Главная страница

Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


Скачать 2.81 Mb.
НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
Дата16.05.2017
Размер2.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
ТипДокументы
#7721
страница14 из 21
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21
153
Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественнонаучных ценностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та, что означает хранилище реликвий. С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиями серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю исторические в том числе археологические, этнографические и т. д . ) , художественные, литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т. д . ) , технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий. Слова хранилище и распространение относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания в середине VII в. дон. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из глиняных книг. С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек громадна от небольших — личных, школьных, городских — до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира. Слово архив (в переводе с лат письмохранилище) нередко ассоциируется с чем-то очень давними от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще непознанное или восстановить истину, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изысканиям удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный
154
Молотовыми Риббентропом накануне Второй мировой войны. При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, памятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д . ) . Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи — это не только хранилища древние египтяне называли их домами жизни, подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки — достояние народа, они должны быть доступны для всех. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от лоцмана, прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти лоцманы — экскурсоводы, библиотекари, архивариусы. Афоризм смотреть не значит видеть напоминает обод ной из коренных задач музейного работника — научить видеть, те. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непонятым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы, из-за недостаточно четкого восприятия художественного стиля, его особенностей. В таких случаях объяснение экскурсовода очень значимо. В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов ив кусов. Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Вспомним широкий, общественный смысл слова « учитель это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное
155
и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов — В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света. Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, — это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, тете, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ. Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России, зарубежных стран. Сокровища петербургских музеев благодаря серии телевизионных передач стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда сможете умножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в воспроизведении и распространении духовных ценностей. ОСВОЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре. Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал Все люди от природы стремятся к знанию. А французский мыслитель X V I в. М. Монтень утверждал Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения — все это грани единой эстетической потребности. Еще одна духовная потребность человека — в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество — подлинно человеческие потребности. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество — таковы некоторые проявления потребности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении общения в предшествующих главах)
156
Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение навстречу друг другу деятельность писателя встречается с деятельностью читателя, деятельность актера — с деятельностью зрителя, деятельность учителя — с деятельностью ученика. Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым. Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни те виды деятельности, которые направлены на создание, распространение духовных ценностей и на приобщение к ним. Но и сами потребности не являются неизменными. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к ним. Новая книга, например, находит своих читателей. Создание духовных благ, таким образом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А освоение (потребление) духовных ценностей также воздействует на духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их. Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляют собой неразрывное единство. Рассмотрим подробнее духовное потребление. Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме иногда говорят, что они имеют вещную форму. Так, содержание литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шрифтом на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой обложке или жестком переплете. Книга — это ценность духовная, нов тоже время вещь, предмет. Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое существование. Например, изношенные одежда и обувь уже не существуют как ценности, определяемые их назначением. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (книги, ноты и т. д . ) , гибель одной вещи — носителя духовной ценности не ведет к исчезновению самой духовной ценности. Потребление (использование) уникальной картины в художественном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если соблюдаются оптимальные физические условия ее сохранности
157
температура воздуха, влажность и т. п . ) . Более того, ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей, как правило, возрастает. Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью. Такова первая особенность духовного потребления. Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства. Восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый по-своему осмысливает содержание литературного произведения, восприятие музыкального произведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта, но всегда это творческая работа души и ума человека. Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что духовное потребление — это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой литературы. Один вчитывается в описание природы, другой пропускает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому только развлекательный жанр. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой — соответствующие знания и навыки. Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими устройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае магнитофон — это одно из средств удовлетворения потребности в музыке. Нос другой стороны, подняться до вершин духовной культуры нельзя без знаний о литературе и искусстве, описателях и художниках, о выразительных средствах и способах их использования, без навыков смотреть и видеть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей. Научные исследования позволили сделать вывод чем выше культура человека, тем больше средств из семейного бюджета он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журналы, посещение театров и т. д . ) , тем больше свободного времени затрачивает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и творчества. Но дело не только в количественных показателях (затратах денежных средств и времени, главное — качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью современной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шедеврами мирового музыкального творчества, нота же аппаратура может воспроизводить примитивные произведения, ценность которых сомнительна. Из программы телевизионных передач можно выбрать спектакли с участием великих актеров современности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит прежде всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов. Во многих случаях на духовное потребление оказывает большое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихии песни. (Подумайте, как оценить воздействие моды на духовное потребление. Положительной или отрицательной будет эта оценка) Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям — книга, радио и телевидение. Чтение книг — это важнейший вид духовного потребления. Люди перестают мыслить, когда перестают читать, — говорил французский философ Д. Дидро ( 1 7 1 3 — 1 7 8 4 ) . А другой французский мыслитель —
Р Декарт ( 1 5 9 6 — 1 6 5 0 ) писал Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков — их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей. Исследования социологов в х гг. показали, что за несколько десятилетий произошел сдвиг в структуре культурной деятельности людей. Значительно возросло потребление культуры в домашних условиях (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культуры (общественно организованными формами. Растет численность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечными учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектаклей, просмотренных по телевизору. Возникли споры вытесняется ли чтение книг просмотром телепередач
159
Высказывались разные точки зрения. Одни говорили, что из-за телевидения люди стали меньше читать, что школьники, вместо того чтобы прочитать Преступление и наказание Ф. М. Достоевского, ограничиваются просмотром фильма, созданного поэтому произведению. Другие утверждали, что, хотя телевидение и отняло часть времени у чтения, оно, во-пер­
вых, через мастерство исполнения полнее и глубже представляет образы и идеи произведения во-вторых, для людей, приобщившихся к чтению, телефильм нередко бывает стимулом к прочтению соответствующей книги в-третьих, если телевидение и занимает время, то для части людей это происходит за счет времени, которое ранее затрачивалось на игру в карты или домино, на ничегонеделание и т. п. (А как думаете вы Актуален ли этот спор сегодня) Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурсах художественной самодеятельности. А главное — каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И оттого, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам. Основные понятия Духовная культура. Духовные ценности. Духовные потребности. Духовное потребление. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Чем отличаются два вида деятельности создание духовных ценностей и производство вещей Какие учреждения занимаются сохранением и распространением духовных ценностей Какие профессии связаны с сохранением и распространением духовных ценностей Охарактеризуйте духовные потребности человека.

160
Какие люди осваивают духовные ценности Чем потребление духовных ценностей отличается от потребления ценностей материальных ЗАДАНИЯ
1. А. Эйнштейн писал В свете уже достигнутого знания удачно полученные результаты представляются само собой разумеющимися, и любой сообразительный студент может усвоить их без особого труда. Но полные предчувствий многолетние искания во тьме сих напряженными устремлениями, с чередованием уверенности и разочарования, сих конечным прорывом к истине — все это знает лишь тот, кто пережил это. Какие слова в тексте характеризуют духовное потребление, какие — духовное производство Какова связь духов ­
но-продуктивной и духовно-практической деятельности Сопоставьте два высказывания.
Ученый-биохимик В. А. Энгельгардт: Нас порой спрашивают расскажите, как выделаете ваши открытия. Это, наверное, ужасно интересно — все время открывать что -нибудь Конечно, это глубокое заблуждение — думать, что жизнь ученого состоит в непрерывном приятном делании открытий. В труде ученого неизмеримо больше напряжения, часто однообразной работы, разочарования, обманутых надежд и ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих одно за другим. Композитор ПИ. Чайковский писало вдохновении Это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение. Каковы общие черты духовного производства в области науки ив области искусства В чем вы видите отличие
3. Одной из важнейших человеческих потребностей ученые считают потребность в труде. Как выдумаете, является ли эта потребность духовной Свою позицию аргументируйте В духовной жизни, также как ив жизни физической, существует вдыхание и выдыхание, душе необходимо поглощать чувства другой души, усваивать их себе, чтобы ей же вернуть их обогащенными. Без этого прекрасного явления нет жизни для человеческого сердца, ему тогда не хватает воздуха, оно страдает и чахнет. О. БАЛЬЗАК ( 1 7 9 9 — 1 8 5 0 ) , французский писатель В чем состоит сущность и значение Золотого правила нравственности Что такое добро и зло, долги совесть Каково теоретическое и практическое значение морального выбора и моральной оценки СОВЕТУЕМ ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Социальные нормы ( см, мораль и право
( см. Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них мораль — это форма норма­
тивно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприя­
тии людей. Иногда мораль и нравственность различают мораль — это нормы сознания, а нравственность — реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей. Учением о нравственности, морали является этика — теория, рассматривающая их сущность, проблемы морального выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности — общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных взаимоотношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать практической философией ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР жизни Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В тоже время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов. Кто же устанавливает моральные нормы На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто усматривает их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий — великих учителей человечества Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Христос учил « . . . Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте ивы сними. Так в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали
« золотым правилом нравственности. Оно гласит Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе. Согласно другой точке зрения нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, извлекаются из массовой житейской практики, оттачиваются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества. Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и требованиями не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Вовсе времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них — Иммануил Кант сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив — это безусловное, принудительное требование (повеление, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21


написать администратору сайта