Главная страница

Обществознание10кл(профильный). Л. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла


Скачать 2.81 Mb.
НазваниеЛ. Н. Бог о любо в, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Ла
АнкорОбществознание10кл(профильный).pdf
Дата16.05.2017
Размер2.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОбществознание10кл(профильный).pdf
ТипДокументы
#7721
страница13 из 21
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
§13 Самопознание Что такое самопознание Чем познание себя отличается от познания других объектов Как формируется образ Я. Каковы механизмы самооценки Что такое «Я-концепция»? ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Ступени познания человеком мира, субъект и объект познавательной деятельности. Этот параграф посвящен познанию особого объекта — самого себя. Поэт Е. Евтушенко утверждает, что человек — это знание, которое познает самое себя. По сути дела, всю жизнь
140
человек занимается самопознанием, ноне всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. И тем не менее трудно не согласиться со строчками стихов французского поэта
XV в. Франсуа Вийона: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя. ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя от внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех — восьмимесячных младенцев. Любопытно, что в среднем до двухлетнего возраста дети, отлично узнающие других, не узнают себя на фотографиях, кинокадрах и даже в зеркале. Открытие своего облика, отраженного в зеркале, вызывает у ребенка удивление и восторг. Примерно в два-три года ребенок уже активно и разнообразно действует с предметами, может подолгу заниматься сам, безучастия взрослого. Но взрослый остается основным источником знаний о самом ребенке — он дает ему имя, приучает откликаться на него, реагировать на знакомые лица. Становясь достаточно активным, ребенок произносит знаменитую фразу Я сам Овладение личными местоимениями знаменует переход к важному этапу познания себя, человек учится словами обозначать признаки своего « Я » , характеризовать себя. Возможно, вы помните рассказ Л. Пантелеева Буква « тык ото р ы й повествует о страданиях девчушки Иринушки четырех с половиной лет, легко усвоившей весь алфавит и застрявшей на последней букве.
« Я , как всегда, показал ей букву, дал как следует ее рассмотреть и сказал
— А это, Иринушка, буква « я » .
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит
— Ты
— Почему « ты Что за « ты Я же сказал тебе это буква « я » . . . » Этот рассказ удачно показывает, каким нелегким бывает взаимоотношение формирующейся личности с собственным « Я » и « Я » другого человека.
141
Итак, на основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ Я » . Этот образу молодых людей складывается прежде всего из представлений о собственной внешности. Ох, уж эта внешность Сколько мелких и крупных неприятностей доставляет она многим из нас Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или поправить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа « Я » , путь к самосовершенствованию, затрагивающему покато ль ко внешность. Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию. Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ
« Я » . Поэтому, встретив свое изображение, непреднамеренно отразившееся в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа « Трельяж. Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем непривычного себя, а ка­
кого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмета не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо, более значительным представлением о себе. Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни. При этом искажение внешности всегда замечает сам глядящий на свое фото. Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двули­
к и . В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором — различие между левой и правой частями этого лица. Если смонтировать портреты определенного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, правые лица (состоящие из
142
правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. Левые лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица. Из этого опыта следует, что между истинными воспринимаемым изображением существует расхождение, причем с возрастом оно увеличивается. Нет нужды говорить подробно о том, что восприятие зеркального отражения меняется в зависимости от настроения смотрящегося в него, от самочувствия и других обстоятельств. Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другими знакомые стараются обращаться реже. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле. Когда говорят У него на лице написано, то имеют ввиду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека. Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. НИ ОШИБИСЬ В ОЦЕНКЕ Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, отношении к себе других людей формируется в самооценку. Самооценка представляет собой эмоциональное отношение к собственному образу Я талантлив, Я абсолютная бездарность, Яне хуже других и т. д. Самооценка всегда субъективна, новее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Существуют три основных момента для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального « Я » с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой Успех Самооценка = . Притязание Повысить самооценку можно либо добившись чего-то — успеха, либо снизив требования к идеалу — притязание
Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, каких оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красивый. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехами неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни. Образ « Яне остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и другим. Правильнее сказать, что у человека не один образ « Я » , а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
САМОИСПОВЕДЬ И САМОПОЗНАНИЕ Важным средством познания себя является само исповедь. По существу, самоисповедь является полным внутренним отчетом перед самим собой. В жизни по разным причинам нередко приходится сожалеть о содеянном. Сожаление может вызвать длительно сохраняющееся чувство досады, неудобства, самоосуждения. Выразить наболевшее в словах, высказаться искренне перед кем-ли­
бо издавна считалось у людей одним из действенных способов избавиться от тягостных мыслей. Такой рассказ о поступках, ошибках, переживаниях не только удовлетворяет потребность в сочувствии, сопереживании, утешении, но и помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует, в самом себе. Психологически такое облегчение объяснимо то, что первоначально не осознавалось до конца, входе исповеди делается более отчетливым, понятным, а значит, становится яснее, как действовать в подобной ситуации. Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опытна будущее. А это значит приоткрыть еще одну тайну самого себя. В свое время были широко распространены личные дневники, записи своих размышлений, впечатлений, переживаний,
144
носящие характер исповеди. Сегодня такие дневники встречаются гораздо реже, но зато заметно возрос интерес ко всякого рода тестам, анкетам, дающим возможность заглянуть в свой внутренний мир, узнать о себе что-то новое. Нередко, сравнив свое представление с результатом тестирования, мы остаемся недовольны (Эта характеристика ничего общего со мной не имеет, иногда удовлетворенно соглашаемся с результатом, если он подтверждает нашу самооценку. Во всех случаях успех зависит не только от качества теста, но и от умения и готовности честно заглянуть в себя, призвать себя на исповедь. В связи с исповедью перед самим собой вспомним слова Ф. М. Достоевского, вложенные им в уста старца З оси мы Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уже никакой правды нив себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит вне уважение и к себе, и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстями грубым слабостями доходит до скотства в пороках своих, а все то беспрерывной лжи к людям и себе самому. Субъективная сложность внутренней исповеди состоит не только в том, что абсолютная честность с самим собой — проявление нравственного начала в человеке. Гораздо легче найти оправдание своим поступкам, чем осудить себя в случае некрасивого поведения. Еще одна причина затруднений кроется в том, что наряду с осознаваемыми проявлениями человек подвластен и неосознаваемым проявлениям. Так, по теории 3. Фрейда, « Я » человека является несчастным существом, поскольку служит трем господами поэтому подвергается тройной угрозе со стороны внешнего мира со стороны бессознательных влечений и импульсов, источника психической энергии, нацеленной на удовольствия со стороны строгого морального контроля, запретов, сложившихся под влиянием окружения и прежнего опыта. Фрейд стремился объяснить причины многих внутриличностных конфликтов разделением единой человеческой личности натри антагонистические части, извечно конфликтующие между собой. Современная наука признает сложность и комплексность
« Я » и противоречивость информации, которая постоянно подвергается оценке, осмыслению для выработки решения. Водном из произведений Андрей Платонов писал В человеке еще живет маленький зритель — он не участвует нив поступках, нив страдании, он всегда хладнокровен и одинаков. Его служба — это видеть и быть свидетелем, но он без права голоса в жизни человека и неизвестно, зачем он одиноко существует. Этот угол сознания человека день и ночь освещен, как комната швейцара в большом доме. Круглые сутки сидит этот бодрствующий швейцар в подъезде человека, знает всех жителей своего дома, но ни один житель не советуется со швейцаром о своих делах. Жители входят и выходят, а зритель-швей­
цар провожает их глазами. От своей бессильной осведомленности он кажется иногда печальным, но всегда вежлив, уединен и имеет квартиру в другом доме. В случае пожара швейцар звонит пожарными наблюдает снаружи дальнейшие события. Эта аллегория показывает, что отношения между сознанием и подсознанием похожи на отношения двух типов жильцов приятные и неприятные. Они постоянно ведут между собой диалог, стараясь привлечь хозяина дома ( « Яна свою сторону. Дискуссия между жильцами есть нечто иное, как внутренний диалог личности с собой. Итак, подведем некоторые итоги. Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его
« Я » , выступающее в качестве объекта познания сложное и динамичное образование.
« Яко н цеп ц и я » (или образ « Я » ) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Для достижения « Я » необязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния, какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой. Изучение себя может осуществляться в процессе другой деятельности — общения, игры, труда, познавательной деятельности, нов некоторых сложных ситуациях требует специальных усилий и знаний. Основные понятия Самопознание. Самооценка. Термины Образ Я. Притязание. Самоисповедь. «Я-концепция».

146

147
ГОВОРЯТ МУДРЫЕ Человек всегда были будет самым любопытнейшим явлением для человека В. Г. БЕЛИНСКИЙ ( 1 8 1 1 — 1 8 4 8 ) , русский литературный критик Мне кажется, что водной улыбке состоит то, что называют красотою лица если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно если она
не изменяет его, то оно обыкновенно если она портит его, то оно дурно. Тот кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ ( 1 8 2 8 — 1 8 8 9 ) , русский литературный критик, философ, писатель КРАТКИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ
149
Глава III. Духовный мир человека и деятельность Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Мир личности индивидуален и неповторим. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенностей общности, к которой индивид принадлежит, лишь в тесной связи с духовной жизнью общества. Духовная жизнь человека, общества постоянно меняется и развивается. В чем ценность книги в ее содержании или в качестве бумаги, обложки, шрифта и т, д Является ли творческой деятельность тех людей, которые не создают, а лишь распространяют духовные ценности Чем потребление книги отличается от потребления еды
150
ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ Понятие культура, духовная культура, виды деятельности, потребности человека. Вспомним отличие духовной деятельности от материальной первая связана с изменением сознания людей, вторая — с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания. Однако духовная деятельность не сводится только к познавательной. Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида духовно-теоретическую иду ховно-практическую. Первый вид — это производство (создание) духовных ценностей (духовных благ Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, религиозных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина Происхождение видов путем естественного отбора, идеи и образы романа Л. Толстого Война ими р » , образы, запечатленные в живописи И. Репина или музыке П. Чайковского, законодательных актов. Второй вид — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, те. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей. СОЗДАНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Для того чтобы уяснить особенности духовного производства, сопоставим его с материальным производством. Если сказать коротко, то материальное производство — это создание вещей, а духовное — создание идей. Созданные вещи — продукт труда. А идеи Они тоже результат трудовых усилий, преимущественно умственных. Вызнаете, что роман или научная книга, художественное полотно или крупное музыкальное произведение — это нередко многолетний труд автора. Можно ли считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе — на умственном Если задумаемся, то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает
151
труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно делать с головой. А духовное производство наряду с умственным трудом требует подчас и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора. Отметим также, что духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое — необходимое условие духовного производства. Во-вто­
р ы х , некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой. Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельности. Но духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную ценность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадебные обряды и т. п . ) . Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные, например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведений профессиональных мастеров или научных трудов специалистов. Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и др. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин ( 1 8 0 9 — 1 8 8 2 ) : Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие. С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует промежуток времени. Некоторые технические изобретения и художественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда — через века. Итак, духовное производство — деятельность людей по созданию духовных ценностей. Многие из них — научные открытия, изобретения — способствуют развитию производства материальных благ. Другие, например социальные нормы, помогают упорядочить жизнь общества. Все духовные ценности способны удовлетворять духовные потребности человека, воздействовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, те. духовно-практической деятельностью. Продуктом духовного производства могут быть и заблуждения, утопии, ложные суждения, которые нередко получают широкое распространение. Однако человечество хранит те идеи и образы, в которых воплощены мудрость, знания, опыт. СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестности, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспомним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в е гг. величественного храма Христа Спасителя, возведенного в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстановлены этот и другие разрушенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, если бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева, пушкинский Евгений
Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы облик Петербурга без Медного всадника —- памятника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


написать администратору сайта