Главная страница

Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


Скачать 2.81 Mb.
НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
Дата16.05.2017
Размер2.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
ТипДокументы
#7721
страница11 из 21
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21
106
относятся, к примеру, хорошо известные вам из курса физики закон Шарля (зависимость давления газа от температуры, закон Гей-Люссака (зависимость объема газа от температуры, закон Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Теоретическое познание имеет дело с более абстрактными научными законами, охватывающими очень широкий класс явлений, а также такие объекты, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру электроны, гены. Среди этих законов — закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т. д. Подобные законы вместе с другими, тесно связанными между собой компонентами — принципами, понятиями, теоретическими схемами, логическими следствиями из исходных утверждений — образуют научную теорию. Вспомните известные вам теории в области математического, естественнонаучного и гуманитарного знания) Познавательное значение теорий очень велико. Они позволяют объяснять изучаемые явления и процессы, предсказывать их развитие в будущем. Например, теория Ньютона, или, как ее называли, небесная механика, включающая закон всемирного тяготения, три закона движения, создала новую физическую картину мира, дала возможность рассчитывать движение небесных тел, указала направление новым научным поискам. Благодаря вычислениям Э. Галлея на основе законов небесной механики впервые была установлена дата (1758) прихода к Земле кометы, получившей впоследствии название кометы Галлея. Расчет подтвердился. Теория Ньютона помогла открыть новые планеты Уран и Нептун. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Эмпирические научные знания добываются, как уже отмечалось, входе наблюдений и эксперимента Экспериментальное естествознание возникло в XVII в. До этого исследователи опирались главным образом на повседневный опыт, здравый смысл, наблюдение. С развитием техники, появлением новых механизмов, приборов, инструментов возникли условия для проведения экспериментов. Кроме того, человек Нового времени был нацелен на проявление активности во всех сферах жизни, включая и вторжение в тайны природы. В отличие от наблюдения входе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмета также подвергнуть его специальным воздействиям.
107
Вместе стем нередко именно наблюдение открывает дорогу эксперименту. Так, английский придворный врач В. Гилбер натирал шерстью или мехом янтарь, алмаз, стекло и наблюдал, как после этого к ним притягиваются мелкие тела. Гилбер и название придумал этому явлению — электричество (янтарь в переводе с греч. — электрон. Это еще нестрогий эксперимент, но уже шаг к нему. А вот датский физик X. Эрстед
( 1 7 7 7 — 1 8 5 1 ) , используя по сегодняшним меркам простейшие приборы — гальваническую батарею, проволоку, магнитную стрелку, провел настоящий эксперимент. Постепенно эксперименты усложнялись, становились более трудоемкими, наука обратилась к помощи техники. Современный научный эксперимент — это нередко техническое чудо, где используются сложнейшие и чувствительней­
шие приборы и оборудование. Например, серпуховский ускоритель имеет в диаметре 1,5 км, а длина кольца ускорителя в
Протвине 20 км. Это уже даже не приборы, а настоящие промышленные сооружения. Можно представить себе, насколько они дорогостоящие. Сэкономить значительные средства позволяет использование в науке методам ы с ленного эксперимента. А какие познавательные средства используются на теоретическом уровне научного исследования На первый взгляд может показаться, что достичь более высокого уровня обобщения, присущего теоретическим законам, можно путем увеличения количества наблюдений и экспериментов. Но это не так. Вспомним одно из известных вам положений из курса физики, оно касается закона сохранения и превращения энергии. Этот закон не мог быть выведен экспериментально (изо п ы тов, те. путем индуктивного обобщения наблюдаемых фактов. Не выводится они чисто логическим путем как следствие из принятых утверждений. Тоже самое можно сказать о законах движения и о всех других фундаментальных теоретических законах любой области познания. На этом уровне познания вдело вступает творческое воображение ученого, выдвижение гипотез, использование метода научного моделирования. Многие законы науки первоначально выступают в форме гипотез, те. предположений, догадок. Иногда гипотезу воспринимают как что-то надуманное, искусственное. Известны слова И. Ньютона Гипотез неизм ы ш ля ю » . Но научный поиск без них невозможен. Входе исследования наступает этап, когда новые факты не укладываются в рамки прежних объяснений. Вот здесь и выдвигаются разнообразные гипотезы, отдельные из которых затем находят подтверждение. Так, физик П. Дирак за
108
несколько лет до открытия самой частицы предсказал существование антиэлектрона (позитрона. Есть гипотезы, которые ждали своего подтверждения многие столетия. Это относится к идее
Демокрита, выдвинутой им в IV в. дон. э . , об атомном строении вещества. Научная гипотеза в известном смысле является моделью. Здесь рассуждение строится по формуле Такое могло бы быть. Многие модели построены по принципу упрощения Опустим для ясности некоторые детали. Примером подобной модели является идеальный газ под ним подразумевается газ, в котором отсутствуют столкновения между молекулами, поэтому они движутся полностью независимо друг от друга. Нередко модель строят по аналогии. Такие модели использовались еще в глубокой древности. Древнегреческий философ
Эпикур представлял себе строение жидкости, те. физическую модель, по образцу сыпучих тел, прежде всего всем известного зерна. В современной науке широко применяется математическое моделирование, где объектом-заместителем выступают системы математических уравнений. Вместе стем и образные модели продолжают работать на науку. Так, по некоторым свидетельствам, толчком кот крыт и ю формулы бензола для немецкого физика А. Кекуле послужила встреча на улице с телегой, на которой везли клетку с обезьянами. Те висели в клетке, цепляясь лапами и хвостами кто застенки, кто друг за друга. Обобщая сказанное, можно заключить, что модель в науке используется как аналог реальности, нечто, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет. Это не само явление, а некое упрощенное его изображение, используемое для проработки возможного результата. КАК РАЗВИВАЕТСЯ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ Долгое время развитие науки представлялось постепенным, последовательным ростом однажды познанного, подобно тому как кирпичик к кирпичику возводится стена. При таком подходе картина мира не изменяется в своих основах, а лишь охватывает все новые сферы действительности, истоки же добываемых наукой знаний всегда можно найти в прошлом. Поэтому очень важно изучать труды предшественников. В середине нашего столетия американский философ Т. Кун предложил другую концепцию развития науки, согласно которой оно идет непутем плавного наращивания новых знаний на старые, а через периодические коренные изменения в системе
109
научных знаний, те. через научные революции. На этапе так называемого нормального периода существующие научные теории позволяют успешно решать возникающие проблемы. Но постепенно накапливаются факты, неподдающиеся объяснениям в рамках этих теорий. Приходит этап кризиса, когда выдвигаются смелые гипотезы, происходят научные открытия, предлагаются новые способы решения научных проблем. В результате формируются новые научные теории, часто несовместимые с прежними. Это и есть научная революция. Ярким примером такой революции является смена научной картины мира, происшедшая вначале в. Исследования А. Эйнштейна, М. Планка и других выдающихся ученых коренным образом изменили представления о пространстве, времени, материи. НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК Каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Но наука входит в нашу жизнь не только через эту дверь массового производства, технических новинок, бытового комфорта и т. д. Научные представления обустройстве мира, о месте и роли человека в нем (научная картина мира) в той или иной степени проникают в сознание каждого отдельного человека выработанные наукой принципы и подходы космы с лени ю действительности становятся ориентирами ив нашей повседневной жизни. Примерно св, по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки и принципов научного мышления, постепенно вытесняя или ослабляя влияние альтернативных картин мира, в том числе и религиозных, и иных способов познания (мистицизма, астрологии. Однако в последние десятилетия в ряде стран Запада, а сравнительно недавно и у нас ситуация стала меняться. Многие исследователи отмечают усиление влияния вненаучных знаний, все большее число людей разделяют религиозные представления о мире. В связи с этим говорят даже о двух типах людей. Первый тип ориентированна науку. Представителям этого типа свойственна активность, внутренняя независимость, открытость навстречу новым идеями новому опыту, готовность гибко приспосабливаться к изменениям в работе и жизни, практицизм,
110
терпимость к другим людям сих своеобразием. Они открыты для дискуссий, скептически относятся к авторитетам, воспринимают изменения в мире как в основном эволюционные, стремятся к объективности в оценке результатов деятельности. Мышлению другого типа личности, ориентированного на вненаучные картины мира, свойственна установка на практическую пользу, интересна таинственное и чудесное. Эти люди, как правило, не ищут доказательств полученных результатов и не заинтересованы в их проверке. Приоритет отдается чувствен­
но-конкретной, а не абстрактно-теоретической форме знания. Признаются право и возможность делать « открытия для всех желающих, а не только для научной элиты. Главной опорой служат вера, мнения, авторитет. (Попытайтесь соотнести сиз ложенным свои собственные установки. Сделайте необходимые выводы) Но почему же возрастает влияние альтернативных научным взглядов и установок Объяснения здесь даются разные. Некоторые считают, что в XX в. наука показала свое бессилие в решении ряда важных для человечества проблем, более того, стала источником многих новых затруднений, ведя западную цивилизацию к неизбежному закату и гибели. Есть и такая точка зрения человечество, подобно маятнику, постоянно переходит из фазы предпочтения рационального мышления и науки в фазу упадка рационализма и усиления тяги к вере и откровению. Так, первый расцвет просвещения приходится на эпоху классической Греции VI в. доп. э . , когда греки совершили переход от мифологического к рациональному мышлению. К концу периода правления Перикла маятник качнулся в обратную сторону центральное место заняли всевозможные культы, магическое врачевание, астрологические прогнозы. Видимо, и современное человечество вступило в завершающую фазу расцвета рационализма, начало которой было положено веком Просвещения. Но, может, все проще Может быть, цивилизация уже накопила определенную усталость от тягостного ежедневного бремени выбора и ответственности Может быть, лучше строгая предопределенность астрологической судьбы, чем эта свобода, не несущая ни ясности, ни уверенности А как считаете вы Основные понятая Научное познание. Методы научного познания. Научная теория. Научная революция. Научный закон.

111
Термины Эмпирическое познание. Теоретическое познание. Мысленный эксперимент. Научное моделирование. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ
1. Существуют два противоположных взгляда нас о отношение науки и религии а) наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения б) религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящиеся кр аз ­
ным сферам духовного мира. Какая точка зрения вам представляется более убедительной Свой ответ обоснуйте.
2. Как выдумаете, можно ли считать научными следующие представления, разделяемые многими электрический ток течет по проводам также, как вода по трубам, только быстрее
112 Каковы особенности научного познания Что включает в себя теоретическое знание Чем научный закон отличается, к примеру, от юридического закона Какую роль играет гипотеза в научном познании Каковы основные способы и методы научного познания В чем сила и слабость научного эксперимента Что такое моделирование в научном познании и для чего оно используется
пространство — это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя, время течет повсюду одинаково и ни отчего не зависит наука — источник истины, но периодически устанавливается, что добытые ею знания ложны, и тогда происходит научная революция, которая открывает дорогу истине Свой ответ аргументируйте.
3. Сопоставьте и оцените два высказывания. Наука, как философия и религия, включает в себя ценности, надежды, цели и интересы, отражая тем самым культуру, человеческие чувства и устремления стой же полнотой и насыщенностью, как и прочие плоды человеческого духа. Наука, в отличие от религии с ее моральными заповедями, нейтральна в ценностном отношении. Она трактует только то, каковы вещи, и не участвует в выяснении того, каковы они должны быть, а тем более как должны поступать люди.
4 Раскройте свое понимание пушкинских строк Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Л. Пастер утверждал Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Подтверждается ли это утверждение ходом истории Науку часто смешивают сознанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, те. умение пользоваться знанием как следует. ВО. КЛЮЧЕВСКИЙ ( 1 8 4 1 — 1 9 1 1 ) , русский историк Идти в науку — терпеть муку. Русская пословица
113
Ненаучное познание Всегда ли познавательная деятельность ведет к научным результатам Какие знания дают мифы В чем состоит народная мудрость Можно ли доверять опыту Что там, за горизонтом науки Ушли ли мифы в прошлое Даже сейчас, вначале в, большинство людей черпают многие сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Наряду с наукой как способом познания мира существуют и другие пути познания. О них речь в данном параграфе. МУДРОСТЬ МИФА Самым ранним способом понимания природной и общественной действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством мифов древних народов Миф — это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного образца для воспроизведения. Он как бы совмещает все бе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея. Имя его означает « мыслящий прежде, те. предвидящий, в отличие от его брата Эпиметея, сильного задним умом. По некоторым мифологическим источникам, Прометей сам вылепил первых людей из земли и воды. Подругой версии этого мифа, боги создали людей и животных из смеси огня и земли и поручили Прометею и Эпиметею распределить способности между живыми существами. Именно Эпиметею обязаны люди беззащитностью, так как он истратил все способности нажив от н ы хне оставив на долю людей ничего. Тогда Прометей похитил премудрое умение Гефеста и Афины вместе согнем, потому что без огня никто не мог бы владеть или пользоваться этим « умением. Прометей наделил людей разумом, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, считать, писать, читать, приносить богам жертвы. Иными словами, от Прометея люди получили и знания, и искусство, и связь с богами (через жертвы. Есть еще один дар Прометея, окот о ром вспоминают реже, чем о других, но без которого человечество вряд ли смогло бы развиваться. Он вселил в людей слепые надежды, научил их верить мечте, тем самым вложив в них стремление к постоянной деятельности. В мифах наряду с рассказами, повествованиями о событиях, важных для людей, утверждалась принятая в данном обществе система правили ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой лабораторией человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке испытанные образцы поведения на все случаи жизни. Какие же сведения обо кружа ю щ ем мире содержали все бе мифы Прежде всего в них описывались творения миражи вотных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как добывание героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом-демиургом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Процесс творения мира часто представлялся как превращение хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров небесного, земного и подземного. Знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др. У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого. Наряду с космическими темами в мифах присутствовали биографические мотивы рождение, происхождение, посвящение
в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев. Все эти мифы содержали описания определенных испытаний, через которые герои успешно проходили. Вокруг некоторых мифологических героев складывались целые циклы, как и вокруг отдельных исторических персонажей. Пример первого типа мифов — мифы об Одиссее, Тезее, Геракле. Пример мифов о реальных событиях мифы о Троянской войне, о которой известно не только подошедшим до нас сказаниям, но и поданным раскопок немецкого археолога Шлимана. Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам. К мифам же восходит и древний героический эпос, те. сказание о прошлом, содержащее целостную картину жизни народа. Самыми известными примерами героического эпоса, тесно связанного с мифологией, являются «Илиада»,
« Одиссея, «Махабхарата», «Рамаяна», калмыцкий эпос «Джан- гари т . п. Былинные богатыри русского народа также напоминают героев биографических мифов. Мифы, сказки, эпос служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться во кружа ю щ ем мире. Итальянский философ Д. Вико ( 1 6 6 8 — 1 7 4 4 ) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. Этим определялось значение мудрости, хранившейся в мифах в условиях бесписьменной эпохи. Это была своеобразная живая память, сохранявшая совокупность знаний, умений, опыта, накопленного не одним поколением людей. Уже в XX в. в исследовании мифов сформировалось несколько направлений. Так, Дж. Фрезер считал мифы ритуальными текстами, в которых все неслучайно, всему свое место и время. От этих текстов нельзя отступать, а их истинный смысл доступен немногим, да и является он через откровение. Сторонники иного направления (функционалисты) в мифе видели способ поддержания определенного порядка, который связывает воедино не только общность людей, живущих водно время ив одном месте, но и их предков. Функция мифа — обеспечивать непрерывность культуры племени (народа. Мифологические представления древних людей обустройстве мира, деяниях богов и героев остались в прошлом. Ноне которые черты мифологического сознания сохраняются и поныне. Многие из нас по-прежнему верят, что с помощью нескольких простых идей можно объяснить все многообразие мира.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   21


написать администратору сайта