Главная страница
Навигация по странице:

  • 7 Подумайте, какие идеи изучаемой темы могут быть проиллюстрированы следующими фактами с 1868 по

  • Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
    АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
    Дата16.05.2017
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
    ТипДокументы
    #7721
    страница21 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    § 24 Общественный прогресс Становится ли человеческое общество в своем развитии все более совершенным По каким признакам это можно определить Является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием
    Как вам известно, общество находится в непрерывном движении. Мыслители давно задумались над вопросами в каком направлении оно движется Можно ли это движение уподобить, например, циклическим изменениям в природе вслед залетом наступает осень, затем зима, весна и снова лето Итак тысячи и тысячи лет. Или, может быть, жизнь общества подобна жизни живого существа появившийся на свет организм взрослеет, становится зрелым, затем стареет и умирает Зависит ли направление развития общества от сознательной деятельности людей ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формами структурам. По какому пути идет общество по пути прогресса или регресса Оттого, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего Древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. дон. э . ) писало пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Вероятно, вам нетрудно определить, каким видел Гесиод путь человечества прогрессивным или регрессивным. В отличие от Гесиода древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюр-
    го ( 1 7 2 7 — 1 7 8 1 ) . Его современник французский философ-просве­
    титель Жан Анпгуан Кондорсе ( 1 7 4 3 — 1 7 9 4 ) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь кисти не или счастью. Наблюдения над тем, чем человек были над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам писал Кондор се найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого восходящее развитие человеческого разума. Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс восприняли К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого чаловека.
    X I X — X X вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи конца истории, глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поп-

    пер (род. 1902 г . ) , который писал Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и тек то верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыта не придан ей. Ведь прогрессировать — значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе стем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА Вспомним факты из истории X I X — X X в в . : за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контр­
    реформы, за коренными переменами в политическом устройстве — реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль)
    260
    Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение впереди гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей их у дож ник о в , насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Но дело не только в таких изломах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные органы (предприятия, объединения людей, государственные учреждения и др, одновременно происходят различные процессы (экономические, политические, духовные и т. п . ) , развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного организма, все эти процессы, различные виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе стем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, те. прогресс водной области может сопровождаться регрессом в другой. Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам, от использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомным электростанциям, от перевозки на вьючных животных к автомобилям, скоростным поездам, самолетам, космическим кораблям, от деревянных счетов скос т я шк а ми км о щ н ы м компьютерам. Но прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу среды обитания человека, к подрыву естественных основ существования общества. Таким образом, прогресс водной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Открытия в области ядерной физики дали возможность не только получить новый источник энергии, но и создать мощное атомное оружие. Использование компьютерной техники не только необычайно расширило возможности творческого труда, но и повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной непрерывной работой у дисплея ухудшение зрения, психические отклонения, связанные с дополнительными психическими нагрузками. Рост крупных городов, необходимость ежедневного нахождения на транспортных магистралях, усложнение производства и ритмов жизни в быту — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Увеличение возможностей производства, улучшение условий жизни для больших масс людей сопровождается распространением наркомании, алкоголизма, преступности. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных иду хо в н ы х ценностей. Выходит, человечеству приходится платить за прогресс высокую цену. Удобства городской жизни оплачиваются болезнями урбанизации транспортным утомлением, загрязненным воздухом, уличным шумом и их последствиями — стрессом, болезнями органов дыхания и т. д удобство передвижения в автомобиле — перегруженностью городских магистралей, транспортными пробками. Попытки ускорить прогресс иногда оборачиваются непомерно высокой ценой. Наша страна в е гг. XX в. вышла по объемам производства ряда важнейших продуктов промышленного производства на первое место в Европе. Ускоренным темпом осуществлялась индустриализация, началась механизация сельского хозяйства, поднялся уровень грамотности населения. Эти достижения имели оборотную сторону миллионы людей, ставших жертвами жестокого голода, сотни тысяч семей, высланных с мест их привычного проживания, миллионы репрессированных, подчинение жизни всех людей тотальному регулированию икон т ро л ю . Как же оценить эти противоречивые процессы Являются ли положительные изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом Для этого нужно установить, что являтся общим критерием прогресса, какие изменения в обществе следует оценивать как прогрессивные, а какие нет. КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА Мы уже видели, что А. Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий
    262
    прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела косу ществлению нравственного принципа все люди должны относиться друг к другу как братья. Современник социалистов-уто­
    пистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг
    ( 1 7 7 5 —
    1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества. Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы Нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, ноне универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом. В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшими всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, роста производительности труда, развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы. Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Также как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы, так нельзя найти его в сфере материального производства (техники, экономических отношений. История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы. Свобода, как вы уже знаете, характеризуется не только знанием, отсутствие которого делает человека субъективно несвободным, но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер. В самом начале этой книги мы говорили о смысле жизни человека он заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Нов процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Итак, согласно этой точке зрения критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.
    264
    Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом « гуманизм. Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерий исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе. ПРОГРЕССИВНЫЕ СИЛЫ Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными. Вспомним, что, изучая революцию XVIII в. во Франции и войну за независимость все вероамериканских штатах, мы прогрессивной силой называли буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, воплотившие крупный шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776 г, составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. гласила Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В ней говорилось о естественных и неотъемлемых правах человека, суть которых свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. С середины X I X в. многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс. Ив самом деле, руки рабочих создали современное производство, возвели города и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры. В XX в. некоторые мыслители отстаивали тезис обо собой, прогрессивной роли интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимым во внутренней жизни и более свободным по отношению к природными социальным условиям. Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия размежевания сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически. Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в осободивших- ся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. Противники прогресса — это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения. Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.
    266
    Основные понятии Прогресс. Регресс. Критерии прогресса. Термины Прогрессивные силы. Реакционные силы. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом ив наше время В чем заключается противоречивый характер прогресса Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох В чем их плюсы и минусы Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний характер других критериев Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат ли они друг другу Свое мнение аргументируйте. Сравните два высказывания Л. Н. Толстого. Как высчитаете нет ли между ними противоречия Объясните свою точку зрения. Этот мир не шутка, не юдоль испытания только и перехода в мир лучший, вечный, а это один извечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих снами и для тех, кто после нас будет жить в нем. Закон прогресса, или совершенствования, написан в душе каждого человека и только вследствие заблуждения переносится в историю. Оставаясь личным, этот закон плодотворен и доступен каждому, перенесенный в историю, он делается праздною, пустою болтовней, ведущей коп ­
    равданию каждой бессмыслицы и фатализма. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 6 0 — 7 0 - х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными А политику х гг.? Аргументируйте свою позицию. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, ПА. Столыпина. Свою оценку аргументируйте. К какой из представленных в параграфе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Ф. Гвиччардини (1483—1540): Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями ив другой окраске но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который тщательно его наблюдает и обдумывает Философ XX в. М. Мамардашвили писал Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее исполниться в качестве Человека. Стать Человеком. Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса
    7 Подумайте, какие идеи изучаемой темы могут быть проиллюстрированы следующими фактами с 1868 по
    1980 г. многие страны мира подписали целый ряд договоров, которые называют документами по международному гуманитарному праву конвенции о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых газов и бактериологических средство защите гражданского населения вовремя войны, а также другие документы, содержащие запреты применять оружие и методы ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания, убивать и наносить увечья пленным требования помогать ранеными больным, в том числе и оказавшимся во власти противника, и т. п. Почему такие нормы называют гуманитарным правом
    268
    ГОВОРЯТ МУДРЫЕ Прогресс состоит вовсе большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы. Л. Н. ТОЛСТОЙ ( 1 8 2 8 — 1 9 1 0 ) , русский писатель Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь вот что поистине составляет нормальную жизнь человека и, следовательно, прогресс. П. ЛЕРУ ( 1 7 9 7 — 1 8 7 1 ) , французский философ КРАТКИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ
    269
    ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта