Главная страница
Навигация по странице:

  • К. С. Пигров (Санкт-Петербургский государственный университет);канд. экон. наук, доц. И. Н. Чурилина (РГПУ им. А. И. Герцена)Громова Л. А.

  • ISBN 978–5–8064–1268–4 ББК 74.58я73 © Л. А. Громова, 2007 © О. В. Гирдова, оформление обложки, 2007 © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

  • Глава 2. Этика принятия решений

  • Глава 3. Этика ответственности

  • Глава 4. Этика организационной культуры

  • Глава 5. Этика инноваций

  • Глава 6. Этический кодекс организации

  • Цель учебной дисциплины

  • Текущая и итоговая аттестация

  • Г л а в а 1 ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРИКЛАДНОЕ ЗНАНИЕ И ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 1.1. Э ТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРА

  • Понятия теоретической этики

  • Конвенциональная природа этики

  • Категории теоретической этики

  • Этика управления. Громова Л. А. Этика управления. Л. А. Громова этика управления


    Скачать 0.87 Mb.
    НазваниеЛ. А. Громова этика управления
    АнкорЭтика управления
    Дата15.05.2023
    Размер0.87 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаГромова Л. А. Этика управления.pdf
    ТипДокументы
    #1131586
    страница1 из 18
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

    Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
    Л. А. Громова
    ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ
    Допущено Учебно-методическим объединением
    по направлениям педагогического образования
    Министерства образования и науки РФ
    в качестве учебно-методического пособия
    для руководителей и преподавателей вузов,
    слушателей системы дополнительного
    профессионального образования
    Санкт-Петербург
    Издательство РГПУ им. А. И. Герцена
    2007

    ББК 74.58я73
    Г 86
    Печатается по решению редакционно-изда-
    тельского совета РГПУ им. А. И. Герцена
    Публикуется за счет средств
    инновационной образовательной программы
    РГПУ им. А. И. Герцена на 2007–2008 годы
    «Создание инновационной системы подготовки специалистов
    в области гуманитарных технологий в социальной сфере»
    Рецензенты-эксперты: д-р филос. наук, проф.К. С. Пигров
    (Санкт-Петербургский государственный университет);
    канд. экон. наук, доц. И. Н. Чурилина
    (РГПУ им. А. И. Герцена)
    Громова Л. А.
    Г 86 Этика управления: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во
    РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.
    ISBN 978–5–8064–1268–4
    Пособие посвящено анализу и систематизации основных этических оснований управленческой практики в современных организациях. Этика управления рассматри- вается как гуманитарная технология регулирования деловых отношений. Особое место отводится анализу нравственных дилемм в практике управления образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опытом для слушателей программы дополнительного образования «Менеджмент образования». Рекомендуется изучение программы МВА сочетать с другими научными источниками по этике и мене- джменту.
    Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также руководителям и менеджерам.
    ISBN 978–5–8064–1268–4
    ББК 74.58я73
    © Л. А. Громова, 2007
    © О. В. Гирдова, оформление обложки, 2007
    © Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение.............................................................................................4
    Глава 1. Этика управления как прикладное знание и гуманитар-
    ная технология профессиональной деятельности...............8 1.1. Этический минимум для менеджера..........................................8 1.2. Прикладная этика как гуманитарная технология...................19 1.3. Этика в системе ресурсов эффективного управления............25
    Глава 2. Этика принятия решений.....................................................30 2.1. Гуманитарные технологии принятия решений.......................30 2.2. Управленческая ситуация.........................................................34 2.3. Культура принятия решений....................................................37 2.4. Этика решений эффективного лидера.....................................44
    Глава 3. Этика ответственности..........................................................51 3.1. Этика профессиональной ответственности менеджера.........51 3.2. Формирование корпоративной социальной ответственности средствами образования...........................................................55 3.3. Ресурсы повышения ответственности организации: опыт ис- следования влияния системы менеджмента качества на раз- витие корпоративной социальной ответственности..............65
    Глава 4. Этика организационной культуры......................................75 4.1. Этические модели организационной культуры......................75 4.2. Роль лидерства в развитии организационной культуры........86 4.3. Этические ценности организационной культуры...................91
    Глава 5. Этика инноваций..................................................................105 5.1. Нововведения как объект этической регуляции...................105 5.2. Образовательная программа как инструмент инноваций и объект этики управления.......................................................113 5.3. Этика управления проектной деятельностью.......................122
    Глава 6. Этический кодекс организации..........................................133 6.1. Этические кодексы: от теории к технологии........................133 6.2. Корпоративный кодекс этики.................................................141 6.3. Технологии разработки и внедрения этического кодекса....146
    Кейсы к учебному курсу «Этика управления»............................153
    Приложение....................................................................................171 3

    Введение
    Еще несколько лет назад в словаре российских менеджеров и предпринимателей не было понятий достойной, хорошей этической практики, стандартов социальной ответственности, гуманитарных технологий управления. Сегодня осваиваются не только сами поня- тия, но и возможности применения этики в качестве ресурса страте- гического развития организации, ее нематериального актива. Этиче- ская компетентность менеджера признается основой его профессио- нальной компетентности и деловой репутации, а такие нравствен- ные качества, как честность, справедливость, ответственность, способствуют установлению доверия в развитии партнерских отно- шений и формированию ценностей корпоративной культуры орга- низации.
    Этика управления — молодая сфера этико-прикладного знания, которое конкретизирует, проблематизирует положения теоретической этики и трансформирует общие знания норм и принципов морали в гуманитарные (мягкие, неманипулятивные) технологии преобразова- ния нравственной практики.
    Это учебное пособие — одно из немногих, посвященных анализу и систематизации этических оснований управленческой практики в современных организациях. Оно может использоваться преподавате- лями как при чтении углубленных курсов менеджмента, деловой эти- ки, теории принятия решений, организационного поведения и корпо- ративной культуры, так и в качестве учебного пособия в преподава- нии самостоятельной дисциплины «Этика управления».
    Слушатели программы МВА и магистрыизвлекут максимальную пользу из этой книги, если будут сочетать ее с другими научными ис- точниками по этике и менеджменту, а также если смогут использо-
    4
    вать анализ примеров реальных деловых ситуаций для выработки соб- ственной системы нравственных ценностей управленческой деятель- ности.
    Особое место в представленном материале отводится анализу нравственных дилемм в практике управления образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опы- том для слушателей программы дополнительного образования «Мене- джмент образования».
    Цель учебной дисциплины — повысить этическую компетент- ность менеджеров и лидеров организации при совместной деятель- ности.
    Основные задачи:

    сформировать общее представление об основах этики, приклад- ной этики и этики управления как гуманитарной технологии;

    выработать навыки практического использования гуманитарных технологий как самостоятельного вида деятельности, влияющего на успешность управления развитием организации с учетом нравствен- ных факторов внешней и внутренней среды.

    сформировать способность и готовность находить и выраба- тывать новые идеи на основе нравственных принципов, оценивать их с разных точек зрения, выбирать из них наиболее перспективные и результативные, преодолевать сопротивления изменениям, прини- мать этичные решения о выборе наиболее эффективных методов управления.
    Реализация целей и задач осуществляется в процессе лекций, практических занятий, анализа кейсов, групповых дискуссий, внеау- диторных консультаций, самостоятельной работы и защиты группо- вого проекта.
    Текущая и итоговая аттестация предполагает выполнение ин- дивидуально и группой обучающихся самостоятельных заданий, ори- ентированных на успешное выполнение итогового задания — разра- ботки проекта «Этический кодекс организации».
    Учебное пособие написано в рамках реализации инновационного проекта Герценовского университета «Создание инновационной си- стемы подготовки специалистов в сфере гуманитарных технологий».
    Представление о гуманитарных технологиях формировалось в рамках
    5
    системомыследеятельностной этики (СМД-методологии) русского философа Г. П. Щедровицкого (1929–1994) и его последователей
    В. В. Мацкевича, П. Г. Щедровицкого и др. В философском словаре гуманитарные технологии определяются как «систематизация, соор- ганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов це- ленаправленной коллективной деятельности людей на основе совре- менного гуманитарного знания». Прикладная этика — одна из форм гуманитарных технологий и неотъемлемая часть всех иных нематери- альных элементов гуманитарных технологий: различного типа зна- ний, идей, моделей, проектов, знаковой среды, квалификации, челове- ческой психики, времени, доверия, ответственности, авторитета, ав- торского права и т. п.
    Прояснить смысл этики управления как гуманитарной техноло- гии помог опыт участия автора издания в команде разработчиков ин- новационного университетского проекта, а также обсуждение и твор- ческие дискуссии с авторами идеи и идеологами проекта.
    В пособии учитывались исследования этики управления, пред- ставленные в работах других авторов (Шепель В. М. Управленческая этика. 1989; Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. 1998; Ботавина Р. Н.
    Этика менеджмента. 2002; Росенко М. Н., Бабаева А. В., Чигирь М. Б.
    Профессиональная этика. 2005) и в многочисленных публикациях первого и единственного в России научно-исследовательского инсти- тута прикладной этики Тюменского государственного нефтегазового университета, возглавляемого профессором В. И. Бакштановским.
    (Среди них см.: Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику. 2006.)
    Мы разделяем точку зрения В. И. Бакштановского и Ю. В. Со- гомонова на определение этико-прикладного знания как форму мо- рального творчества и вид проектно-ориентированного знания и рассматриваем этику управления как технологичное этическое зна- ние, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нор- мах, эталонах, стандартах, экспертных заключениях, этических коми- тетах и других видах практической деятельности, основанных на мо- ральном выборе решений и поступков.
    Проанализировать этические проблемы управления образованием нас побудила работа в международном проекте «Bridge-2» и
    «Bridge-3» по созданию совместно с Лейстерским университетом (Ве- ликобритания) магистерской программы «Менеджмент образования».
    Накопленный британскими коллегами опыт обучения лидеров образо- вания свидетельствует о значительной роли этики в эффективном ме-
    6
    неджменте процессов преподавания и профессионального роста (The
    Principles and Practice of Educational Management. 2006).
    В отдельных главах учебного пособия использовались авторские материалы, подготовленные в процессе работы в международном проекте по созданию образовательной программы «Подготовка мене- джера по развитию вуза». Представлены фрагменты собственного опыта управления нравственными процессами в качестве декана фа- культета управления Герценовского университета.
    Логика построения материала книги подчинена принципу прояс- нения смысла от общего к конкретному. Сначала дается определение этики управления как прикладного знания и гуманитарной техноло- гии, ее связи с понятиями теоретической этики. Далее рассматривает- ся роль этики в принятии решений и в управлении организацией.
    Принятие решений на основе морального выбора является одним из оснований этики управления, способом ее существования. В главе
    «Этический кодекс организации» представлен опыт разработки и вне- дрения в практику основных технологий этико-прикладного знания: этического проектирования и конструирования кодекса, этической экспертизы принципов и положений кодекса организации, этического моделирования (деловая игра) и технологии управленческого сопро- вождения процесса внедрения кодекса.
    Материалы каждой главы логически выстроены в порядке:

    теоретические положения;

    ключевые понятия;

    контрольные вопросы;

    кейсы, тесты, ситуации;

    задания для самостоятельной работы;

    список рекомендуемой литературы.
    В конце книги даются заключение и приложение.
    Автор выражает искреннюю признательность всем коллегам за многолетнее сотрудничество на принципах этики уважения, доверия, ответственности и бескорыстной взаимной поддержки.
    7

    Г л а в а 1
    ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ КАК ПРИКЛАДНОЕ ЗНАНИЕ
    И ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Без этики люди не способны взять на себя от- ветственность за свою собственную судьбу.
    В. А. Канке
    1.1. Э
    ТИЧЕСКИЙ
    МИНИМУМ
    ДЛЯ
    МЕНЕДЖЕРА
    Основоположник школы «научного менеджмента» Анри Файоль
    (1841–1925) в фундаментальной работе «Общее и промышленное управление» (1916) писал: «Управлять — значит предвидеть, органи- зовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Гени- альный менеджер XX в. Ли Якокка об этом сказал так: «Управлять — значит настраивать других людей на совместный труд для достиже- ния общей цели».
    Этика не только философская наука, но и важнейший ресурс эффективного управления. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на ре- гулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума.
    Этика управленияэто:

    культура управления людьми в организации, обеспечивающая возможность достижения корпоративных целей, на основе уважения человеческого достоинства и содействия общественному благу;

    технологичное этическое знание, опредмеченное в программах, проектах, этических кодексах, нормах, эталонах, стандартах, эксперт-
    8
    ных заключениях, этических комитетах и других видах практической деятельности, основанных на моральном выборе решений и поступ- ков.
    Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы суборди- национной этики. Этика управления включает культуру взаимоотно- шений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, ува- жении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, ло- яльности и порядочности.
    Прикладная этика
    Традиционное понимание этики как системы знаний о морали переживает современный кризис. По мнению русского философа
    Г. П. Щедровицкого (1929–1994), «жить по традиционной морали уже нельзя… нужен другой принцип организации жизни — нрав- ственный»
    1
    . Нравственность — это системно-мыследеятельностная методология. Деятельность — первична, знания — вторичны. Лю- бая проблемная ситуация требует новых знаний. Где их найти? Ка- кие из них и как включить в деятельность? Ответы на эти вопросы помогает найти прикладная этика, реализуемая в конкретных дей- ствиях. В ней вырабатываются нормы и правила совместной дея- тельности, а также взаимоотношений людей и их отношения ко все- му существующему.
    Прикладная этика — не только знания, она не сводится к изуче- нию поступков и морали. Это также способ рефлексии, способность подвергать сомнению, проблематизировать, типизировать все много- образие реальной деятельности с целью принятия эффективных реше- ний в ситуации конкретного морального выбора. Прикладная этика включает множество областей применения: этику управления, этику бизнеса, этику деловых отношений, профессиональную этику.
    Традиционно этика понимается как теоретическая, философская наука о морали, нравственности (О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов), о человеческих добродетелях (Аристотель), как аксиология — учение о смысле и ценностях жизни (Н. А. Бердяев), как совокупность норм, принципов, идеалов, ценностей, реализуемых в моральном опыте
    1
    Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. С. 567.
    9
    субъекта (А. А. Гусейнов), как система универсальных и специфиче- ских нравственных требований и норм поведения, регулирующих со- циальную жизнь (А. Я. Кибанов). За многие столетия этика сфор- мировались в научно обоснованную систему понятий, категорий, за- конов, стала философией познания нравственной жизни общества.
    Понятия теоретической этики
    Термины «этика» (от древнегреч. ethos — «этос, привычное место обитания, привычки, нрав, обычай»), «мораль» (от лат. moralitas
    «обычай, нрав») и «нравственность» (нем. Sittlichkeit) близки по свое- му значению и, как правило, выступают синонимами. Однако в науке различают этику как систему знаний о морали, нравственности, как методологию прагматического знания; мораль — как совокупность норм, правил и добродетелей, одобряемых обществом; нравствен- ность — как реальные поступки людей.
    Конвенциональная природа этики
    Конвенционализм (от лат. сonventio — «соглашение») объясняет регулятивную силу нравственных норм объективной необходимо- стью, которая побуждает людей на основе договора соглашаться до- бровольно принять на себя обязанности по соблюдению общих требо- ваний и правил во имя выживания и успеха. Теории договора Локка,
    Руссо, Канта, теория справедливости Дж. Ролза, концепция дискурса и коммуникативного поведения Ю. Хабермаса построены на принци- пах конвенцианализма. Все формы социальных взаимодействий мож- но рассматривать как обмен материальными, духовными, эмоцио- нальными, нравственными ресурсами и услугами на основе догово- ренностей, предполагающих обязательства сторон. В процессе эволю- ции это позволило человечеству сформировать нравственные пред- ставления о добре и зле, долге и чести, нравственном достоинстве, смысле жизни и счастье, справедливости. Все эти понятия вошли в систему категорий, которые изучает и обосновывает философская наука этика и использует прикладная этика.
    Категории теоретической этики
    Моральные нормы — принятые в обществе, социальной группе правила, образцы поведения, выполняющие регулятивные функции морали. Нормы — механизм социализации личности и эффективный инструмент социального контроля.
    10

    Нравственные ценности — нравственные предпочтения, форми- рующиеся в отношениях человека с окружающим миром и отражаю- щие его интересы, потребности, мотивы.
    Благо — понятие, обозначающее положительную ценность пред- метов, явлений, отношений. Представление о добре меняется вместе с изменением нравственной практики и отражает уровень культуры че- ловека и общества. Во все времена актуальной остается проблема со- отношения материальных и духовных благ и их роли в системе ценностей субъектов совместной деятельности.
    Добро — понятие морального сознания и категория теоретиче- ской этики, разграничивающее представление о нравственном и без- нравственном и формирующее критерии оценки должного, положи- тельного поведения, заслуживающего всеобщее одобрение. Подобно благу, понятия добра и зла меняются в зависимости от времени, культуры и нравственного опыта людей.
    Долг. По Канту, долг — самый чистый из всех возможных моти- вов нравственного поведения личности. Долг — это «необходимость совершения поступка из уважения к закону»
    1
    . Социальная природа человека проявляется в его способности следовать требованиям долга не из желания получить удовольствие, а в силу разумной потребности соблюдения нравственных законов.
    Каждый человек самостоятельно принимает решение в пользу следования долгу и совести. Долг состоит в необходимости следовать моральным нормам и идеалам общества. «Поступай так, чтобы макси- ма твоей воли, твоего поступка могла стать всеобщим законом» — так выразил нравственные требования долга И. Кант в категориче-
    ском императиве.
    Совесть
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


    написать администратору сайта