Главная страница
Навигация по странице:

  • Нравственные механизмы

  • Нравственные законы и принципы

  • Нравственность и эффективность

  • Ситуация для критического осмысления проблемы

  • 1.2. П РИКЛАДНАЯ ЭТИКА КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

  • Этика управления. Громова Л. А. Этика управления. Л. А. Громова этика управления


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеЛ. А. Громова этика управления
    АнкорЭтика управления
    Дата15.05.2023
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГромова Л. А. Этика управления.pdf
    ТипДокументы
    #1131586
    страница2 из 18
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
    развитая способность человека к рефлексии, самооцен- ке своих мыслей, желаний, поступков. Совесть — показатель человече- ского в человека, это внутренний свидетель, от которого невозможно укрыться. Совесть — продукт воспитания и самосовершенствования личности. В переломные эпохи крушения нравственных ценностей именно совесть рассматривалась нигилистами как проявление болез- ни, от которой необходимо избавить человечество (А. Гитлер,
    Ф. Ницше). Но именно с развитой совестью связывали надежды на нравственный прогресс В. Соловьев, Н. Бердяев и другие прогрессив- ные мыслители. Они видели прямую связь между совестью, долгом и ответственностью.
    1
    Кант И. Основы метафизики нравственности // Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 1. М.,
    1965. С. 236.
    11

    Совесть и долг не всегда согласуются с принципом гуманности, в случае если подавляют личную инициативу. В этом противоречии один из ярких представителей социальной философии Эрих Фромм увидел различие между авторитарной и гуманистической совестью.
    Авторитарная совесть — принятие внешнего авторитета в каче- стве внутренней жизни личности. Содержание авторитарной совести складывается из предписаний и запретов авторитета, а ее сила коре- нится в эмоциях страха и преклонения перед авторитетом. Недоволь- ство авторитета рождает чувство вины и лишает человека возможно- сти «стать собственным творцом и созидателем»
    1
    Гуманистическая совесть — нравственная реакция личности на правильные поступки или пренебрежение ими. Критерием нравствен- ности является способность личности к творчеству, любви и ответ- ственности.
    Связь авторитарной и гуманистической совести может прояв- ляться в содержании этических норм, но руководство этими нормами может иметь разные мотивы. Так, требования «не убий», «не укради»,
    «не лги» имеют одинаковое значение в разных культурах. Но следо- вать им можно как из-за боязни быть наказанным авторитетом, так и из чувства ответственности перед самим собой.
    Нравственное достоинство — характеристика самооценки лич- ности, адекватная ее высшему предназначению, статусу, социальным ролям. Низкая самооценка может сформировать у человека комплекс неполноценности, завышенная — стать причиной самодовольства.
    Честь —понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других. Например, выражения «честь имею», «для меня большая честь» свидетельствуют о принятии человеком этого при- знания. Понятие чести, закрепленное в жестких стандартах поведе- ния, отражено в кодексах чести, — например офицера, джентельме- на и др.
    Счастье — состояние положительного переживания жизни в це- лом, чувство удовлетворенности жизнью. Идеалом счастья могут быть удовольствие (ценности гедонизма), польза, выгода (ценности утилитаризма), успех, признание (ценности прагматизма), гармония отношений (гуманитарные ценности).
    Смысл жизни — представление о своем предназначении и его нравственном оправдании. Смысл жизни тесно связан с идеалами че- ловека: смысл жизни в семье, работе, любви, борьбе и т. д. По И. Кан-
    1
    Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 120.
    12
    ту, «быть достойным счастья» — означает достигнуть результата во всем, к чему стремится человек, но только на основе уважения нрав- ственных законов. Это избавляет от заблуждений и разочарований, связанных с неоправданными ожиданиями. Человек обязан брать на себя ответственность за свое осмысленное существование.
    Нравственные механизмы, обеспечивающие регулятивный ха- рактер этики, также имеют длительную эволюцию: от чувства страха и стыда, до переживаний совести, осознания ответственности и долга.
    На заре становления человеческой культуры примитивные требова- ния морали были выражены в форме табу (запретов) и страх быть подвергнутым остракизму, изгнанию из сообщества побуждал людей к безоговорочному соблюдению запретов, нарушение которых явля- лось угрозой общему существованию. С развитием эмоциональной сферы формируются нравственные чувства, доставляющие человеку удовольствие не только от пребывания в обществе подобных себе ин- дивидов, но и от совместного переживания одинаковых впечатлений, сочувствия. Способность сочувствовать своим близким сохранилась в подсознании человека и поддерживается разумом, опытом и желани- ем одобрения со стороны других людей. Стыд как переживание чув- ства вины за нарушение нравственных норм становится важным меха- низмом регулирования поведения и взаимоотношений.
    Оценка является инструментом определения степени нравствен- ных качеств личности. Субъектом внешней оценки выступает человек, референтная группа, организация, общественное мнение в целом.
    Предметом оценки служат нравственные суждения, поступки, лич- ностные качества, межличностное отношение. Особенностью нрав- ственной оценки как инструмента этического измерения является то, что она почти всегда имеет эмоциональную окраску и влияет на раз- витие отношений симпатии или антипатии, доверия или подозритель- ности. Человек может и должен подвергать самооценке свои мотивы, суждения и поступки. В этом случае мы говорим о развитой мораль- ной рефлексии, или самооценке личности.
    Гуманитарная направленность совершенствования человеческого общества связана с развитием таких этических понятий, как «альтру- изм» и «эгоизм». Нравственные механизмы формируются при их гар- моничном равновесии.
    Эгоизм (от лат. ego — «я») — жизненная позиция, рассматриваю- щая удовлетворение личного интереса в качестве высшего блага. Че- ловек, руководимый эгоистическими мотивами, стремится к удовле-
    13
    творению личных интересов в ущерб интересам других людей. Окру- жающие люди воспринимаются эгоистами с утилитарной позиции: в них видят только средство для достижения собственных целей. Ин- тересно замечание Э. Фромма о том, что нельзя отождествлять лю- бовь к себе с эгоизмом: они не только не идентичны, но и диаметраль- но противоположны. «Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. <…> Он все время чувствует себя несчастным и озабочен тем, чтобы урвать у жизни то, что прине- сло бы ему какое-то удовлетворение».
    Альтруизм (от лат. alter — «другой») — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение ожиданий других людей. Термин введен в оборот со- циологом О. Контом как понятие, противоположное эгоизму. Прин- цип альтруизма, по Конту, гласит: «Живи для других». На его основе сформулированы заповеди милосердия, сострадания, любви, самопо- жертвования.
    Разумный эгоизм — внутреннее убеждение и разумная способ- ность индивида, преследуя свои интересы, исполнять нравственные требования и содействовать общественному благу. Альтруизм и эго- изм имеют много общего: оба они служат удовлетворению личных потребностей в удовольствии, но полученном различными способами.
    Желание найти нравственный способ соизмеримости удоволь- ствий, наслаждений и страданий побудило английского исследователя
    Иеремию Бентама (1780) сформулировать этический принцип утили-
    таризма (от лат. utilitas — «польза»): «Наибольшее количество сча- стья для наибольшего количества людей». Согласно утилитаризму, в основе морали лежит общее благо как счастье большинства людей, которое Бентам называл общей пользой.
    Нравственные законы и принципы
    Закон — объективно необходимая, существенная, повторяющая- ся связь между явлениями. Понятие закона — одна из ступеней и форм познания человеком целостности окружающего мира. По Канту, закон — достояние разума. Он автономен, то есть не зависит от опыта людей. Знание нравственных законов и уважение к ним формируется в процессе социализации, воспитания и образования личности. На основе морального закона определяются понятия добра и зла. Человек свободен выбирать, поступать ему в соответствии с моральным зако- ном или игнорировать его. В последнем случае моральное наказание неизбежно: либо это будут угрызения совести, чувство вины и стыда;
    14
    либо общественное осуждение и презрение; либо, если проступок остался незамеченным, в мире станет больше зла, и если не сам ви- новник, то его близкие рано или поздно пострадают от него.
    Нравственный закон — объективный принцип поведения. Основ- ной нравственный принцип сформулирован в «золотом правиле» мо- рали: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» (Конфуций). У
    Канта этот принцип называется гипотетическим императивом — первой формулой веления разума.
    Категорический императив более высок в нравственном значе- нии. Он требует включения не только разума, но и воли: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
    1
    Этика благоговения перед жизнью — основной принцип этиче- ского учения А. Швейцера, сформулирован им в 1915 г. в книге
    «Культура и этика». Он рассматривает жизнь как высшую ценность.
    Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.
    Этика прав человекапринципы поведения людей, выражен- ные во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 де- кабря 1948 г. Право на жизнь признано священным и неотъемлемым правом в этом современном общечеловеческом документе. Жизнь как высший критерий поступков рассматривается в спорах об эвта- назии, запрете абортов и смертной казни, в биоэтике и генной инже- нерии.
    Этика ответственности — принцип, в основание которого можно положить известную фразу «Ничто на земле не проходит бесследно». Человек отвечает за последствия совершаемых дей- ствий. Ответственность конкретна: человек, отвечающий за все, ни за что не отвечает. Поэтому следует различать экономическую, юридическую, политическую, гражданскую, экологическую, нрав- ственную и другие виды ответственности. В рамках каждого из них предусмотрены конкретные санкции за невыполнение обязанностей и предписаний.
    Однако ответственность — не только принцип, но и реальные от- ношения ответственности. Ответственность человека определяется его собственной этической зрелостью, а не только требованиями из- вне. Ответственность — естественный ограничитель собственной
    1
    Кант И. Там же. С. 270.
    15
    свободы. Макс Вебер различал «этику убеждения» и «этику ответ- ственности». Когда действуют по этике убеждений, то не отвечают за их результаты. Когда же человек поступает по максиме ответ- ственности, то «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий»
    1
    Ответственность не сводится к подотчетности, когда некто от- ветственен перед кем-то за свои действия. Ответственность рожда- ется в отношениях между людьми. Люди ответственны друг перед другом, и потому они с моральной точки зрения вынуждены доби- ваться взаимного согласия (ответственность как консенсус, по Ю. Ха- бермасу).
    Ответственность тесно связана со временем. Человек ответстве- нен и за уже случившееся, и за происходящее, и за будущее. Не слу- чайно во многих современных учебниках по этике бизнеса можно встретить главу о нравственной ответственности перед еще не родив- шимися поколениями.
    Этический принцип справедливости. Справедливость — понятие того, что создает и сохраняет благо и счастье — как для отдельного человека, так и для общества в целом. Классическое определение при- надлежит Аристотелю. Он различал два вида справедливости:

    Распределительная справедливость — способ распределения имеющихся благ между всеми членами общества в соответствии с их достоинствами и пропорционально заслугам.

    Уравнительная справедливость — распределение благ и обмен ими независимо от достоинств и воздаяние каждому по его делам и поступкам.
    Современное понимание справедливости предложено Д. Ролзом, который рассматривает ее как условие общественного договора для реализации двух основных нравственных принципов справедливости:
    1.
    Обеспечить честное равенство первоначальных возможностей для всех.
    2.
    Нравственно оправдать неравенство результатов (успеха, де- нег, удовольствий и пр.), при условии, если эти результаты до- стигнуты не за счет благополучия других и не уменьшают благополучия других.
    Нравственность и эффективность
    Можно ли, применяя знания теоретической этики, повысить эф- фективность нравственной практики, регулятивную силу морали? Су-
    1
    Вебер М. Политика как признание и профессия // Избранные произведе- ния. М., 1990. С. 696.
    16
    ществует заблуждение, что нравственность и эффективность — две несовместимые ценности. Однако все чаще исследователи настаивают на том, что при определенных условиях этика может стать ресурсом повышения эффективности совместной деятельности и это не умаляет ее общечеловеческой, духовной, неэкономической природы.
    Этика, обеспечивающая технологии эффективного взаимодей- ствия, является прикладной этикой. Именно в таком значении при- кладной этики, можно согласиться с мнением философа В. А. Канке о том, что предметом этики являются не поступки и не мораль, а прагматические науки, в том числе менеджмент, социология и другие, направленные на изучение возможностей эффективного со- трудничества людей. «Этика является результатом критики, пробле- матизации и тематизации базовых прагматических наук. Критика позволяет убрать лишнее. Проблематизация обнаруживает злобод- невные вопросы. Тематизация рассматривает их в ранее не изучен- ных контекстах»
    1
    Ситуация для критического осмысления проблемы
    (Использованы материалы книги
    В. А. Канке «Современная этика». М., 2008. С. 200–207)
    Любая поведенческая теория, в том числе этическая, начинается с принципов и заканчивается интерпретацией поступков. Принципы — результат общественного договора, отражающего уровень развития науки, образования, социума, культуры. Этическая теория, объясняю- щая моральность действий (актов, поступков) только на основе оцен- ки их последствий, называется консеквенциальной этикой (анг.
    consequence — «последствие»). Системный анализ 11 вариантов кон- секвенциализма представлен В. Синнотом-Армстронгом
    2
    :
    1.
    Консеквенциализм как таковой — моральность акта определя- ется исключительно его последствиями, а не обстоятельствами или же чем-либо другим, что предшествовало ему.
    2.
    Актуальный консеквенциализм — моральность акта зависит исключительно от его фактических последствий, а не от пред- сказанных или же возможных.
    1
    Канке В. А. Современная этика: Учебник. М., 2008. С. 37.
    2
    Sinnot-Armstrong W. Consequentialis // http: plato. Stanford. Edu/entries/conse- quentiaism/
    17

    3.
    Собственно консеквенциализм — моральность акта определя- ется только его последствиями, а не последствиями мотивов агентов или правилами практики.
    4.
    Ценностный консеквенциализм — моральность акта зависит только от ценностей последствий, а не от каких-либо других их свойств.
    5.
    Гедонизм — ценность последствий обусловлена только чув- ствами удовольствия и боли, а не другими благами, например свободой, знаниями, жизнью.
    6.
    Максимизирующий консеквенциализм — моральная адекват- ность поступков определяется наилучшими последствиями, а не теми из них, которые удовлетворительны или же поддержи- вают существующий статус-кво.
    7.
    Составной консеквенциализм — наилучшие последствия яв- ляются суммой функций ценностей их частей, ценности не ранжируются.
    8.
    Совокупный консеквенциализм — моральная правильность акта определяется общей суммой добра, а не его средней ве- личиной, приходящейся на одно лицо.
    9.
    Универсальный консеквенциализм — моральная правильность действий определяется последствиями для всех людей и ра- зумных существ, а не относительно одного субъекта или ка- кой-то группы людей.
    10.
    Одинакового способа рассмотрения консеквенциализм — при- емлемое для одного человека считается удовлетворительным и для другого.
    11.
    Субъект-нейтральный консеквенциализм — последствия оце- ниваются не субъектом, а объективным обозревателем.
    В. А. Канке подвергает критике Синнот-Армстронга за сведение этики к метанауке и игнорирование принципов базовых наук, напри- мер экономики, политологии, социологии в нравственной интерпрета- ции жизненных проблем, и приходит к выводу, что в отношении лю- бой этической теории (утилитаризм, прагматизм, консеквенциализм и др.) приемлемо понятие эффективности. «Эффективнее та этическая теория, которая превосходит своих соперниц по интерпретационному потенциалу и в силу этого позволяет достичь последствий с макси- мально высокой ценностной оценкой»
    1 1
    Канке В. А. Современная этика: Учебник. М., 2008. С. 207.
    18

    Вопросы
    1.
    Используйте описанные варианты консеквенциализма, чтобы показать на конкретных примерах, как его аргументы могут помогать в решении этических проблем в организации, слу- жить оправданием последствий морального выбора.
    2.
    Как зависят последствия принятого решения от принципов, правил и обстоятельств?
    3.
    Для кого значимы последствия? Почему люди бывают недо- вольны своими поступками?
    1.2. П
    РИКЛАДНАЯ
    ЭТИКА
    КАК
    ГУМАНИТАРНАЯ
    ТЕХНОЛОГИЯ
    Определение природы и статуса прикладной этики является дис- куссионным вопросом в профессиональной этической среде. С одной стороны, прикладные этики уже не рассматриваются (что спра- ведливо) частями или разделами теоретической этики как науки о мо- рали. Но в то же время некоторые авторы признают их:

    либо как специфические этические знания, принадлежащие отдельным областям науки: «биомедицинская этика — биологии и медицине, этика науки — науковедению и т. д.», то есть знания, воз- никающие на стыке этики и других конкретных форм научно-практи- ческой деятельности (А. А. Гусейнов);

    либо как совокупность систем моральных норм для проведения этической экспертизы конкретной профессиональной деятельности, для разработки рекомендаций на основе нравственных принципов, для формирования этических кодексов (Р. Г. Апресян).
    Более убедительными в этом споре нам представляются аргумен- ты В. И. Бакштаноского, Ю. В. Согомонова, подчеркивающие техно- логичность знаний прикладной этики. Важно учесть, что эти знания:

    конкретизируются и проблематизируются в процессе морально- го творчества (при проведении деловых игр, тренингов, разработки проектов, кодексов и др.);

    трансформируются в процессе совершения морального выбора в технологиипреобразования нравственной практики.
    Для развития этого подхода мы предлагаем учитывать опыт современных исследований гуманитарных технологий.
    19

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта