Главная страница
Навигация по странице:

  • Разновидности житийных текстов

  • Житийный цикл о Борисе и Глебе

  • Житие Феодосия Печерского

  • Агиографическое творчество Епифания Премудрого

  • РЛИК Ответы. Лекции по рлик Народная культура содержание и история понятия


    Скачать 236.26 Kb.
    НазваниеЛекции по рлик Народная культура содержание и история понятия
    Дата06.09.2018
    Размер236.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРЛИК Ответы.docx
    ТипЛекции
    #49949
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    В заключении обычно содержится благодарение Бога, призыв к восхищению подвигом и чудесами святого, молитва к нему с просьбой о покровительстве. Перечисляются посмертные чудеса. Последнее слово жития – «Аминь». Житийное повествование отличается высоким риторическим стилем, имеет не исторический или психологический, а нравственно-назидательный характер, описывает не столько внешние факты биографии, сколько идеальный образ святого. житие не ставит своей целью исчерпывающе пересказать биографию, как икона не стремится передать абсолютное портретное сходство. У него, как и у иконы, совершенно другая задача.

    Житие рисует духовный портрет святого, рассказывает о его пути к святости, о типе его подвига. Для автора жития важно продемонстрировать искусство спасения, образец идеальной безупречной жизни. Житие на протяжении всего текста показывает движение к святости. Практически все индивидуальные черты характера скрадываются. Автор жития оставляет в тексте лишь то, что важно с точки зрения житийного канона. Для автора жития не важна эстетическая природа текста.

    Разновидности житийных текстов:

    • Жития мартирии( о мучениках, борцах за веру) Самый первый по времени возникновения агеографический текст. Герои этих текстов стараются подражать Христу, сознательно принимают на себя страсти Христа. («Житие Феодосия Печерского», тема идеального христианского героя, ушедшего из «мирской» жизни, чтобы подвигами заслужить жизнь «вечную» (после смерти)

    • Жития святых, добровольно принявших на себя подвиг затворничества и юродства. (легенда о Алексее Человеке божием)

    • Жития о князьях-мучениках (сюжет о Борисе и Глебе) или князь может воплощать идею о гражданском долге (житие Александра Невского)

    • Жития о святых женах (житие Святой Ирины)

    Житийный цикл о Борисе и Глебе:

    Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого[1]. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Этот цикл нашел отражение в разных жанрах: «Повесть временных лет», «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», «Сказание и страсть и похвала», «Сказание о чудесах».

    Все эти произведения имеют свою специфику.

    По Сказанию после смерти великого князя Владимира власть в Киеве захватил его пасынок, князь Святополк. Опасаясь претендентов на престол - многочисленных родных детей великого князя, Святополк прежде всего подослал убийц к самым старшим из них — Борису и Глебу.

    Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но присланные Святополком убийцы — вышегородцы, вошли к молящемуся в шатре Борису и закололи его копьями.

    Посланец от Ярослава передаёт Глебу весть о кончине отца и убийстве брата Бориса. Сестра Предслава предупреждает Ярослава, что Святополк собирается устранить и его. Святополк отправил гонца к брату Глебу с ложным известием, что его отец князь Владимир болен и желает видеть Глеба. Когда Глеб, опечаленный скорбью, плыл по реке в ладье, его настигли посланные Святополком убийцы.

    Сам летописный текст говорит о братьях, как о «страстотерпцах Христовых», заступниках Земли Русской. Федотов писал, что тип святости Бориса и Глеба не был знаком византийской традиции. Житие сосредоточивает внимание на гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.

    Житие Феодосия Печерского

    Житие создано Нестером (XII в) Феодосий Печерский был одним из основателей монашества на Древней Руси. Это первое преподобническое житие, житие святого-монаха. Описывая Феодосия Печерского, автор говорит о том, что герой с ранних лет проявляет уникальное благочестие. Автор жития вносит в текст динамизм (живое начало) : в сюжете присутствует мать Феодосия. Она представляет собой антигероя жития – самый главный противник на жизненном пути сына. Летописец приводит рассказ, как она сопротивлялась аскетизму и благочестию сына: избивает его, сажает на цепь, срывает с него вериги, объявляет награду за его розыск, когда Феодосий уходит в монастырь. В ее описании преувеличены физические недостатки (тучность, мужеподобность).

    Образ Феодосия характеризуют любовь и милостивость к ближним. Он тихий, ласковый, смиренный, раздаёт все, что у него ни попросят.В житие показана отчаянная материнская любовь. Феодосий уходит в Киев в отсутствие матери. Она в течение 4 лет ищет сына, а когда находит, Феодосий сначала не хочет ее видеть. Когда они наконец видятся, Феодосию удается уговорить мать уйти в женский монастырь. Когда автор пишет об аскетизме, он говорит о потаенности аскезы. Житие выстроено, как ряд отдельных новелл, в каждом из которых Феодосий борется с самим собой. Автор вводит фрагмент нежитийного характера (быличка). – герой не заботится о своем внешнем виде.

    Агиографическое творчество Епифания Премудрого

    Православный святой, агиограф. Известен как составитель житий преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского. Жил в конце XIV — начале XV века, в Ростове.

    Стефан Пермский

    Предстает просветителем, занимается миссионерским делом в Пермском крае, приобщает язычников к традициям христианской культуры через книги и проповеди.

    Миссионерская деятельность духовная и материальная. В житие герой уподоблен Кириллу и Мефодию, выступает как достойный преемник Владимира I. В центре полемика героя с волхвом Паном. Стефан предлагает испытать силу язычества и христианства (войти сначала в ледяную воду, затем в огонь костра)

    Своеобразие «Жития Стефана Пермского» заключено в том, что собственно событиям здесь уделялось не так много внимания. Главной была лирическая стихия. Соответственно, в агиографии Епифания Премудрого соединялись сюжетные и внесюжетные элементы.Агиограф использует любую возможность, для того чтобы уклониться от однообразной передачи событий. Раскрытию духовного смысла происходящего посвящены, например, небольшие лирические фрагменты, представляющие собой учительные трактаты и одновременно панегирические речи.

    Житие Сергия Радонежского

    Деятель XIVвека, но житие пишется в первое десятилетие XVвеке, затем было переработано в середине столетия.

    Сергий Радонежский в XIVвеке утверждает новую форму монастырского жития. Пещерное монастырство ->Феодосий Печерский вывел монахов из пещер, монастыри стали городскими или пригородными.

    Преподобный Сергий поддерживал объединительные усилия Москвы для возвеличивания и укрепления Русского государства. Сергий Радонежский был одним из вдохновителей Руси на Куликовскую битву. Особое значение имела поддержка и благословение его Дмитрию Донскому накануне сражения. Именно это обстоятельство и придало имени Сергия звучание национального единства и согласия.

    Композиция жития, повествующего о Сергии Радонежском, соответствует принятым канонам. Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития».

    Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».

    Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

    Непосредственный лиризм и теплота чувства, психологическая наблюдательность, умение подмечать и запечатлевать окружающий человека пейзаж, неожиданные для литературы подобного рода образно-выразительные средства — все это характеризует художественную манеру письма Епифания Премудрого. В «Житии Сергия Радонежского» чувствуется большая художественная зрелость писателя, выражающаяся в сдержанности и выразительности описаний. Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта