Этика управления. Громова Л. А. Этика управления. Л. А. Громова этика управления
Скачать 0.87 Mb.
|
I. Положения системомыследеятельностной этики Г. П. Щедровицкого: 1. Приоритет деятельностного подхода перед знаниевым. По- следний недостаточен для управления изменениями, разрыв или противопоставление практики, мышления и познания по- теряли свой смысл, познание стало практической деятельно- стью. 2. Проектное мышление как инструмент изменений. «Програм- мы и проекты тоже нуждаются в обосновании, но не путем от- несения их к некоему эмпирическому материалу… а путем вы- яснения реализуемости проектов и программ, что достигается путем отнесения их к существующим или возможным структу- рам деятельности». 3. Ситуативное знание. Каждая конкретная ситуация обнаруживает недостаточность абстрактного знания, и приходится синтезиро- вать новое знание. Именно этот метод ведет к разработке про- граммы действий. 4. Системный подход предполагает всесторонний анализ, а зна- чит, использование многих наук и их подчинение методологи- ческим требованиям. 5. Последовательность мыслительных операций. Это концентра- ция внимания на реальной проблемной ситуации; описание ее на основе уже существующего разнородного знания; понима- ние этих знаний как проекции реальной проблемной ситуации; моделирование существующей ситуации, ее измерение и при- дание новых форм (модель-конфигуратор); консолидация всех видов старого и нового знания; разработка на их основе план- карты будущих действий; поиск новых, специфических зна- ний, не противоречащих полученным ранее; решение проблем- ной ситуации. Эти восемь шагов способны разрешить любую проблему. 6. Человек становится личностью тогда, когда в сообществе близких ему по нравственным принципам людей он занимает- ся мыследеятельностью. II. Опыт понимания гуманитарных технологий, систематизи- рованный и преобразованный методологами и разработчиками инно- вационного проекта Герценовского университета «Создание иннова- 20 ционной системы подготовки специалистов в сфере гуманитарных технологий»: ● Гуманитарные технологии решают, с одной стороны, проблему самореализации человека и группы и, с другой стороны, проблему развития коммуникации в рамках коммуникативных стратегий. ● В контексте гуманитарных технологий человек выступает как своеобразная знаковая система, высоко информативная и открытая для контактов, что облегчает актуализацию индивидуально-личност- ных смыслов, выступающих в этом случае в качестве преобразующе- го и преобразуемого начала. ● Гуманитарные технологии — действия (исследовательские, ана- литические, информационные, организационные), в которых присут- ствует алгоритм (логистика) их выполнения и оценки, направленные на развитие человеческой личности и создание соответствующих условий для этого. В такой интерпретации гуманитарные технологии близки идее фронезиса в прикладной этике В. И. Бакштановского: «Знание — уме- ние в сфере морали, сильно ориентированное на индивидуальность приложения — проявляется в мягком теоретизировании (например, в этике воспитания) и в мудрости индивидуально морального выбора, и в технологиях связи первого со вторым» 1 III. Система гуманитарных технологий этико-прикладного знания ● Этическая экспертиза. Экспертиза — от латинского expertus — «опытный, сведущий». В Российском законодательстве этот термин закрепили только уголовно-процессуальные кодексы 1922 и 1923 гг., отказавшись от термина «сведущие лица», принятого судебными уставами Российской Империи, и ввели термин «эксперт». Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) 1964 г. дала первый международный этический стандарт про- ведения научных исследований на человеке, в основе которого лежал принцип автономии личности пациентов и испытуемых. Важное зна- чение в этом стандарте придается требованию независимой этической экспертизы научных проектов специально создаваемыми исследова- тельскими этическими комитетами, которые работают на основе меж- дисциплинарного подхода. 1 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 124. 21 ● Этический аудит. Аудит (аудиторская проверка) — независи- мая проверка отчетности с целью выражения мнения о ее достоверно- сти. Аудит в переводе с латинского означает «слушание». В мировой практике так называют проверки, ревизии. В более широком смысле под аудитом понимают всякую выполняемую независимым экспертом проверку какого-либо явления или деятельности. Различают аудит операционный, технический, экологический, этический и пр. Некоторые из видов близки по значению к сертификации. Внутренний аудит — независимая и объективная деятельность по предоставлению гаран- тий и консультаций, направленная на достижение конкретных ре- зультатов и улучшение работы организаций. Внутренний аудит помо- гает организации достигать поставленных целей путём внедрения си- стематизированного, дисциплинированного подхода к оценке и повы- шению эффективности процессов руководства, контроля и управле- ния рисками. ● Этическое консультирование, иликонсалтинг (англ. consul- ting — «консультирование») — вид профессиональных услуг, предо- ставляемых субъектам, заинтересованным в оптимизации своей дея- тельности. В общем случае консалтинговая деятельность включает анализ деловых процессов организации, обоснование перспектив раз- вития и использования нравственных ресурсов, научно-технических, организационных и экономических инноваций с учетом целей сов- местной деятельности. Этическое консультирование направлено на создание нравствен- ных методов принятия решения, разрешения конфликтов и повыше- ния эффективности общения членов организации. ● Этическое проектирование. Проект (англ. project — «план, предположение») — деятельность, направленная на создание нового в условиях ограниченного времени и ресурсов. Проекты отличаются от обычных процессов деятельности уникальностью, временностью и концепцией постоянного изменения. Каждый проект зависит от культуры организации, ее системы ценностей, норм и нравственной готовности к изменениям. Пример этического проектирования — «Этический кодекс организации». Он направлен на предотвращение и решение нравственных проблем. Решение проблем всегда требует нравственных творческих усилий и научного обоснования. Решение задачи требует знаний, технологий, экспертных оценок. ● Этическое образование. Образование — процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, 22 права, хозяйства, превращение человека природного в культурного 1 Оно продолжается всю жизнь. Цель этического образования — разви- тие в человеке свободы ответственного морального выбора. ● Нравственное воспитание — овладение человеком свободой воли и культурой долженствования в процессе взаимного общения с окружающими. ● Этическое управление — способ организации совместной дея- тельности людей для достижения общей цели на основе гармонизации интересов всех заинтересованных сторон. Общим для каждой из технологий прикладной этики является то, что все они связаны «с развитием в них потенциала испытания выбо- ром, который происходит в каждой из технологий прикладной этики. А особенно — в игровом моделировании, являющемся элементом и экспертизы, и консультирования, и проектирования, и образования… Этико-прикладные игры — способ включения лиц и групп, принима- ющих решение, в ситуацию морального выбора, стимулирующую мо- ральную рефлексию» (В. И. Бакштановский) 2 Моральный выбор личности — ситуация самоопределения лично- сти в отношении принципов, решений, действий и ожидаемых ре- зультатов. Осознанный выбор тем эффективнее, чем больше вариан- тов выбора существует и чем более ответственно оцениваются его ближайшие и отдаленные последствия. В этике большинство понятий дихотомично: добру противостоит зло, справедливости — несправедливость, гуманитарным технологи- ям — технологии манипулирования (морализаторство, внушение, ав- торитарное давление, введение в заблуждение, обман, ложь и др.). Ситуация для критического осмысления проблемы (Использованы фрагменты статьи Г. Л. Тульчинского «Гуманитарная парадигма: гуманитарность против гуманизма?» // Проективный философский словарь. М., 2003. С. 492–494) Настала пора четкого различения понятий гуманности и гумани- тарности. Что такое гуманитарность сегодня? Какова система ее ори- ентиров? В чем специфика профессиональных компетенций специа- листа в сере гуманитарного знания и технологий? 1 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 36. 2 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: рефлексивная биография направления. Тюмень, 2007. С. 127–128. 23 Ответ на эти вопросы чрезвычайно актуален. Прежде всего это связано с проблемой профессионального самоопределения. Насколь- ко вообще совместимы понятия гуманитарности и знания? Неспроста ведь в английском языке отсутствует понятие «гуманитарные науки». Вместо них используется понятие humanities — широкая сфера прояв- лений человеческого духовного опыта. Для этой деятельности харак- терны уникальность, неповторимо личностный характер, оценоч- ность, эмоциональная окрашенность. В этом случае можно говорить не столько о знании и познании, сколько о смыслопорождении и осмыслении (понимании). Этой сфере, с ее смысловой неоднозначностью, противостоит наука (science), под которой понимается деятельность, связанная с по- лучением знания в результате расчета и эксперимента, то есть пре- имущественно естествознание и математизированные науки. Содержание гуманитарности выстраивается в несколько уровней: 1. Суть, ядро гуманитарности образует свобода. Единственный носитель ее — человек. Проявление свободы — сознание, ра- зум, все то, что обычно связывают с интеллектуальной, духов- ной деятельностью, моральным выбором и ответственностью. 2. Носитель свободы и духовного опыта — не просто человек, а личность, границы которой задаются границами свободы как ответственности, то есть вменяемости. 3. Психосоматической основой личности является человек как биологический вид. 4. Формирование и развитие человеческой личности обеспечива- ет культура (точнее, культуры: национальные, этнические, воз- растные, профессиональные, нравственные и т. д.) Культура — способ создания, сохранения и передачи социального духовно- го опыта. Освоение конкретных культур обеспечивает социа- лизацию и индивидуализацию личности. 5. Социальная, политическая, экономическая, природная инфра- структура, обеспечивающая сохранение и развитие различных культур. Сферы применения гуманитарных технологий и гуманитарной экспертизы: ● Управление инфраструктурой культур — средой, условиями (га- рантиями) существования и развития конкретных культур — управ- ленческий уровень. 24 ● Сохранение человека как биологического вида (общих условий, качества жизни, образования, медицинского обслуживания) — ан- тропологический уровень. ● Рассмотрение конкретных культур и субкультур, содержания и нормативно — ценностных систем, идентичности (включая глобаль- ную), а также условий их совместного развития — культурологиче- ский уровень. ● Выявление форм, условий и гарантий формирования, развития и сосуществования личностей, в том числе носителей различных иден- тичностей, их самореализации, творчества — персонологический уро- вень. ● Проявление свободы, творчества и ответственности как основы нравственности — этический уровень. Методы и процедуры гуманитарной экспертизы обусловлены специфичностью осмысления духовного опыта. Осмысление, понима- ние всегда герменевтично 1 , всегда интерпретация, всегда осуще- ствляется с какой-то точки зрения, связано с личностными и базовы- ми ценностями культур или субкультур. Вопросы 1. На ваш взгляд, лозунг гуманизма «Все во имя человека, все для блага человека» применим по отношению к любому чело- веку? 2. В чем специфика гуманитарной экспертизы? 1.3. Э ТИКА В СИСТЕМЕ РЕСУРСОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В контексте прикладной этики этику управления можно рассмат- ривать как гуманитарную технологию принятия эффективных реше- ний с последующей их интерпретацией на основе методологических нравственных принципов и ответственностью за ближайшие и отда- ленные последствия принятых решений. В этом значении она высту- пает ресурсом эффективного управления. В современной практике управления актуализуется задача поиска дополнительных ресурсов для эффективного достижения целей орга- 1 Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов. 25 низации и каждого из участников совместной деятельности. Посколь- ку потребности людей и общества стремительно растут, а ресурсы ограничены и редки, то необходимость решения триединой пробле- мы: «что», «как», «для кого» делать и производить — все возрастает. Основное свойство ресурсов состоит в потенциальной возможно- сти их участия в производстве (производственные ресурсы) и в по- треблении (потребительские ресурсы) для решения экономических задач и обеспечения устойчивого развития общества и человека. С этой точки зрения ресурсы — это имеющиеся или необходимые средства, возможности, ценности, обеспечивающие достижение целей и устойчивое развитие любой системы — общества, органи- зации, человека. Таблица 1 Типология ресурсов Тип системы Виды необходимых ресурсов для поддержания системы Ресурсосбереже- ния • Воспроизводимые ресурсы (продукция, услуги, кадры определенной квалификации и др.) • Невоспроизводимые ресурсы (полезные ископаемые и др.) Организации • Человеческие • Материальные • Организационные • Информационные • Финансовые • Технологические • Энергетические • Временные и др. Личностного и профессиональ- ного роста • Здоровье • Образование • Семья • Работа • Финансы • Окружение • Нравственность (этика) • Информация и др. В ситуации обостряющейся конкурентной борьбы за ресурсы все большее внимание направлено на поиск эффективного управления ре- 26 сурсами. Эффективным можно считать все то, что в наибольшей мере способствует решению стоящих перед обществом и человеком эконо- мических, социальных, нравственных задач 1 . Одним из условий эф- фективного управления является использование этики как неисчерпа- емого ресурса, обеспечивающего гармоничное развитие личности и достижение экономических целей организации. Этика управления выражает нравственные способы и механизмы регулирования поведения и отношений субъектов организации, изме- няющиеся в процессе совместной деятельности под воздействием внутренней и внешней среды. Эти способы включают: – создание системы нравственных ценностей организации; – разработку и внедрение этических кодексов организации; – использование корпоративного обучения для формирования кор- поративной социальной ответственности и деловой этики. Сферы применения этики управления: ● управление стратегическим развитием организации на основе принципов корпоративной социальной ответственности; ● стратегическое управление человеческими ресурсами; ● принятие управленческих решений; ● управление корпоративной культурой; ● управление организационным поведением; ● управление качеством; ● управление инновациями и проектной деятельностью; ● управление коммуникациями. Обобщения 1. Этика как исторически сложившаяся система научных знаний отвечает за истинность этических понятий и интерпретацию нравственных норм, принципов и законов. В этом смысле она выступает и как наука, и как методология — система принци- пов и способов организации теоретической и практической де- ятельности. 2. Прикладная этика — не только знания, она не сводится к изу- чению поступков и морали; это способ рефлексии, способ- ность подвергать сомнению, проблематизировать, типизиро- вать все многообразие реальной деятельности с целью приня- 1 См.: Экономическая энциклопедия. М., 1999. С. 1010. 27 тия эффективных решений в конкретной ситуации морального выбора. 3. Прикладная этика — это технологичные знания о морали, ко- торые конкретизируются, проблематизируются в процессе мо- рального творчества и морального выбора. 4. Система гуманитарных технологий этико-прикладного знания включает в себя технологии проведения и использования эти- ческой экспертизы, этического аудита, консультирования, проектирования, конструирования, этического образования, нравственного воспитания, этического управления. 5. Этика управления как разновидность прикладной этики яв- ляется гуманитарной технологией и ресурсом повышения эф- фективности совместной деятельности. 6. Ресурсы — имеющиеся или необходимые средства, возможно- сти, ценности, обеспечивающие достижение целей и устойчи- вое развитие любой системы — общества, организации, чело- века. 7. Этика управления предписывает способы включения дополни- тельных ресурсов повышения эффективности совместной дея- тельности: – через создание системы нравственных ценностей организации; – разработку и внедрение этических кодексов организации; – использование корпоративного обучения для формирования кор- поративной социальной ответственности и деловой этики. Обсуждение в группах За д а н и е 1 1. Проанализируйте понятия, относящиеся к сфере этики. Может ли различное толкование их значения привести к нравственным проблемам в практической деятельности? или у каждого свободного человека своя мораль, своя этика? 2. Как предупредить проблему нравственного непонимания в сов- местной деятельности? |