Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 АИ. Герцен ( 1 8 1 2 — 1 8 7 0 ) писал Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать. 3 8

  • Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
    АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
    Дата16.05.2017
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
    ТипДокументы
    #7721
    страница4 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    3 0
    А можно ли, поставив перед собой благородную цель, воспользоваться нечестными средствами Вот как отвечал на этот вопрос мыслитель эпохи Возрождения Ник коло Макиавелли: О действиях всех людей, а особенно государей, скот о р ы х в суде нес просишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом. Он считал, что для достижения целим о ж но обманывать, при надобности не чураться зла. Итак, победителей не судят Цель оправдывает средства А вот другая точка зрения. Ее выразил русский писатель НС. Лесков Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья. Значит, для достижения благородной цели годятся нелюбые меры, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недостойными, недобрыми средствами. Недобрые средства приводят к тому, что результат существенно отличается от поставленной цели он тоже становится недобрым. В справедливости этих выводов убеждает многовековой опыт человечества. (Приведите исторические примеры, подтверждающие эту мысль) Нередко действия людей приводят к иным результатам, чем тек которым они стремятся. Философ Г. Гегель приводил такой пример. Человек из мести поджигает дом другого человека, от него загораются стоящие рядом дома, гибнет имущество других людей, а может быть, и сами люди. Такого результата своих действий преступник не ожидал. Результат усилил его вину, и таким образом он получил ответный удар. Использованное им средство породило совсем иные обстоятельства, чем было задумано. Говоря о структуре деятельности, укажем также на то, что деятельность состоит из действий. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия запись лекций, чтение книг, решение задачи т. д. Деятельность космонавтов включает в себя наблюдения за Землей, наладку приборов, проведение экспериментов, ремонтные работы, тренировки и т. д. Деятельность земледельца — вспашку, посев, прополку, уборку урожая. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки — создать условия для роста культурных растений. Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Можно ли при этом говорить о поведении человека Дано во многих случаях имеется ввиду, как он выполняет свою работу, как относится к ней, к другим людям, к себе.
    31
    Представим себе деятельность продавца. Эта несомненно нужная людям работам о же т осуществляться по-разному. Один приветлив, порядочен, аккуратен, собран, другой грубит покупателям, пытается их обмануть, выполняет свои обязанности кое-как. Два человека заняты одинаковой деятельностью, но поведение их различно. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков. Мы уже говорили ото м , что поведение — это наблюдаемая активность всех живых существ. Поведение человека — это внешнее проявление его деятельности, его отношения к обществу, другим людям, рассматриваемое со стороны нравственности и права. Так, отклоняющимся называют поведение, противоречащее принятым в обществе правовыми нравственным нормам. Поведение понимается как совокупность поступков. Поступки — это сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели. Поступок всегда подчинен определенным целям, в нем человек утверждает себя как личность. Это действие личности, социальное значение которого ею самой понято. В поступке проявляется нравственная установка человека — отношение к другому человеку, самому себе, обществу, природе. ЧТО ПОБУЖДАЕТ ЛЮДЕЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пытаясь объяснить деятельность людей, их поступки, мыслители разных эпох давали разные ответы на вопрос о том, что же движет этими действиями, а следовательно, развитием общества. Одни из них объясняли развитие общества влиянием географической среды. Так, французский просветитель XVIII в. Ш. Монтескье считал, что климатические условия обусловливают индивидуальные особенности человека, его характер и склонности. В странах с плодоносной почвой легче устанавливается дух зависимости, так как людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе. А в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем об урожае. Из таких рассуждений делались выводы о характере политической власти, законах, торговле и т. п. Другие мыслители объясняли движение общества духовным фактором Идеи правят миром. Некоторые из них считали, что это идеи критическим ы с ля щи х личностей, которые создают идеальные проекты общественного устройства. Иной взгляд заключался в том, что историей правит мировой разум. Такой взгляд развивал в своих трудах немецкий философ
    Гегель.
    32
    Еще одна точка зрения на развитие общества состояла в том, что деятельность людей можно научно объяснить, изучая роль материальных факторов. Значение материального производства в развитии общества обосновывал К. Маркс. Он обращал внимание на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, политикой, искусством, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а значит, производить все это. Изменения в производстве согласно Марксу влекут за собой изменения в других областях жизни. Деятельность людей определяется в конечном счете их материальными, экономическими интересами. Некоторые ученые отрицали возможность объяснения исторических изменений каким-либо одним фактором, указывая на взаимодействие самых различных причини условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер доказывал, что духовный фактор играет нем е н ь шу ю роль, чем экономический, что важные исторические перемены происходили под воздействием того и другого. Однако многие ученые и сегодня полагают, что можно найти определяющий фактор движения общества, выделяя его из других. В условиях научно-технической революции XX в. некоторые ученые таким фактором считали технику и технологию.
    Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Словом от ив французского происхождения и означает буквально побудительная причина, повод к какому- либо действию. В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод — это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания. Потребности человека можно разделить натри группы
    1. Биологические потребности переживание нужды вдыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе. Иными словами, это те же потребности, что и ужи вот н ы х . Немецкий писатель Г. Белль ( 1 9 1 7 — 1 9 8 5 ) так писал об одной из этих потребностей Сон прекрасен тем, что уравнивает и человека и животное Социальные потребности порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. Среди социальных потребностей иногда выделяют потребности для себя (потребность настаивать на своих правах) и для других потребность выполнять свои обязанности. О первой русский писатель АН. Радищев говорил Все начинаемое для себя, все, что делаем без принуждения, делаем с прилежанием, раче­
    нием, хорошо. А примером второй потребности может быть герой рассказа Ю. Нагибина « Иван Если определить его главную устремленность — он всегда кому-то помогал. Помогать было его призванием. Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя Идеальные потребности познавать окружающий мир в целом ив его частностях, осознавать свое место в нем, смысли предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал Все люди от природы стремятся к знанию. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но ив этом случае они разнообразны кому-то кино, кому-то танцы, а кому-то поболеть зал ю б им у ю футбольную команду. Тем, кто профессионально занимается наукой и искусством, свойственны развитые идеальные потребности. Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие отжив от н ы х , становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
    34
    В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении (речь о нем пойдет ниже. Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности физиологические в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально существование в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д . ; социальные в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими престижные в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха ивы сок ой оценки, служебном росте духовные в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей — первичные (врожденные, а следующие три — вторичные (приобретенные. Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки Подними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья. В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения —
    устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, атак же стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально иметь значение, важно. Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на
    3 5
    предметы потребностей, сколько нате общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. пот которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д . ) . Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка. Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности В обществе взаимодействуют разнообразные интересы индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей. Потребности и интересы занимают ведущее место в мотивах деятельности. Гегель писал Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов. и лишь они играют главную роль. С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал — это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, те. характеризуют сознательную деятельность Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся безучастия сознания. Австрийский психолог 3. Фрейд ( 1 8 5 6 — 1 9 3 9 ) , изучавший бессознательное, придавал ему большое значение Многое в « Я » , безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать ядром Я » . Под бессознательным в психологии понимаются обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не дает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное — это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей. Швейцарский психолог К. Юнг ( 1 8 7 5 — 1 9 6 1 ) считал, что бессознательное — источник творческой фантазии духа. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, те. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Для человека, испытывающего состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Вспомним слова князя из Русалки АС. Пушкина Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила. Герой драмы не осознает, какая сила побудила его прийти к тому месту, где погибла любимая девушка. Многие ученые считают, что влечение — это начальный этап формирования мотивов поведения человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам. Немецкий социолог М. Вебер ( 1 8 6 4 — 1 9 2 0 ) , говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.
    Целерациональное действие характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориентировано нацель, средства и возможные побочные результаты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.
    Ценностно-рациональное действие характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим понятиям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, религиозную или иную ценность определенного поведения. Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида (слово аффект происходит от латинского слова, означающего буквально душевное волнение психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т. п . ) . Оно может быть реагированием на совершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится немедленно удовлетворить свою потребность вмести, наслаждении, преданности и т. п. Традиционное действие основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки (например, возникновение у нас в стране нехватки какого-либо нужного продукта вызывало у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта. М. Вебер отмечал, что в чистом виде эти типы поведения встречаются нечасто. Обычно разные мотивы сочетаются, накладываются друг на друга. Однако их знание помогает понять мотивы поведения людей, смысл их деятельности. Основные понятия Деятельность. Поведение. Действия. Поступки. Потребности. Интересы. Термины Объект. Субъект. Цель. Средства. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Каковы отличительные признаки человеческой деятельности Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения Каким образом в поведении человека проявляется его отношение к другим людям В чем заключается связь потребностей и интересов В чем состоит отличие между ними

    1 АИ. Герцен ( 1 8 1 2 — 1 8 7 0 ) писал Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать.
    3 8
    Согласны ли вы с этим утверждением Свой ответа р г у ­
    ментируйте. Подумайте над словами французского философа
    Д.Дидро (1713—1784): Если нет целине делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. Может ли человек что-либо делать без цели
    З
    У архитектора цель выступает в образе задуманного сооружения. А какой может быть цель у государственного деятеля, преподавателя, полководца Ответ аргументируйте.
    4. Укажите субъект и объект деятельности в следующих событиях крестьянская реформа 1861 г. в России, Английская революция XVII в, первое кругосветное путешествие, строительство Петербурга. Немецкий поэт и мыслитель ИВ. Гёте (1749—1832) писал Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся. Как выдумаете, для якобинцев диктатура была целью или средством
    6. Какой вывод о соотношении целей и средств можно сделать из следующего высказывания римского писателя и историка Светония (I—II вв.): Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери. ИВ. Гёте писал Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. Как соотносятся деятельность и поведение Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность
    8. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899—1961) говорил Каждый человек рождается для какого- то дела. Как выдумаете, под словом дело здесь имеется ввиду действие или деятельность Свою точку зрения объясните.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта