Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) свобода — это отсутствие всяких прегради помех 2) свобода — это осознанное следование необходимости

  • 4) свобода — это избавление жизни от ограничений и принуждения Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе

  • 7. Согласны ли вы с высказыванием Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя Свою позицию обоснуйте.

  • Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


    Скачать 2.81 Mb.
    НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
    АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
    Дата16.05.2017
    Размер2.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
    ТипДокументы
    #7721
    страница19 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
    §
    20 Свобода в деятельности человека Почему мы стремимся к свободе Что ограничивает нашу свободу Как связаны свобода и ответственность Какое общество можно считать свободным ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Общественные отношения, отклоняющееся поведение, социальные санкции. ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО СВОБОДА Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово свобода на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Категория свободы является одной из центральных ив философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, таки философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок. БУРИДАНОВ ОСЕЛ Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть немо же т . Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правами свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем неограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение буриданово сел. Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них. Абсолютно свободным человек быть немо же т . А один из ограничителей здесь — права и свободы других людей.
    218
    СВОБОДА ЕСТЬ ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если этане об ходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение сознанием дела. В этом и выражается его свобода воли. Но что же это за силы, какова природа необходимости На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека Ее нет. Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего утверждал религиозный реформатор Лют ер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения божественного предопределения и свободы человека Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар — свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром излом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог водно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мири свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел. Понятие необходимость может иметь и иной смысл. Необходимость, считают ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, те. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, незнающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами
    219
    опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится. В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов ив основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики, которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим — собственным здоровьем, а иногда и жизнью. Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель должного поведения. С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения. Отклонения человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, те. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности) Но понятие ответственность связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки, сточки зрения их последствий для окружающих принимать санкции в случае допущенных нарушений.
    220
    Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия —- оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил виной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, нов первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, те. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием. ЧЕЛОВЕК НЕСЕТ ВСЮ ТЯЖЕСТЬ МИРА НА СВОИХ ПЛЕЧАХ Мыс вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен утверждал христианский богослов III в. Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысли значение придает окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни. Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем. Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос вместо желаемой свободы они получат полный произвол. А какова ваша точка зрения Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной ЧТО ТАКОЕ СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие « свобода. Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным Только такими может быть действительно свободное общество, считают многие на Западе. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере — разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями ист о я щи хна разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. Все, что может делать общество и государство это поощрять свободу, не допуская монополизма нив одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой писал один из американских политических деятелей.
    Однако далеко не все на Западе принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага. Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, те. все те ценности, которые дож но обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. В частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы не должен заслонять идеала равенства. ОСНОВ Н Ы © ПОНЯТИЯ Свобода. Свобода выбора. Необходимость. Ответственность. Свободное общество. Термины
    Деиндивидуализация. Самореализация. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    223 Как понятие свобода было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время К чему может приводить неограниченная свобода выбора Как свобода трактуется в христианском вероучении Покажите влияние природной необходимости нас во ­
    бодную деятельность людей.

    5. В чем выражается общественная необходимость
    венность»?
    6. Какова связь понятий свобода, выбор, «ответст-
    7 Какое общество можно считать свободным ЗАДАНИЯ Какими аргументами можно подтвердить вывод он е возможности абсолютной, ничем неограниченной свободы человека в обществе Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным Наша жизнь — это линия, которую мы должны повелению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент. Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах он ответствен за мири самого себя.
    З
    Как вы понимаете выражение Свобода — это выбор Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность Какие из приведенных ниже определений понятия свобода вам представляются наиболее точными
    1) свобода — это отсутствие всяких прегради помех
    2) свобода — это осознанное следование необходимости
    3) свобода (свободная воля) — это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований
    4) свобода — это избавление жизни от ограничений и принуждения Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе
    7. Согласны ли вы с высказыванием Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя Свою позицию обоснуйте.
    8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что « юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона. Законы — это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов. Прокомментируйте это высказывание.
    9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. Вначале в. в русских деревнях пели такую частушку Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем. К каким последствиям может привести такое толкование свободы Конкретизируйте свои рассуждения примерами.
    0 СВОБОДЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. АС. ПУШКИН, русский поэт, создатель русского литературного языка Нет ни одного человека, который не любил бы свободы но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый лишь для себя. Л. БЕРНЕ ( 1 7 8 6 — 1 8 3 7 ) , немецкий публицист Свобода — единственная вещь, которую вы немо iiжете получить, если не даете ее сами. У. УАЙТ ( 1 8 8 6 — 1 9 4 4 ) , американский писатель
    225
    Исторический процесс и его участники Кто творит историю народили великие личности Кто принадлежит к элите Общественные объединения каково их влияние на исторический процесс Что такое альтернативы общественного развития Изучая историю, вы рассмотрели путь человечества на протяжении тысячелетий. Иначе говоря, вы изучали исторический процесс. Само слово процесс означает ход какого-либо явления, последовательную смену состояний в его развитии. Что же такое исторический процесс ВО. Ключевский полагал, что исторический процесс — это « ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Речь идет об очень длительном процессе, ибо человеческий мир ведет свое начало от появления человека разумного и охватывает развитие человека в обществе себе подобных вплоть до наших дней. Действительный мир, как прошлый, таки настоящий, не безлик. Он населен людьми, их объединениями. Поэтому и отображение исторического процесса должно быть, по определению Н. Карамзина, зерцалом бытия и деятельности народов. Такой подход требует, чтобы мы видели действия действующих, и тогда история, представляя воображению ряд веков сих отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим еще не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают умили питают чувствительность. Основу, « живую ткань исторического процесса составляют события тете или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в исторических событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Каждое историческое событие обладает специфическими, только ему присущими чертами, и выяснение этих черт дает возможность полнее, красочнее представить то или иное событие и вместе стем обогащает наши знания об историческом процессе в целом. Итак, исторический процесс — это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей Все, кто осуществляет эту деятельность, являются субъектами исторического процесса индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности. Существует в науке и ограничительное понимание субъекта исторического процесса. Не отрицая того, что история есть результат деятельности всех индивидов и их общностей, ряд ученых полагают, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется в своей деятельности общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. При этом отмечается общая тенденция состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. НАРОД — СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Слово народ имеет несколько значений, в данном случае мы обозначаем им все слои населения, участвующие в решении задач общественного развития. Положение о роли народа как субъекта исторического процесса ученые трактуют по-разному. В марксистской традиции принято считать, что народные массы, к которым относятся в первую очередь трудящиеся, являются наиболее значительным субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой. Роль народных масс наиболее ярко проявляется
    — в деятельности по созданию материальных ценностей, в развитии производительных сил
    — в деятельности, направленной на создание культурных ценностей
    — в различных сферах общественно-политической жизни, в частности в борьбе за утверждение и практическую реализацию неотчуждаемых прав человека, за улучшение жизни людей
    — в деятельности по защите своей Отчизны
    — в деятельности, направленной на установление и закрепление добрососедских отношений между народами, на укрепление всеобщего мира на планете, в борьбе за утверждение общечеловеческих ценностей.
    227
    ВО. Ключевский отмечал, что исторический процесс — это процесс народно-психологический, а основной предмет научного изучения — проявление сил и свойств человеческого духа, развиваемых общежитием, те. жизнью в обществе. ВО. Ключевский не насыщал понятие народ социальным содержанием и не определял большинство народа как трудовые народные массы, он вкладывал в это понятие этническое и этическое содержание. Для народа писал ВО. Ключе в с кий характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Особо значимы те исторические эпохи, отмечал ВО. Ключев­
    с кий, в делах которых весь народ принимал участие и благодаря этому почувствовал себя чем-то цельным, делающим общее дело. Часть исследователей иначе подходят к характеристике роли народных масс как субъектов исторического процесса, ставят во главу угла состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Они полагают, что понятие народ имеет неодинаковое содержание в различные исторические эпохи, что формула народ — творец истории означает широкую общность, соединяющую только те слои и классы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. С помощью понятия « народ, по их мнению, отделяются прогрессивные силы общества от реакционных. Народ — это прежде всего трудящиеся, они всегда составляют его основную массу. Вместе стем понятие народ охватывает и те слои, которые, не являясь трудящимися, на данной ступени исторического развития выражают интересы поступательного движения. В качестве примера приводят обычно буржуазию, которая в
    X V I I — X I X вв. возглавляла антифеодальные революции. Утверждениям философов, возвеличивавших народ, противостоят суждения мыслителей, которые обращали внимание на другую сторону роли народа в истории. АИ. Герцен писал, что народ — консерватор по инстинкту, он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он вколочен. Чем народ дальше от движения истории, тем он упорнее держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах. Как ни странно, но опыт показывал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы. Русский философ НА. Бердяев отмечал, что народ может не иметь демократических убеждений. « Народ писало н , — может держаться совсем не демократического образа мыслей,
    228
    может быть совсем не демократически настроен. Если воля народа подчинена злым стихиям, то она — порабощенная и порабощающая воля. В некоторых философских трудах подчеркивается различие между понятиями народим асс а » . Тот же НА. Бердя­
    ев писал Масса, толпа есть « оно, а немы Мы предполагает существование « я » и « ты. В массе, в толпе « я » надевает маску, навязанную ему этой массой и ее бессознательными инстинктами и эмоциями. Он отмечал « Массы живут по преимуществу интересами экономики, и это сказывается роковым образом на всей культуре, которая делается ненужной роскошью. По выражению испанского философа X. Ортеги-и-Гассета, масса есть множество людей безо со бы х достоинств. Немецкий философ К. Ясперс подчеркивал, что массу следует отличать от народа. Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса, напротив, не структурирована, не обладает самосознанием, она лишена каких-либо отличительных свойств, традиций, почвы — она пуста. Люди в массе писал К. Я спер с , — легко могут потерять голову, предаться опьяняющей возможности стать просто другими, последовать зак р ы соловом, который ввергнет их в адские бездны. Могут сложиться такие условия, в которых безрассудные массы будут взаимодействовать с манипулирующими ими тиранами. Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории существенно различаются. (Вспомните, что вы узнали о роли народа из курса истории. Подумайте, какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль народных масс в истории. Может быть, у вас сложилась своя особая точка зрения поэтому вопросу Как вы могли бы ее обосновать Приведите примеры, когда действия повлияли на ход события) Для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называют элитами. Это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты. Предполагается, что эти люди обладают интеллектуальными моральным превосходством над массами, наивысшим чувством ответственности. Всегда ли так бывает По мнению ряда философов, элиты играют особую роль в управлении обществом, в развитии культуры. (Подумайте, какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества экономической, политической, военной и др)
    229
    Многие из тех, кто считает решающей силой в истории народные массы, признают вместе стем ибо ль шу ю роль политических и культурных элит. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Говоря об участниках исторического процесса, мы обращаемся к таким общностям, как социальные группы. Английский философ Т. Гоббс ( 1 5 8 8 — 1 6 7 9 ) первым дал четкое определение группы Подгруппой людей я подразумеваю известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. Интересы могут различаться по сфере своей направленности государственные, политические, экономические, духовные могут быть реальными и мнимыми могут носить прогрессивный, регрессивный или консервативный характер. Конкретные интересы являются основой объединения людей, мобилизуют их общие действия. Исторически складываются относительно устойчивые и длительно существующие группы людей. Вам знакомы классы (рабы — рабовладельцы, феодалы — крестьяне и др, племена, народности, нации, сословия, группы, выделяемые по религиозному (протестанты, католики и др, возрастному (молодежь, пожилые люди и др, профессиональному (шахтеры, учителя и др, территориальному (жители какой-либо области) признакам. Общие интересы каждой из групп определяются положением ее членов в производстве, общественной, религиозной жизни и т. п. В разные периоды истории мы видим те или иные группы в качестве активных участников событий. (Вспомните восстания рабов, борьбу третьего сословия против монархии, национально-освободительные движения, религиозные войны, шахтерские забастовки и другие факты, свидетельствующие об активной роли различных групп общества в развитии исторических событий) Нередко деятельность социальных групп связывают с понятием социальный характер. Что же такое социальный характер Это, по мнению Э. Фромма, совокупность черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате накопленного ими опыта, а также условий жизни, общих для данной группы. Различные общности обладают своим особым социальным характером, на его основе развиваются и приобретают силу определенные идеи и способы действий.
    230
    Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные организации, куда входят наиболее активные члены группы. (Вспомните средневековые гильдии, политические клубы в период Французской революции) В Новое время возникли профессиональные союзы наемных рабочих. Их задачей была защита экономических интересов трудящихся перед капиталистами. Наряду с рабочими союзами формируются и предпринимательские организации призванные координировать действия предпринимателей. Возникли также сельскохозяйственные организации выражавшие интересы землевладельцев. Не следует забывать и о такой влиятельной организации, как церковь. В современной России, например, создаются женские, ветеранские, молодежные, детские организации, организации инвалидов, творческие союзы, научные, технические общества, физ- культурно-спортивные объединения. Для борьбы за власть в Новое время создаются политические партии Для общественных объединений характерны добровольность вступления и выхода из них, равноправие членов, самостоятельность и самоуправление. Таким образом, под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. Из курса истории и практики общественной жизни вызнаете, что такие объединения играют активную роль в развитии общества, заметно влияют на политический процесс. Подумайте, какие примеры могут проиллюстрировать это утверждение) ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ Понятие историческая личность обычно отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ходко торы х он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности той или иной личности. Науке известно и понятие выдающаяся личность, характеризующее деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. Великий человек писал Г. В. Плеханов,— велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени. Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений он берет на себя почин удовлетворения этих, нужд. Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях пору с с кой истории ВО. Ключевский. И хотя он вел речь в основном о людях сравнительно далеких веков, выделенные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет к действию, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению ВО. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии стремление сообщать преобразовательным порывами помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем. Последнюю мысль подчеркнем, ибо в социальной деятельности особенно важны ясность, убедительность и разумность предпринимаемых действий. МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Вернемся к вопросу о соотношении закономерности, объективной обусловленности хода событий и свободы выбора. Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, тов развитии разных стран и народов вы заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий
    232
    и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов. Однако в теме Социальное познание мы отмечали также уникальность и неповторимость исторических событий. Конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития ион является единственно возможным Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, те. историческая альтернатива Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы. Вспомним, что при подготовке крестьянской реформы, проведенной в России в 1861 г, разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ. А в 1917—1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками. В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна ив форме революции, ив форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта