Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
Скачать 2.81 Mb.
|
164 Как же Кант характеризует категорический императив Приведем одну из формулировок, обдумайте ее, обсудите, сравните с золотым правилом. Существует, утверждал Кант, один категорический императив Поступай всегда согласно такой максиме (максима — высший принцип, правило, всеобщности, которой в качестве закона ты в тоже время можешь желать. Категорический императив, как и золотое правило, утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, что не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гу манистичны, ибо другой выступает как друг. Говоря о значении золотого правила и кантовского императива, современный ученый К. Поппер писал, что ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества. ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ МОРАЛИ Помимо прямых норм поведения, мораль включает в себя идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия. Идеал — это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют моделированием желаемого будущего — будущего, которое отвечает интересами потребностям человека. Ценности — это то, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей. Когда речь идет об отрицательном отношении индивида к тем или иным явлениям, о том, что люди отвергают, нередко используется термин «антиценности», или отрицательные ценности. Ценность отражает отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям, к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными у разных культур и народов, социальных групп. На основе ценностей, которые они принимают, исповедуют, люди строят отношения, определяют приоритеты, выдвигают цели деятельности, занимают те или иные позиции. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие для деятельности индивида нравственные ценности сложились в систему ценностно-моральной ориентации, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер. Пример тому — добро и зло. Категория добро служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит все, что считается моральным, нравственно должным, является добром. В понятии зло сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно ценному. Наряду со словом « добро упоминается понятие добродетель (делать добро, служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек — это активно действующий носитель нравственности. Противоположным добродетели является понятие « порок. Английский философ Томас Гоббс писал Моральная философия есть нечто иное, как наука о том, что такое добро и зло в поступках и человеческом обществе Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей. Мораль Гоббс характеризовал как подзорную трубу, помогающую людям видеть издали те бедствия, которые грозят им. Конкретное содержание добра и зла может быть разным в зависимости от общественных обстоятельств, от потребности различных народов, взглядов социальных групп. Вспомним в этой связи оценку движения декабристов. АИ. Герцен писал, что это фаланга героев, богатыри, воины-сподвижники, вышедшие на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение. Царь и его окружение относили выступление декабристов к разряду злодеяний. (Приведите примеры различных оценок исторических событий и выскажите свое мнение о причинах этих различий) Разнородность конкретных оценок не должна закрывать от нас главного — гуманистического критерия Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей (А. Швейцер). К моральному двуединству добро и зло примыкает категория долг — личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований. Если человек выполняет моральные требования не под страхом наказания, а руководствуясь моральным долгом, то он относится к этому требованию так, как если бы оно было установлено им самим. Носителем моральных начал может быть как личность, таки общество. Следовательно, нравственную правду может отстаивать и личность в противостоянии с порочным сообществом и сообщество, накладывая ограничения на индивида, переступившего через моральные требования. Выполнение долга часто связано с трудностями (например, приходится идти против своих желаний, с опасностью для жизни (выполнение воинского долга, участие в спасательных работах при возникновении чрезвычайных ситуаций, борьба стер роризмом и т. п . ) . Верность долгу высоко ценится народной традицией. Вспомним пушкинского Бориса Годунова». Завершая свой труд, Пимен говорит с гордостью Исполнен долг, завещанный от Бога. Одна из важнейших моральных категорий — совесть. Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. Совесть — родник интуиции, внутренний колокольчик, одобряющий поступок человека или осуждающий его. Поэт Осип Мандельштам писал Совесть твоя Узел жизни, в котором мы узнаны. Без совести нет нравственности. Совесть — внутренний суд, который человек вершит над самим собой. Угрызения совести писал Адам Смит более двух веков назад, — самое ужасное из чувств, посещающих сердце человека. Важной категорией морали является честность. Слова честность и честь тесно взаимосвязаны Честь — это достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей деятельности Бесчестье хуже смерти гласит народная поговорка. Честный человек — добросовестный, заслуживающий уважения, искренний человек. Честность, добросовестность, добропорядочность во всех видах деятельности, особенно в труде, предпринимательстве существенно важны в сложных переходных периодах, связанных со значительными изменениями в формах собственности, в экономике, хотя именно в эти периоды нередко ярко проявляются противоположные качества — обман, стяжательство. В основе морального выбора, как ив исполнении долга личная ответственность человека как за свою непосредственную деятельность, таки за общие интересы человечества. Так, американский физик Р. Опенгеймер ( 1 9 0 4 — 1 9 6 7 ) , руководивший в 1 9 4 3 — 1 9 4 5 гг. созданием американской атомной бомбы, позже, глубоко осознав урон, нанесенный людям первыми атомными бомбардировками, борясь за сохранение жизни на 167 земле, выступил против создания водородной бомбы, за что был обвинен властями США в нелояльности и отстранен от работы. Нередко правильно сделанный моральный выбор является спасительным для общества, для страны. Такова, например, деятельность Сергия Радонежского, поднявшего народна борьбу с иноземцами, чье имя, как писал ВО. Ключевский, сделалось вечно деятельным нравственным двигателем. Величествен моральный выбор московских ополченцев 1941 г. Люди, по тем или иным причинам освобожденные от воинской обязанности, вступили добровольцами в борьбу с фашизмом, жертвовали жизнью во имя сохранения Отечества. Одним из источников нравственного выбора является содействие благу. Исходя из этого, английский философ Милль предложил добавление к императиву Канта мы должны руководствоваться в наших поступках таким правилом, которое могут признать все разумные существа с пользой для их коллективных интересов. Моральный выбор во имя блага — решающий показатель человеческого достоинства. Достоинство — это понятие, выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности. МОРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА Деятельность человека происходит в обществе. В ее процессе он соблюдает или, наоборот, нарушает интересы других людей, государства, общества. При этом деятельность человека может одобряться государством, осуждаться и наказываться. В этом проявляется юридическая или правовая оценка, опирающаяся на законы, правовые нормы, правительственные или иные административные решения. Жизненный опыт свидетельствует, что юридические, или правовые, оценки не охватывают всего многообразия проявлений человеческой деятельности, что многие из них могут быть оценены в категориях морали, нравственности, этики. Иными словами, помимо юридической, или правовой, существует еще и моральная (нравственная) оценка деятельности человека. Что же это такое Моральная (нравственная) оценка — это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей Возможна и самооценка она выражается в таких понятиях морали, как совесть гордость стыд раскаяние. Все многообразие моральных оценок деятельности человека опирается на понимание того, что есть добро и что есть зло. Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, в далеком прошлому скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках, забота о достойной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, таки изменившегося нашего морального сознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народов моральные ценности и нравственные оценки. (Приведите примеры общечеловеческих моральных ценностей) Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в перепадах морального выбора (зигзаги, отступления, падения. Общечеловеческие моральные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению таких глобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранение самой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодоление отсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологической катастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографической катастрофы. Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нрав ственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности, такие, к примеру, проявления, как ненависть. Особенно опасна ненависть групповая религиозная, национальная, идеологически-доктринерская. Это — воронка, которая в конце концов втягивает в себя всех, кто предрасположен к индивидуальной ненависти, а также людей малой и слабой морали, эгоистов, людей ленивого духане умеющих самостоятельно мыслить и поэтому поддающихся влиянию ненависти. Притягательность коллективной ненависти, в отличие от индивидуальной, объясняется рядом причин она создает 169 видимость избавления человека от чувства одиночества, слабости, бессилия, создает общность, общую идеологию « кривды например, утверждение о том, что во всех несчастьях мира виноваты евреи, цыгане, немцы, арабы, негры и т. д . ) . Единство ненавидящих как бы легализует агрессивность. К тому же единая униформа, значки, знамя, песня сближают членов этого единства, умножают в их глазах собственную значимость. Естественно, что ненависть, в каких бы формах она ни проявлялась, противоречит нормам человеческой морали, отношениям доброжелательности и дружбы. Как влияет на моральные оценки деятельности факт существования национально-этнических и социально-классовых общностей людей Прежде всего это необходимость считаться в своей деятельности с самим фактом существования других людей, других наций и этносов, других классов и социальных групп. Статья 1 всеобщей Декларации прав человека гласит Вселю ди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Эти слова Декларации свидетельствуют о связи нравственных норм и права. Все люди рождаются свободными и равными — это положение исходит из теории естественного права, согласно которой человеческие права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение, ибо даны Богом или природой человека. Положение же о том, что люди должны поступать в отношении друг друга в духе братства, несомненно, учитывает нравственный императив Канта. Означает ли провозглашение этих норм и прав ликвидацию каких бы тони было споров, конфликтов между людьми, между национально-этническими и социальными группами Конечно, нет. Споры и конфликты существовали, существуют и будут существовать. Необходимо чтобы эти конфликты, столкновения отдельных людей, национально-этнических и социально-классо вых групп разрешались путем переговоров, дискуссий на основе терпимости, взаимоуважения и взаимопонимания. Разумеется, это требует формирования в человеке нравственных начал, приобщения людей к высшим проявлениям нравственной культуры. СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО В ЧЕЛОВЕКЕ Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно, или их необходимо формировать сознательно В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества изначально присущи человеку. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол, является носителем зла. Изучение процесса становления морального сознания показало, что нет оснований для таких категорических утверждений. Моральные начала не заложены в человеке от рождения. Они формируются в семье на основании того примера, который находится у него перед глазами, в процессе общения с другими людьми, обучения и воспитания в школе, в процессе восприятия таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, таки сформировать на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойкими непримиримым к нему — особые нравственные качества личности, которые она не может получить готовыми ото кружа ю щи ха должна выработать самостоятельно, что требует творческих усилий, те. самовоспитания, самосовершенствования. Самовоспитание в сфере нравственности — это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе, по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря простыми словами, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, портится и ржавеет сам механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя. Основные понятия Мораль. Идеал. Ценности. Добро. Добродетель. Порок. Зло. Долг. Совесть. Моральный выбор. Моральная оценка. Термины Золотое правило нравственности. Категорический императив. Достоинство человека. 171 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗАДАНИЯ Как вы понимаете тезис автора о соединении превосходной головы с превосходным сердцем В чем, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями Академик Б. Раушенбах писал Не тревожно ли, что характеристики удачливый бизнесмен, хороший организатор производства оказываются порой важнее, чем оценка порядочный человек Согласны ли вы с приведенным мнением Аргументируйте свою позицию. Что такое порядочность, по вашему мнению Русский писатель и историк НМ. Карамзин считал, что историк призван ловить в истории все благородные черты души человеческой. Согласны ли вы с этим положением Приведите примеры благородных душевных черти з вес т ных вам исторических деятелей. 6. Обсудите высказывание ВО. Ключевского: Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания Каковы пути этого самовоспитания ГОВОРЯТ МУДРЫЕ Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. М. МОНТЕНЬ (1533—1592), французский философ, писатель В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью. Д. С. ЛИХАЧЕВ (1906—1999), российский ученый 173 Мировоззрение, убеждение, вера В чем состоят сила и слабость обыденного, религиозного и научного мировоззрений? На чем основаны убеждения Чем менталитет отличается от мировоззрения ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Научное познание, ненаучное познание, ценности и идеалы. В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что каждый человек только сам пос е б е » , что его ничто не объединяет с другими Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое родина, местожительства, положение в обществе, язык, возраст. Нот о , что объединяет, оно и разъединяет у людей может быть разное местожительства, различное место в жизни общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть объединяющее и разъединяющее людей духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов развития человечества, также как и анализ духовного мира наших современников, показывает, что одним из его важнейших элементов является мировоззрение. ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению словами ро пониманием и рос озерца ни е . Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, ас другой — то, что связано с деятельностью человека его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд нами р . Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека кок р ужа ю щ ему его миру боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним Удовлетворен ли человеко кружа ю щи м миром или стремится изменить его Таким образом, мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. КАКИМ БЫВАЕТ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Отчего зависит то или иное мировоззрение человека Прежде всего отметим, что мировоззрение человека носит исторический характер каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на миру первобытного охотника или, скажем, у героя книги В. К. Арсеньева «Дер- су У зала, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое — у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности и даже задающего себе и окружающим вопрос Не погибнем ли мы от своего собственного разума Проще всего было бы сказать сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неверно. Ведьмы уже отмечали, что людей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оценке. Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из них приоритет отдают Богу — теоцентризм или природе — при- родоцентризм, другие — человеку (антропоцентризм, либо обществу — социоцентризм, либо знаниям, либо науке — знание- центризм, наукоцентризм. Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное. Распространено выделение следующих типов мировоззрения Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его |