Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
Скачать 2.81 Mb.
|
11 своей самобытной культурой. И это относится не только к языковым различиям, религиозным взглядам или художественному творчеству. Своеобразие проявляется в традициях и обрядах, семейном укладе и отношении к детям, в манере общения и предпочтениях веде и во многом другом. При этом понять отдельные элементы культуры конкретного обществам о ж но только в рамках всей его культуры. Один американский социолог приводит следующий пример люди западных стран отличаются особо трепетным отношением к гигиене полости рта. На взгляд представителя другой культуры ритуал регулярной, тщательной чистки зубов пучком щетины с нанесенным магическим порошком выглядит не менее странно, чем обычай, встречающийся у некоторых племен, — выбивать у себя передние зубы для красоты илистой же целью выпячивать губы с помощью особых пластин. Вместе стем исследователи, изучавшие культуры различных народов, пришли к выводу, что всем культурам присущи некоторые общие черты или формы. Их назвали культурными универсалиями. К ним, в частности, относится наличие языка с определенным грамматическим строем, институт брака и семьи, религиозные ритуалы. Во всех культурах есть нормы, связанные с заботой о детях. Почти у всех народов существует запрет на инцест — сексуальные отношения между близкими родственниками. Но даже эти немногочисленные универсалии по-своему преломляются в культуре разных обществ. Так, большинство из них сегодня отвергает многоженство, в то время как в ряде мусульманских стран это узаконенная норма. О культурном своеобразии различных типов общество многих культурах внутри национальной культуры вы узнаете из последующих глав учебника. ЗНАТЬ ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ ЖИВЕШЬ Общественная жизнь, как мы уже убедились, сложна и многогранна, поэтому ее изучают многие науки, получившие название общественных (история, философия, социология, политология, правоведение, этика, эстетика и др. Каждая из них рассматривает определенную область общественной жизни. Так, юриспруденция исследует сущность и историю государства и права. Предметом этики являются нормы морали, эстетики — законы искусства, художественного творчества людей. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология. 12 Мы уже отмечали, что общество имеет свою специфику в сравнении с природой. Во всех областях природы. господствует определенная закономерность, независимая от существования мыслящего человечества писал крупнейший ученый- физик М. Планк. Поэтому естествознание может сосредоточиться на изучении этих объективных законов развития, независимых от человека. Общество же — это нечто иное, как совокупность людей, наделенных волей и сознанием, совершающих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. Действуют ли в социальной действительности объективные, те. независимые от сознания людей, законы развития Можно ли изучать общественную жизнь, отвлекаясь от многообразия взглядов, интересов, намерений людей Если нетто можно ли признать обществознание наукой, дающей точные и объективные знания о мире Эти вопросы давно встали перед исследователями общественной жизни. И ответы на них давались и даются различные. Так, некоторые философы исходят из того, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, ив их познании можно использовать точные методы социального исследования, а социология как наука должна быть свободна от связей с идеологией, что требует отделения входе конкретного исследования реальных фактов от их субъективных оценок. В рамках другого философского направления предпринята попытка устранить противостояние объективных явлений и познающего их человека. Сторонники этого направления стремятся осмыслить социальный мир в соотнесении с целями, идеями и мотивами реально действующих людей. Таким образом, в центре изучения оказываются сам переживающий человек и его восприятие мира через призму отношения к нему индивида. Кто же прав в этом споре А может быть, обе точки зрения страдают односторонностью Не будем спешить с ответами. Основные понятии Общество. Социальный институт. Общественные отношения. Сфера общественной жизни. Культура. Термины Динамическая система. Культурные универсалии. 13 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ Приведем высказывание К. Маркса Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления ивы получите определенный общественный строй определенную организацию семьи, сословий или классов — словом, определенное гражданское общество. Раскройте содержание этого положения. Связь между какими сферами и институтами общественной жизни прослеживается в нем Используя основные признаки понятия социальный институт, докажите, что система образования является таким институтом. 3 Существует точка зрения, согласно которой обществознание нельзя отнести к строгой науке, так как оно неразрывно связано с интересами людей, с существующими идеологическими течениями. Согласны ли вы с этим 14 Что следует понимать под обществом в узком и широком смыслах слова Какова взаимосвязь общества и природы В чем выражается специфика общественных явлений Укажите основные признаки общественного института. Какие отношения можно считать общественными Назовите основные сферы жизни общества. Покажите их взаимосвязь. Раскройте смысловые различия понятия культура. Что исследователи относят к культурным универсалиям Какие науки изучают общество Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как высчитаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п) к явлениям культуры Свой вывод аргументируйте. Известный немецкий социолог М. Вебер считал, что исследователь-обществовед, как и преподаватель, должен быть беспристрастным в поисках и раскрытии научной истины Когда в народном собрании говорят оде мократии, то из своей личной позиции не делают никакой тайны. Слова, которые при этом употребляются, выступают в этом случае не как средство научного анализа, а как средство политически завербовать других. Напротив, на лекции или в аудитории было бы преступлением пользоваться словами подобным образом. Здесь следует, если, например, речь идет о демократии, представить ее различные формы, проанализировать, как они функционируют, установить, какие отдельные последствия жизненных отношений имеет таили иная из них. и стремиться, насколько это удастся, к тому, чтобы слушатель был в состоянии найти пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии со своими высшими идеалами. Но настоящий учитель остережется навязывать слушателю с кафедры какую- либо позицию, будь то откровенно или путем внушения. Разделяете ли вы высказанную точку зрения Свою позицию обоснуйте. ОБ ОБЩЕСТВЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В. Г. БЕЛИНСКИЙ ( 1 8 1 1 — 1 8 4 8 ) , русский литературный критик Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок. АН. ТОЛСТОЙ (1882/83—1945), русский писатель 15 Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части. КОЗЬМА ПРУТКОВ, коллективный псевдоним, под которым выступали в середине X I X в. поэты А. К. Толстой и братья Же мчу ж ник о вы Человек. Индивид. Личность Надо ли сравнивать человека с животными Душевность и духовность есть ли различие В чем состоит загадка человеческого бытия Каков человек как индивид и как личность Слова, вынесенные в заголовок параграфа, обычно употребляются как близкие по значению. Все они относятся к тому, кто непосредственно осуществляет деятельность. Прежде чем обстоятельно рассмотреть сущность деятельности, ее основные виды, подумаем ото м , кто действует в обществе, одновременно испытывая на себе результаты деятельности других. Иными словами, обратимся к одному извечных вопросов что такое человек СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА С философской точки зрения постичь сущность чего- либо — значит выявить одну или несколько его главных, определяющих черт. Иногда такие черты очевидны, но чаще они скрыты за многими внешними проявлениями. Чтобы их установить, приходится сопоставлять изучаемый предмет с другими, похожими на него. Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животными, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки соприкосновения. Согласно научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоменидам тек человекоподобным существам. О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Многие науки (антропология, палеонтология, физиология и др) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции. (Вспомните, что вы узнали о процессе становления человека из курса биологии) Изучая человека, исследователи сходятся в том, что более высокий уровень его развития по сравнению с животными проявляется в прямохождении, совершенстве руки как производящего орудия, а особенно в усложнении строения мозга. С развитием этих качеств человека происходило ослабление некоторых его физических свойств притупилась острота чувств, уменьшились физические силы, ослабели защитные свойства организма по отношению к неблагоприятным внешним факторам. Если мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия отжив от н ы х будут еще разительнее. В то время как поведение животного неразрывно связано сок ружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Эта значительно меньшая, чему животных, зависимость человека от среды обитания позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, создала условия для развития самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления, появления памяти и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием. По мнению ряда философов, над душой человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше возвышает человека над миром животных и человека над природой. Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны (правда, представители разных наук, изучающие человека, далеко не всегда учитывают эту связь биологии медики нередко не обращают внимания на социально- культурные характеристики, гуманитарии часто упускают из виду физиологические и нейробиологические основы человеческой деятельности. Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды. 17 БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА В философии есть такие понятия, с помощью которых пытаются охватить как можно больше явлений, сторон реального мира. Это множество настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии удается обобщить лишь одну черту, свойство предметов, его образующих. Такие предельно общие понятия называют категориями. К их числу относится понятие « бытие. Им обозначают все, « имеющее место быть, все существующее в мире. Эту категорию использовали древнегреческие философы. Одни из них (Парменид) писали о бытии как непрерывном, цельном, неделимом. Другие характеризовали его как становящееся, изменчивое. Нельзя дважды войти в одну и туже реку утверждал Гераклит. Проблема бытия человека также издавна занимала философов. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный микрокосм ос. Природа понималась как живой организма человек — как сочетание разных элементов, илист их и й » , космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова Между Небом и Землей человек драгоценнее всего. При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае упорядочивать, преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне. Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения души сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни за мысленный грех — в представителя низшей касты, за словесный — в животное, за греховный поступок — в неодушевленный предмет. Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что даст возможность достичь величия. Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления. 18 Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. Асами греческие боги предстают величественными и вместе стем человечными. Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение Познай самого себя, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке. Средневековая христианская философия противопоставляла « истинное, божественное и « не истинное, сотворенное бытие, различая при этом сущность и существование, смысли символ. Своеобразие христианского библейского представления о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось сучением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души. Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа Пик о делла Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку причастен ко всему земному и небесному от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, творческому началу. Философы X V I I — X V I I I вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тела духовный мир статусом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической линией в новоевропей ской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р. Декарта « Мыслю, следовательно, существую. В дальнейшем эта идея 19 получила развитие в немецкой идеалистической философии. Так, философ И. Фихте утверждал, что подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного « Я » , материальное бытие — продукт осознания и самосознания « Я » . Такие взгляды, отрывавшие категорию бытия от внешнего мира, вскоре были подвергнуты справедливой критике. И. Кант вопрос « Что такое человек формулирует как основной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии X V I I I — X I X вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала — духа или разума. Велик был интерес к проблеме человека ив конце X I X — X X вв. Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых на таких проявлениях, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке начали различать понятия индивидуальность или ч нос т ь » . Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность — это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений. В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования. В учении немецкого философа XX в. М. Хайдеггера бытие — « просека, которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит согласно Хайдеггеру « смысл бытия. Французский философ и писатель Ж . - П . Сартр разграничивает бытие материальное и человеческое. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия, по мнению Сартра,— свободный выбор возможностей. Итак, бытие человека — специфический способ его уникального, неповторимого существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше понять самого себя. Русский философ НА. Бердяев писал Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия человека для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, нестоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадками р а » . |