Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
Скачать 2.81 Mb.
|
116 В XX в. эту роль приписывали идеям « чистоты рас, государства всеобщего благоденствия, царства всеобщей свободы и т. д. Мы и сегодня одних известных людей героизируем, а других демонизируем. Мы по-прежнему ждем культурного героя, который откроет перед нами новые, невиданные возможности. И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали и определенные знания. Вам уже известно, что вот личие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания — самоцель, в практическом опыте они представляют собой побочный продукт. Например, человек, живший на берегу реки или озера, строил корабль, лодку для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным — знание о том, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучему средству передвижения. При этом закон Архимеда был неизвестен строителю судна. Но если лодка получалась удачной, то скорее всего правила, по которым она была построена, вполне соответствовали научным положениям, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя и т. д. Обязательным способом формирования практического знания являлось ученичество у опытного наставника, мастера, умельца. Практическому знанию, возникающему входе накопления опыта, соответствует и свой язык. Припомните на глазок, «чуть-чуть», « щепотку и т. п. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это. Профессиональное мастерство обладателя такого практического знания требует способности ловить микроны и миллиграммы, доли секунды умения ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда при помощи памятных знаков, привычки, сноровки. Для пояснения припомним эпизод из сказа НС. Лескова о тульском Левше, где царь в « мелко скоп рассматривает работу — подковы на ногах механической аглицкой блохи — и никак немо же тих увидеть «— Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено какой русский мастер ту подковку делал. — И твое имя тут есть — спросил государь. — Никак нет, — отвечал Левша, — моего одного и нет. — Почему же — А потому, что я мельче этих подковок работал я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять немо же т . Государь спросил — Где же ваш мелкоскоп, скот о рым вы могли произвести это удивление А Левша ответил — Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, ау нас так глаз пристрелявши». Вряд ли даже самая современная наука может полностью вытеснить знание умельца-практика, способного к такой тонкой работе без всякого « мелко скопа. Большинство практических знаний не претендует на теоретическое обоснование и обходится без него. Сегодня трудно найти ребенка, который не умеет пользоваться телевизором, хотя вряд ли он знает принципы передачи изображения на расстояние. Каждый сможет завязать шнурки и при этом обойтись без всякой научной теории. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их как бы исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, иногда называют духовно-прак тическими. От них один шаг до народной мудрости. НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости. На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости была Афина Паллада. Считалось, что люди, которых коснулась искра Божья, приобретали способность судить о неведомом, предрекать ход событий, направляемых самими богами. С разрушением устоев общества, в котором господствовала мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром богов. Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение Куй железо, пока горячо. Родилось это суждение из наблюдения, что металл следует обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается воздействию. Оно означает призыв делать что-либо своевременно, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, вовсе несвязанные с кузнечным ремеслом. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельностью. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе стем народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом. Вспомните, как часто в сказке Ива нушка-дурачок наделе оказывается достаточно сообразительным, чтобы разгадать загадки Василисы Премудрой. Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано стем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одними тем же явлениям, поступкам. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например Не откладывай назавтра то, что можно сделать сегодня, а рядом — Утро вечера мудренее. Вы сами можете продолжить подбор такого рода парных суждений на уровнена родной мудрости. Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали. Попытаемся разобраться в этом толковании. Прежде всего здравый смысл включает определенные сведения (их можно также назвать знаниями, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Эти сведения усваиваются в той мере, в какой человек овладевает живым, непосредственным опытом современников, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом понимании здравый смысл составляет так называемое природное мышление и присущ каждому 119 здоровому человеку. Такс точки зрения здравого смысла, если не знаешь, как пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить узнающего, а если такового нет — не трогать прибор без крайней нужды. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может повредить другими самому деятелю. Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Ном о ж ноли всегда и во всем доверять только ему Иными словами, достаточно ли для полноценной деятельности только здравого смысла Стоит заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным со п ы том многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных, незыблемых истин. Так, во времена Гомера полагали возможным существование людей с песьими головами. Это вызывало удивление, ноне сомнение. Здравый смысл — явление достаточно консервативное, он меняется малоновые сведения с трудом вытесняют прежние, однако все-таки стечением времени изменения происходят. Может быть, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые области знаний, опирающихся не столько на науку, сколько наживой опыт предков. ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Иной тип познания дает искусство. Оно имеет дело с художественным освоением мира. Конечно, искусство не ограничивается познанием мира, его назначение значительно шире. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Своеобразие эстетической деятельности далее будет обсуждаться специально. Здесь мы ограничимся указанием на познавательную сторону искусства. Так, можно изучать историческое прошлое по архивным документами археологическим находкам, систематизируя и обобщая их. Ном о ж но узнавать о прошлом исп ом о щ ь ю художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, театра. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и о том, что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени. В свое время литературный критик В. Г. Белинский называл роман АС. Пушкина Евгений Онегин» энциклопедией 120 русской жизни. Действительно, перед читателем проходят не только картины природы, но и самые разные стороны жизни русского общества начала X I X в. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. Литературный рассказ о событии не является самим событием, но дает возможность воссоздать его при помощи фантазии читателя. Мрамор не является живой плотью, но стоит отсечь от глыбы лишнее, как утверждал великий скульптор Микеланджело, придать холодному камню форму художественного образа — и вот перед восхищенным зрителем мощное тело красавца-атлета или освещенное светом мудрости лицо философа. Плоскость холста, использованного живописцем при помощи мастерства, цвета, линии, композиции, превращается в трехмерное пространство. Такое замещение одного предмета другим ведет свое начало от первобытного миросозерцания, согласно которому все вещи могут превращаться друг в друга. Один предмет может заменять собой другой, при этом яснее становится суть и предназначение обоих. В античном и средневековом искусстве место художественного образа занимал канон — свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла. Следование ему было необходимым условием художественной деятельности. В эпоху Возрождения появилось представление о стиле как праве художника создавать произведение в соответствии со своей творческой инициативой, те. творить мир по собственному представлению о нем. В XVIII в, когда бурно развивались знания о природе, художественная форма стала восприниматься как своеобразная организация, упорядоченность, подчиненная внутренним целям. Художник, познавая мир, переносил его с помощью образа виску с ст во. От Г. Гегеля ведет начало понимание искусства как мышления в образах. Г. Гегель писал, что образ стоит посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью. Иными словами, образ помогает представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение как выражение мысли. Поясним это на примере. 121 УМ. Ю . Лермонтова в стихотворении « Поэт находим образ поэзия — « колокол на башне вечевой. Здесь сопоставляются далекие друг от друга реально существующие объекты. Нос помощью замещения одного другим появляется возможность открыть в поэзии такое свойство, как способность объединять людей, созывать их в минуты, важные для жизни, и т. д. Согласитесь, что можно написать множество книг на тему « Что такое поэзия, а можно предложить яркий образ, и многое делается яснее, проникновение в мир поэзии становится глубже. Вместе стем это дело весьма неблагодарное — объяснять словами смысл художественного образа. При этом неизбежно происходит его обеднение, какие-то важные детали не переводятся на язык слов, остается тайна звучащего поэтического образа. Поэту древности Гесиоду принадлежат слова « Музы говорят ложь, которая похожа на правду. Будучи идеальным, а нереальным объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций, которыми человек пользуется, познавая мир. Он непросто отражает мира как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов. Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное. В нашем примере из Лермонтова несущественными являются конкретные характеристики колокола, для нас важно то назначение поэзии, которое найденный образ передает емко и глубоко. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким способом. Итак, согласимся, что познавательная деятельность весьма разнообразна. Она не может быть представлена как торжественное шествие к абсолютной истине, входе которого осуществляется прирост все новых и новых истин. На пути познания человека ждут и заблуждения, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут уживаться с предрассудками и невежеством. Все это не отменяет значения научного познания, но лишь подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности. ТАМ, ГДЕ КОНЧАЕТСЯ НАУКА Еще одним следствием существования вненаучного знания является появление время от времени таких направлений, которые получили обобщенное наименование паранаука (от лат. para — после, при, околонаучное знание. В отличие от здравого смысла, который неизменно стремится к ясности, однозначности, рецептурности (делай так-то и не делай того-то), парана ука грешит туманностью и загадочностью сведений, которыми она оперирует. Как часто приходится читать или слышать о неких загадочных, необъяснимых явлениях (неопознанных объектах, фантастических случаях исцеления неизлечимо больных, отвергнутых медицинской наукой и практикой, и т. д . ) . Нет сомнения, далеко не все тайны природы, общества, самого человека открыты, никто не возьмется утверждать, что наука проникла в самые далекие уголки мироздания. В силу ограниченности возможностей науки ответить на все без исключения вопросы всегда существует некое неисследованное пространство, проникнуть в которое стремится человек. Занимает это пространство паранаука, нередко используя сведения, не подтверждающиеся в эксперименте, не вписывающиеся в принятые теории или просто противоречащие общепринятыми проверенным практикой научным знаниям. Мы вовсе не считаем, что все, что сегодня наука объяснить немо же т , — это область паранауки. Конечно, возможны прорывы на отдельных участках познания, обгоняющие развитие теорий. Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы. Но это не значит, что недобросовестное обращение с такими фактами дает право на отрицание их научной ценности. Подход к таким вопросам должен быть продуманными объективным. Паранаука отличается претензией на универсальность часто найденные лекарства или метод лечения, далекие от традиционной медицины, сторонники паранауки спешат объявить универсальным средством от всех болезней. Нередко паранаука, претендуя на исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной. Например, утверждение Человек рождается со сферическим биополем — содержит больше вопросов, чем информации. Что такое сферическое биополе Кто и как определил его сфе ричность? На какое расстояние оно распространяется Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой Но паранаука не стремится к ответам на эти бесконечные вопросы, она безапелляционно использует подобную 123 формулу, объясняя с ее помощью причины болезней или другие проблемы человека. Для паранауки характерны также завышенные претензии на внимание к себе (это выглядит примерно так Я предложил новое лекарство от всех болезней, но фармацевтам объяснять этого не буду, поскольку они еще недоросли. Организуйте мне доклад перед президиумом Академии наук или выступление по телевидению на всю страну, иначе я слова нес кажу. Всякие предложения провести дополнительные экспертизы или проверки воспринимаются как оскорбление и недоверие. При этом па- ранаука нередко демонстрирует нетерпимость к науке традиционной, апеллирует не к профессионалам, а к массам, прессе и т. п. Заканчивая разговор о паранауке, отметим, что, хотя она иногда и способствует выдвижению новых научных проблем, для нее характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Основные понятия Мифология. Народная мудрость. Здравый смысл. Парана- ука. Художественный образ. Термины Ритуал. Эсхатология. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ В чем проявляется многообразие путей познаниями ра человеком Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют Что их объединяет Чем они различаются Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине Ответ аргументируйте. Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека 124 125 в современные научные представления из- за несовершенства последних Свой ответ аргументируйте. Каково ваше мнение, из научной или паранаучной статьи этот фрагмент Если мы не осознаем, что, например, вся наша электронная техника по сути своей напоминает подобие использования древним человеком своеобразных тонких языков, мы можем оказаться в тупике лишь потому, что большие компьютерные системы возьмут власть именно на этом уровне. Не на уровне семантических программ вычислительных система на полевой форме об щений, на тонких языках. Компьютерные заболевания, которые сегодня эпидемически появляются в вычислительных системах, вероятно, уже служат своеобразным напоминанием человечеству о вполне возможной в будущем эпидемии электронно-полевой чумы ГОВОРЯТ МУДРЫЕ Миф — в словах данная чудесная личностная история. А Ф ЛОСЕВ ( 1 8 9 3 — 1 9 8 8 ) , русский философ, филолог Опыт — это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. А МЮССЕ ( 1 8 1 0 — 1 8 5 7 ) , французский поэт Искусство — правая рука природы. Первое создало лишь произведения, вторая создала человека. Фр. ШИЛЛЕР ( 1 7 5 9 — 1 8 0 5 ) , немецкий поэт, драматург Социальное познание О чем исследователям труднее добывать истинное знание о природе или об обществе Может ли ученый, изучающий общество, быть абсолютно беспристрастным в оценке событий Может ли наука узнать, о чем думал тот или иной деятель прошлого СОВЕТУЕМ ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Истина и ее критерии, научное познание. Выше мы говорили опознании любых объектов реальной действительности — и природных, и социальных общественных Однако познание общества, протекающих в нем социальных процессов имеет наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами также и существенные отличия от познания природы. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Усилиями ученых, изучающих социальные явления, общество познает само себя. Другими словами, субъект познания общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю. Включенность человека как социального существа в социальную жизнь, которую он же изучает, не может не сказаться на процессе познания. Сравним один ученый изучает физические явления, например электричество, другой — жизнь общества. Первый смотрит на объект изучения со стороны, второй является частицей изучаемого объекта. Вы согласитесь, что тот, кто включен в изучаемый процесс, видит его как бы изнутри, имеет преимущества перед тем, кто пытается проникнуть в сущность природных процессов, протекающих независимо от человека. Нос другой стороны будучи участником социального развития, человек немо iiжет быть безразличным к происходящему Одни явления вызывают у него положительные чувства, другие — антипатию. Одним социальным силам, партиям, деятелям он сочувствует, другие осуждает. И это накладывает отпечаток на процесс познания. Но дело не только в личностной оценке общественных явлений. Поскольку интересы больших групп людей (классов, демографических и профессиональных групп и т. дне совпадают, а в ряде случаев противоположны, выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Поэтому от них требуется максимальная сдержанность в выводах и заключениях. Такое бывает ив естественных науках. Если бы идеи Джор дано Бруно не задевали ничьих интересов, его не отправили бы на костер. Нов большинстве случаев открытия физиков и химиков, биологов и геологов не затрагивают положения социальных сил. Это различие естественнонаучного и социального познания заметил еще в XVII в. английский философ Томас Гоббс. Яне сомневаюсь, — писал он, — что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то, поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено. Понятно, что, например, сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим, в то время как монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы и достоинств монархической. Беспристрастными в изучении этого вопроса они быть не могут, и Чем более исследователь включен в социально-политическую борьбу, тем сильнее будут сказываться его субъективные позиции, его пристрастия, потребности, настроения на процессе познания социального объекта Совпадение субъекта и объекта социального познания во многом объясняет наличие многих несовпадающих выводов и оценок, возникающих при изучении одного итого же общественного явления. Еще одна особенность социального познания состоит в сложности изучаемого объекта — общества В социальных процессах взаимодействуют различные социальные силы, переплетаются многообразные экономические, политические, духовные причины, в них вторгается множество случайностей, причудливо пересекаются интересы, ожидания и воля, действия множества людей. Связи в природе — это связи между неодушевленными предметами или неразумными живыми существами. Сложность познания социальных связей в том, что здесь приходится разбираться в отношениях людей, наделенных сознанием, чьи стремления, желания, цели зачастую скрыты, замаскированы заявлениями, обещаниями, саморекламой. Каждое событие в социальной жизни неповторимо по своему « рисунку. В природе закономерные связи более очевидны. День приходит на смену ночи, осенью природа засыпает, а весной пробуждается, вода при температуре ниже нуля замерзает. В жизни общества события и явления непохожи друг на друга. Даже аналогичные по характеру процессы разительно отличаются. Сравните несколько революций в Европе X V I I — X I X вв. или несколько крестьянских восстаний, ивы согласитесь, что каждое отдельное событие имеет свое собственное « лицо. Поэтому в общественной жизни обнаружить закономерность нелегко, разобраться в ее многочисленных зигзагах, скачках, движениях труднее, чем в природных процессах. Наконец, еще одна заметная особенность социального познания. Если в изучении природы большое место занимают непосредственное наблюдение (например, извержения вулкана, жизнь животных и т. пи эксперимент, тов социальном познании возможности наблюдения и эксперимента ограничены. В первую очередь это относится к исторической науке. В жизни нельзя наблюдать восстание Спартака, в научной лаборатории невозможно провести эксперимент с реформами Петра I. Возможен лишь ограниченный социальный эксперимент (например, эксперимент водном регионе по новому принципу организации парламентских выборов или же эксперимент на нескольких фабриках по новой системе управления предприятием. Главный же источник знаний — это окружающая нас социальная действительность, исторический опыт, разносторонняя общественная практика. Трудности социального познания, как мы видим, велики. Они стали основанием для вывода некоторых ученых о том, что общество не поддается научному изучению. Возможно, считают они, только описание общественных явлений. Однако большинство ученых не отказываются и от объяснения социальных процессов. КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЯМ Что же дает возможность не только описать социальные явления, но и понять их Прежде всего правильный подход к ним. Это означает, что в понимании общественных явлений следует исходить из их сути. Если развитие общества, его история — это деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, таки ее условия, которые являются результатом деятельности предшествующей. Нельзя не учитывать деятельность, воспроизводящую известные продукты и методы их создания, и деятельность творческую. Первая сохраняет стабильность, устойчивость, сложившиеся общественные формы. Вторая обновляет их, преобразует, прокладывает путь новому. Важно также рассматривать взаимосвязь материальной и духовной деятельности. Наконец, необходим также анализ деятельности различных ее субъектов как больших групп людей, таки отдельных личностей. Такой подход позволяет понять зависимость настоящего от прошлого, а также значение настоящего как условия достижения будущего. Если вы изучаете, например, мануфактурное производство, то понять его можно, лишь обратившись к ремесленному производству, из которого выросла мануфактура, а в последней усмотреть предпосылки перехода к машинному, фабричному производству. (Подумайте, что дает этот подход для объяснения общественного прогресса) Мы лучше поймем сущность и формы современного государства в развитых странах Европы, если проследим этапы его развития от зарождения до наших дней. Но знание современной роли и функций государства в этих странах помогает лучше понять его предыдущую историю. Вместе стем знание прошлого и настоящего позволяет выявить тенденцию развития государства в будущем, поскольку будущее существует в настоящем как бы в виде зародыша. Выявляя общее, мы не можем забывать и ото м , что не только индивидуальны, неповторимы отдельные события истории, но и своеобразен исторический путь народов, стран, регионов. Сравнивая в 1877 г. судьбу римских пролетариев с судьбой белых бедняков в южной части Соединенных Штатов Америки, К. Маркс отмечал, что события, поразительно аналогичные, но происходящие в различной исторической обстановке, привели к совершенно разным результатам в первом случае к развитию рабовладельческого способа производства, а во втором — капиталистического. Изучая каждую из этих эволюции в отдельности, — писал К. Маркс, — и затем сопоставляя их, легко найти ключ к пониманию этого явления но никогда нельзя достичь этого понимания, пользуясь универсальной отмычкой Иными словами, к каждому из упомянутых процессов необходим конкретно-исторический подход. В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее сочетание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприятием, поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия — это подобие, сходство предметов в каких-ли бо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны. Если какой-либо социальный процесс водной стране аналогичен процессу в другой, том о ж но лишь предполагать наличие некоторых общих признаков. Готового ответа аналогия не даст Необходимо конкретное исследование данного процесса в определенных, специфических условиях, учитывая многообразие исторического процесса, многовариантность развития, многолинейностъ истории. Из сказанного вытекает следующее важное требование научного подхода изучение общественных явлений в их многообразных связях, во взаимозависимости. Мы уже говорили, что взаимодействие множества факторов, различных социальных сил, преследующих свои интересы, — важная особенность социальных процессов и явлений. И только изучая эти связи и взаимодействия, положение и интересы действующих сил, можно правильно понять изучаемый объект Так, золото само по себе лишь металл с определенными свойствами. Нов одних условиях оно становится материалом для украшений, в других — составляющей технологического процесса, а на определенном этапе — деньгами. Или другой пример роль государства невозможно объяснить без учета конкретных экономических, социальных, культурных условий в данной стране на определенном историческом этапе. Пример конкретно-исторического подхода в оценке общественных явлений показал Н. Г. Чернышевский. Он размышлял об этом следующим образом можно ли ответить на вопрос Благо ли дождь. Подумаем им ы . В год засухи, когда солнце выжигает посевы и крестьянин молит о дожде, дождь — благо. Но когда льют дожди, превращая поля в болота, дождь — зло. Когда сев завершен и начался рост растений, дождь — благо. Когда идет уборка урожая и дождь мочит скошенные колосья, дождь — зло. Иными словами, правильно оценить то или иное явлением о ж но лишь с учетом конкретных условий, в которых оно существует, внимательно проанализировав все позитивные и негативные стороны. Еще одно требование конкретно-исторического подхода связано с проблемой повторяемости исторических событий. Выше мы говорили, что исторические события неповторимы по своему « рисунку. Однако несовпадение индивидуального облика событий не означает, что в них вообще нет ничего общего. Если бы это было так, мы не могли бы их объединить словами революции, крестьянские восстания и т. п. Например, как бы ни различались политические революции, в них всегда происходит свержение прежней власти. И как бы ни разнились крестьянские восстания, главной силой каждого из них были крестьяне, боровшиеся за свои интересы. Если в многообразии связей, взаимодействий, которые обнаруживаются при анализе социального процесса, выделить наиболее устойчивые, существенные, те. такие, без которых процесс не происходит, мы выявим исторические закономерности. Они и составляют то общее, что присуще данной группе явлений (революциям, созданию централизованных государств, промышленному перевороту и т. д . ) . Это общее повторяется во всех явлениях, относящихся к данной группе. 131 Конкретно-исторический подход позволяет понять отдельное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, таки нечто общее для подобных событий, их закономерности. А если это так, то опыт, скажем, революции водной стране может помочь в понимании аналогичной революции в другой. Конкретный опыт истории — это уроки истории, выводы, обобщения, доказанные историей. Сопоставление изучаемого события с конкретным опытом истории способствует правильному пониманию этого события. Итак рассматривать социальную действительность враз iiвитии, изучать общественные явления в многообразных связях, выявлять общее и особенное на основе изучения конкретных процессов в конкретных исторических условиях — важные принципы познания социальных явлений. ФАКТЫ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ОЦЕНКИ Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов Факты экономической, социальной, политической, духовной жизни — основа знаний об обществе, деятельности людей Понятие социальный факт употребляется в двух значениях. В обычном смысле социальные факты — это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Этот о , что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят оттого, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает оно них или не знает. В научном или более широком познавательном смысле под социальным фактом имеется ввиду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. В первом случае говорят об объективных фактах, те. о таких, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств. Во втором — о научных фактах, те. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом. Наука различает три вида социальных фактов. Первый — это действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп. Второй — это продукты человеческой деятельности (материальные и духовные. Третий — это словесные (вербальные) действия мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар Когда некто сообщает о каком-либо факте, уместен вопрос откуда он знает об этом Возможно, что человек (исследователь) наблюдал то, о чем он говорит, или изучил документ, свидетельствующий об имевшем место событии. Ученые могут зафиксировать факты, изучая статистические данные (например, движение ценна товары, изменение уровня зарплаты и т. д . ) . А как, например, установить такой факт какие передачи телевидения наиболее популярны Сослаться на мнение одного-двух человек нельзя оно может не совпадать с мнением большинства зрителей. Может быть, посчитать, в адрес какой передачи приходит наибольшее количество писем-откликов? Или определить, на повторение каких фильмов, конкретных номеров приходит более всего заявок Или с помощью анкеты опросить большое количество (сотни или тысячи) телезрителей Наблюдение, изучение документов, статистических данных, писем, массовые опросы — все это методы, позволяющие собирать и фиксировать социальные факты. Но как быть с событиями далекого прошлого — с историческими фактами Из курса истории вызнаете, что события прошлого оставили более или менее значительные следы это орудия и жилища, обнаруживаемые при археологических раскопках, сохранившиеся до нашего времени сооружения (крепости, здания и т. п . ) , различные предметы, а главное, письменные источники (законодательные акты, письма, летописи, позднее — книги, газеты, разнообразные документы. По этим следам — историческим источникам — ученые по возможности описывают тот или иной факт. Но факты науки — это не склад разрозненных фактов, облик которых (свойства, признаки, ход события) добросовестно описан. Жизнь общества — это безграничное множество событий и фактов. Французский историк М. Блок ( 1 8 8 6 — 1 9 4 4 ) писал Действительность человеческого мира, как и реальность мира физического, огромна и пестра. В простой ее фотографии, если предположить, что такое механическое всеобъемлющее воспроизведение имеет смысл, было бы невозможно разобраться. Как ученый, как всякий просто реагирующий мозг, историк отбирает и просеивает, те, говоря коротко, анализирует Отбор и группировка фактов зависят от точки зрения исследователя, от проблемы, которую он рассматривает. Изучающий историю права посчитает существенными факты, которые отражают принятые в определенное время в определенном государстве законы и их применение изучающий экономику отберет факты экономических связей, экономической деятельности для исследователя религии существенными будут все факты о верованиях людей данной эпохи, обрядах и т. д. 133 Но отбор фактов зависит в немалой степени от жизненной позиции ученого, его убеждений. Так, сторонник рыночной экономики доказывает ее преимущества, опираясь на факты об экономических успехах наиболее развитых стран, о программах помощи бедным в этих странах и т. п. А противник такой экономической системы делает упорна низкие показатели таких стран с рыночной экономикой, которые отстают в своем развитии, а также на факты, отражающие неэффективность рыночного регулирования в сферах фундаментальной науки, экономической безопасности и т. п. Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать. Это слово латинского происхождения, и означает оно толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. Значит, факт должен быть объяснен, его нужно понять. Как же осуществляется научная интерпретация социального факта Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Например, свержение королевской власти будет обозначено понятием политическая революция. А принятие властью закона о постепенном переходе земли из рук помещиков в руки крестьян будет подведено под понятие аграрная реформа. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка, в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами. Можно ли понять факт крестьянской реформы 1861 г. в России без установления его связи с фактами экономического развития страны в середине X I X в, положения крестьян, развития помещичьего хозяйства, Крымской войны, борьбы различных идейно-политических течений, атак же последующего развития России На какую-то газету резко снизилась подписка. Невозможно объяснить этот факт, не устанавливая его связь с другими фактами как прошла подписка на другие газеты Каково было содержание материалов газеты в прошедший период Изменилась ли стоимость подписки Что думают о газете ее читатели Таким образом интерпретации социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным, занимает свое место в научном знании Факт, представленный только в описании его признаков, всего лишь сырье для научных выводов. С научным объяснением факта связана и его оценка. Мы уже говорили о том, что человек, познающий социальные явления, не может быть безразличен к изучаемым фактам, у него формируется собственное к ним отношение, положительное или отрицательное, те. он так или иначе оценивает события. Отчего зависит оценка Во-первых, от свойств самого изучаемого объекта (события, факта. Во-вторых, от соотнесения изучаемого объекта с другими, однопорядковыми, или с идеалом. Вод них случаях исследователь определяет значимость изучаемого события для себя (например, факт установления демократического режима в соседней стране, в других — соотносит с существующими в обществе идеалами или нравственными нормами (например, оценивая деятельность политических лидеров. В приятии или неприятии, одобрении или неодобрении тех или иных фактов проявляется, как отмечалось выше, не только личная позиция ученого (или просто человека, но и интересы тех общностей, к которым он принадлежит (нация, граждане данного государства, классы, социальные слои и т. п . ) . И снова обратимся к Марку Блоку, писавшему об историках, которые хотят быть судьями предков Достаточно ли мы уверены в самих себе ив собственном времени, чтобы в сонме наших предков отделить праведников от злодеев Нет ничего более изменчивого по своей природе, чем подобные приговоры, подверженные всем колебаниям коллективного сознания или личной прихоти. Хороший историк, помысли М. Блока, не лишен страстей. Но этой страстью должно быть стремление понять, а не выносить приговор. Проблема научной объективности — одна из наиболее важных в социальном познании. Социальному познанию, как мы видим, свойственны признаки, присущие любой познавательной деятельности, ив тоже время специфические черты, в которых отражается его сложность. СОЦИАЛЬНОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ Социальное познание осуществляется группой наук, которые называют общественными (экономическая теория, социология, политология, правоведение и т. д . ) . Иногда их относят к гуманитарным наукам, ставя знак равенства между названиями общественные и гуманитарные. Например Гуманитарные науки — общественные науки, история, философия, филология и др, в отличие от естественных и технических. Из этого определениям о ж но сделать вывод, что знание об обществе (социальное знание) и есть знание гуманитарное. Однако существует более узкое понимание гуманитарного знания как знания о гуманистически-личностном в человеке. При таком понимании общественные науки гуманитарны в той мере, в какой они рассматривают субъективный фактор общественного развития — человека как личности, как носителя индивидуальных качеств. Общественные науки стремятся выявить объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д Например, экономическая теория раскрывает устойчивую связь, с одной стороны, между соотношением на рынке спроса и предложения, ас другой — ценой товара социология обнаруживает повторяющиеся существенные связи демографических процессов с социально-экономическим развитием политология выявляет закономерные связи политики с интересами классов, наций и других субъектов обществен но-политической жизни и т . п, поскольку социальные законы, в отличие от законов природы, осуществляются через деятельность людей, а она осуществляется в разных условиях. Социальные законы действуют как тенденция, а не как постоянные величины. Социальное знание имеет и другие особенности, которые порождены спецификой социального познания (об этом речь шла выше. Если представитель общественных наук —- историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, результатом его исследований является социальное знание Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира, его научным результатом выступает гуманитарное знание Когда историк учитывает общественные тенденции в поступательном развитии человечества, он функционирует как обществоведа когда он изучает индивидуально-личностные факторы, он действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы. Нет общества без человека. Нонет и человека без общества. Безлюдная история выглядела бы странной. Но без изучения закономерных процессов, без объяснения исторического развития она не была бы наукой. Философия относится к гуманитарному знанию постольку, поскольку обращена к духовному миру человека. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Его задача — понять его помыслы, побуждения, намерения Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания Вот как об этом писал русский философ ММ. Бахтин ( 1 8 9 5 — 1 9 7 5 ) : Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит, те. создает текст (хотя бы потенциальный. Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др. Увидеть и понять автора произведения значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор Это возможно, лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру. Понимание текста не может быть столь строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны истолкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но которые имеют право на существование. Тем более что пьесы А. П. Чехова и Шекспира сегодняшним зрителем наполняются иным смыслом, чем тот, который воспринимали современники этих драматургов. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки. Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств. Общественные науки, дающие социальное и гуманитарное знание, помогают человеку осмыслить самого себя, обрести человеческое измерение природных и социальных процессов. Они способствуют формированию способа мышления и действия человека, знающего общество и понимающего других людей, умеющего жить в современном мире сего многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности. 137 Основные понятия Социальное познание. Конкретно-исторический подход. Социальный факт. Термины Интерпретация социального факта. Общественные науки. Гуманитарные науки. Ученые часто повторяют выражение Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Как вы его понимаете Какое суждение можно считать истинным Наиболее эффективна армия, основанная на всеобщей воинской обязанности или Наиболее эффективна профессиональная армия З М. Горький писал Факт — еще не вся правда, он только сырье. Нельзя жарить курицу вместе с перьями, а преклонение перед фактом ведет именно к тому, что у нас смешивают случайное и несущественное с коренными типическим. Нужно научиться выщипывать несущественное оперение факта, нужно уметь извлекать из факта мысль. Сравните это высказывание с утверждением академика И. П. Павлова: Факты являются воздухом ученого. Нет ли противоречия в этих двух суждениях Следует ли преклоняться перед фактами Соответствует ли образное сравнение, использованное М. Горьким, вашему представлению о роли фактов в социальном познании Аргументируйте ответ. Среди ученых-обществоведов существуют разные точки зрения на возможности социального познания. Одна заключается в том, что наука призвана как можно более точно описывать факты, а интерпретировать их она не может, так как объяснение и оценка всегда произвольны. Другая исходит из того, что описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события, поэтому все зависит от интерпретации факта. Третья состоит в том, что исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, поскольку она искажает истинную картину события. Согласны ли вы с каким- либо из этих суждений Приведите аргументы за и против отдельных суждений и проиллюстрируйте на примерах. Сформулируйте вопросы, на которые нужно ответить, чтобы реализовать конкретно-исторический подход при изучении реформы 1861 г. в России. 139 Можете ли вы согласиться с утверждением Монархия сыграла в общественном развитии отрицательную роль Аргументируйте свой ответ. Каким образом можно точно установить, какие газеты предпочитают читать старшеклассники вашей школы Как правильно интерпретировать этот факт, если он будет верно зафиксирован Как вы понимаете следующее высказывание русского историка Р. Виппера: Факты появляются и исчезают в различных исторических представлениях и картинах. Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого Можно ли установить на основании этих слов, как Виппер понимает соотношение описания и объяснения факта Согласны ли вы с ним Аргументируйте свой ответ. ГОВОРЯТ МУДРЫЕ Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи — сор для голов и памяти. В. Г. БЕЛИНСКИЙ ( 1 8 1 1 — 1 8 4 8 ) , русский литературный критик В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений. ВО. КЛЮЧЕВСКИЙ ( 1 8 4 1 — 1 9 1 1 ) , русский историк |