Главная страница
Навигация по странице:

  • УДК 373.167.1:3 ББК я ISBN 5-09-010561-8(1) © Издательство Просвещение, 2002

  • § 1 6 . Мировоззрение, убеждение, вера 174 Краткие выводы к главе 183 Глава IV. Материально-производственная деятельность человека

  • § 19. Экономическая деятельность 205 Краткие выводы к главе 215 Глава V. Социально-политическая деятельность и развитие общества § 2 0 .

  • § 2 1 . Исторический процесс и его участники 226 § 22, Политическая деятельность 236 § 2 3 . Политическая идеология 248 § 24.

  • Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
    АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
    Дата16.05.2017
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
    ТипДокументы
    #7721
    страница1 из 21
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    УДК 373.167.1:3
    ББК я 4 - 3 9 Авторы Л. Н. Боголюбов, академик РАО, докт. пед. наук, проф, руководитель авторского коллектива — § 3, 4, 6, 12, 14,
    17, 2 1 , 2 2 , 2 3 , 24; Л. Ф. Иванова, канд. пед. наук — § 2, 4, 5, 11, 13, 18; А. Ю. Лазебникова, канд. пед. наук — § 1, 8, 9, 10, 20; АТ. Кинкулькин, чл.-корр. РАО. И. Матвеев, канд. пед. наук — § 7; НИ. Городецкая, канд. пед. наук — § 19;
    B. С. Овчинников, докт. филос. наук — § 16.
    4 - 3 9 Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л. Н. Бог о любо в , Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла­
    зебникова и др Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазеб- ник о вой М. : Просвещение, 2 0 0 2 . — 270 сил. Учебник переработан и дополнен в соответствии с требованиями обязательного минимума к содержанию обществоведческого образования, дает стройную систему знаний о человеке и его взаимодействии с природой, о современном обществе.

    УДК 373.167.1:3
    ББК я
    ISBN 5-09-010561-8(1) © Издательство Просвещение, 2002
    ISBN 5-09-010562-6 (общ) © Художественное оформление. Издательство Просвещение, 2002 Все права защищены
    Оглавление Вводная глава
    § 1
    . Общество и общественные отношения 5
    § 2.
    Человек. Индивид. Личность 16 Глава I. Что такое деятельность

    § 3.
    Сущность человеческой деятельности 27
    § 4.
    Многообразие деятельности 40
    § 5.
    Деятельность и общение 51
    § 6.
    Социальные нормы и отклоняющееся поведение 61
    § 7.
    Право в системе социальных норм 76 Краткие выводы к главе 87 Глава II. Познание как деятельность
    § 8.
    Познавательная деятельность человека 88
    § 9.
    Истина и ее критерии . 96
    § 10.
    Научное познание 105
    §11.
    Ненаучное познание 114
    § 12.
    Социальное познание 126
    § 13.
    Самопознание 140 Краткие выводы к главе 149 Глава III. Духовный мир человека и деятельность
    § 1 4 .
    Деятельность в сфере духовной культуры . . . . 150
    § 1 5 .
    Нравственные ориентиры деятельности 163
    § 1 6 .
    Мировоззрение, убеждение, вера 174 Краткие выводы к главе 183
    Глава IV. Материально-производственная деятельность человека
    § 1 7 .
    Трудовая деятельность 185
    § 1 8 .
    Изобретательская деятельность 195
    § 19.
    Экономическая деятельность 205 Краткие выводы к главе 215 Глава V. Социально-политическая деятельность и развитие общества
    § 2 0 .
    Свобода в деятельности человека 217
    § 2 1
    . Исторический процесс и его участники 226
    § 22,
    Политическая деятельность 236
    § 2 3 .
    Политическая идеология 248
    § 24.
    Общественный прогресс . 258 Краткие выводы к главе 269
    Вводная глава Общество и общественные отношения Сколько смыслов у слова общество Как связаны природа и общество Чем отличаются социальные институты от институтов, в которые вы хотели бы поступить Есть ли такая сфера жизни общества, которая определяет все остальные Бывают ли некультурные общества ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие общество давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Но вот другой ряд связанных понятий первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие « общество, мы имеем ввиду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного ко б щ ему, то обществом называют и человечество в целом в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
    5
    Последнее определение отражает понятие общества вши роком смысле. Попробуем разобраться в этом определении более обстоятельно. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА Начнем с положения о том, что общество — это обособившаяся от природы часть мира. (В данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) В чем же состоит это обособление В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком это сотворенная человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: Природа — не храма мастерская, и человек в ней работник. К чему привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвали экологический кризис, создали угрозу самому существованию человечества. Сегодня важнее сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, у ВО. Ключев­
    с кого читаем о влиянии рек на хозяйственную и общественную жизнь славян Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит русское славянство I X — X вв.
    . . . Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины. не позволяла размещавшимся по ним частям
    6
    населения обособляться друг от друга, замыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовала государственному объединению страны. С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, таки о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор, также как прекрасные рощи на островах Тихого океана дело рук человека. Вместе стем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву, объедали подрост. Об античной Греции, например, говорили, что ее могущество съели расплодившиеся козы. Итак, возвращаясь кто м у определению понятия общества, скот о рог омы начали свои рассуждения, уточним говоря об обособлении общества от природы, мы имеем ввиду его качественную специфику, ноне оторванность от природы и процессов ее естественного развития. ЖИЗНЬ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ И ДВИЖЕНИИ Во второй части нашего определения понятия « общество подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как динамическая система. Новое понятие система может показаться сложным, но есть смысл в нем разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. К ним относятся наблюдаемая нами Вселенная, культура отдельного народа и деятельность самого человека. Слово система греческого происхождения, означает целое, составленное из частей совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними. Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся виз меняющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними.
    7
    Важнейшим элементом общества выступают социальные институты. Рассмотрим их основные признаки на примере такого важного института общества, как семья. Прежде всего семья — это основанная на интимности и эмоциональной привязанности небольшая группа людей, связанных узами брака (супруги) и кровного родства (родители и дети. Создание семьи — одна из фундаментальных потребностей человека. Вместе стем семья выполняет в обществе важные функции рождение и воспитание детей, экономическая поддержка малолетних и нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее соответствующее поведение родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашние дела, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами моралью и правом. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязательства супругов по отношению друг к другу, к детям, совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе традициями и обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Таким образом, социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения. Помимо семьи, к основным институтам общества относятся государство, школа. Институты существуют в политике, экономике, культуре. Их наличие делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более устойчивым. К числу подсистем обществам о ж но отнести сферы общественной жизни экономическую (отношения в процессе материального производства, социальную (взаимодействие классов, социальных слоев и групп, политическую (деятельность государственных организаций, политических партий, духовную (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений. Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование, составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Неслучайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др, другие — сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного и др. Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит ив более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации, является гражданином какого-либо государства, иногда нескольких, если позволяет их законодательство. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Не все связи, возникающие между людьми в процессе общения, совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе кто-то спросил у вас, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит вас уступить место. Возникающие в этих случаях контакты случайны, эпизодичны. Их не относят к общественным отношениям. Обратимся к другой ситуации. Вы пришли устраиваться на работу. Вам придется предъявить ряд документов, возможно, пройти собеседование, заключить договор, где оговариваются все основные условия найма. Через подобные процедуры проходит каждый, кто решает туже задачу, что ивы. Такие отношения — устойчиво повторяющиеся, во многом безличные (формальные ), затрагивающие важные стороны жизни людей — и называются общественными. Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни. В экономике, к примеру, это отношения собственности, распределения. Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами обществам о ж но различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод ото м , что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, те, говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода (больных детей, стариков) и даже людоедство. Повлияли ли на представления людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования Ответ ясен. Необходимость
    9
    сообща добывать материальные блага, обреченность нас кору ю гибель человека, оторвавшегося от рода именно в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива. Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. Водном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется Русская Правда, предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен он равнялся стоимости стада в 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась враз дешевле. Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными, в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, со временем темпы изменений стали нарастать. ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА Слово культура используется столь же часто, как слова
    « общество и « природа. При этом под культурой чаще всего понимают какие-либо достижения человечества в духовной области художественные творения, научные открытия, а также уровень духовных запросов отдельного человека, его достойное поведение. Культурный человек — это человек образованный, воспитанный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся высокохудожественными произведениями искусства и т. п. Такое толкование культуры вполне уместно. Однако это понятие, как и понятие « общество, многосмысловое. Рассуждая о взаимодействии общества и природы, мы уже упомянули о культуре, определив ее как сотворенную человеком « вторую природу. Таким образом, в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека, направленные не только на внешнюю среду, но и на него самого. Это более соответствует первоначальному смыслу слова культура, которое происходит от латинского cultura
    — возделывание, воспитание, образование.
    10
    Что же мы отнесем к созданному, возделанному человеком Это и построенные здания, и написанные книги, и засеянные поля, и установленные традиции, и средства связи и коммуникации, и общепринятые моральные нормы, и личные убеждения, и способы обработки пищи или строительства жилья, и многое, многое другое. Таким образом, мир культуры образуют плоды, продукты деятельности человека, а также способы, ценности, нормы поведения. Из сказанного очевидно, что как культура немо же т существовать без общества, поскольку она создается людьми, связанными сложной системой отношений, таки общество немо же т существовать вне культуры. Без нее мы небыли бы людьми, а оставались лишь сообществом особей определенного биологического вида. Люди действуют на основе культурных норм (морали, права, обычаев и традиций, меняются под воздействием культурных ценностей (вспомним воспитательный смысл слова культура, накапливают и передают другим поколениям достижения культуры, создают ее новые формы. Даже естественные проявления нашей жизни преображаются под влиянием культуры. Например, потребность в пище мы удовлетворяем именно теми способами, которые закреплены в современном обществе определенными нормами в большинстве случаев мы покупаем продукты в магазине (кто-то использует возможности личного хозяйства, обрабатываем (если это неготовый продукт) их на плите, подаем приготовленное блюдо на тарелках и едим его, используя по крайней мере ложки. Культура характеризуется историчностью и огромным многообразием. Для более глубокого изучения мира культуры исследователи выделяют ее типы, формы, компоненты и создают различные классификации. Общепринятым является деление культуры на материальную (здания, транспортные средства, предметы быта, приборы и оборудование и т. пи духовную знания, язык, символы, ценности, правила и нормы а также многое другое. Это деление достаточно условно. Приятно, что за каждой вполне материальной вещью стоят определенные формы организации труда, замысел создателей, нередко сложные расчеты и математические выкладки, те. явления, относящиеся к духовной культуре. В тоже время плоды духовной деятельности чаще всего овеществляются художественные образы оживают на страницах книги, религиозная идея воплощается в строительстве храма. Народы, населявшие нашу планету в прошлом и живущие сегодня, отличались и отличаются друг от друга прежде всего
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта