, подчиняется нормам орфоэпическим, интонационным Отношение к адресату Опосредованное, отсутствие адресата не оказывает влияния Непосредственное, присутствие адресата оказывает влияние
    3. Порождение формы Возможны обработка, редактирование
    Создаётся спонтанно Итак, литературный язык – это важнейшая социально-функциональная подсистема национального языка, которая имеет ряд признаков
    1) полифункциональность - возможность использования в разных сферах общения научной, деловой, культурной, обиходно-бытовой;
    2) наличие системы стилей, что позволяет использовать различные языковые средства в различных сферах и разных сферах и разных ситуациях общения
    3) наличие как письменной, таки устной формы реализации
    4) нормированность, те. существование обязательных для всех носителей языка употреблений, узаконенных словарями и грамматиками. Основные этапы развития русского языка. История литературного языка обнаруживает те органические отношения, которые на всех этапах общественного развития существуют между языком и историей народа. В словарном составе литературного языка, в его функциональных стилях ярче и заметнее всего отражаются те события, которыми ознаменованы определенные поворотные этапы в жизни народа. Формирование книжной литературной традиции, ее зависимость от смены общественных формаций, от перипетий классовой борьбы сказывается в первую очередь на общественном функционировании литературного языка и его стилистических ответвлений. Развитие культуры народа, его государственности, его искусства, ив первую очередь искусства слова - литературы, накладывает неизгладимую печать на развитие литературного языка, проявляясь в совершенствовании его функциональных стилей. Следовательно, периодизация истории русского литературного языка может строиться не только на базе тех этапов, которые переживает общенародный язык в результате объективных процессов внутреннего спонтанного развития его основных структурных элементов — звукового строя, грамматики и словарного состава, — но и на соответствиях между этапами исторического развития языка и развития общества, культуры и литературы народа. Как и всякий язык, русский язык имеет долгую историю. Он принадлежит к семье индоевропейских языков, к одной из самых больших языковых семей, включающей, кроме всех славянских языков, и такие языки, как индийские, иранские, германские, романские, балтийские, греческий, армянский, албанский и другие – более
    150 языков. Все индоевропейские языки исторически восходят к одному праязыку – индоевропейскому праязыку, который существовал приблизительно до 3 тысячелетия до нашей эры. На основе индоевропейского языка сформировалось несколько самостоятельных языков. Так возникла, в частности, и славянская языковая ветвь – праславянский (общеславянский язык) (ко 2-3 тысячелетию до н.э.). Это был общий язык для всех славянских племен (западных, восточных, южных.
    Для славян началась так называемая праславянская эпоха, которая продолжалась до V - VII вв., те. около 30 веков. На базе праславянского праязыка возникли западнославянский, восточнославянский и южнославянские языки. Восточнославянский язык – древнерусский язык, непосредственный предок русского, украинского и белорусского языка. В результате множества изменений древнерусское языковое единство разрушилось, ив вв. на основе древнерусского языка образовались три самостоятельных восточнославянских языка великорусский, украинский и белорусский. Важно разграничить донациональный период развития русского литературного языка, который заканчивается в середине XVII века и период национального развития русского литературного языка. Эпоха перестройки в Росси в конце 80 - начале х гг. ХХ в. и вызванные ею изменения в жизни общества не могли не отразиться на русском языке. Телевидение, газеты и другие средства массовой информации оказывают на нас большее влияние, чем прежде. После падения железного занавеса с Запада вместе с новыми политическими понятиями и предметами быта хлынули новые (или полузабытые слова муниципалитет, брифинг, саммит, принтер, файл, картридж, чипсы, бургер, хот-дог. Ожили многие слова дореволюционной России (дума, губернатор. Стремление к яркости и выразительности речи в сочетании со специфической социальной ситуацией ввело в язык немало слов из уголовного жаргона (беспредел, крутой, разборка, наехать. Ослабли жесткие рамки официального публичного общения, на смену заранее подготовленным докладам пришли беседы, дискуссии, интервью и т.д. Количество разговорных, жаргонных, просторечных элементов в публичной речи значительно увеличилось. Изменившиеся условия заставляют больше говорить публично без предварительной подготовки. Современный русский литературный язык живет и развивается очень интенсивно. Наиболее значимые черты русского языка конца ХХ - начала ХХI вв. 1) Резко расширяется круг участников массовой и коллективной коммуникации. 2) Происходит ослабление цензуры и автоцензуры. 3) Возрастают личностные начала в речи и диалогичность общения. 4) Расширяется сфера речевого общения (спонтанное общение. 5) Изменяются ситуация и жанры речевого общения. 6) Возрождаются старые этикетные формулы и т.д. [Введенская 2011]. Вопросы для самоконтроля
    1. Дайте определение культуры речи.
    2. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими Охарактеризуйте их.
    3. Как соотносятся такие понятия как языки речь
    4. Дайте краткую характеристику основным понятиям культуры речи.
    5. Раскройте содержание понятия русская речевая культура и охарактеризуйте ее типы в сфере действия литературного языка.
    6. Назовите и охарактеризуйте основные функции языка.
    7. Что такое литературный язык Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает
    8. Охарактеризуйте основные этапы развития русского литературного языка и его современное состояние.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Основная
    1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М, 2008.
    2. Введенская, Л. А. Русский языки культура речи учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, ЕЮ. Кашаева. – Ростов н/Д., 2007.
    3. Русский языки культура речи. Семнадцать практических занятий / под ред. Е.В. Ганапольской, А.В.Хохлова. – СПб., Питер, 2010. Дополнительная
    1. Балашова, Л. В Русский языки культура общения / Л. В. Балашова.
    – Ч. I. Саратов Лицей, 2001.
    2. Балашова, Л. В Русский языки культура общения / Л. В. Балашова.
    – Ч. II. Саратов Лицей, 2001.
    3. Голуб, И. Б Секреты хорошей речи / И. Б. Голуб, ДЕ. Розенталь. – М, 2010.
    4. Дмитриева, О.И. Русский языки культура речи учеб. пособие О.И.
    Дмитриева, НМ. Орлова, НИ. Павлова – Саратов, 2008.
    5. Кузнецова, Н.В.Русский языки культура речи : учебник / Н.В.
    Кузнецова.– е изд, испр. – М ФОРУМ ИНФРА-М, 2006.
    Лекция 2 Правильность речи как один из основных критериев речевой культуры. Нормы литературного языка и их особенности Коммуникативные качества речи Формирование речевой культуры предполагает овладение навыками хорошей речи. Критериями выделения основных качеств речи служат ее взаимоотношение с рядом неречевых структур. Очевидно, что качества нашей речи зависят не только оттого, насколько точно мы соблюдаем правила употребления языковых средств, но и оттого, как развито наше мышление, насколько верно мы знаем сам предмет речи, как умеем выбрать нужные слова и конструкции в зависимости от условий общения, от характера адресата, те. другого участника общения. Культура речи — совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации ив соответствии с поставленными целями и задачами [Головин 2008]. Система основных коммуникативных качеств речи, которые определяются отношением речи к языку, действительности, мышлению, сознанию, ситуации и адресату общения включает в себя
    - точность,
    - понятность,
    - логичность,
    - правильность,
    - разнообразие и богатство,
    - чистоту,
    - выразительность,
    - уместность. Среди названных качеств хорошей речи правильность и уместность являются основополагающими. Кратко охарактеризуем основные коммуникативные качества хорошей речи. Точность речи – чаще всего связывают с точностью словоупотребления, которое зависит оттого, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить. Таким образом, точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Рассмотрим ситуацию. Ученик, стоя у доски, оправдывается Я это знаю, только вот сказать не могу. Как вам представляется, может ли такое быть Некоторые скажут Такое может быть. Однако отвечающему у доски только кажется, что он знает. В действительности его сведения о предмете отрывочны, бессистемны, поверхностны. Вероятно, когда он читал учебник, слушал на уроке преподавателя, тоне вник в суть вопроса, не понял логики предмета, не осмыслил, в чем его специфика, каковы отличительные признаки. В таком случаев памяти остаются какие-то отрывочные сведения, смутное представление и создается впечатление, что ты знаешь, но только сказать не можешь. Другие судят иначе Нет Такого быть не может. Если человек разбирается в вопросе, хорошо изучил предмет, то он сможет и рассказать о нем. Вот это правильно. Чтобы речь была точной, необходимо постоянно расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком. Понятность речи Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. ММ. Сперанский (1772-1839) в Правилах высшего красноречия не без юмора замечает Кто хочет писать
    собственно для того, чтоб его не понимали, тот может спокойно молчать. Эти же мысли он выражает афористично писать или говорить непонятно есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей. Что же делает речь непонятной Прежде всего незнакомые слова. Поэтому, чтобы речь понимали, следует ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка.
    Ученые-лингвисты огромный запас словаря русского языка, учитывая известность, частотность употребления слов, делят на две группы – лексику неограниченного употребления и лексику ограниченного употребления К первой группе относят общеупотребительные, понятные всем слова, например хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд огромен. Он делает нашу речь доступной для каждого, кто владеет русским языком. Гораздо сложнее обстоит дело с восприятием слов ограниченного употребления. Они потому таки названы, что их не могут и не обязаны знать абсолютно все. Какие же группы слов считаются ограниченными в употреблении Это диалектизмы, специальные слова (термины и профессионализмы), жаргонизмы, иноязычные заимствования и др. Логичность речи

    это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание. Логичность, как и точность, характеризует речь со стороны ее содержания и формируется на основе связи речи с действительностью и мышлением. Нов отличие от точности, оценивающей соответствие семантики отображаемой действительности тому, что хотелось бы выразить, логичность характеризует структуру речи, ее организацию и оценивает смысловые сцепления языковых единиц в речи сточки зрения законов логики и правильного мышления. Эти сцепления осознаются как логически непротиворечивые, если они соответствуют связями отношениям реальной действительности и верно отражают структуру мысли. Следовательно, можно говорить о двух видах логичности предметной и понятийной. Предметная логичность заключается в соответствии семантических связей и отношений единиц языка и речи связями отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Понятийная логичность

    это адекватное отражение структуры мысли и ее развития в смысловых связях компонентов речи. Логичность предметная и понятийная взаимосвязаны ив конкретном акте коммуникации обычно выступают в единстве. Их расхождение наблюдается в тех случаях, когда сущность явлений и предметов, их связи и отношения в реальной действительности осознаются неправильно или искажаются либо сознательно (см. например, художественную фантастику, сказки и т.п.), либо непреднамеренно в результате логических ошибок, допущенных в процессе мышления. Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-паразитов. Такими они становятся из-за частого, неуместного их применения в речи. Это такие, например, слова так сказать, вот, да, так, понимаете и т.д. Они не несут никакой смысловой нагрузки, они только засоряют нашу речь, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Пристрастие к лишним словам может служить речевой характеристикой человека. Вспомним образ почтмейстера из Мертвых душ Н.В. Гоголя Впрочем, он

    был остряк, цветист в словах и любил, как он сам выражался, уснастить речь. А уснащал он речь множеством разных частиц, как-то: сударь ты мой, эдакой какой-
    нибудь, знаете, понимаете, можете себе представить, относительно так сказать, некоторым образом и прочими, которые сыпал он мешками уснащивал он речь тоже довольно удачно подмаргиванием, прищуриванием одного глаза, что все придавало весьма едкое выражение многим его сатирическим намекам. Иногда привычка вставлять в речь одно какое-либо слово, например, понимаешь, однозначно, становится отличительным признаком говорящего. Если же он занимает высокий пост, ответственную должность, то эта особенность речи служит объектом пародирования. Богатство и разнообразие речи Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит оттого, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, какие свойства лексического состава, грамматического строя, звуковой стороны языка создают его положительные качества Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. КГ.
    Паустовский отмечал, что для всего существующего в природе — воды, воздуха, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, реки озер, лугов и полей, цветов и трав — в русском языке есть великое множество хороших слови названий. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, Словарь церковнославянского и русского языка, изданный в 1847 г, содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в Словарь живого великорусского языка более 200 тысяч слов. ДН. Ушаков в Толковый словарь русского языка — около 90 тысяч слов. А каким должен быть словарный запас одного человека Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, АС. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тысячи слов (при анализе повторяющиеся слова принимались заодно, причем половина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слову некоторых других писателей и поэтов
    Есенин - 18890 слов, Сервантес - около 17 тысяч слов, Шекспир - около 15 тысяч слов по другим источникам — около 20 тысяч, Гоголь - около 10 тысяч слов. Ау некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых Двенадцати стульях высмеяли Эллочку-«людоедочку», которая обходилась всего тридцатью словами. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка Хамите. Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность. Знаменито. Мрачный по отношению ко всему. Например мрачный Петя пришел, мрачная погода, мрачный случай, мрачный кот и т. д. Мрак. Жуть. Жуткий. (Например, при встрече с доброй знакомой жуткая встреча. Парниша (по отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения. Не учите

    меня жить. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать сродными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение. Говорящему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса. Выразительность речи – усиливает эффективность выступления яркая речь вызывает интересу слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум человека. Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного, вызвать и поддержать внимание и интересу адресата, воздействовать не только на его разумно и на чувства, воображение. Выразительность речи зависит от многих причини условий

    собственно лингвистических и экстралингвистических. К выразительным средствам языка обычно относят тропы (переносное употребление языковых единиц) и стилистические фигуры, называя их изобразительно- выразительными средствами. Однако выразительные возможности языка этим не ограничиваются в речи средством выразительности способна стать любая единица языка всех его уровней (даже отдельный звука также невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика) [Введенская 2011]. Правильность и норма в современном русском литературном языке. Правильность считается главным коммуникативным качеством речи, так как она лежит в основе других качеств, является их необходимым условием. Как отмечает Б.Н. Го- ловин, нет правильности


    не могут сработать другие коммуникативные качества

    точность, логичность, уместность и т.д.». Правильность речи – это важнейший показатель речи, это фундамент, на котором строится речь умелая, искусная. Правильность речи можно определить как соответствие ее языковой структуры принятым в данное время литературным нормам. Она базируется на твердом фундаменте норм, достаточно полно и последовательно отраженных в грамматиках, справочниках, словарях, учебных пособиях. Термин норма по отношению к языку прочно вошел в обиход и стал центральным понятием культуры речи. Академик В.В. Виноградов ставил изучение норм языка на первое место среди важнейших задач русского языкознания и области культуры речи. В современной лингвистике термин норма понимается в двух значениях во- первых, нормой называют общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими, во-вторых, предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками. В исследованиях по культуре речи, стилистике, современному русскому языку можно найти несколько определений нормы. Например, у СИ. Ожегова сказано Норма

    это совокупность наиболее пригодных (правильных, предпочитаемых) для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
    В энциклопедии Русский язык читаем Норма (языковая, норма литературная


    принятые в общественно-речевой практике образованных людей
    правила произношения, грамматические и другие языковые средства, правила словоупотребления Русский язык 2011]. Широкое распространение получило определение норма это существующие в данное время в данном языковом коллективе и обязательные для всех членов коллектива языковые единицы и закономерности их употребления, причем эти обязательные единицы могут либо быть единственно возможными, либо выступать в виде сосуществующих в пределах литературного языка, вариантов. ЮН. Караулов обращает внимание еще на один аспект при определении нормы Норма, учитывающая как системный, таки эволюционный аспекты языка, невозможна без третьей координаты

    личностной, те. языкового сознания Караулов 2010]. Для того чтобы признать то или иное явление нормативным, необходимы следующие условия
    1) регулярная употребляемость (воспроизводимость) данного способа выражения,
    2) соответствие этого способа выражения возможностям системы литературного языка (с учетом ее исторической перестройки,
    3) общественное одобрение регулярно воспроизводимого способа выражения причем роль судьи в этом случае выпадает на долю писателей, ученых, образованной части общества. Таким образом, норма – это исторически сложившееся общепринятое употребление языкового знака (слова, словосочетания, предложения, зафиксированное в нормативных словарях, справочниках и грамматиках. Это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, те. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка. Норма обязательна как для устной, таки для письменной речи и охватывает все стороны языка.
    Характерные особенности норм литературного языка
    - относительная устойчивость,
    - распространенность,
    - общеупотребительность,
    - общеобязательность,
    - соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы. Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную. Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется процесс коммуникации. Языковые средства уместные водной ситуации (бытовое общение,
    могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение. Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность[Головин 2008]. Вопросы для самоконтроля
    1. Что понимается под коммуникативными качествами речи Перечислите основные из них.
    2. Дайте определение правильности речи как ее основного коммуникативного качества.
    3. Что понимается под нормой литературного языка Каково соотношение между языковой и речевой нормами Поясните ответ на примерах.
    4. Раскройте содержание понятий "нормализация" и "кодификация.
    5. Из чего исходят лингвисты при установлении норм литературного языка В чем состоит особенность понятия "нормы" по отношению к языку художественной литературы
    6. Перечислите основные особенности норм литературного языка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Основная
    1.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта