Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница28 из 51
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   51
кратко это положение следует выразить так: явление существенно. Что это значит?
Что раскрытие сущности, лежащей как бы за явлением, раскрытие сущности вклю- чает в себя явление. Явление не исчезает, оно получает свое разъяснение. Вы нахо- дите основы этого явления, но явление существует, действует как явление. В этом смысле явление тоже существенно. Я процитировал положение из «Философских тет- радей» В.И.Ленина — «явление существенно». Это очень краткая формулировка по- ложения, что когда мы встречаемся с каким-нибудь явлением, в том числе психи- ческим, оно ставит ряд вопросов о самом себе, о том, что порождает данное явление и что это явление делает.
Субъективные явления: ощущение, образ — это именно явления. Задача пси- хологической науки заключается в том, чтобы проникнуть в законы возникновения этих явлений, в то, что их порождает. Но и ощущения, и образ, и так дальше не суть явления, не имеющие значения, то есть эпифеномены, как обычно это выражают.
Эти явления имеют реальные функции. И их отнюдь нельзя сравнивать, как это дела- ли некоторые старые авторы, эпифеноменалисты, признающие психику побочным,
незначащим явлением, с тенью, которая отбрасывается идущим пешеходом и кото-

287
ОТВЕТЫ
НА
ВОПРОСЫ
рая никак, конечно, не влияет на его шаги. Это неудачное сравнение, ложное срав- нение, потому что ощущения, образ, любое другое внутреннее, субъективное явле- ние имеет свое жизненное значение как таковое, свою жизненную функцию. И это понимали все прогрессивные психологи. Так обстоит дело с вопросом о явлении.
Ну, а что же кроется за психической деятельностью? Вот тут начинается не- которая трудность. Эта трудность зависит просто от различия в терминологии. Нуж- но сказать, что терминологические проблемы — это самые неинтересные проблемы.
Есть такая простая, обыденная мудрость, которая выражается в том, что о словах не спорят. Действительно, о словах не спорят. Тут опять русская поговорка приходит мне в голову: хоть горшком называй, только в печь не ставь. Ну, условимся мы с вами называть одним словом или другим словом. Важно определить, что мы разуме- ем под данным термином или термом, говоря высоким стилем, то есть какое зна- чение мы придаем тому или другому термину. Я могу сказать: один треугольник кон- груэнтен по отношению к другому, и я могу сказать старым языком, школьным,
нематематическим, что он тождествен другому, правда? Ну и давайте теперь решать вопрос, что лучше: употреблять этот термин или тот. Лучше конгруэнтность. Поче- му? Потому что дальше в развитии математических теорий этот термин приобретает известный смысл. Важно определение, то есть то, что лежит за термином. Так об- стоит дело и с деятельностью.
Мы говорим «высшая нервная деятельность». Мы говорим «атмосферная дея- тельность» или что-нибудь в этом роде. Мы говорим даже «деятельность машин».
Иногда и так говорим. Разные значения мы вкладываем в эти термины. Вот мы те- перь говорим «психическая деятельность». Мы ограничили понятие деятельности,
сузили его. Не всякая деятельность, психическая. Что мы будем подразумевать под
«психической деятельностью»? Это большой вопрос. Но терминологический, я по- вторю. Можно условиться и написать, раньше, чем говорить о деятельности: «Будем рассматривать психическую деятельность». Под «психической деятельностью» будем разуметь внутренние процессы, не имеющие своего (смотрите, я начинаю ограни- чивать) существенного внешнего выражения. Вам понятно, что значит существен- ного? Ну, конечно, когда я думаю, то с помощью немудреной аппаратуры можно записать активность речепроизносительных органов артикуляции. Можно, но ведь в речи про себя, в думании, движения, которые могут сыграть роль индикаторов, они же не существенны, правда? Вот мы можем договориться, что «психической дея- тельностью» мы будем называть внутреннюю деятельность, протекающую «в голо- ве» человека. Внутреннюю в том, я опять подчеркиваю, смысле, что существенное содержание этой деятельности протекает в форме внутреннего процесса. Безраз- лично, имеет оно внешнее выражение или нет. Ну почему нет? Если я буду гово- рить о психической деятельности, под психической деятельностью я буду подра- зумевать только и исключительно внутренние процессы, протекающие в голове человека. Я еще могу ограничить: обязательно такие процессы, в которых я могу дать себе отчет, то есть процессы сознательные. Еще одно ограничение: тогда под психическую деятельность не будет подпадать та внутренняя деятельность, в кото- рой я себе не могу дать отчета или не отдаю себе отчета. Верно ведь? Я вам к тому это говорю, что все зависит от того, как вы ограничите, то есть, иначе говоря, как определите термин. Я начал с популярного представления, с популярного опреде- ления, следовательно, даваемого или недаваемого. Не дается — плохо, дается —

хорошо. Ну, что мы разумеем под психической деятельностью (сейчас, разумеется)?
Здесь есть одна трудность, о которой я говорил вам в прошлом году, вероятно. Мы,
понимаете ли, отсекаем, отделяем, уводим за пределы психологической науки яв-

288
ВНИМАНИЕ
И
ПАМЯТЬ
ЛЕКЦИЯ
31
ления субъективного отражения объективной реальности, очень многое. Деятель- ность мышления, мыслительную деятельность, психическую. Скажите, пожалуйста,
а целенаправленная трудовая деятельность выходит тогда за пределы рассмотрения,
ведь это же существенно внешняя деятельность? Я говорю про внешнюю, обыкно- венную трудовую деятельность. Может быть, мы в чем-то допустили ошибку, тем более, что сейчас, в 1974 году, противопоставление, резкое различение внешне- двигательных познавательных процессов и процессов внутреннего дискурсивного мышления просто уже невозможно. Столько усилий в XX веке направлено на изуче- ние таких форм познавательной деятельности, существенное содержание которой как раз и выражается во внешне-двигательных актах, во внешне-двигательном по- ведении. Что отсечь, например, в мыслительной, бесспорно психической деятель- ности? Существенное ее содержание выражено во внешних движениях; они выпол- няют ту самую познавательную функцию, которая позволяет отличить мышление от, допустим, восприятия. Отсечь их невозможно, мы впадаем немедленно в проти- воречие. Тогда открывается возможность другого определения. Мы можем условить- ся, чтобы не было спора, называть психической деятельность опосредствованную,
то есть регулируемую субъективным отражением мира, представлением, образом,
понятием или даже процессами мышления. Тогда есть водораздел: деятельность, не регулируемая или, вернее, не рассматриваемая, как регулируемая отражением, и деятельность, рассматриваемая как раз так, как регулируемая отражением. Тогда такую деятельность можно по определению назвать психической и ввести ее в пред- мет изучения психологии.
Здесь трудность номер два. Обыденное сознание ищет отличия предмета од- ной науки от другой в отличии вещей. Это глубокое заблуждение, науки не отли- чаются друг от друга по «вещам», они отличаются по предметам исследования.
Философ сказал бы торжественно: по формам движения материи, по особым взаи- модействиям, которые открываются перед той или иной областью знания. Принято цитировать опять ленинский пример: знаменитый стакан. Я могу бросить стакан (ну,
я конечно, перевираю цитату, вернее, я передаю ее, не цитируя, а воспроизводя мысль), и тогда он выступит как предмет для метания и, следовательно, откроет какие законы? Что будет характеризовать стакан как брошенный? Мы будем гово- рить: баллистические, то есть механические, законы. Он обязательно подчинится физическим законам. Предлагаю сделать не со стаканом такое, я могу сделать с лю- бым присутствующим, благо мы на третьем этаже, это будет очень наглядно, если у меня хватит на это физических сил. Не знаю, я могу попросить кого-нибудь мне помочь в этом эксперименте. Взять вот товарища, сидящего здесь поближе к окну,
качнуть его и выбросить в окно. По каким законам произойдет его падение? Он себя обнаружит как что? Как человек? Нет. Как живое тело? Нет. Как что? Как тело не- живое. Правда, я тут немножко погрешил против точности, он же будет дергаться во время падения, ну и чуть-чуть внесет поправочки, что-то будет меняться, он то распластается, то соберется, правда? Сопротивление будет то возрастать, то падать,
вот только и вся разница, может сместиться центр тяжести в своей конфигурации,
но это пустяковые поправки, в общем же, вы пойдете, конечно, по законам при- родным. Я продолжаю ленинский пример. К стакану же можно подойти как к ци- линдру, и тогда это предмет — чего? — стереометрии. Но ведь можно подойти ина- че: как к продукту производства, и тогда стакан в товарном обществе, в условиях товарного производства, выступит как товар. Вещь обнаружит такое удивительное свойство, как, например, стоимость. А соответственно, будет иметь и цену. Будет стоить столько-то копеек или, может быть, если очень хороший стакан, столько-то

289
ОТВЕТЫ
НА
ВОПРОСЫ
рублей. И, заметьте, обнаружит еще какое-нибудь хитрое свойство, которое вы в вещи найти не можете. Стоимость ведь не заключена в вещи.
Я напомню Маркса: никакой химический анализ, никакое рассечение, никакой микроскоп не обнаружит ни одного грана, ни одного атома стоимости, его нет, это не вещественное свойство, это парадоксальное свойство, так сказать, оно сверх- чувственное. А ведь как же политическая-то экономия занимается вот этими свой- ствами? Значит, коротко: вещи сами по себе не рассказывают, какой науке они принадлежат, науки рассматривают не вещи, а науки о вещах не бывает. Науки рас- сматривают вещи в определенных отношениях, в определенных свойствах, в опре- деленных взаимодействиях. И знание этих взаимодействий исчерпывает знание мира вещей, предметного мира. За взаимодействием, пояснял Энгельс, нет ничего. Если вы изучили вещь во всех взаимодействиях (теоретически возможных) и полностью изучили во всех этих взаимодействиях, то тем самым вы изучили всю вещь. Ничего сверх этого нет. Свойство и есть то, что обнаруживает вещь в том или другом взаи- модействии. Поэтому в процессах обмена она обнаруживает себя как обладающая стоимостью; в системе взаимодействия с другими вещественными телами — как об- ладающая физическими, механическими свойствами; в химических взаимодействи- ях — как химическое вещество; это одна и та же вещь и в то же время — предмет разных наук. Вот поэтому я говорю: всякая деятельность, опосредствованная психи- ческим отражением, рассматривается как опосредствованная этим отражением. По- нятно, потому что деятельность может рассматриваться и в другой системе отно- шений. Какой, каких отношений, каких связей, каких взаимодействий? Жизнь —
отражение, жизненные процессы, правда? Деятельность и — что? — отражение. Если мы поставим вопрос о том, как психическое отражение в другой его форме ори- ентирует наше действие, внешние процессы, ну, если хотите, наше приспособле- ние к окружающему миру, то вы будете решать какую задачу? Психологическую,
конечно. Вас ведь интересует только один процесс — управление отражением, уп- равление сознанием, если хотите. Вы можете рассматривать труд в системе техноло- гии производства. Вы понимаете разницу между производством и технологией про- изводства? Наверное, вы уже изучали политическую экономию? Если да, то для вас здесь нет вопросов. Производство и технология производства, технологический про- цесс производства — это понятия отнюдь не тождественные, это просто разные по- нятия. Нет производства без технологии, но технология еще не есть производство.
Вот с такими вещами мы все время встречаемся в психологии, почему я и оста- новился на этом вопросе, на который, на первый взгляд, я мог отделаться фор- мальным ответом. Я придерживаюсь такой точки зрения. Я лично думаю, с терми- нологической точки зрения, мы можем смело называть «психическая деятельность»
и вводить в предмет психологии любую по форме деятельность, если она отвечает одному требованию: если она опосредствована, то есть управляется, ориентируется субъективным образом мира, реальности в широком смысле, и образом самого себя тоже. Это тоже реальность, не обязательно внешнего мира. Реальность — это широ- ко очень сказано, реальность — это прекрасное слово. Объективная реальность, то есть от мысли об этой реальности не зависящая.
Я при этом должен сделать еще одно прибавление к определению: эту дея- тельность в психологии (потому мы и называем ее психической) мы рассматриваем именно в этой связи, в этих отношениях. Сознание и деятельность, психика и дея- тельность, чувствительность и деятельность — подставляйте здесь все, что хотите,
лишь бы первый член принадлежал бы к категории субъективного образа объектив- ной реальности, то есть психического отражения некоторой реальности, независи-

290
ВНИМАНИЕ
И
ПАМЯТЬ
ЛЕКЦИЯ
31
мой от своего отражения. Товарищи, ясно я ответил на вопрос? Потому что это очень важно ясно понять, иначе мы вечно будем спотыкаться.
Я перехожу к другому вопросу. Вторая записка касается приведенного мной примера, или, даже осторожнее, приведенной мной на прошлой лекции иллюстра- ции. Я говорил о том, что принято различать память сенсорную и память двигатель- ную. И сказал, что иногда это очень смешным образом расходится. Ноги помнят, куда идти, а образ остается не фиксированным и ноги ведут не туда, потом человек вспо- минает: ах, да ведь сейчас там же будет написано «Вход с другой стороны». Товари- ща, приславшего записку, смущает этот пример. Он выражает это смущение так: во втором случае, может быть, срабатывает не моторная, то есть не мышечная, не дви- гательная, память, а память на факт неудачи. Дискредитация, так сказать, прежде пройденного или привычного пути. Видите ли, вопрос страшно простой. Я ведь при- вел это в качестве иллюстрации потому, что при первом подходе к описанию явле- ний памяти я хотел сразу решить задачу анализа и доказательства. Сомнение, выска- занное в этой записке, не очень понятно, потому что как раз моторная-то неудача и не запомнилась, правда? Не запомнилась, продолжала действовать вот эта «память ног», двигательная, ее иногда в шутку называют «лошадиная» память. У лошадей это развито очень здорово. Но, безотносительно к постановке этого вопроса в данной записке, существуют многочисленные, в свое время, то есть в конце XIX—начале XX
века, надоевшие опыты по изучению специальной двигательной памяти. Ну, как их можно изучать? Их можно изучать следующим образом. Я беру такие примеры ужасно обкатанных опытов, обкатанных — это значит сто раз с маленькими вариациями и с одними и теми же результатами. Ну, например, опыты с кинематометром (такой при- бор был построен): лобзик опирался на рейку, вам давали такой стерженек в руку,
отводили руку вот так, как я показываю, вам видно, под некоторым углом, а затем говорили: поставьте на то же место. Раз — и поставил, точность воспроизведения,
число раз, которое надо было отвести, чтобы получить точное воспроизведение…. Опы- ты с какой памятью? Я ее назвал просто двигательной, а вы скажете: «Э, нет, это
Вы, товарищ профессор, упрощаете. Тут ведь чувство мышечное, суставное и т.д.».
Товарищи! Мы очень часто производим не лишенные оснований отождествле- ния моторного с проприоцептивным. Вот недавние опыты, они были завершены два месяца тому назад, о них рассказывал профессор Соколов Евгений Николаевич, он вел их в знаменитом Массачусетском технологическом институте в Соединенных
Штатах, где был длительное время. Высвечивают четыре точки; задача, которую по- лучает испытуемый: обвести последовательно четыре точки, то есть сделать четыре фиксации на этих точках. Бац, точки погасли — продолжайте, глаз точно также по- падает на те же точки, то есть бывшие точки. На кинескопе их уже нет, они не выс- вечены больше, а измерения ведутся точные, движением глаз. Евгений Николаевич мне говорил: «Я занимался памятью». Какая память? Глаз видит движения? Ну, вся- кий же так скажет. А, вместе с тем, какая это память? Сигналы-то какие шли? В дан- ном-то случае — проприоцептивные, потому что зрительного сигнала ведь не посту- пало. Ведь темнота, ведь ничего не видно, ведь точки-то больше не высвечиваются.
Там регистрация с помощью инфракрасного излучателя, отраженного от склеры, от роговицы глаза — и все в темноте. Как это назвать? А вот еще XIX век. Нет, начало
XX века. Я говорил «кинематометр», а теперь динамоскоп. Ручечка с сопротивлением усилию, стрелочка, которая указывает усилие, приложенное к кнопке. Ну, вроде как пружинные весы. И вот я нажал до деления 20, еще раз нажал, а теперь мне говорят:
делений вы не видите, закрыты экраном, нажмите так же. Это какая память? Сен- сорная. А ножная память тоже двигательная, ведь там же идет просто непрерывная

291
ОТВЕТЫ
НА
ВОПРОСЫ
сигнализация. Проприоцептивную чувствительность вы изучали: это что? Это и сус- тавная сумка, правда? это и мышечная собственно чувствительность, это даже еще и кожная, которая здесь тоже участвует, в руке, например, обязательно, потому что вы имеете еще афферентацию, идущую со стороны кожи, собственно кожи, более глубоких слоев, сустава, мышц. Вот этот комплекс мы в общем и называем пропри- орецепцией, сигнализацией движения. Так же мы относим к проприорецепции оцен- ку положения, опять по сигналам. Конечно, без сигналов ничего не выйдет. Я наста- иваю на том, что это практически разные явления, которые можно описывать как явления сенсорной и двигательной памяти, с той, однако, оговоркой, что, конеч- но, когда мы говорим о моторной памяти, памяти движения, двигательной памяти,
памяти мышечной, то мы должны учитывать, что всегда процесс имеет сенсомо- торную структуру, то есть, если говорить в широком смысле этого понятия, рефлек- торную структуру, включая и, как иногда говорят, кольцевую, то есть составную рефлекторную или, как я недавно вам рассказывал (отличный термин Ланге), — кру- говую структуру, в которую все время входят постоянные элементы. Но если мы ог- раничимся этой структурой, нам вообще не о чем говорить, кроме общих вопросов.
Ну, например, как бы вам понравилось, если бы я сказал так: процесс восприятия имеет рефлекторную структуру. Он имеет сенсорное звено — афферентное. Централь- ное звено — эффекторное звено, и оно, в свою очередь, может становиться сенсор- ным путем обратных связей. Скажем, пришли мы с вами к вниманию, я сказал то же самое. Пришли к памяти, а я сказал, она тоже имеет рефлекторную структуру. Что я сказал, собственно? Я высказал некоторые общие положения, которые стали бессо- держательными. Я сказал нечто такое общее, что распространяется вообще на любой жизненный процесс — и поэтому ничего не сказал. Приходится всегда условно выч- ленять, ориентируясь на вклад того или другого структурного момента, структурного элемента, и отсюда возникают такие, например, описательные, очень верные расч- ленения, как двигательная и сенсорная память. Потому что все-таки, простите меня,
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   51


написать администратору сайта